Слайд 1Теория и методика физического воспитания
Средства физического воспитания
Слайд 2Средства физического воспитания
1. Физические упражнения
2. Оздоровительные силы природы
3. Гигиенические факторы
Слайд 3Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1. физические
упражнения
2. оздоровительные силы природы
3. гигиенические факторы
Слайд 4Физические упражнения
Являются основным специфическим средством физического воспитания
Слайд 5Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы
являются вспомогательными средствами физического воспитания
Слайд 6Средства физического воспитания
Слайд 7Физические упражнения
это такие двигательные действия, которые направлены на
реализацию задач ФВ, сформированы и организованы по его закономерностям
Слайд 8Физические упражнения
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от
умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его
частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторность действия человека и совершения способа исполнения этого действия.
Слайд 9Физические упражнения
Таким образом, физическое упражнение рассматривается,
с одной стороны, как
конкретное двигательное действие,
с другой – как процесс многократного повторения
Слайд 10Содержание физических упражнений
это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих
в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в
организме, степень проявления физических качеств и т.д.)
Слайд 11Содержание физических упражнений обусловливает:
их оздоровительное значение,
образовательную роль,
влияние на личность.
Слайд 12Оздоровительное значение
Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки
организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих
случаях вызывает лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других – уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Слайд 13Образовательная роль
Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде
и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся
учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.
Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движения в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.
В процессе занятий ФУ происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.
Слайд 14Влияние на личность
ФУ требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных
качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями, в процессе
занятий ФУ человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность).
Занятия ФУ как правило проводятся в коллективе. При выполнении ФУ во многих случаях действия одного занимающегося зависят или определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действия. Это проявляется во многих спортивных играх. Умения быть сдержанным, подчинит себя воле коллектива, найти одно единственное правильное решение и помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях ФУ.
Слайд 15Под техникой физического упражнения
понимают способы выполнения двигательных действий,
с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей
эффективностью
Слайд 16В физическом упражнении выделяют три фазы
подготовительная,
основная или ведущая и
заключительная
(завершающая).
Слайд 17Подготовительная фаза
предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи
действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при
метании диска.
Слайд 18Основная фаза
состоит из движений, с помощью которых решается главная задача
действия (стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и
финального усилия в метании диска).
Слайд 19Заключительная фаза
завершает действие (пробежка по инерции после финиша, движения для
сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в
метаниях).
Слайд 20Биомеханические характеристики отдельных движений.
Различают:
пространственные,
временные,
пространственно-временные и
динамические
характеристики движений.
Слайд 21Пространственные характеристики
К ним относятся:
положение тела и его частей (исходное
положение и оперативная поза в процессе выполнения движения),
направление,
амплитуда,
траектория.
Слайд 22Исходное положение
От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий.
Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в
прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат
Слайд 23Определенная поза
Не менее важную роль играет и определенная поза в
процессе выполнения упражнения. Оттого насколько она будет рациональной, зависит конечный
результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.
Слайд 24Направление движения
Направление движения влияет на точность двигательного действия и его
конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании
копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие каждый раз выбирают такое направление которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.
Слайд 25Амплитуда движения
Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных
или основных фазах движения.
Во многих случаях она определяет:
длительность
приложения сил и следовательно величину ускорения (что очень важно для результата в метаниях);
полноту растяжения и сокращения мышц;
эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и художественной гимнастик, фигурного катания на коньках. Амплитуда движения зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.
Слайд 26Траектория движения
Существенное значение для эффективности ФУ имеет траектория движения. По
форме она может быть криволинейной и прямолинейной. Во многих случаях
оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесообразными затратами мышечных усилий. В других случаях предпочтительным является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании).
Слайд 27Временные характеристики
К ним относятся:
длительность движения и
темп.
Слайд 28Длительность упражнения
Длительность упражнения в целом (бега, плавания) определяет величину его
воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного
действия
Слайд 29Темп движения
Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От
него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег,
плавание). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.
Слайд 30Пространственно-временные характеристики
это скорость и ускорение.
Они определяют характер перемещения
тела и его частей в пространстве. От скорости движения зависят
их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний)
Слайд 31Динамические характеристики
Они отражают взаимодействие
внутренних и
внешних
сил в процессе движений.
Слайд 32Внутренними силами являются:
силы активного сокращения – тяги мышц,
силы упругого,
эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок,
реактивные силы.
Слайд 33К внешним силам относятся:
силы реакции опоры,
гравитационные силы (сила тяжести),
трения и сопротивление внешней среды (вода, воздух, снег),
инерционные силы
перемещаемых предметов.
Слайд 34Ритм
Как комплексная характеристика техники ФУ отражает закономерный порядок распределения усилий
во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание
и уменьшение) в динамике действия.
Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.
Слайд 35Критерии оценки эффективности техники
Под педагогическими критериями оценки эффективности техники понимаются
признаки, на основе которых преподаватель может определить, оценить меру соответствия
наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия.
Слайд 36Используются следующие критерии оценки эффективности техники:
результативность ФУ (в том числе
и спортивный результат)
параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том,
что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники
разница между реальным результатом и возможным
Слайд 37Классификация физических упражнений
Классифицировать ФУ – значит логически представлять их как
некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно
определенным признакам.
Слайд 38Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания
Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие ФУ постепенно
аккумулировалось всего в четырех типичных группах:
гимнастика,
игры,
спорт,
туризм.
Слайд 39В системе физического воспитания гимнастика, игры, спорт и туризм дают
возможность:
обеспечить всестороннее воспитание человека;
удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей
в сфере ФВ;
охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни – от элементарных детский подвижный игр, до занятий упражнениями из арсенала ЛФК в пожилом возрасте.
Слайд 40Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку
По этому
признаку все ФУ группируются по их воздействию на:
мышцы рук,
ног,
брюшного пресса,
спины.
С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка).
Слайд 41Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание
отдельных физических качеств
Упражнения классифицируются по следующим группам:
скоростно-силовые
виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания)
упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание)
упражнения, требующие высокой координации движения (акробатические, гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках)
упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование)
Слайд 42Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения
По
этому признаку выделяют:
циклические,
ациклические и
смешанные упражнения.
Слайд 43Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности
По
этому признаку различают:
упражнения максимальной,
субмаксимальной,
большой и
умеренной мощности.
Слайд 44Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации
Все упражнения
объединяют в три группы:
соревновательные
специально-подготовительные
общеподготовительные.