Слайд 1Теория обучения (Дидактика)
Педагогические технологии
зав. кафедрой педагогики ВГГУ,
д.п.н., проф.
Е.Н. Селивёрстова
Слайд 2Список
учебной литературы к курсу
1. Дидактика средней школы / Под ред.
М.Н. Скаткина. – М., 1982.
2. Краевский В.В.
Общие основы педагогики. – М., 2008.
3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для вузов. – М., 2007.
4. Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие для вузов. – М., 2008.
5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2004.
6. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009.
7. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.
9. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
10. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 /Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. (На кафедре есть электронный вариант)
Слайд 3
ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
План
Дидактика как теория обучения.
Понятие процесса обучения
как процесса образования личности.
Функции процесса обучения.
Слайд 41. Дидактика как теория обучения
Дидактика (от греч. – didaktikos –
поучающий) – раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения
Вольфганг Ратке (1571-1635) –
впервые ввел понятие для обозначения искусства преподавания
Я.А.Коменский (1592-1670) – разработал дидактику как систему научных знаний (принципов и правил обучения)
И.Ф.Гербарт (1776-1841) – придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения
Слайд 5Основные проблемы дидактики:
чему учить
как учить
когда учить
где учить
кого учить
зачем учить
Слайд 6Предмет дидактики:
Обучение как педагогический процесс
закономерности и принципы обучения
цели
обучения
научные основы содержания образования
методы обучения
формы и средства обучения
Слайд 7Основные задачи дидактики
описывать и объяснять процесс обучения и условия его
реализации –
научно-теоретическая функция
разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии – конструктивно-технологическая функция
Слайд 8Три вида понятий, которыми оперирует дидактика
Общенаучные, вошедшие из других дисциплин
философия (противоречие, система, сущность и явление, причина и следствие
и др.)
психология (развитие, усвоение, умение, навык, восприятие, личность, деятельность и др.
кибернетика (обратная связь, динамическая система и др.)
Общепедагогические: воспитание, образование, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс
Специфические понятия дидактики: обучение, учение, преподавание, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация. метод обучения, форма обучения и др.
Слайд 9Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:
процесс
введения человека в мир ценностей культуры, включающий целенаправленный процесс обучения
и воспитания в интересах человека, общества и государства, а также процесс его развития и саморазвития
результат становления «культуросообразного человека» с присущей ему системой научных знаний, познавательных и практических умений и навыков, сформированностью на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, с развитием творчески-созидательных сил и способностей
Слайд 10NB! Задание для самостоятельной
работы № 1:
Ориентируясь на список рекомендуемой учебной литературы,
а также используя справочно-энциклопедическую литературу по педагогике, выпишите различные определения понятия «образование» и проведите их сравнительный анализ.
Подумайте, почему существуют различные подходы к пониманию сущности образования. В чем состоят эти различия?
Слайд 11Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех
уровнях образования – начальное, среднее, высшее
По широте охвата изучаемого предмета
выделяют общую и частную дидактику
Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит
Частная дидактика – это методика
Слайд 12NB! Задание для самостоятельной
работы № 2:
Используя учебное пособие
Краевский В.В. Общие основы педагогики, изучите
вопрос о методах дидактического исследования.
Обратите внимание на сущность и условия применения отдельных методов педагогического исследования, а также на их классификацию.
Слайд 132. Понятие процесса обучения как процесса образования личности
Процесс обучения –
это развёртывающаяся во времени взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, сущностью
которой является целенаправленное и планомерное включение школьников в познавательную деятельность, направленную на освоение социального опыта, в результате чего у них возникают и закрепляются изменения в:
- знаниях
- способах деятельности (практических и интеллектуальных)
- мировоззренческих установках
- поведении
- самой личности
Слайд 14NB! Задание для самостоятельной
работы № 3:
Ориентируясь на учебную и справочно-энциклопедическую литературу, выпишите различные
определения процесса обучения. Проведите сравнительный анализ имеющихся в литературе определений по отношению к определению, данному на лекции.
