Слайд 1МАНДАЛА В КУЛЬТУРЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Слайд 2Понимание мандалы
Мандала – это санскритское слово, означающее «круг», «колесо»,
«шар», «общество», «центр»… Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой
круг с четко выраженным центром.
Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления – ориентиры, число которых варьирует.
.
Слайд 3
Мандала – это и земля, и человек, и атом,
входящий в основу человеческого существа,
и галактика, для которой Земля
сама атом.
В Иузин, одном из древних текстов, этот её символизм соответствует ян - мужскому началу, инициативе, небесному принципу и инь – женскому началу, восприимчивости, принципу земли.
Мандала – это тот символ, который присутствует у каждого народа, так как он содержит все, и начало, и его конец.
Слайд 4Цветовые мандалы чакр
МАГИЧЕСКИЙ КРУГ
Мандала представляет собой тайный рисунок или
диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж,
нежели художественное произведение.
Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать свой внутренний мир или ситуацию вовне.
Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности.
Слайд 5
Мандала или янтра - древнейший магический резонатор, с незапамятных времен
существующий в Индии, Тибете, Китае и других странах.
Он воздействует
как на психофизиологическом уровне, меняя электрическую активность головного мозга, так и на уровне психоэнергетики, создавая мощнейшие информационные биологические поля.
Эти поля могут нести защитный, активизирующий, гармонизирующий характер, быть настроенными на определенного человека или место.
Древний тибетский манускрипт с изображением мандал чакр
Слайд 6Мандала - это рисунки, соединяющие в себе удивительные фигуры и
строгие геометрические пропорции.
Мандала является визуальным выражением символического языка души.
Каждый объект или цвет, использованный в узоре, несет свою смысловую нагрузку и помогает процессу медитации.
Слайд 7и стороны света) и круг внутри квадрата (содержащий изображение сакрального
объекта, нередко лотоса с ваджрой в нем – символизирующих единение
двух начал).
Основные фигуры, задействованные в построении мандалы, – круг, квадрат, треугольник.
Наиболее распространенная схема включает внешний круг (который символизирует целостность мира и определяет его пространственно-временные границы), вписанный в него квадрат (символизирующий пространство обитаемого мира
Слайд 9
История Стоунхенджа насчитывает более четырех тысячелетий, но до середины двадцатого
столетия нашей эры не было ясного понимания того, что представляет
собой этот гигантский мегалитический памятник древности. Благодаря работе англ. астронома Джеральда Хокинса удалось доказать, что Стоунхендж являлся крупнейшей мегалитической обсерваторией древних цивилизаций, по положению мегалитов которого определялись солнечные и лунные затмения, дни зимнего и летнего солнцестояния и т.д.
Стоунхендж.
Мандала – это символ колеса жизни, космических процессов существования планет и звезд. В этом духе друиды древней Англии, жившие на её территории до прихода римлян, создали монумент Стоунхендж.
Слайд 10
Этот массивный комплекс был образован двумя окружностями: внутренней, или круга
Сарсен, который первоначально состоял из тридцати стоящих вертикально камней, и
наружной, или круга Трилицин, образованного 56 камнями.
Обе окружности содержали проходы между соседними камнями. Эти проходы образовывали определённые углы, которые позволяли наблюдать за движениями небесных тел и звёзд, следить за ними, измерять и почитать их.
Стоунхендж в летнее солнцестояние
в 1700 году
Слайд 12Египет
мандала
смерти Сета
Эта мандала описывает сферы влияния и зависимостей
различных сфер: мир звезды, мир богов, мир людей.
Во внешнем
круге представление материальной основы жизни, полевых зерновых культур и папируса
Слайд 16 Зодиак
Мандала содержит диаграмму священного искусства.
В ней присутствует как бессознательная символика упорядочивания определенного пространства с
целью его украшения или использования, так и мистическое стремление к высшему объединению.
Ее основные составляющие - уравновешенные и концентрические геометрические фигуры.
Слайд 17
Навахо Устройство мира
Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен прохождению
через лабиринт.
Образ и синтез двух пар оппозиций:
внешнего и
внутреннего разнообразия и однообразия, диффузии и концентрации, дифференциации и объединения
Слайд 19Мандала индейских племен Защита и лечение
Апачи Солнце, Луна, Змей, первоэлементы
Слайд 20Индия Космические сферы
В Китае, Тибете и Японии выделяются два вида
мандал, символизирующие различные аспекты бытия:
гарбха-дхату («утробный мир»), мир инволюции,
в котором развитие происходит от единого к множественному;
ваджра-дхату («алмазный мир»), мир эволюции, в котором развитие происходит от множественного к единому.
Слайд 21Персия Орнамент
Важную роль играют числовые элементы мандал.
Основными числами являются:
12 –
звенья цепи зависимого происхождения и стадии временного цикл),
6 –
разряды обитаемого мира,
4 – пространственные координаты и соответствующие им сакральные персонаж).
Противопоставление треугольников и квадратов, по-видимому, связывается с общепринятой оппозицией чисел 3 и 4, первое из которых олицетворяет центральное и духовное, а второе — периферическое и внешнее.
