Разделы презентаций


Теория потребительского поведения (выбора)

Содержание

ПланСтановление теории потребительского выбора. Закон убывающей предельной полезности.Правило максимизации полезности.Равновесие потребителя на основе анализа кривых безразличия и бюджетных линий.MU и кривая спроса. Потребительский излишек.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кафедра мировой экономики и экономической теории Преподаватель: Корнейко О.В. , к.э.н.,

доцент
Тема 4. Теория потребительского поведения (выбора)

Кафедра мировой экономики и экономической теории Преподаватель: Корнейко О.В. , к.э.н., доцентТема 4. Теория потребительского поведения (выбора)

Слайд 2План
Становление теории потребительского выбора.
Закон убывающей предельной полезности.
Правило максимизации полезности.
Равновесие

потребителя на основе анализа кривых безразличия и бюджетных линий.
MU и

кривая спроса. Потребительский излишек.
ПланСтановление теории потребительского выбора. Закон убывающей предельной полезности.Правило максимизации полезности.Равновесие потребителя на основе анализа кривых безразличия и

Слайд 3Черты маржинализма
1. Принцип рационального поведения человека в рыночной экономики.
2. Принцип

редкости.
3. Использование предельных величин.

Черты маржинализма1. Принцип рационального поведения человека в рыночной экономики.2. Принцип редкости.3. Использование предельных величин.

Слайд 4Полезность блага (utility of good) – его свойство удовлетворять потребности

(субъективное понятие).
Цель потребительского поведения - максимизация полезности.
Покупатель при выборе приобретаемых

благ обладает индивидуальными* предпочтениями, но ограничен в их удовлетворении бюджетным ограничением.
*Одно и то же благо различно по ценности для разных потребителей, во многом зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.
Полезность блага (utility of good) – его свойство удовлетворять потребности (субъективное понятие).Цель потребительского поведения - максимизация полезности.Покупатель

Слайд 5Виды полезности
1) Рыночная полезность. Возникает в результате потребления товаров и

услуг, покупаемых на рынке. Ее получение предполагает оплату товара.
2)

Внутренняя полезность. Связана с потреблением товаров, производимых непосредственно внутри домашнего хозяйства и не поступающих на рынок.
3) Полезность отдыха. Возникает в период «потребления» свободного времени.
4) Внешняя полезность, связана с потреблением товаров и услуг предоставляемых потребителю косвенным образом, а не через рынок. Пример общественные блага.
5) Нераспределяемая полезность. Возникает в связи с использование благ абсолютного и морально-этического характера (дружба, любовь, здоровье).

Виды полезности1) Рыночная полезность. Возникает в результате потребления товаров и услуг, покупаемых на рынке. Ее получение предполагает

Слайд 6Плюсы и минусы маржинализма

Экон. исследования оказались повернутыми не к антагонизму

классов, а к отдел. человеку. Изучение механизмов рынка, условий равновесия,

особенности ценообразования. Принцип редкости стал основой соврем. Экономико-математ. теорий


Пренебрежительное отношение к сфере производства. Преувеличение роли субъективистских оценок. Оценка полезности- единственный критерий формирования спроса и цены: если портебитель выделяет на покупку стула 100 руб, а стола – 1000, то стол для него в 10 раз полезнее стола.

Плюсы и минусы маржинализмаЭкон. исследования оказались повернутыми не к антагонизму классов, а к отдел. человеку. Изучение механизмов

Слайд 7Количественная (кардиналистская) теория полезности

Теории, которые рассматривают совокупную полезность, товарного

набора как достаточный фактор поведения потребителя, приписывая полезности свойство измеримости

называются кардиналистскими или количественными теориями.

Количественная (кардиналистская) теория полезности Теории, которые рассматривают совокупную полезность, товарного набора как достаточный фактор поведения потребителя, приписывая

Слайд 8Функция полезности
Для анализа поведения потребителя в рамках количественных теорий

полезности была выдвинута концепция функции полезности. Функция полезности - произвольные

числовые значения, приписываемые товару или товарному набору и измеряющие полезность товара или товарного набора для потребителя в условных единицах полезности. TU = F (Qx, Qy,…Qn) - для нескольких благ X, Y,..., N, в единицу времени.
и также TUA = ƒ(QA) - для одного блага A

Функция полезности Для анализа поведения потребителя в рамках количественных теорий полезности была выдвинута концепция функции полезности. Функция

Слайд 9Общая полезность
Общая полезность увеличивается с ростом количества блага, которым располагает

потребитель.
Однако темп увеличения общей полезности по мере потребления следующих

единиц блага замедляется.
Полезность последней части, имеющейся в распоряжении потребителя, есть предельная полезность.