Слайд 15Для обучения характерны:
двухсторонняя связь
(учитель-ученик)
взаимосвязанная
деятельность учителя и ученика (взаимодействие)
педагогическое руководство
целенаправленная, планомерная специальная организация познавательной деятельности школьников и управление (руководство) этой деятельностью
Слайд 16NB! Задание для самостоятельной
работы № 4:
Ориентируясь на учебную и справочно-энциклопедическую литературу, проведите сравнительный
анализ понятий
«обучение» и
«самообразование»
Слайд 17Фактором, связывающим деятельность учителя и ученика является общение
Содержание общения в
процессе обучения -
социальный опыт, который становится предметом
познания школьников
Средства общения – вербальные и невербальные
Процесс обучения – это специально организованное общение, направленное на помощь школьнику в осуществлении познавательной деятельности, в результате чего происходит освоение социального опыта и развитие творчески-созидательных сил и способностей учащихся
Слайд 18Таким образом, обучение предстает как образовательный процесс, как процесс образования
личности
Обучение выполняет образовательные функции, т.е. способствует вхождению школьника в мир
культуры, позволяет обретать человеку образ человеческий, приобретать опыт саморазвития
Слайд 193. Функции процесса обучения
Функции процесса обучения – это роли, которые
он играет в образовании личности
познавательная функция
развивающая функция
воспитательная функция
Слайд 20Познавательная функция обучения
обучение вооружает учащихся системой научных знаний
обучение учит использовать
эту систему на практике
Познавательная функция предполагает направленность обучения на увеличение
объема систематизированных научных знаний и умений практического и интеллектуального характера
Слайд 21Развивающая функция обучения
означает, что обучение, вооружая учащихся системой научных знаний
и умений, одновременно выступает целенаправленным процессом интеллектуального развития школьников
Интеллектуальное развитие
представляет собой расширение возможностей учащихся в решении возникающих или поставленных перед ними задач различного уровня трудности, в том числе и выходящих за пределы сложившегося у школьников опыта
Слайд 22NB! Задание для самостоятельной
работы № 5:
Уточните свои представления по вопросу о связи обучения
и интеллектуального развития школьников, используя материалы книги: Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976. – С.168-174.
Составьте краткий конспект.
Эти материалы содержатся также в учебном пособии: Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.193-261.
Слайд 23Пример ситуации расширения возможностей школьников
Учащиеся знают: (а + в)2 =
а2 + 2ав + в2
Новая задача: представить в виде суммы
(а + в + с)2
(а + в)3
Задача более высокого уровня трудности:
устно найти значение выражения 1012
Слайд 24!!! Не всякое обучение знаниям и умениям приводит к
целенаправленному интеллектуальному развитию, тем более высокому
Уровень интеллектуального развития в обучении
тем выше, чем:
шире объем знаний и умений, которыми ученик может оперировать, решая новые для себя задачи
глубже и сложнее проблемы, для решения которых ученик может наметить более или менее правильные пути
Слайд 25!!! Обучение, основанное на даче «готового» знания и образцов
действия в ходе объяснения учителя мало способствует интеллектуальному развитию школьников
Важно
ставить школьников перед необходимостью приспособления имеющихся у них знаний и умений под решение новых для них задач, связанных с:
самостоятельным выделением новых закономерностей и связей
открытием новых истин
самостоятельными выводами
Слайд 26Пример из опыта экспериментального обучения , организованного под руководством Л.В.Занкова
Учебная задача для учащихся 4 класса:
разделите выражения на две
группы
46+55 85-52 67+20 85-27 70-36
79+14 37-28 98-43 66+27 43-39
??? В чем суть новой ситуации применения знаний
!!! Не просто выполнить действия по известным школьникам правилам, а выработать принцип разделения на группы, т.е. решить новую задачу
Слайд 27Условия организации обучения, при которых приобретение знаний и умений одновременно
приводит к интеллектуальному развитию
усиление доли самостоятельной деятельности школьников, предполагающее обучение
их основам самоорганизации в познании
сокращение доли «готового» знания и усиление исследовательских начал в обучении
формирование обобщенных интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, выделять главное, классифицировать и т.п.)
формирование методологической культуры, связанной с умением школьников приобретать знания
Слайд 28Воспитательная функция обучения
Связана с целенаправленным обогащением системы ценностей и отношений
школьников, приводящим к восприятию ими познания как личностно значимого
Слайд 29Обучение воспитывает в необходимом направлении, если:
организуемая познавательная деятельность и её
предметное содержание соответствуют потребностям, интересам и мотивам школьников
познавательная деятельность сопровождается
факторами, косвенно влияющими на рождение и закрепление положительного отношения к познанию
Слайд 30Условия реализации воспитательной функции обучения
учитель изучает и учитывает имеющиеся у
школьников мотивы учения, опирается на них при организации обучения
учитель ведет
систематическую работу по формированию познавательного интереса школьников как ведущего мотива учения
Слайд 31NB! Задание для самостоятельной
работы № 6:
Изучите содержание книг:
Маркова А.К. Формирование мотивов учения в
школьном возрасте: Книга для учителя. – М., 1983.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.,1971. Гл.IV.
Составьте краткий конспект, отражающий содержание следующих вопросов:
понятие мотива учения, характеристика мотивов учения
классификация мотивов учения
понятие познавательного интереса как ведущего мотива учения
источники формирования познавательного интереса школьников в обучении