Слайд 1Теория литературы
Композиция
литературного произведения
Слайд 2КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного
произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих
художественное целое в соответствии с авторским замыслом.
Слайд 3Основные средства композиции
Сюжет - то, что происходит в произведении; система
основных событий и конфликтов.
Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств,
взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым.
Слайд 4Элементы сюжета, отражающие ступени развития конфликта
Пролог - своеобразное вступление к
произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает
читателя на восприятие (встречается редко);
Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;
Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.
Слайд 5Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по
ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются
все яснее и острее;
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.
Слайд 6Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути
его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как
правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
Слайд 7Элементы композиции
К ним относятся
эпиграфы,
посвящения,
прологи, эпилоги,
части, главы,
акты, явления, сцены,
предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией
внесюжетных образов),
диалоги, монологи,
эпизоды,
вставные рассказы и эпизоды,
письма, песни
(например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.
Слайд 8Принципы и приемы:
действие произведения может начаться с конца событий, а
последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего;
такая композиция называется обратной
(этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");
Слайд 9автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует,
например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается
и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.;
такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);
Слайд 10автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое,
когда закладывались причины
происходящего в настоящий момент повествования
(например, рассказ автора
о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети");
Слайд 11нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя,
и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе"
(исповедь
Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);
Слайд 12нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме
Гоголя "Мертвые души";
обратите внимание на схему авторского повествования: приезд
Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;
Слайд 13автор может предпослать основному действию экспозицию,
каковой будет, например, вся
первая глава в романе "Евгений Онегин",
а может начать действие
сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";
Слайд 14композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов
(или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной,
как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать";
зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");
Слайд 15нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на
самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается
с рассказа о другом событии;
например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите".
Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика
Слайд 16Тематическая композиция
Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится
выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше
характерен лирике.
Слайд 17Различают три вида такой композиции:
последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход
от одной мысли к другой и последующий вывод в финале
произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);
Слайд 18Развитие и трансформация центрального образа:
центральный образ рассматривается автором с различных
сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает
постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);
Слайд 19Сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие
("Незнакомка" Блока); такая композиция
строится на приеме антитезы, или противопоставления.