Слайд 1Теория и методика развития связной речи
Слайд 21. Понятие связной речи и ее значение
Связная речь — смысловое
развернутое
высказывание (ряд логически сочетающихся
предложений), обеспечивающее общение и
взаимопонимание людей.
Речь может быть
несвязной по двум причинам:
связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего;
связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Слайд 3Основная функция связной речи
коммуникативная.
Две основные формы:
диалог
монолог
Эти две
формы речи отличаются мотивами.
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее
содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.
Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Слайд 5Связная речь
Ситуативная
Контекстная
Ситуативная речь:
Связана с конкретной наглядной ситуацией и не
отражает полностью содержания мысли в речевых формах.
Она понятна только при
учете той ситуации, о которой рассказывается.
Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.
Контекстная речь:
Ее содержание понятно из самого контекста.
Сложность - требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
В большинстве случаев:
ситуативная речь имеет характер разговора
контекстная речь — характер монолога.
Слайд 6
ЗНАЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого
и умственного воспитания детей.
Ребенок учится мыслить, учась говорить, но
он также и
совершенствует речь, учась мыслить.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции:
Помогает ребенку устанавливать связи с окружающими
людьми,
Определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что
является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание:
Пересказы литературных произведений, самостоятельные
детские сочинения развивают образность и выразительность
речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Слайд 7Основные виды связной речи, в которых осуществляется
монолог:
описание,
повествование,
элементарные рассуждения.
ОПИСАНИЕ -
сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности (развернутая словесная
характеристика предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии»)
ПОВЕСТВОВАНИЕ - сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности.
(сообщение о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику»)
Слайд 8РАССУЖДЕНИЕ - особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов
(явлений).
В структуру монолога-рассуждения входят:
Исходный тезис (информация, истинность или ложность которой
требуется доказать),
Аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса),
Выводы.
Слайд 9Характеристики развернутых высказываний:
Связность,
Последовательность,
Логико-смысловая организация сообщения.
Слайд 10В современной лингвистической литературе для
характеристики связной развернутой речи
применяется категория «текст».
Основные признаки текста:
Грамматическая связность
Тематическое единство,
Смысловое единство
Структурное единство.
Слайд 11Факторы связности сообщения:
Последовательное раскрытие темы в следующих друг за другом
фрагментах текста,
Взаимосвязь тематических и рематических элементов (данное и новое) внутри
и в смежных предложениях,
Наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.
Слайд 12Синтаксическая организация сообщения как единого целого.
Средства межфразовой и внутрифразовой
связи:
лексический
и синонимический повтор,
местоимения,
слова с обстоятельственным значением,
служебные слова и др.
Слайд 13Последовательность изложения.
Наиболее распространенный тип - последовательность сложных соподчиненных отношений:
временных,
пространственных,
причинно-следственных,
качественных.
Нарушения последовательности изложения:
пропуск,
перестановка членов последовательности,
смешение разных
рядов последовательности.
Слайд 14Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой
организацией.
Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное
единство:
Овладение навыками
логико-смысловой организации высказывания
способствует четкому, спланированному изложению мысли, т.е.
произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности.
Слайд 152. Особенности овладения детьми
связной речью
Слайд 203. Разговор с детьми в процессе повседневной жизни - основной
путь развития диалогической речи.
Разговорная речь — наиболее простая форма устной
речи.
Поддерживается собеседниками,
Ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др.
Собеседникам обычно известен предмет обсуждения.
Более проста по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.
Слайд 21Беседа —
своеобразный диалог, направляемый определенной темой.
Цель беседы —
обсудить, выяснить какой-то вопрос.
Для ведения беседы нужна предварительная подготовка
участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения.
Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых.
Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
Слайд 22Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни:
Языковая сфера
(форма ответа, вопроса),
Речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность),
Навыки
поведения.
Слайд 23Пути влияния воспитателя
на разговорную речь детей :
Решающее средство во
всех возрастных группах - руководство разговорной речью детей в повседневной
жизни;
Формирование разговорной речи на различных занятиях.
Слайд 24Младший дошкольный возраст
Речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном
и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот
процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду.
В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды.
Воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием.
Специально организуемые плановые разговоры могут быть:
Индивидуальными
В случае речевого отставания, особенностей характера и поведения.
Коллективными.
Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах.
Слайд 25Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При
этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку
повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.
Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой.
Слайд 26Старший дошкольный возраст
Применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров,
содержание поручений и рассказов.
Больше внимания уделяется:
Воспитанию навыков общения со взрослыми,
Усвоению
детьми правил речевого поведения в общественных местах.
В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.
Слайд 274. Беседа - основное средство обучения детей связной диалогической речи
на занятии.
Беседа как метод обучения— это целенаправленный, заранее подготовленный разговор
воспитателя с группой детей на определенную тему.
Беседа:
Активный метод умственного воспитания.
Эффективный метод активизации словаря
(правильное соотношение речевой активности
педагога и детей)
Воспитательное значение.
Слайд 28Содержание бесед
Программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом
и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском
саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья).
Содержание должно быть :
педагогически обосновано,
способствовать решению задач всестороннего воспитания,
доступно, психологически близко дошкольнику.
Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.
Слайд 29Темы бесед
Темы намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим
и определяются:
Конкретными задачами воспитательной работы с детьми,
Возрастными
особенностями детей,
Запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
Слайд 30Классификация бесед
Исходя из дидактических задач - три типа бесед
(по
Е.А. Флериной):
Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид
деятельности.
Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
В основу классификации положено взаимодействие
между детским опытом и выражением его в речи.
Слайд 31Типы бесед по содержанию
(по М.М. Кониной):
Беседы познавательного характера (о
школе, о родном городе)
Этические беседы (о нормах и правилах
поведения людей в обществе и дома).
Слайд 32
Характеристика и особенности
проведения бесед
Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение
новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей
опытом и тем, который они приобретут.
Цель - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.
Вводные беседы успешны, если они:
кратки,
эмоциональны,
проводятся в непринужденной обстановке,
не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим... увидим... проверим ...»).
Слайд 33Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к
беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и
объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями.
Цель — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта.
Слайд 34Задача воспитателя:
Обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые
представления, дополнить их знания.
Правила:
Беседа проходит непринужденно, дети могут свободно
двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов.
Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу.
План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом деятельности, наблюдений.
В процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.
Слайд 35Основной в детском саду является беседа заключительная, или обобщающая.
Цель —
систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их
деятельности, наблюдений, экскурсий.
Способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросо-ответной форме общения.
Слайд 36Структурные компоненты беседы:
Начало,
Основная часть,
Окончание.
Слайд 37Начало беседы.
Цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее
впечатления, по возможности образные и эмоциональные.
Может быть осуществлено различными
способами:
с помощью вопроса-напоминания,
загадывания загадки,
чтения отрывка из стихотворения,
показа картины, фотографии, предмета.
В начале беседы желательно также:
сформулировать тему (цель) предстоящего разговора,
обосновать ее важность,
объяснить детям мотивы ее выбора.
Слайд 38Основная часть беседы
Может быть разделена на микротемы или этапы.
Каждый
этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ
темы по узловым моментам.
Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал.
Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы, т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.
В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме.
Названия частей беседы детям не сообщаются.
Слайд 39Окончание беседы
Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.
Эта
часть беседы может быть:
Наиболее эмоциональна,
Практически действенна: рассматривание
раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.
Хороший вариант окончания — пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Слайд 40Вопрос - ведущий прием систематизации детского опыта
Именно вопрос ставит мыслительно-речевую
задачу, он адресован к имеющимся знаниям.
В зависимости от того, какую
мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить
Две группы вопросов:
1. РЕПРОДУКТИВНЫЕ - вопросы, требующие простой констатации— называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов (кто? что? где? когда? какой?)
2. ПОИСКОВЫЕ - направлены на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями (почему? отчего? зачем?)
Слайд 41В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы
Основные вопросы—
это стержень беседы.
Важнейшее требование — логическая связь друг
с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, и поисковыми.
Вспомогательные вопросы— наводящие или подсказывающие.
Слайд 42Для решения других задач
Расширения и уточнения знаний,
Активизации памяти и
эмоций -
Используются следующие приемы:
Объяснение и рассказ воспитателя,
Чтение художественных произведений
(или отрывков), в том числе пословиц, загадок,
Показ наглядного материала,
Игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения,
Привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации
Слайд 43Трудный методический вопрос —
активизация каждого ребенка в процессе беседы.