Общая полезностьОбщая полезность увеличивается с ростом количества блага, которым располагает потребитель. Однако темп увеличения общей полезности по

Слайд 10Предельная полезность


Предельная полезность, MU – добавочное удовлетворение, извлекаемое потребителем из

одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

Взаимосвязь между TU

и MU:
MUА = ΔTUА/ ΔQА

Предельная полезностьПредельная полезность, MU – добавочное удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы данного блага за единицу

Слайд 11Полезность графически
TU=max при MU=0
А В
А

В
Общая полезность Предельная полезность


Total utility Marginal utility
Полезность графически  TU=max  при  MU=0А  В А   В Общая полезность

Слайд 12 Герман Генрих Госсен (1810-1858) — немецкий (прусский) экономист, предшественник

математической и австрийской школ в экономике.

Принцип убывающей предельной полезности был

впервые использован в своих исследованиях немецким ученым Генрихом Госсеном.
Герман Генрих Госсен (1810-1858) — немецкий (прусский) экономист, предшественник

Слайд 13Первый закон Госсена - закон убывающей полезности (1854)
Большинство благ обладают

свойством убывающей предельной полезности: чем больше потребление некоторого блага, тем

меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага.
Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон.


Первый закон Госсена - закон убывающей полезности (1854)Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности: чем больше потребление

Слайд 14Второй закон Госсена
Полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на

приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно

благо она затрачена.

λ - предельная полезность денег
Она показывает, на сколько ютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на один рубль.

Равновесие потребителя (отношение MU блага к его цене должна быть одинаково для всех благ:

Второй закон ГоссенаПолезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того,

Слайд 15Парадокс воды и алмазов: ценность и цена
Парадокс: почему некоторые почти

бесполезные вещи стоят в тысячу раз дороже, чем жизненно важные.

Потому что цена определяется не TU, а MU.

MU зависит не только от интенсивности потребности, но и от запасов блага. Запасы воды и алмазов различны (изобилие и редкость). Соотношение Q и Р различно.
Общая полезность воды большая, предельная – маленькая; у алмазов – наоборот.
Парадокс воды и алмазов: ценность и ценаПарадокс: почему некоторые почти бесполезные вещи стоят в тысячу раз дороже,

Слайд 16Порядковая (ординалистская) теория полезности
Аксиома о сравнимости или упорядоченности. Потребитель способен

сравнивать любые два возможные набора товаров и в результате этого

сравнения приходит к одному из следующих возможных заключений
A>B (набор A предпочтительнее набора B)
A
Порядковая (ординалистская)  теория полезностиАксиома о сравнимости или упорядоченности. Потребитель способен сравнивать любые два возможные набора товаров

Слайд 172) Аксиома транзитивности . Если потребитель предпочитает набор А набору

В, а набор В набору С, то он предпочитает набор

А набору С.
3) Аксиома ненасыщения . потребители всегда предпочитают больший набор благ меньшему.
4) Субституция. Потребитель согласен отказаться от количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5) Аксиома независимости потребителя
Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.
2) Аксиома транзитивности . Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то

Слайд 18Ординалистская (порядковая) полезность
Описание поведения потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.
Потребитель

может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может

определить, насколько один набор лучше другого.
Задача максимизации полезности сводится к выбору наиболее предпочтительного набора товаров.
Ординалистская (порядковая) полезностьОписание поведения потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.Потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому,

Слайд 19Аналитический аппарат ординалистского подхода

Аналитический аппарат ординалистского подхода

Слайд 20Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет

собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой

из этих двух товаров выбрать.
Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что

Слайд 21Свойства кривых безразличия
Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой,

представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

•Кривые

безразличия имеют отрицательный наклон.

•Кривые безразличия никогда не пересекаются.

•Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.

•Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Свойства кривых безразличияКривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя

Слайд 22Предельная норма замещения
Предельная норма замещения в потреблении представляет собой величину,

которая характеризует степень готовности потребителя отказаться от небольшого количества одного

блага в обмен на некоторое количество другого блага, причем степень удовлетворения потребителя остается неизменной.
MRSxy = -ΔY / ΔX =
MUY / MUX
Предельная норма замещенияПредельная норма замещения в потреблении представляет собой величину, которая характеризует степень готовности потребителя отказаться от

Слайд 23Нестандартные кривые безразличия (1-комплементарные блага (левый и правый ботинки); 2-нежелательный

товар, но без которого потребитель не может обойтись; 3- нейтральный

(бесполезный) товар Y, но с дешевой нагрузкой)
Нестандартные кривые безразличия  (1-комплементарные блага (левый и правый ботинки);  2-нежелательный товар, но без которого потребитель

Слайд 24Бюджетное ограничение (budget constraint).
Бюджетное ограничение представляет собой максимальную сумму

денег, которую потребитель может израсходовать на приобретение товарного набора. Оно

показывает, какие количества данных товаров при данных ценах может купить индивид.
Бюджетное ограничение определяется с одной стороны, доходом, имеющимся в распоряжении потребителя, и ценами товаров, входящими в его потребительский набор с другой.
Бюджетное ограничение (budget constraint). Бюджетное ограничение представляет собой максимальную сумму денег, которую потребитель может израсходовать на приобретение

Слайд 25Уравнение бюджетной линии
Для графического изображения бюджетного ограничения используется бюджетная

линия. Предположим, что I - доход потребителя, в набор потребителя

входят два товара X и Y , а цены равны Рх и Py. Тогда бюджетное ограничение можно записать в виде:
I = РхХ + PyY преобразуя, получим
Y = I / Py - (Рх / Py )X -это и есть уравнение бюджетной линии, или линии цен.


Уравнение бюджетной линии Для графического изображения бюджетного ограничения используется бюджетная линия. Предположим, что I - доход потребителя,

Слайд 26Бюджетная линия
Ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов благ. Как

изменится бюджетная линия, когда меняются доход и цены на блага?


Бюджетная линияОграничивает сверху множество доступных для потребителя наборов благ. Как изменится бюджетная линия, когда меняются доход и

Слайд 27Равновесие потребителя – в точке касания кривой безразличия с бюджетным

ограничением.
Оптимум потребителя

Равновесие потребителя – в точке касания кривой безразличия с бюджетным ограничением. Оптимум потребителя

Слайд 28Наклон бюджетной линии измеряется соотношением цен товаров (-Px/Py) , а

наклон кривой безразличия – предельной нормой замещения, равной соотношению предельных

полезностей товаров MU x/ MU y . Поэтому в точке оптимума выполняется равенство предельной нормы замещения абсолютному значению наклона бюджетной линии. Преобразуем:
MUx = MUy
Px Py


Наклон бюджетной линии измеряется соотношением цен товаров (-Px/Py) , а наклон кривой безразличия – предельной нормой замещения,

Слайд 29Используя графическую модель «карта безразличия +бюджетная линия» на любой из

двух товаров X,Y. Перемещая один из концов бюджетной линии, что

равнозначно изменению цены продукта, определяем, какое количество товара потребитель приобретет при фиксированном доходе и неизменных ценах другого товара. Поведение спроса и положение кривой D можно объяснить с помощью закона убывающей MU: если каждая последующая единица обладает все меньшей полезностью, то потребитель станет покупать эти единицы при условии снижения цен на них.
Используя графическую модель «карта безразличия +бюджетная линия» на любой из двух товаров X,Y. Перемещая один из концов

Слайд 30Эффект дохода и эффект замещения
Как уже известно, изменение цен на

какой-нибудь товар ведет к изменению спроса. Но изменение цены оказывает

влияние на спрос по двум направлениям. Во-первых, изменение цены на какой-либо товар увеличивает или уменьшает покупательную способность потребителя и его реальный доход - это явление называется эффектом дохода. Также в результате изменения цен происходит перераспределение предпочтений одного товара другому, это явление получило название эффекта замены. Эти эффекты различаются для нормальных товаров, товаров низшего качества, комплементов и др.
Эффект дохода и эффект замещенияКак уже известно, изменение цен на какой-нибудь товар ведет к изменению спроса. Но