Персия Орнамент
Древнеиранская мандала с декоративным орнаментом типична для древнейшего персидского искусства изготовления ковров
Слайд 22
Австралия Символ связи земных энергий
Австралия Змеи
и таинство менструации
Слайд 23
Китайский дракон
Индия Круг и крылья
Слайд 24
Ацтеки
Щит солнца
Солнце с дневными календарными знаками: крокодил, ветер, дом,
ящерица, змея, череп, олень, кролик, вода, собака, обезьяна, трава, тростник,
оцелот, орел, гриф, движение, нож, дождь, цветок
Энергетическая
Слайд 25Мандала (Средиземноморье)
Символ осьминога
В культурах древних народов Средиземноморья осьминог воплощал мистический
центр создания и развития жизни
Полинезия Лицо, рыба и птица
Мандала
показывает очень стилизованное лицо с птицей и заплетенной рыбой - символами полинезийских народов
Слайд 26
Китайский дракон
Уроборос
Хопи Легенда о Змее
Слайд 27
В центре мандалы располагается дух земли со змеёй
(женским началом
и властью),
окруженной линиями, кругами и волнами энергетического поля земли
Мандала
(Австралия)
Дух земли и власть змеи
Слайд 28
Изображение уробороса
в алхимическом трактате 1478 г.
Автор – Теодор Пелеканос
Уробо́рос (др.-греч. (др.-греч. букв. «пожирающий свой хвост») свернувшийся в кольцо
змей, кусающий себя
за хвост.
Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого – исторический период и конкретную культуру – установить невозможно.
Символизирует вечность и бесконечность, в особенности – цикличность природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и умирания.
Слайд 29
Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии,
мифологии и психологии[. Одним из его аналогов является свастика – оба
этих древних символа означают движение космоса.
Считается, что в западную культуруСчитается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего ЕгиптаСчитается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта (1600 и 1100 годы до н. э.Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта (1600 и 1100 годы до н. э.); они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения.
Из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю ГрециюИз Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах СкандинавииИз Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, ИндииИз Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, КитаяИз Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции.
Уроборос
Слайд 30Изображение с мандалой времен крестовых походов
Слайд 31Спираль созидания
В центре мандалы - спираль как символ возникновения энергии
созидания всего сущего
Мандала - лабиринт.
Символ лабиринта как неустанного
и вечного поиска недостижимого центра мистического происхождения
Слайд 33 Создание мандалы - это ритуальное действо, которое
пришло в европейскую культуру из буддизма и индийской школы.
Тибет Кристалл в лотосе
Управляющие круги символизируют просвещение. В лепестках лотоса молитва написана тибетскими письменами
Слайд 34К.Г. Юнг, обнаружил мандалу в подсознании своих пациентов.
«Когда я
узнал, что значит мандала,
я достиг конечного знания», – признавался
Карл Юнг.
Буддистская мандала
Слайд 35Карл Юнг в своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления" рассказывает о
том, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу,
а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы.
Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию".
В конце концов Юнг пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
Слайд 36
Мандалы - не просто сложный геометрический узор на базе окружностей,
а символ, наполненный глубочайшим смыслом.
Мандала - это "модель бытия",
но одновременно и "путь к прозрению". Она символизирует безграничный внешний космос и внутренний мир человека, дух и бытие, раздельность индивидуального существования и целостность, хаос бессознательных сил и Космический Разум.
Мандала - это "образ священного пространства, недосягаемого для зла" (Вселенский Храм), и в то же время - это символ "формирования, трасформации, вечного воссоздания "Вечного Ума".
(К. Юнг).
Слайд 37
Создавая мандалу, мы выстраиваем символ собственной личности,
который помогает на понять, что мы собой представляем в данный
момент.
Круг, который мы очерчиваем, отражает все противоречия, свойственные нашей личности.
Слайд 38Такое проявление
и восприятие конфликтов
позволяет освободиться
от напряжения и
достичь целостности.
Слайд 39
К. Г. Юнг: «Мандалы…обычно появляются в ситуациях
замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая
подобно психологическому «прицелу», обозначена кругом, поделена на четыре части.
Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом».
Слайд 40
Мандала представляет собой важную составную часть процесса
индивидуации личности.
Она помогает активизировать бессознательное, укрепить внутренний порядок и найти
новые ориентиры во внешнем мире, она способствует самопознанию и росту человека как личности.
Слайд 48
МАНДАЛЫ
участников тренингов и
Мастерской психологического консультирования и тренинга
Слайд 49Рисованные мандалы
(гуашь, акварель)
Волгоград,
тренинг по арт–терапии
октябрь 2006
Слайд 50Насыпные мандалы (групповые)
Черный холст, продукты.
Курсы по арт–терапии для психологов, 2007
Слайд 51Насыпные черно–белые мандалы
Мак, фасоль, чай, кофе, мука, ваниль, сахар, соль
и т.д.
Мастерская, 2009 г.
Слайд 52Пластилиновые мандалы (лепка вчетвером)
Пластилин.
Мастерская,
2009 г.
Слайд 53Насыпные мандалы
(индивидуальные)
Крупы, макароны и др.
Курсы по арт–терапии для работников
социальных приютов, август 2009 г.
Слайд 54Насыпные мандалы
(групповые)
Черный холст, крупы, макароны, травы, и др.
Курсы по
арт–терапии для работников социальных приютов, август 2009 г.
Слайд 55Насыпная съедобная мандала (групповая)
Черный холст, продукты
Мастерская 2009 г.
Слайд 56Рождественская мандала (групповая)
Черный холст, продукты, Мастерская, 2012, 2013 гг.
Слайд 58Рисование клубком,
2014 г.
Мандала-разукрашка парная техника, 2012 г.
Слайд 60Мандала из природных объектов, мать и сын 9 лет, 2014
г.
Мандала внутренней силы, женщина 32 года, 2013 г.
Слайд 65Работа с павловопосадскими платками, 2012-2014 гг.