Возможны различные варианты:
Предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с
ребенком, его родителями, задание что-то понаблюдать, проверить, сделать),
Дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.
Слайд 44Рассказ. Обучение рассказыванию
Рассказ— самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.
По
содержанию :
1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои
восприятие и память.
2. Творческие – здесь творческое воображение.
По форме:
1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.
2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.
Слайд 45Виды детских рассказов.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1)
по игрушкам и предметам,
2) по картине,
3) из опыта,
4) творческие рассказы.
Слайд 46В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское
рассказывание:
Рассказы по восприятию (о том, что видит ребенок в момент
рассказа),
Рассказы по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа),
Рассказы по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).
Слайд 52Обучение детей рассказыванию об игрушке, набору сюжетных игрушек.
Занятия систематически проводятся
во всех группах детского сада.
Обучение успешно, если подбор игрушек
и предметов строго продуман воспитателем.
Для показа часто используются наборы — комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.
Слайд 53Виды игрушек:
Дидактические (матрешки, пирамидки и др.)
Сюжетные (куклы, животные, посуда, машины
и др.)
Готовые наборы (птичий двор, зоопарк, ферма и др.)
Наборы, составленные
воспитателем или детьми (девочка, домик, курица и др)
Слайд 54Виды рассказов по игрушкам:
Описание игрушки (и как дидактическая игра «Кто
это?», «Магазин…» и др.)
Сюжетные рассказы (повествования):
По набору игрушек (игровые действия,
драматизация);
По отдельной игрушке (более сложный,т.к. это последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях 1 героя – данной игрушки)
Слайд 55Важно
Формирование представления о структуре текста и обучение связям между предложениями
Описание
– определение объекта, последовательное описание частей, свойств, качеств, действий с
ним и др.
Повествование – выделение главной темы, развитие сюжета, соблюдение структуры (завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Слайд 57ОПИСАНИЕ
Изложение характерных признаков отдельного
предмета или явления.
Описательный рассказ. Структура.
Называется
предмет (или сообщается краткое содержание картины),
В соответствии с порядком
обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей
Говорится о назначении предмета или о действиях с ним.
Слайд 58Виды описательных рассказов:
Сравнительный
Дошкольников учат составлять описание 2-х предметов
с контрастными признаками.
Поэтапное сопоставление их однозначных признаков (например, сначала по
величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме).
Объяснительный
С элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий (при объяснении правил игры, устройства сложной игрушки, использования каких-либо предметов)
Слайд 60Сюжетный рассказ. Повествование
Передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с
каким-нибудь героем.
Дается представление о типичной структуре таких рассказов:
Экспозиция.
Называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида,
Завязка.
Излагается первое событие, по возможности объясняется, когда, где оно происходило.
Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами,
Развязка.
Следует окончание
Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел мой день рождения») или сочиняет, предполагает («Как я пойду в первый класс»).
Слайд 61Обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин.
2 вида таких
занятий:
рассматривание картин с беседой о них
составление детьми рассказов на
материале картин.
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием,
Планета, 1992).
Используются и репродукции картин мастеров искусства:
пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
Слайд 62При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется
ряд требований:
Содержание
картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
Картина
должна быть высокохудожественной;
Изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
Условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
Следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.
Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Слайд 64Приемы обучения детей рассказыванию,
которые можно использовать в работе с
картиной:
образец рассказывания;
анализ образца рассказывания;
совместное рассказывание;
план рассказывания
(2-3 вопроса);
рассказывание по частям.
Перед занятием
«обучение рассказыванию по картине» нужна
предшествующая работа.
Слайд 65Повествовательный рассказ по картине
Программные задачи:
Младшая группа:
(готовить к
обучению рассказыванию)
Учить рассматривать картину по- порядку (сначала один эпизод,
потом другой).
Учить детей понимать сюжет картины.
Развивать умение слушать пояснения, высказываться по поводу изображенного и делать простейшие выводы.
Побуждать рассказывать о том, что изображено на картине.
Подводить детей к составлению коротких рассказов (из 3-4 предложений), используя образец рассказа.
Слайд 66Средняя группа:
Учить при рассматривании картины видеть не только главное, но
и детали.
Учить детей включать в повествование элементы описаний действующих
лиц, природы, диалоги героев.
