Слайд 1Теория
Мифологическая школа;
Культурно-историческая школа;
Сравнительно-историческая школа;
Формализм;
Социологическая методология советского литературоведения;
Семиотика;
Деконструкция, неомифологизм, психопоэтика и
др.
Слайд 2Поэтика (греч.) – это совокупность приёмов для выражения художественно-мировоззренческих установок;
структура литературного произведения, поэтическая форма, техника.
Общая (Аристотель)
Историческая (А.Н. Веселовский)
Индивидуальная
Слайд 3Фольклор
(Устное народное творчество)
Коллективное творчество;
«…в фольклоре удерживаются только такие формы,
которые для данного коллектива оказываются функционально пригодными. Как только форма
утрачивает свою функцию, она отмирает в фольклоре, тогда как в литературном произведении она сохраняет своё потенциальное существование. Для фольклора характерна ориентация на langue, а для литературного произведения на parole. В фольклоре неразрывное влияние цензуры на произведение, в литературе это влияние косвенное» (П.Г. Богатырёв, Р.О. Якобсон «Фольклор как особая форма творчества», 1929);
Каноническое искусство;
Искусство «информационного парадокса» (Ю.М. Лотман). Весь фольклор основан на повторе;
Синкретическое искусство (лат. syncretismus — соединение обществ). «Синкретизм – сочетание ритмованных, охрестических движений с песней-музыкой и элементами слова» (А.Н. Веселовский);
Мифологическое творчество.
Слайд 4Архаичное мироустройство описывается системой бинарных оппозиций:
Свой / чужой,
Близкий / далёкий,
Жизнь
/ смерть,
Священный (сакральный) / мирской,
Верх / низ, небо / земля,
День
/ ночь,
Зима / весна,
Север / юг, запад / восток,
Суша / море,
Солнце / луна,
Мужское / женское,
Чёт / нечет,
Правый / левый и др.
Слайд 5В.Я. Пропп «Исторические корни волшебной сказки» (1928)
Постоянными, устойчивыми элементами сказки
служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как
они выполняются.
Последовательность функций всегда одинакова.
31 функция выполняется 7 группами персонажей.
Типажи: вредитель, даритель, герой, помощник, отправитель, царевна (или её отец), ложный герой.
Сказка представляет собой идеальную модель прозаического произведения.
Слайд 6 Цикличность русской истории. «Новое средневековье».
«В начале было слово».
Мир есть книга. Владеющий словом владеет Божественным откровением.
Логоцентричный +
теоцентричный тип культуры. Ситуация билингвизма.
Средневековая литература (XVI – XVII века) связана и с христианством и с язычеством (культ рода и земли были сильны).
Феномен «народного православия».
Регламентированность бытия. Брожение мировоззренческое начинается с ростом городов (XV век).
Средневековое искусство не светское, а церковное. Процесс секуляризации (обмирщвления) начинается только в XVII веке. Искусство и культура развиваются под сильнейшим влиянием Византийского (в 1453 г. турки захватили Византию). Христианская идея проявляется и в тематике, и в прагматике, и в специфических особенностях построения произведений. Так, в живописи – обратная перспектива.
Слайд 7Этикетность (литературный этикет); ориентация на образцы.
Топика
(общие места)
– loci communes (постоянные формулы).
Слайд 8«Стиль монументального историзма
(XI – XIII вв.)» (Д.С. Лихачёв)
В своём
отношении к историческим событиям летопись прямолинейно официальна.
Человек не индивидуален,
он социален. Человек хорош тогда, когда он соответствует своему социальному положению. Княжеский идеал наиболее разработан – светский идеал.
Над сложной системой политических отношений вырастала не менее сложная иерархия чести.
Слайд 9Эксперессивно-эмоциональный стиль (XIV – XV вв.)
Стиль «плетения словес».
Абстрактный психологизм.
https://www.youtube.com/watch?v=oGezxLHyCrA&t=8659s
Слайд 10Жанры в древнерусской литературе определялись функциональным назначением
Летописи (погодная запись). Летописи
ведутся, с XI века, со времён Ярослава Мудрого. Гипотеза А.А.
Шахматова: 1039 г. – Древнейший Киевский свод (при храме Софии); 1073 (74) – первый Киево-Печерский свод монаха Никона; 1093 г. – второй Киево-Печерский свод игумена Иоанна; 1112 – 1113 гг. Нестор завершил. С начала XV века – московское летописание. Параллельно мощная традиция в Новгороде (до XVII века). Списки.
«Повесть временных лет»: погодная запись (мирно бысть), летописный рассказ (об ослеплении Василька Теребовльского), летописное сказание (о княгине Ольге), летописная повесть (близка агиографии, в основном это повествование о смерти князя).
Слайд 11Жития (биографии святых). Для богослужения и индивидуального чтения (Четьи-Минеи).
Ораторская
проза: торжественная (Феофан Прокопович) и учительская, или дидактическая («Поучение Владимира
Мономаха»).
Переводная литература,
Патерики (сборник изречений святых отцов, подвижников или рассказов о них), Изборники, «Пчёлы», травники, лечебники и пр.
«Слово о полку Игореве» (конец XII века). Не укладывается ни в какую жанровую традицию (гибрид): соединение плача, славы, песни). «Слово» соединяет устную и письменную, фольклорную и книжную традицию. Либо это либо сколок с утраченной традиции, либо формирование нового.