Слайд 1Тема 4. Теория поведения потребителя
Слайд 24.1 Кардиналистский и ординалистский подходы к определению полезности
Полезность блага (utility)
- его способность удовлетворять какую-либо потребность.
Слайд 3Кардиналистская (количественная) теория полезности (У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас и.др.) исходит из
допущения о том, что можно точно определить, какую степень удовлетворения
получил потребитель в результате покупки.
Слайд 4Общая полезность - накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно
приобретенных единиц блага. (TU)
Прирост общей полезности от потребления дополнительной единицы
блага называется предельной полезностью (MU).
Закон убывающей предельной полезности (1-ый закон Госсена): каждая последующая единица блага приносит меньшую потребность, чем предыдущая, т.е. предельная полезность каждой дополнительной единицы блага падает.
Слайд 5Функция полезности – функция, показывающая убывание полезности по мере роста
потребления блага: U = f (Qi),
где U – полезность
блага;
Qi – последовательные количества блага.
Слайд 7График предельной полезности
Слайд 8Парадокс воды и алмаза
Вода обладает несоизмеримо большей общей полезностью для
человека, чем алмазы.
Вместе с тем цена алмазов несоизмеримо больше
цены воды.
Вода имеется в изобилии, в то время как запасы алмазов весьма ограничены.
Поэтому предельная полезность алмаза значительно больше предельной полезности воды, а, соответственно, и цена.
Слайд 9Второй закон Госсена: максимум полезности от потребления заданного набора благ
потребитель получит при условии равенства предельных полезностей потребленных благ на
единицу затрат.
Слайд 10Ординалистская (порядковая) теория полезности (Дж.Хикс, В.Парето, Е.Слуцкой, Р.Аллен). Она основывается
на ранжировании (порядковом сравнении) полезности благ покупателем.
Слайд 11Аксиомы ординалистской концепции
Аксиома «полной упорядочености»;
Аксиома «транзитивности»;
Аксиома «ненасыщаемости»;
Аксиома «рефлексивности».
Слайд 124.2 Предпочтения потребителя и кривые безразличия
Кривая безразличия – кривая, каждая
точка которой представляет собой такой набор из двух благ, что
потребителю безразлично какой из них предпочесть, поскольку их полезность одинакова.
Слайд 14Тот участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного
блага другим, называется зоной замещения (субституции).
Слайд 15
Карта кривых безразличия - полная совокупность кривых безразличия данного потребителя,
она отражает все его индивидуальные предпочтения
Слайд 16Предельная норма замещения блага X благом Y - количество блага
X, на которое должно быть сокращено его потребление в обмен
на увеличение потребления блага Y на единицу с условием, что степень удовлетворения потребности останется неизменной:
MRSху = - ΔX / ΔY при U = const.
Слайд 17Виды кривых безразличия
1. Товары - совершенные заменители
Слайд 18Виды кривых безразличия
2. Товары, совершенно дополняющие друг друга
Слайд 19Виды кривых безразличия
3. Товары, нежелательные для потребителя
Слайд 20Виды кривых безразличия
4. Нейтральные товары
Слайд 214.3 Бюджетное ограничение и оптимальный выбор потребителя
Линия, показывающая доступный
данному потребителю набор товаров, называется бюджетной линией (линией цен).
Слайд 22Бюджетное ограничение имеет вид:
I = PXX + PYY – доход
потребителя равен сумме расходов на приобретение товаров X и
Y, где
I – доход потребителя, который он расходует на покупку товаров X и Y;
PX и PY - цены товаров X и Y.
Уравнение бюджетной линии:
Y = (I / PY) – (PX / PY) • X;
X = (I / PX) – (PY / PX) • Y.
Слайд 24Условие равновесия потребителя:
Рх/Ру = MRSху.
Это условие эквивалентно второму закону
Госсена: MUх/Pх=MUу/Pу.