Учить рассказывать последовательно
Учить описывать один из объектов, изображенных на картине.
Слайд 67Старшая группа:
Задачи направлены на работу над структурой текста.
Познакомить детей со
структурой повествовательного рассказа.
Раскрыть детям значение и роль начала (зачина)
в повествовании
Раскрыть детям значение и роль средней части повествования, закрепить умение определять границы начала повествования и его главную тему.
Показать детям значение и роль концовки произведения. Закрепить умение определять границы структурных частей повествования, главную тему.
Закреплять представления детей о структурных частях повествования
Учить детей составлять рассказ, соблюдая структуру и последовательность
Упражнять в умении определять главную тему повествования
Упражнять в самостоятельном составлении повествовательных монологов
Учить способам межфразовых связей и способам связи структурных частей рассказа.
Учить самостоятельно планировать монологическое высказывание (конец года).
Слайд 68Выделяется несколько видов рассказов детей
по картине:
описание предметных картин;
описание сюжетной
картины;
рассказ по последовательной серии сюжетных картин;
повествовательный рассказ по сюжетной картине;
описание
пейзажной картины и натюрморта.
Слайд 71Программные задачи
при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин
Учить рассматривать
каждую картинку отдельно,
Учить устанавливать причинно- следственные связи,
Учить выбирать картинку и
обосновывать свой выбор,
Учить раскладывать картинки по - порядку, в соответствии с логикой сюжета
Упражнять в подборе точных лексических средств, точных глаголов: прибежал, забежал, выбежал, бежал, убегал, шел, полз, подкрадывался и т.д.
Учить использовать разные варианты начала рассказа.
Учить устанавливать речевые связки между сюжетными картинами
Учить придумывать начало и конец рассказа с выходом за пределы
Учить свертывать рассказ, выделяя основную мысль.
Учить придумывать название рассказа.
Учить самостоятельно выбирать название рассказа, наиболее точно передающее основную мысль рассказа
Учить продолжать рассказ сверстника, опираясь на серию картинок.
Учить самостоятельно рассказывать историю от начала до без пауз, используя ранее выбранный лексический материал.
Учить использовать прямую речь при составлении рассказа
Слайд 72Структура занятия:
Предварительная работа
Цель: выяснить уровень знаний детей по теме,
расширить объем
детей по теме
Вводная беседа
Рассматривание картинок по отдельности
Установление причинно-следственных связей между
сюжетами картинок
Работа на лексикой
Обучение детей завершению рассказа
Составление рассказов
Оценка детских рассказов
Итог
Слайд 73Структура занятия:
Рассматривание картины
Беседа
Цель: уточнить основное содержание и детали.
Образец
рассказа или план рассказа
Рассказы детей
Оценка детских рассказов
Заключительная часть.
Слайд 78Обучение детей рассказыванию на темы из опыта.
Вид рассказывания имеет большое
значение в развитии связной речи:
Дети приучаются к речевому общению,
Развивается умение
свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании,
Формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Слайд 79Методическое правило:
предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где
были задеты чувства детей,
т.е. связанность и последовательности зависят от
ясности и четкости представлений.
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог
заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;
учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;
следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
Слайд 81Тематика рассказов из личного опыта
1.Темы для детских рассказов подсказывают прогулки,
экскурсии.
2.Из коллективного и индивидуального опыта.
3.Коллективно-индивидуальный.
Слайд 82Методические приемы:
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа
педагога:
- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому
опыту;
- четкость построения, отсутствие лишней детализации;
- динамичность действий, яркие описания;
- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен
сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть
близки детям, полезны в воспитательном отношении.
3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.
Слайд 83Обучение детей творческому рассказыванию
Творческое рассказывание– это вид творческой художественной деятельности,
требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры.
Характерная особенность
построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта.
Слайд 84Словесное творчество детей
выражается в различных формах:
в сочинении рассказов, сказок,
описаний;
в сочинении стихотворений, загадок, небылиц;
в словотворчестве (создании новых слов —
новообразований).
Слайд 85В формировании детского художественного творчества
А. Ветлугина выделяла 3 этапа.
На
первом этапе происходит накопление опыта.
Роль
педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску).
Второй этап — собственно процесс детского творчества
Когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
На третьем этапе появляется новая продукция.
Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Слайд 86
Педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.
1. Постоянное обогащение
опыта детей впечатлениями из жизни.
2. Обогащение и активизация словаря.
3.
Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
4 Правильное понимание детьми задания «придумать»,
Слайд 87Требования к рассказыванию детей:
1. Должно быть самостоятельным, это значит, что
рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из
рассказа педагога и друзей.
2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.
3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.
4. Показатель устной речи детей 5-6 лет – это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.
Слайд 88Виды творческих рассказов:
Рассказы реалистического характера (1);
Сказки (2);
Описания природы (3).
Слайд 89Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию
Э. П. Коробкова выделяет
7 видов занятия:
1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.
2.
Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.
3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.
4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».
6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.
7. Придумывание небылиц.
Слайд 90Особенности использования приемов обучения
в зависимости от вида рассказа:
Наиболее легким
принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа.
Вспомогательные вопросы
Более сложный
прием — рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему — самое трудное задание.
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.
Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы.
Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки — короткие рифмованные стихи.
Слайд 91Основные методы и приемы обучения детей
составлению текстов-повествований:
Беседа, вопросы
к детям, указания, пояснения, обобщения, подсказ нужных слов;
Вспомогательные вопросы (задаются
после рассказывания для уточнения или дополнения).
Совместное рассказывание- взрослый начинает, а ребенок заканчивает фразу (младшая и средняя группа);
Отраженная речь (повтор фразы вслед за воспитателем)
Образец рассказа;
Частичный образец (начало или конец рассказа);
Слайд 92Анализ образца рассказа. Цель- привлечение внимания детей к последовательности и
структуре рассказа.
Предъявление детям плана рассказа (2-3 вопроса, определяющие содержание
и последовательность, сначала применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения)
Коллективное обсуждение плана рассказа
Самостоятельное придумывание детьми плана своих рассказов (в подготовительной группе)
Коллективное составление рассказа (используется преимущественно на первых этапах обучения рассказыванию - дети продолжают предложения, начатые педагогом),
Составление рассказа подгруппами и командами
Слайд 93Составление рассказа по частям (каждый из рассказчиков создает часть текста)
Оценка детских монологов;
План оценки детских рассказов.
Мотивационные установки, обогащение
мотивов речевой деятельности. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые моменты. В старших группах это социальные мотивы
Рисование детьми начала или конца к предложенному сюжету
Использование разного рода упражнений (словарные упражнения, грамматические упражнения по согласованию, по развитию умения правильно строить разные типы предложения, упражнения по развитию интонационного чутья, дикции, темпа речи)
Слайд 94Исправление ошибок.
Подсказ способов связи в предложении
Подсказ способов связи
структурных частей рас за («И вот тогда», «В это время»).
Придумывание начала рассказа («Однажды», «Как-то раз»).
Придумывание конца рассказа.
Прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон или в альбом (в целях самоконтроля в работе над текстом).
Слайд 95Пересказ литературных произведений
Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной
речи.
Это — сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление
ребенка, его память и воображение.
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально:
прослушивать произведение,
понять его основное содержание,
запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста,
осмысленно и связно передавать текст.
Слайд 96Произведения для пересказа.
При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
Они
должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
Быть доступными по
содержанию — в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты).
Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;
Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;
Доступны по объему.
Народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и др.
Слайд 97Виды пересказа
Подробный или близкий к тексту;
Краткий или сжатый;
Выборочный;
С перестройкой текста;
С творческими дополнениями.
Слайд 98Требования к пересказам детей:
1. Осмысленность, т. е. полное понимание текста,
является главным в обучении.
2. Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие
существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Слайд 99Подготовительная работа перед пересказом
Подготовка воспитателя:
а) выбор произведения с
учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;
б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения;
в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемы их объяснения.
Подготовка детей к пересказам предполагает:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения;
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом — это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
Слайд 100Структура занятий по пересказу
Вводная часть.
Ее цель в создании интереса
к занятию, подготовке детей к восприятию текста,
которая может достигаться путем
краткой вступительной беседы, показа картинки,
напоминания о наблюдениях, загадки.
Первичное чтение произведения.
Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор.
Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о
последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание
ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному
восприятию художественного произведения.
Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
Пересказы детей.
Заключительная часть занятия.
Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек,
настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.
Слайд 101Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах