Разделы презентаций


Теория обучения (Дидактика) Педагогические технологии

Содержание

Список учебной литературы к курсу1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. 2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2008. 3. Краевский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория обучения (Дидактика) Педагогические технологии
зав. кафедрой педагогики ВГГУ,
д.п.н., проф.

Е.Н. Селивёрстова

Теория обучения (Дидактика)  Педагогические технологиизав. кафедрой педагогики ВГГУ, д.п.н., проф. Е.Н. Селивёрстова

Слайд 2Список учебной литературы к курсу
1. Дидактика средней школы / Под ред.

М.Н. Скаткина. – М., 1982.
2. Краевский В.В.

Общие основы педагогики. – М., 2008.
3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для вузов. – М., 2007.
4. Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие для вузов. – М., 2008.
5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2004.
6. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009.
7. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.
9. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
10. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 /Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. (На кафедре есть электронный вариант)

Список учебной литературы к курсу1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.

Слайд 3 ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

План
Дидактика как теория обучения.
Понятие процесса обучения

как процесса образования личности.
Функции процесса обучения.

ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕПланДидактика как теория обучения.Понятие процесса обучения как процесса образования личности.Функции процесса обучения.

Слайд 41. Дидактика как теория обучения
Дидактика (от греч. – didaktikos –

поучающий) – раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения
Вольфганг Ратке (1571-1635) –

впервые ввел понятие для обозначения искусства преподавания
Я.А.Коменский (1592-1670) – разработал дидактику как систему научных знаний (принципов и правил обучения)
И.Ф.Гербарт (1776-1841) – придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения
1. Дидактика как теория обученияДидактика (от греч. – didaktikos – поучающий) – раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обученияВольфганг

Слайд 5Основные проблемы дидактики:
чему учить
как учить
когда учить
где учить
кого учить
зачем учить

Основные проблемы дидактики:чему учитькак учитькогда учитьгде учитького учитьзачем учить

Слайд 6Предмет дидактики:
Обучение как педагогический процесс
закономерности и принципы обучения
цели

обучения
научные основы содержания образования
методы обучения
формы и средства обучения

Предмет дидактики:  Обучение как педагогический процессзакономерности и принципы обученияцели обучениянаучные основы содержания образованияметоды обученияформы и средства

Слайд 7Основные задачи дидактики
описывать и объяснять процесс обучения и условия его

реализации –

научно-теоретическая функция

разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии – конструктивно-технологическая функция
Основные задачи дидактикиописывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации –

Слайд 8Три вида понятий, которыми оперирует дидактика
Общенаучные, вошедшие из других дисциплин

философия (противоречие, система, сущность и явление, причина и следствие

и др.)
психология (развитие, усвоение, умение, навык, восприятие, личность, деятельность и др.
кибернетика (обратная связь, динамическая система и др.)
Общепедагогические: воспитание, образование, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс
Специфические понятия дидактики: обучение, учение, преподавание, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация. метод обучения, форма обучения и др.
Три вида понятий, которыми оперирует дидактикаОбщенаучные, вошедшие из других дисциплин  философия (противоречие, система, сущность и явление,

Слайд 9Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:
процесс

введения человека в мир ценностей культуры, включающий целенаправленный процесс обучения

и воспитания в интересах человека, общества и государства, а также процесс его развития и саморазвития
результат становления «культуросообразного человека» с присущей ему системой научных знаний, познавательных и практических умений и навыков, сформированностью на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, с развитием творчески-созидательных сил и способностей
Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:процесс введения человека в мир ценностей культуры, включающий

Слайд 10NB! Задание для самостоятельной

работы № 1:

Ориентируясь на список рекомендуемой учебной литературы,

а также используя справочно-энциклопедическую литературу по педагогике, выпишите различные определения понятия «образование» и проведите их сравнительный анализ.
Подумайте, почему существуют различные подходы к пониманию сущности образования. В чем состоят эти различия?
NB!       Задание для самостоятельной работы № 1:  Ориентируясь на список

Слайд 11Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех

уровнях образования – начальное, среднее, высшее

По широте охвата изучаемого предмета

выделяют общую и частную дидактику

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит
Частная дидактика – это методика
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях образования – начальное, среднее, высшееПо широте

Слайд 12NB! Задание для самостоятельной

работы № 2:
Используя учебное пособие
Краевский В.В. Общие основы педагогики, изучите

