Слайд 1
Теория полезности и поведения потребителя
Слайд 2Тема 9. Теория полезности и поведения потребителя.
Вопросы: 1.Теория маржинализма.
2.
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
3.Принцип максимизации
полезности. Кардиналистский подход.
4.Ординалистский подход к анализу поведения потребителя.
5.Кривые и карта безразличия. Предельная норма замены.
6.Бюджетная линия. Равновесие (оптимум) потребителя.
7.Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Энгеля.
8.Реакция потребителя на изменение цены. Эффект дохода и эффект
замещения.
ДЗ: 1. Примеры действия закона убывающей MU по вертикали и горизонтали.
2.Частные случаи для MRS: MRS= const; MRS= 0 (примеры. графики).
3. Уравнение бюджетной линии. Изменения положения бюджетной линии(графики).
4. Линия «доход - потребление» для качественных и не качественных благ (графики)
5. Эффект дохода и эффект замещения: модель Хикса и Слуцкого.
Слайд 31.Теория маржинализма.
Представители маржинализма
К. Менгер и его последователи Ф.Визер,
Э.Бем-Баверк (Австрия)
У. Джевонс (Англия)
Л.Вальрас (Швейцария)
А.Маршалл (Англия)
Центральная проблема
Эффективное
распределение и использование ресурсов
Обоснование рационального поведения потребителя
Слайд 5
Методология маржинализма
Субъективно-психологический подход (Методологический индивидуализм)
Статический подход
Равновесный подход
Экономическая рациональность
Предельный анализ
Математизация
Слайд 6Принципы маржинализма в анализе поведения потребителя
Суверенитет потребителя
Свобода потребительского выбора
Рациональное поведение
Голосование долларом
Слайд 7Школы маржинализма
Кардиналистская школа (кардинализм) Количественный подход к анализу
полезности, основан на использовании условных единиц полезности ( ютилей).
Представители: У.Джевонс, К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк, Л.Вальрас.
Ординалистская школа (ординализм). Порядковый подход на основе кривых безразличия.
Представители: Ф.Эджуорт, В.Парето, Р.Аллен, Дж.Хикс, Е.Слуцкий.
Слайд 8
2. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
Полезность
(Utility)
– это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько
потребностей человека.
(англ.философ И.Бентам, конец 18 –середина 19 века)
TU общая полезность MU предельная полезность
(total utility) полезность (marginal utility) полезность
суммы благ последней единицы блага
U = f Q
Слайд 10Закон убывающей предельной полезности
первый закон Госсена
Г.Госсен – немецкий экономист,
предшественник теории маржинализма.
По вертикали: предельная полезность блага снижается, если оно
предназначено для удовлетворения одной конкретной потребности.
По горизонтали: предельная полезность блага снижается, если оно используется в альтернативных целях.
При прочих равных условиях увеличение количества блага сопровождается снижением его полезности
Условия: 1. Качество блага = const
2. Потребитель ориентируется на Q max
Слайд 123.Принцип максимизации полезности. Кардиналистский подход.
Принцип максимизации общей полезности благ -
Второй закон Госсена
Px, Py- цены спроса
λ- предельная полезность денег
Равенство взвешенных предельных полезностей.
Равновесие потребителя достигается, когда последний $ потраченный на покупку товара Х приносит такой же прирост полезности, как и последний $ потраченный на покупку товара Y.
Слайд 134.Ординалистский подход к анализу поведения потребителя.
Аксиомы порядкового подхода:
полной упорядоченности, отражает
предпочтения потребителя: x > y, x
( транзитивности): если x > y > z, то x > z,x ~ y > z, x > y ~ z;
не насыщения, чем больше благ у потребителя, тем более удовлетворённым он себя чувствует;
независимость от внешних воздействий.
Слайд 15Модель равновесия потребителя
Карта кривых безразличия
Бюджетная линия
Слайд 165.Кривые и карта безразличия. Предельная норма замены.
Кривая безразличия (Эджурорт)– это
геометрическое место точек, каждая из которых представляет такое количество благ
x и y, что потребителю безразлично, которую из них выбрать, так как общая полезность благ в этих точках будет одинаковой.
Карта кривых безразличия – это совокупность кривых безразличия, каждая из которых соответствует определённой суммарной полезности x и y.
Слайд 17Свойства кривых безразличия
Кривая безразличия может быть проведена в любой точке
пространства (это принцип свободы доступа).
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так
как снижение потребления одного блага предполагает увеличение потребления другого блага при сохранении их общей полезности.
Кривые безразличия не могут пересекаться, так как определенные комбинации благ x и y соответствуют только одной величине суммарной полезности.
Чем более удалена кривая безразличия от начала координат, тем больше суммарная полезность этих благ.
Кривые безразличия выпуклы к началу координат, это обусловлено снижением предельной нормы замены (MRS) одного блага другим при движении по кривой безразличия сверху вниз.
Слайд 18
MRS Предельная норма замены
MRS = - ∆ y/∆x MRS
= - dy / dx
MRS показывает, от какого количества блага Y потребитель готов отказаться в пользу увеличения блага X на одну предельную единицу, сохраняя при этом тот же уровень общей полезности.
Величина MRS соответствует угловому коэффициенту наклона касательной, проведённой к точке на кривой безразличия.
Частные случаи для MRS: MRS= const; MRS= 0
Слайд 196.Бюджетная линия. Равновесие (оптимум) потребителя.
Бюджетная линия – это геометрическое место
точек, каждое из которых соответствует доступному для потребителя набору товаров
x и y.
Уравнение бюджетной линии
I = Px ∙Qх + Py ∙ Qу
Qу = I/Py - Px/Py ∙Qх
Слайд 20
Свойства бюджетной линии
Линия всегда прямая. Строится на основе двух
точек. Пересечение бюджетной линии с осями определяется на основе деления
дохода (I) на цену каждого товара (PX,PY).
Бюджетная линия имеет всегда отрицательный наклон.
Наклон линии определяется соотношением цен товаров Х иУ.
Изменение дохода потребителя сопровождается параллельным смещением линии.
Слайд 21
Равновесие потребителя
Равновесие потребителя достигается в точке E, которая
соответствует достижению максимальной суммарной полезности благ Х и У в
пределах ограниченного дохода потребителя.
Графическое пояснение: бюджетная линия совпадает с касательной, проведенной к самой удаленной кривой безразличия.
Слайд 227.Реакция потребителя на изменение дохода.
Кривые Э.Энгеля.
Линия «Доход – потребление»
Слайд 23Кривые Э.Энгеля
E1 — кривая для нормальных товаров;
E2 — кривая для предметов роскоши,
качественных товаров;
E3 — кривая для некачественных товаров.
Э.Энгель (19 в. ) -
немецкий экономист и статистик, занимался анализом влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов.
Кривые иллюстрируют зависимость между объемом потребления благ (C) и доходом потребителя (I) при неизменных ценах и предпочтениях.
Слайд 24Кривые Э.Энгеля
(Доходы – расходы)
Законы Э.Энгеля – это закономерности, отражающие изменение структуры
расходов домашних хозяйств и отдельных личностей исходя из динамики роста
получаемого ими дохода.
Слайд 25
8.Реакция потребителя на изменение цены. Эффект дохода и эффект замещения
.
Линия «Цена - потребление»
Линяя цена-потребление повторяет линию спроса на товар
х.
Слайд 26Эффект дохода и эффект замещения
для качественного блага
(по Хиксу)
Слайд 27Эффект дохода и эффект замещения
для не качественного блага
(по Хиксу)
Слайд 28Эффект дохода и эффект замещения
для товаров Гиффена
(по Хиксу)
Слайд 30Эффект дохода и эффект замещения
для качественного блага
(по Слуцкому)