Слайд 1Теория «идолов» познания Бэкона
Выполнила:
Батракова Тамара
ДЭБ-302
Слайд 2 Френсис Бэкон
(22 января 1561 – 9 апреля 1626)
Английский философ,
политический деятель, историк, основоположник эмпиризма.
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист,
но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции.
Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком.
Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона.
Существует не признанная научным сообществом «бэконианская версия», приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира.
Умер в 1626 г., простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает сохранение мяса от порчи, и тем самым продемонстрировать силу разрабатываемого им экспериментального научного метода.
Слайд 3Наука, по Бэкону, должна дать человеку власть над природой, увеличить
его могущество и улучшить его жизнь. Он критиковал схоластику и
её силлогистический дедуктивный метод, которому он противопоставил обращение к опыту и обработку его индукцией, подчёркивая значение эксперимента.
Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.
Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствие со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки.
Слайд 4Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию наук,
в основу которой он положил такие способности человеческой души:
как память
воображение
(фантазия)
разум.
Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни
Слайд 5Знание - сила, но только такое знание, которое истинно
Бэкон проводит
различение двух видов опыта: плодоносного и светоносного.
Первый - это
такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносный - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей.
Второй вид опытов Бэкон считал более ценными, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.
Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий.
Слайд 6«Идолы» Бэкона
Как философ Френсис Бекон считал, что познанию и приобретению
новых знаний человеку мешают такие четыре основных факторы, которые он
называет идолами или призраками:
1. Призраки рода
2. Призраки пещеры
3. Призраки базара
4. Призраки театра.
Первый два идола/призрака должны принадлежать самой природе человека от рождения, а два остальных – приобретаются им в процессе взросления и схоластического обучения.
Слайд 7Идолы рода
Это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет
свой недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу которое, примешивая к природе
вещей свою природу отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".
Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны. В этом и проявляются идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются некруговые, что необоснованно.
Слайд 8Идолы пещеры
Это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам
людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.
Например, одни исследователи верят
в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".
Слайд 9Идолы площади (рынка)
Это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать
влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что
слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
Слайд 10Идолы театра (теорий)
Это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты,
некритическим усвоением ложных мнений и воззрений.
Здесь Бэкон имел ввиду
систему Аристотеля и схоластику, слепая вера, в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".
Слайд 11Учение об идолах предвосхищает многие положения современной методологической теории и
социальной психологии. Бэкон настаивает здесь на том, что мы имеем
все основания не доверять собственным убеждениям, принимая во внимание известные нам типы интеллектуальных ошибок. Позиция Бэкона совершенно недвусмысленна: теория познания способна приносить пользу, подавая практические гносеологические советы, лишь в том случае, если она обращает пристальное внимание на человеческую психологию.
Слайд 12Бекон твёрдо стоял на позициях сенсуализма, а отсюда и эмпиризма.
Он считал, что чувства дают нам верные представления о действительности,
что знания добываются нами опытным (эмпирическим) путём. «Только чувство, - писал он, - может судить об опыте, а опыт, в свою очередь, заключается в самом предмете».
Благодаря информации чувств в сознании человека формируются сначала обобщенные представления, а затем – понятия. Отсюда, образы предметов, входя через органы чувств, не исчезают, а сохраняются душой, которая может относится к ним трояким образом: или собирать их в памяти, или подражать им воображением, или, наконец, перерабатывать их в понятия рассудком.
На этих трех способностях человеческой души, согласно Бекону, основывается подразделение наук. Память является основанием исторических наук, воображение – поэзии, а рассудок – философии.
Слайд 13Бекон в тоже время предостерегал исследователей от крайностей как чисто
опытного накопления сведений, так и от исключительного умственного похода к
познанию природы. Наука, утверждал он, исходит из опыта, но не зацикливается на нем. Стихийный опыт не дает человеку знаний.
Эмпирика, который довольствуется только накоплением опытных фактов, он уподоблял муравью, который из собираемых обломков стебельков может только нагромоздить рыхлую кучу, а рационалиста, который путём «внутреннего» размышления ищет непререкаемую истину, - пауку, который извлекает паутину из своего заднего прохода. Настоящий же ученый подобен пчеле, которая со множества цветов собирает нектар, перерабатывает его в себе и выдает живительный, сладкий мёд.
Слайд 14Новая Атлантида
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом
государстве "Новая Атлантида" . В этом произведении он изобразил будущее
государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума.
На современной языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.
Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".