вопрос о методах дидактического исследования.
Обратите внимание на сущность и условия применения отдельных методов педагогического исследования, а также на их классификацию.
NB!       Задание для самостоятельной работы № 2:Используя учебное пособиеКраевский В.В. Общие

Слайд 132. Понятие процесса обучения как процесса образования личности
Процесс обучения –

это развёртывающаяся во времени взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, сущностью

которой является целенаправленное и планомерное включение школьников в познавательную деятельность, направленную на освоение социального опыта, в результате чего у них возникают и закрепляются изменения в:
- знаниях
- способах деятельности (практических и интеллектуальных)
- мировоззренческих установках
- поведении
- самой личности
2. Понятие процесса обучения как процесса образования личностиПроцесс обучения – это развёртывающаяся во времени взаимосвязанная деятельность учителя

Слайд 14NB! Задание для самостоятельной

работы № 3:

Ориентируясь на учебную и справочно-энциклопедическую литературу, выпишите различные

определения процесса обучения. Проведите сравнительный анализ имеющихся в литературе определений по отношению к определению, данному на лекции.
NB!       Задание для самостоятельной работы № 3:Ориентируясь на учебную и справочно-энциклопедическую

Слайд 15Для обучения характерны:
двухсторонняя связь

(учитель-ученик)

взаимосвязанная

деятельность учителя и ученика (взаимодействие)

педагогическое руководство

целенаправленная, планомерная специальная организация познавательной деятельности школьников и управление (руководство) этой деятельностью
Для обучения характерны:двухсторонняя связь

Слайд 16NB! Задание для самостоятельной

работы № 4:

Ориентируясь на учебную и справочно-энциклопедическую литературу, проведите сравнительный

анализ понятий
«обучение» и
«самообразование»
NB!       Задание для самостоятельной работы № 4:Ориентируясь на учебную и справочно-энциклопедическую

Слайд 17Фактором, связывающим деятельность учителя и ученика является общение
Содержание общения в

процессе обучения -
социальный опыт, который становится предметом

познания школьников
Средства общения – вербальные и невербальные

Процесс обучения – это специально организованное общение, направленное на помощь школьнику в осуществлении познавательной деятельности, в результате чего происходит освоение социального опыта и развитие творчески-созидательных сил и способностей учащихся

Фактором, связывающим деятельность учителя и ученика является общениеСодержание общения в процессе обучения -  социальный опыт, который

Слайд 18Таким образом, обучение предстает как образовательный процесс, как процесс образования

личности

Обучение выполняет образовательные функции, т.е. способствует вхождению школьника в мир

культуры, позволяет обретать человеку образ человеческий, приобретать опыт саморазвития


Таким образом, обучение предстает как образовательный процесс, как процесс образования личностиОбучение выполняет образовательные функции, т.е. способствует вхождению

Слайд 193. Функции процесса обучения

Функции процесса обучения – это роли, которые

он играет в образовании личности

познавательная функция
развивающая функция
воспитательная функция

3. Функции процесса обученияФункции процесса обучения – это роли, которые он играет в образовании личностипознавательная функцияразвивающая функциявоспитательная

Слайд 20Познавательная функция обучения
обучение вооружает учащихся системой научных знаний
обучение учит использовать

эту систему на практике

Познавательная функция предполагает направленность обучения на увеличение

объема систематизированных научных знаний и умений практического и интеллектуального характера

Познавательная функция обученияобучение вооружает учащихся системой научных знанийобучение учит использовать эту систему на практикеПознавательная функция предполагает направленность

Слайд 21Развивающая функция обучения
означает, что обучение, вооружая учащихся системой научных знаний

и умений, одновременно выступает целенаправленным процессом интеллектуального развития школьников

Интеллектуальное развитие

представляет собой расширение возможностей учащихся в решении возникающих или поставленных перед ними задач различного уровня трудности, в том числе и выходящих за пределы сложившегося у школьников опыта
Развивающая функция обученияозначает, что обучение, вооружая учащихся системой научных знаний и умений, одновременно выступает целенаправленным процессом интеллектуального

Слайд 22NB! Задание для самостоятельной

работы № 5:
Уточните свои представления по вопросу о связи обучения

и интеллектуального развития школьников, используя материалы книги: Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976. – С.168-174.
Составьте краткий конспект.

Эти материалы содержатся также в учебном пособии: Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.193-261.

NB!       Задание для самостоятельной работы № 5:Уточните свои представления по вопросу

Слайд 23Пример ситуации расширения возможностей школьников
Учащиеся знают: (а + в)2 =

а2 + 2ав + в2

Новая задача: представить в виде суммы


(а + в + с)2
(а + в)3

Задача более высокого уровня трудности:
устно найти значение выражения 1012
Пример ситуации расширения возможностей школьниковУчащиеся знают: (а + в)2 = а2 + 2ав + в2Новая задача: представить

Слайд 24!!! Не всякое обучение знаниям и умениям приводит к

целенаправленному интеллектуальному развитию, тем более высокому

Уровень интеллектуального развития в обучении

тем выше, чем:
шире объем знаний и умений, которыми ученик может оперировать, решая новые для себя задачи
глубже и сложнее проблемы, для решения которых ученик может наметить более или менее правильные пути
!!!  Не всякое обучение знаниям и умениям приводит к целенаправленному интеллектуальному развитию, тем более высокомуУровень интеллектуального

Слайд 25!!! Обучение, основанное на даче «готового» знания и образцов

действия в ходе объяснения учителя мало способствует интеллектуальному развитию школьников

Важно

ставить школьников перед необходимостью приспособления имеющихся у них знаний и умений под решение новых для них задач, связанных с:
самостоятельным выделением новых закономерностей и связей
открытием новых истин
самостоятельными выводами
!!!  Обучение, основанное на даче «готового» знания и образцов действия в ходе объяснения учителя мало способствует

Слайд 26Пример из опыта экспериментального обучения , организованного под руководством Л.В.Занкова

Учебная задача для учащихся 4 класса:
разделите выражения на две

группы
46+55 85-52 67+20 85-27 70-36
79+14 37-28 98-43 66+27 43-39


??? В чем суть новой ситуации применения знаний

!!! Не просто выполнить действия по известным школьникам правилам, а выработать принцип разделения на группы, т.е. решить новую задачу
Пример из опыта экспериментального обучения , организованного под руководством Л.В.Занкова Учебная задача для учащихся 4 класса: разделите

Слайд 27Условия организации обучения, при которых приобретение знаний и умений одновременно

приводит к интеллектуальному развитию
усиление доли самостоятельной деятельности школьников, предполагающее обучение

их основам самоорганизации в познании
сокращение доли «готового» знания и усиление исследовательских начал в обучении
формирование обобщенных интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, выделять главное, классифицировать и т.п.)
формирование методологической культуры, связанной с умением школьников приобретать знания
Условия организации обучения, при которых приобретение знаний и умений одновременно приводит к интеллектуальному развитиюусиление доли самостоятельной деятельности

Слайд 28Воспитательная функция обучения

Связана с целенаправленным обогащением системы ценностей и отношений

школьников, приводящим к восприятию ими познания как личностно значимого

Воспитательная функция обученияСвязана с целенаправленным обогащением системы ценностей и отношений школьников, приводящим к восприятию ими познания как

Слайд 29Обучение воспитывает в необходимом направлении, если:

организуемая познавательная деятельность и её

предметное содержание соответствуют потребностям, интересам и мотивам школьников
познавательная деятельность сопровождается

факторами, косвенно влияющими на рождение и закрепление положительного отношения к познанию
Обучение воспитывает в необходимом направлении, если:организуемая познавательная деятельность и её предметное содержание соответствуют потребностям, интересам и мотивам

Слайд 30Условия реализации воспитательной функции обучения
учитель изучает и учитывает имеющиеся у

школьников мотивы учения, опирается на них при организации обучения
учитель ведет

систематическую работу по формированию познавательного интереса школьников как ведущего мотива учения

Условия реализации воспитательной функции обученияучитель изучает и учитывает имеющиеся у школьников мотивы учения, опирается на них при

Слайд 31NB! Задание для самостоятельной

работы № 6:
Изучите содержание книг:
Маркова А.К. Формирование мотивов учения в

школьном возрасте: Книга для учителя. – М., 1983.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.,1971. Гл.IV.
Составьте краткий конспект, отражающий содержание следующих вопросов:
понятие мотива учения, характеристика мотивов учения
классификация мотивов учения
понятие познавательного интереса как ведущего мотива учения
источники формирования познавательного интереса школьников в обучении
NB!       Задание для самостоятельной работы № 6:Изучите содержание книг:Маркова А.К. Формирование

Слайд 32СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика