Слайд 1Теоретические подходы к пониманию организаций и их положения
Слайд 2Теоретические подходы делятся на:
Механистический
Бюрократический
Структурно-функциональный
Слайд 3Механистический подход
Школа научного менеджмента Фредерика Уинслоу Тэйлора (1923) активно исследовала
время и движения, освещение и температуру, интервалы отдыха и другие
условия среды, которые влияли на работу, но всегда относительно критерия производительности.
Слайд 4Такой подход к способам повышения производительности соответствовал системе стимулирования, обучения
и сопровождения персонала, которые были сконцентрированы на проблемах максимальной производительности.
Слайд 5Другими словами, индустриальная психология того времени разрабатывала скорее область эффективной
производительности, чем поведение в организации и поведение организаций. Однако в
то время она не включала системные переменные, что не позволило в полной мере исследовать различия в природе организаций и проблемы организационных изменений.
Слайд 6Основная часть исследований была сконцентрирована на том, как можно лучше
всего подобрать и адаптировать людей к условиям деятельности и организационным
функциям. Ориентация исследователей такого подхода, в основном, прагматическая, и устройство организации рассматривалось подобно устройству машины. Основная проблема, анализируемая в этих работах, состояла в том, как сделать деятельность организации более эффективной.
Слайд 7Ученые рассматривали организацию, скорее как машину, а проектирование организаций как
конструирование механического устройства с определенными спецификациями для выполнения ключевой задачи.
В дальнейшем такой подход к исследованию организаций получил название механистический.
Люди рассматривались как «дополнения к машинам». К примеру, скрупулезно фиксировались движения руки рабочего для того, чтобы достигнуть наиболее эффективного выполнения отдельной задачи и всего технологического процесса.
Изучения времени и движений были основными инструментами.
Периоды отдыха во время рабочего отдыха анализировались с позиций оптимального восстановления сил сотрудника.
Были разработаны технологические карты работы и индивидуальные профили специалистов, которые им соответствуют. Все это делалось для того, чтобы устранить неопределенность в технологии и способах деятельности организации.
Слайд 8Изучения времени и движений были основными инструментами.
Периоды отдыха во
время рабочего отдыха анализировались с позиций оптимального восстановления сил сотрудника.
Были разработаны технологические карты работы и индивидуальные профили специалистов, которые им соответствуют. Все это делалось для того, чтобы устранить неопределенность в технологии и способах деятельности организации.
Слайд 9Бюрократический подход
Вебер (1947) инициировал распространение бюрократических теорий организаций и структур
управления, а именно, модель классической бюрократии.
Этот подход был обусловлен
фундаментальными проблемами формализации и легитимации в структуре управления организацией.
С помощью этих механизмов разрабатывались и санкционировались принятие решений и организационные роли для эффективного функционирования организации.
Слайд 10По Веберу, идеальный тип бюрократической организации имеет следующие достоинства:
Управленческая деятельность
осуществляется постоянно, а не ситуативно
Точно определена сфера власти и компетенции
каждого уровня и специалиста в аппарате управления
Иерархия власти образует основной принцип контроля за деятельностью чиновника (управленца)
Чиновник отделен от собственности на средства производства, а должность отделена от человека, выполняющего административные функции
Управленческие функции документируются и четко регламентируются
В управлении господствует принцип безличности
Слайд 11Главное достоинство бюрократии (по Веберу) - это высокая хозяйственно-экономическая эффективность:
точность, быстрота, компетентность, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация,
минимум конфликтов и экономичность в управлении.
НО: Аппаратная бюрократия имеет тенденцию к такой организации работы, которой явно недостаточно для внутренней мотивации и полного включения персонала. Это приводит к низкой эффективности работы в изменяющихся условиях и нестандартных ситуациях.
Как следствие — в бюрократической организации ощущается недостаток спонтанности и творчества в проявлениях персонала. А именно они и составляют основу инициативы в экономической деятельности.
Исключительный акцент на выполнении правил может уничтожить этот творческий аспект организационного функционирования.
Слайд 12Структурно-функциональный подход
Структурный функционализм принимает за основу социальные переменные как основные,
а не концентрируется, в отличие от механистического подхода, исключительно на
организационном проектировании для эффективного производства.
При структурно-функциональном подходе в основном исследовались социальные функции организаций (прямые и косвенные), а цель организации трактовалась как обслуживание широкой социальной группы, а не только интересов узкой группы собственников.
Слайд 13Например, функция промышленного производства рассматривалась не как создание прибыли для
его владельцев, а как обеспечение рабочих мест для рабочих и
помощь экономике общества.
Другими словами, основой в подходе является наличие достаточного согласия (баланса) интересов среди подгрупп в обществе и организации, цель согласия — поддержать социальную стабильность и равновесие в обществе.
Однако недостатком структурно-функционального подхода является признание однозначной необходимости социальной ориентации в деятельности организации, хотя скорее такая необходимость должна быть исследована и доказана, чем просто принята как данность.
Вместе с тем, именно в структурно-функциональном подходе социальные переменные развернуто включены в научное представление об организациях. Это позволило в дальнейшем рассматривать организации более многомерно и целостно.
Слайд 14Напряженные отношения в пределах организации, прежде всего, складываются из-за слишком
большого стремления к эффективности и/или стабильности. Это неизбежно ведет к
нарушению внутреннего обменного равновесия, поскольку служащие, например, могут терять мотивацию к более качественному выполнению работы.
Напряженные отношения также могут возникать тогда, когда организация не сориентирована на интересы потребителей, например в ассортименте, цене и качестве.
В этих случаях дисбаланса, организация стремится восстановить равновесие.
В заключение можно сказать, что структурный функционализм обозначил такие важные проблемы в теории организаций как принципы вовлечения людей в организацию, распределение излишков в обменных отношениях, а также причины организационных ролей и конфликтов.