Слайд 1Знаменитые мосты
Санкт-Петербурга
Слайд 2Петербург называют «городом мостов». И это название вполне справедливо. Шестьдесят
восемь рек, каналов и протоков пересекают город в разных направлениях,
образуя на его обширной территории сорок два острова.
Слайд 3Построенный в дельте Невы, у выхода в Финский залив, новый
город стал первым русским портом на Балтийском море. Для осушения
прорыли несколько каналов. Естественные протоки Невы и другие реки превратили Петербург в настоящую «Северную Венецию». Позднее, в XIX веке, некоторые каналы засыпали или убрали в трубы, а на их месте проложили улицы и бульвары. Но все же большая часть сохранилась. В наши дни в самом Петербурге, без пригородов, насчитывается около трехсот мостов, не считая железнодорожных и путепроводов.
Крюков канал
Канал Грибоедова
Слайд 4Петербург основан 16 (27) мая 1703 года.
Очевидно
тогда же, между только что заложенной Петропавловской крепостью и островом
был сооружен деревянный наплавной мост — первый в молодом городе. В 1706 году мост решили заменить более прочным, тоже деревянным, но опирающимся на сваи. В 1738 году его снова перестроили: средняя часть по-прежнему оставалась деревянной, а у берегов соорудили каменные арки, которые можно увидеть и сейчас. Эти старые каменные конструкции стали прибрежными устоями современного Иоанновского моста, который ведет от Петроградской стороны к восточным, Иоанновским, воротам Петропавловской крепости. Нынешний Иоанновский мост—прямой «потомок» того первого, который был сооружен еще при Петре I.
Слайд 5В 1713 году проложили «Большую прешпективую дорогу», направленную к зданию
Адмиралтейства. Позднее она превратилась в главную магистраль города — Невский
проспект. В том месте, где дорога пересекала Фонтанку, в 1715 году построили деревянный мост. Граница города тогда проходила по Фонтанке, и здесь находилась застава. Мост этот построили солдаты, которыми командовал подполковник М. О. Аничков, и с тех пор, несмотря на неоднократные капитальные перестройки, он по-прежнему называется Аничковым. Берега Фонтанки вблизи «Большой прешпективы» тогда были низкими и болотистыми, и старый деревянный Аничков мост был почти в четыре раза длиннее ныне существующего.
Адмиралтейство
Аничков мост
Слайд 6Вскоре на «Большой прешпективе», там, где она пересекала Мойку, построили
еще один деревянный мост. Одно время он был покрашен в
зеленый цвет, и поэтому его называли Зеленым мостом. Позднее, когда в 70-х годах около моста появился дом петербургского генерал полицмейстера, возникло и второе название — Полицейский.
Слайд 7В 1820 году при реконструкции Исаакиевского моста, осуществленной инженерами О.
Бетанкуром и Г. Третером, у обоих въездов были сделаны каменные
устои, облицованные гранитом и украшенные красивыми закругленными лестницами. Их можно видеть и сейчас—это два выступа набережной: один — против «Медного всадника», другой — на противоположном берегу, у здания бывшего манежа.
Слайд 8В 1720-х годах появилась первая каменная набережная: она окружала небольшой
«гаванец» для стоянки царских лодок в Летнем саду у Фонтанки,
подле Летнего дворца. «Гаванец» позднее засыпали, но недавно при археологических раскопках Петербургские реставраторы обнаружили его каменные подпорные стенки, в которых сохранились даже железные кольца для привязывания лодок.
Слайд 9Первую большую гранитную набережную в Петербурге начали возводить в конце
50-х годов перед новым монументальным Зимним дворцом. В 60—80-х годах
одели в гранит весь левый берег Невы, начиная от того места, где теперь стоит Литейный мост, и до Ново-Адмиралтейского канала. Только против Адмиралтейства каменную набережную соорудили позднее — в 70-х годах. В 1784 году закончили ограду, отделившую Летний сад от набережной Невы.
Набережная у Адмиралтейства
Ново-Адмиралтейский канал
Слайд 10Вблизи Летнего сада в конце 60-х годов одновременно с гранитными
набережными построили два каменных моста: трехпролетный Прачечный через Фонтанку и
однопролетный Верхне-Лебяжий через Лебяжий канал, проложенный еще в конце 1710-х годов.
Прачечный мост
Верхне-Лебяжий мост
Слайд 11Зимняя канавка, соединяющая Неву с Мойкой, — один из самых
очаровательных уголков старого Петербурга. Она была прорыта в конце 1710-х
годов вблизи того места, где в 1711 году появился Зимний дворец Петра I. В 20-х годах у канавки на берегу Невы был построен второй, более просторный, Зимний дворец.
Слайд 12Одновременно с каменными набережными на Зимней канавке был сооружен и
второй гранитный мост — на пересечении с Миллионной улицей (сейчас
он называется Первым Зимним). Раньше он стоял там, где из Невы вытекал Красный канал, проходивший вдоль западного края Марсова поля. В начале 80-х годов канал засыпали, а мост, полностью разобрав, перенесли на Зимнюю канавку.
Первый зимний мост
Слайд 13Почти два века спустя, в 1964 году, на Зимней канавке
появился еще один каменный, пересекающий ее около Мойки. Впрочем, в
действительности несущей конструкцией этого моста является железобетонный свод, который облицован таким же серовато-розовым гранитом, как и каменные подпорные стены набережных и два старых моста — Эрмитажный и Первый Зимний. Архитектурный облик нового, Второго Зимнего, моста полностью повторяет облик его «старших братьев». Сооруженный советскими мостостроителями, он очень удачно завершил архитектурный ансамбль Зимней канавки.
Второй зимний мост
Слайд 14В 80-х годах XVIII века начали облицовывать гранитом берега Фонтанки.
Фонтанка была важной транспортной магистралью Петербурга, и на ее набережных
устроили специальные наклонные съезды для выгрузки товаров. Между 1784 и 1787 годами через Фонтанку было построено семь каменных трехпролетных мостов: Симеоновский (ныне мост Белинского), Аничков, Чернышев (ныне мост Ломоносова), Семеновский (на пересечении с современной улицей Дзержинского), Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин. Все они созданы по одному «образцовому» проекту. Строительство мостов целыми сериями характерно для Петербурга. Из семи «мостов-братьев» лучше других сохранились мосты Ломоносова и Старо-Калинкин. Остальные во второй половине XIX века либо лишились башен (мосты Белинского, Измайловский), либо были полностью перестроены.
Семеновский мост
Измайловский мост
Слайд 15Мосты Старо-Калинкин и Ломоносова относятся к числу самых интересных в
Петербурге: гранитные башни придают им своеобразный облик, овеянный романтикой старины.
Однако и башни, и свисающие с них цепи — не просто украшение: раньше мосты были разводными и в башнях находились специальные механизмы, которые при помощи цепей поднимали кверху деревянные крылья средних пролетов, чтобы пропускать суда с мачтами.
Старо-Калинкин мост
Ломоносовский мост
Слайд 16Львиный мост расположен на красивом изгибе канала Грибоедова, неподалеку от
Театральной площади. На его устоях — четыре чугунных льва. Этим
львам аналогичны фантастические златокрылые грифоны, поддерживающие цепи Банковского моста пересекающего канал Грибоедова недалеко от Казанского собора.
Банковский мост
Львиный мост
Слайд 17Первый постоянный металлический мост через Неву был возведен только в
середине XIX века. Его строительство началось в 1843 и закончилось
в 1850 году. Мост соединил берега Невы против Благовещенской площади и создал удобную связь Васильевского острова с левым берегом. Сначала мост назывался Благовещенским, а в 1855 году был переименован в Николаевский. 17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта – руководителя восстания на крейсере "Очаков" в 1905 г. 14 августа 2007 года мосту было возвращено название Благовещенский.
Слайд 18Тройной мост — неформальное название уникальной мостовой композиции, соединяющей между
собой три острова: Спасский, 1-й Адмиралтейский и Казанский в Центральном
районе Санкт-Петербурга.
Слайд 19Большой Конюшенный мост, наиболее запоминающийся благодаря красивым золочёным фонарям на
достаточно высоких постаментах и ограде в виде часто расставленных дротиков
с накладной арматурой из переплетённых венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками, и поддерживающих перила фигурных кронштейнов
Слайд 20Египетский мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре
старого моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес
к искусству Древнего Египта.
Слайд 21Пантелеймоновский мост образует ансамбль с расположенным рядом Первым Инженерным мостом
через исток реки Мойки. Известны эти мосты в большей степени
благодаря установленному в месте их соединения памятнику Чижику-Пыжику
Слайд 22Поцелуев мост — один из самых старых мостов Петербурга. Это
одно из знаковых мест Санкт-Петербурга, которое обросло легендами за счёт
своего названия. Самое главное заблуждение — это происхождение названия моста. Мост был назван так отнюдь не из-за обилия целовавшихся. Название мост получил по фамилии купца Поцелуева, владельца находившегося поблизости питейного заведения «Поцелуй».
Слайд 23Троицкий мост — один из красивейших петербургских мостов через Неву.
Мост ажурной металлической конструкции состоит из 5 арок и одного
разводного пролета ближе к левому берегу и насыпной дамбы на правом.
Слайд 24Финляндский железнодорожный мост — разводной железнодорожный мост через Неву. Фактически
это два почти вплотную примыкающих друг к другу моста, имеющих
общее название.
Слайд 25Дворцовый мост — разводной чугунный мост через Неву в Санкт-Петербурге.
Дворцовый мост соединяет центральную часть города с Васильевским островом.
Слайд 26Также в Питере полно пусть и не рекордно длинных или
широких, но просто красивых и популярных мостов. Так например башни
с подъёмными механизмами моста Петра Великого (или Большеохтинского) сделаны в виде маяков, благодаря чему мост смотрится необычно и при этом монументально.
Слайд 27Большой Обуховский мост через Неву соединяет проспект Обуховской обороны и
Октябрьскую набережную. Впервые в истории города при выборе названия для
моста проводилось голосование среди петербуржцев и жителей Ленинградской области.
Часто Большой Обуховский мост называют просто « Вантовый», подобная конструкция применена в Санкт-Петербурге впервые , к тому же это первый и единственный неразводной мост через Неву.
Слайд 28Мосты придают городу великолепный архитектурный вид. Примечательно, что указы отца-основателя
города, Петра Великого, категорически запрещали строить мосты. Почему? Петр Первыйпитал страстную
любовь к морскому делу и хотел, чтобы жители не оставляли мореходство без внимания. Впоследствии мосты были разрешены, ведь они необходимы для нормальной жизни во всем городе.