Слайд 31В микроэкономике существуют две различные трактовки в выделении эффекта дохода

и эффекта замены: по Слуцкому и по Хиксу. Е. Слуцкий

и Дж. Хикс выделили названные эффекты, используя каждый свое определение реального дохода.
•По Е. Слуцкому, реальный доход измеряется количеством товаров, которое может приобрести потребитель на свой номинальный доход.
По Дж. Хиксу реальный доход потребителя измеряется полезностью набора товаров, который может купить потребитель. Если номинальный доход позволяет купить набор той же полезности, что и полезность ранее купленного товарного набора, то реальный доход потребителя по Хиксу не изменился.


В микроэкономике существуют две различные трактовки в выделении эффекта дохода и эффекта замены: по Слуцкому и по

Слайд 32 Эффект дохода и эффект замещения по Дж.Хиксу

U1
1, 2,

3 – линии бюджетного ограничения ;
A,B,C – точки рационального

выбора;
U1, U2 – кривые безразличия.
Точка А – при первоначальных ценах благ и дохода покупателя.
Точка С - при снижении цены товара Х.
Наклон фиктивной линии 3 соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным.
Перемещение из А в В показывает эффект замещения, вызванный изменением . соотношения цен.
Перемещение из В в С является результатом роста реального дохода.

Эффект дохода и эффект замещения по Дж.ХиксуU11, 2, 3 – линии бюджетного ограничения ; A,B,C

Слайд 33Излишки потребителя и производителя
Излишки потребителя (consumer surplus) - разница между

ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую

он действительно платит при покупке.
Излишек производителя(producers surplus)-
разница между реальной ценой товара и той минимальной стоимостью, которую согласен получить за него производитель
Излишки потребителя и производителяИзлишки потребителя (consumer surplus) - разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар,

Слайд 34Взаимная выгода от торговли
2 вида излишков опровергают сомнительную репутацию торговли.

Обмен никогда не может быть обменом равными ценностями. Добровольный обмен

включает отказ от менее ценного (затраты) ради более ценного (результаты). Подозрительное отношение к торговле свидетельствует о материальном фетишизме.
Каждая вещь является богатством только в том случае, если она доступна тому, кто ее ценит.
Взаимная выгода от торговли2 вида излишков опровергают сомнительную репутацию торговли. Обмен никогда не может быть обменом равными

Слайд 35Вода

Вода

Слайд 36ХОЛОДИЛЬНИК
Богатство для домохозяйки
Беда для эскимоса

ХОЛОДИЛЬНИКБогатство для домохозяйкиБеда для эскимоса

Слайд 37Коробка от холодильника
Мусор для домохозяйки
Сокровище для ее маленького сына

Коробка от холодильникаМусор для домохозяйкиСокровище для ее маленького сына

Слайд 38М. Веблен «Теория праздного класса»
Правильнее было бы разделить мотивы поведения

бедных и богатых людей. Поведение на рынке бедного человека определяется

голодом и другими подобными физиологическими потребностями. Богатые же могут позволить себе ориентироваться на товары, обладание которыми вызовет положительные психологические реакции (личный успех, преимущество по сравнению с окружающими, высокий престиж в обществе – эффект сноба- стремление выделиться из толпы). Товары и услуги используются не по прямому назначению.
М. Веблен «Теория праздного класса»Правильнее было бы разделить мотивы поведения бедных и богатых людей. Поведение на рынке

Слайд 39ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Бюджетная линия (budget line)
Кривая безразличия (indifference curve)
Предельная норма

замещения(marginal rate of substitution)
Карта безразличия (indifference map)
Равновесное положение (equilibrium position

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯБюджетная линия (budget line)Кривая безразличия (indifference curve)Предельная норма замещения(marginal rate of substitution)Карта безразличия (indifference map)Равновесное

Слайд 40THANK YOU FOR YOUR ATTENTION
olga30300@mail.ru
+7- (423)-240-4193

THANK YOU FOR YOUR ATTENTIONolga30300@mail.ru+7- (423)-240-4193

Слайд 41Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 42Использование материалов презентации

Использование данной презентации, может осуществляться только при условии

соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности,

а также с учетом требований настоящего Заявления.

Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика