Разделы презентаций


Теория познания

Содержание

План: Познание как предмет философского анализа.Проблема соотношения субъекта и объекта познания.Чувственное и рациональное познание и их формы.Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине.Истина и заблуждение. Истина как процесс.Критерии истины в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория познания

Теория познания

Слайд 2План:
Познание как предмет философского анализа.
Проблема соотношения субъекта и объекта

познания.
Чувственное и рациональное познание и их формы.
Интуитивное и дискурсивное познание.

Роль интуиции в медицине.
Истина и заблуждение. Истина как процесс.
Критерии истины в истории философской мысли.
План: Познание как предмет философского анализа.Проблема соотношения субъекта и объекта познания.Чувственное и рациональное познание и их формы.Интуитивное

Слайд 3Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения им

окружающего мира. Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с

общественной практикой. Оно есть процесс получения и накопления знаний.
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения им окружающего мира. Познание развивается и совершенствуется в

Слайд 4Знание является человеческой информацией о мире. Эта информация существует в

виде некоторой субъективной реальности. Знание – всегда является идеальным образом

действительности. Знать что-либо означает иметь некоторое идеальное представление о том или ином предмете.

Знание является человеческой информацией о мире. Эта информация существует в виде некоторой субъективной реальности. Знание – всегда

Слайд 5Знание тесно связано с отражением, с информацией. Знание - это

всегда информация, но не всякая информация - знание. В процессе

переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, она должна получить смысл и значение. Познание и знание различаются как процесс и его результат.

Знание тесно связано с отражением, с информацией. Знание - это всегда информация, но не всякая информация -

Слайд 6



Слайд 7









Слайд 9Агностицизм. Его специфика - в выдвижении и обосновании положения о

том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Древнегреческий философ

Протагор писал о том, что разным лю­дям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому "чело­век есть мера всех вещей". В этом положении не только установлена противо­положность между субъективной и объективной реальностью, но и отрицается возможность их совпадения в процессе познания действительности, утвержда­ется абсолютная независимость субъективной реальности от объективной.

Агностицизм. Его специфика - в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных)

Слайд 10Агностицизм был уже более детально обоснован школой античного скептицизма (Пиррон,

Карнеад, Энезидем и др.).

Агностицизм был уже более детально обоснован школой античного скептицизма (Пиррон, Карнеад, Энезидем и др.).

Слайд 11Скептицизм
античного типа
носит
осторожный,
уклончивый
характер,
направленный не
только

против
по­знавательного
оптимизма, но и против догматизма. Например, Карнеад разли­чал

три степени вероятности познания:
1) просто вероятное представление;
2) вероятное и не противоречащее другим представлениям;
3) вероятное, не противоречащее другим и всесторонне прове­ренное представление. Всякое представление вероятно, но возможно достиг­нуть и вероятности третьей степени, где хотя мы и не имеем ручательства в ис­тинности, но можем на основе этого знания практически действовать.
Скептицизм античного типа носит осторожный, уклончивый характер, направленный не только против по­знавательного оптимизма, но и против догматизма.

Слайд 12К агностическим выводам вёл и античный релятивизм. Так ученик Герак­лита

Кратил абсолютизировал учение об изменчивости мира, утверждал, что "в одну

реку нельзя вступить и одиножды". Покоя нет, все изменяется, а значит никакого истинного знания о мире получить нельзя, т.к. наше знание мгновенно устаревает.
К агностическим выводам вёл и античный релятивизм. Так ученик Герак­лита Кратил абсолютизировал учение об изменчивости мира, утверждал,

Слайд 13Сущность вещей человек постичь не может. В Новое время сложились

две наиболее влиятельные разновидности агностицизма - юмизм и кантианство.
Д.Юм

обратил внимание
на причинность. Он сделал вывод: объективной при­чины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях.
Сущность вещей человек постичь не может. В Новое время сложились две наиболее влиятельные разновидности агностицизма - юмизм

Слайд 14Юм утверждал: "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих

тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств". "Самая

совершенная философия природы только отодвигает немного границы нашего познания, а самая совершенная мо­ральная или метафизическая философия лишь помогает нам открыть новые об­ласти его".

Юм утверждал:

Слайд 15
Кант писал о том, что в процессе познания мы имеем

дело фактически не с "вещами в себе", а с явлениями;

"вещь в себе", т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. Каковы вещи могут быть сами по себе, "мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, кото­рые они в нас производят, действуя на наши чувства". Одной из форм кантиан­ского агностицизма являлся "физиологический идеализм" И.Мюллера (1801-1858), обосновавшего свою концепцию данными физиологической науки. Мюллер как и Кант обратил внимание на взаимодействия субъекта и объекта.
Кант писал о том, что в процессе познания мы имеем дело фактически не с

Слайд 16Познавательно-реалистическая. Эта позиция имеет многих ярких пред­ставителей, среди которых Платон,

Аристотель, Ф.Аквинский, Н. Кузанский, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Гегель, Маркс, Ж.-П.Сартр и

др. Для них характерна вера в познаваемость не только явлений, но и сущности объектов. Ими признаётся по­ложение о познаваемости мира (хотя, конечно, мир в целом для них тоже не по­стижим, ибо мир бесконечен). Сторонники этого направления не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей.
Познавательно-реалистическая. Эта позиция имеет многих ярких пред­ставителей, среди которых Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Н. Кузанский, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Гегель,

Слайд 17Субъект познания - это источник целенаправленной активности, но­ситель предметно-практической деятельности,

оценки и познания. Субъектом является, прежде всего, индивид, наделённый сознанием.

Но субъект - это и кол­лектив, и социальная группа, класс, общество в целом. Общество в процессе своего развития считается универсальным субъектом. Общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через позна­вательную деятельность индивидуальных субъектов.
Субъект познания - это источник целенаправленной активности, но­ситель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является, прежде всего,

Слайд 18Объект – это то, что познается субъектом, на что направлена

предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. "Объект" и "объективная реальность"

- не совпадающие понятия. Электрон вплоть до конца XIX в. не был объектом, хотя был частью объективной реальности.
Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явле­ния. Сознание индивида - объект для психолога. Каждый человек способен де­лать объектом познания самого себя: своё поведение, чувства, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуаль­ного мышления, до "чистого "Я" .
Объект – это то, что познается субъектом, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.

Слайд 19Объект и субъект понятия различные, но в то же время

связанные друг с другом в плане "взаимопереходов". Грани между ними

не абсолютны. В клас­сической физике постулировался абсолютный характер, независимость физиче­ских объектов от субъекта и от условий познания. Теперь же субъект и условия познания "вторглись" в сам объект (квантовая физика). Условия познания опо­средуют отношения субъекта и объекта.

Объект и субъект понятия различные, но в то же время связанные друг с другом в плане

Слайд 20Субъект является активной стороной в познавательном процессе, объект выступает относительно пассивной

стороной. Зависимость объекта от субъекта не следует понимать в том

смысле, что объект создается или просто полагается субъектом. Предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них на­правлена деятельность субъекта. В той мере, в какой без субъекта нет объекта, верно и обратное: без объекта нет субъекта, ибо любая деятельность субъекта всегда предметна.

Субъект является активной стороной в познавательном процессе, объект выступает относительно пассивной стороной. Зависимость объекта от субъекта не

Слайд 21Взгляд на познавательный процесс сквозь призму категорий субъекта и объекта

позволяет подчеркнуть ряд идей. Во-первых, это позволяет совместить принцип отражения

с признанием творческого, активного познавательного процесса. Человек не ждет, когда внешний мир отразится в его сознании. Он сам генерирует познавательные структуры и в ходе практической деятельности проверяет меру их соответствия объективной действительности.
Взгляд на познавательный процесс сквозь призму категорий субъекта и объекта позволяет подчеркнуть ряд идей. Во-первых, это позволяет

Слайд 22Во-вторых, это позволяет понять любой вид знания как субъективный образ

объективного ми­ра. Познавательный образ, будучи продуктом деятельности субъекта, всегда включает

в себя элемент субъективности. Противоположность субъективного и объективного проникает в саму структуру
образа.
Во-вторых, это позволяет понять любой вид знания как субъективный образ объективного ми­ра. Познавательный образ, будучи продуктом деятельности

Слайд 23В-третьих, именно субъектно-объектное отношение позволяет раскрыть механизм социальной обуслов­ленности познавательного

процесса.

В-третьих, именно субъектно-объектное отношение позволяет раскрыть механизм социальной обуслов­ленности познавательного процесса.

Слайд 24Субъект как индивид обладает способностью познавать через органы чувств и

способностью к абстрактному, понятийному мышлению (органы чувств у человека "внешние"

и "внутренние", через последние человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа).
Субъект как индивид обладает способностью познавать через органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению (органы чувств

Слайд 26Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения, умозаключения. Понятие -

это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

(например, понятие "человек", "самолёт" и т.д.).
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и

Слайд 27 Суждение - есть отражение связей
между предметами и явлениями действительности

или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в

которой утверждается или отрицается что-либо о чём-либо.
Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это

Слайд 28Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую

целостность, её как форму способности человека называют умом, а как

нечто процессуальное - мышлением.
Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, её как форму способности человека называют

Слайд 31






Слайд 32Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует её в ущерб

рассудку и разуму. Положение сенсуализма; нет ничего в разуме, чего

прежде не было в чувствах. Представителями сенсуализ­ма были Аристотель, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Фейербах и др.
Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует её в ущерб рассудку и разуму. Положение сенсуализма; нет ничего

Слайд 33Противо­положную линию проводили рационалисты: Парменид, Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель

и др. Они признавали разум ос­новой познания и поведения людей,

выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации.
Противо­положную линию проводили рационалисты: Парменид, Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др. Они признавали разум ос­новой познания

Слайд 35








Слайд 36Важной стороной познания наряду с отражением является творчество. Творчество -

это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые, материальные и духовные

ценности.
Важной стороной познания наряду с отражением является творчество. Творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые,

Слайд 37Центральный момент творчества - озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция -

это способность постижения истины путём прямого ее усмотрения через обосно­вания

с помощью доказательства.
Интуитивной способности человека свойственны:
неожиданность решения задачи;
неосознанность путей и средств её решения;
непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.
Центральный момент творчества - озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция - это способность постижения истины путём прямого ее

Слайд 38 Современная психология творчества и нейрофизиология утверждают, что интуиция включает в

себя ряд определенных этапов. К ним относятся:
накопление и бессознательное

распределение образов и абстракций в системе памяти;
неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстрак­ций, образов и правил в целях решения определенной задачи;
чёткое осозна­ние задачи;
неожиданное для данного человека нахождение решения.
Современная психология 					творчества и 							нейрофизиология 						утверждают, что 						интуиция включает в 				себя ряд определенных 					этапов. К ним относятся:

Слайд 39Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в за­висимости от

специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная,

обыденная, художественная, врачебная и т.д. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированная и эвристическая.
Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в за­висимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции,

Слайд 40Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизи­рованной: она связана с

формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных.


Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизи­рованной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов,

Слайд 41К общим условиям
формирования и
проявления интуиции
относятся сле­дующие:
1)

основательная
профессиональная
подготовка человека,
глубокое знание проблемы;
2) поисковая ситуация,

состояние проблемности;
3) действие у субъекта поисковой доминанты;
4) наличие "подсказки".

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся сле­дующие: 1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;

Слайд 42Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дис­курсивного познания.

Дискурсивный - рассудочный, опосредованный, ло­гический, демонстративный.
На самом деле не

следует ни переоценивать ин­туицию, ни игнорировать ее роль в познании. Дискурсивное и интуитивное - специфические и дополняющие друг друга средства познания.
Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведётся поиск нового. Индуктивное рассуждение - перенос знания, полученного на ос­нове исследования части явлений, на весь класс в целом - является эвристиче­ским приёмом.
Эвристическая 			интуиция не существует в 				абсолютном отрыве от 				дис­курсивного познания. 				Дискурсивный - рассудочный, опосредованный, ло­гический, демонстративный. На

Слайд 43Определение истины, данное Аристотелем: "Истина есть соответствие нашего знания об

объекте самому объекту".
Одно из опреде­лений истины в рамках классической

концепции: истина - это адекватное отра­жение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне человеческого сознания.
Определение истины, данное Аристотелем:

Слайд 44Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете.
Под абсолютной

истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно

своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Такая истина есть; а) результат познания отдельных сторон изучаемых объек­тов; б) окончательное знание определенных аспектов действительности; в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире в сложноорганизованных системах.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете.Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода

Слайд 45Абсолютная истина складывается из относительных истин.
Относительная истина - это неполное

знание о том же самом предме­те.
Относительная истина есть истина объективная,

исклю­чающая заблуждения и ложь. Относительная и абсолютные истины - это лишь разные формы, уровни объективной истины.
Абсолютная истина складывается из относительных истин.Относительная истина - это неполное знание о том же самом предме­те.Относительная истина

Слайд 46Истина 2.7

Истина 2.7

Слайд 47Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Концепцию когерентности (неопозитивизм) правильнее называть

не концепцией истины, а концепцией правильности. Ибо, конечно, любая система

знаний не может содержать в себе логических ошибок. Но, истинной эта система будет только тогда, когда истин­ными будут те принципы из которых выводятся все остальные суждения систе­мы.
Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Концепцию когерентности (неопозитивизм) правильнее называть не концепцией истины, а концепцией правильности. Ибо,

Слайд 48Концепция, в которой критерием истинности выступает полезность разработана в прагматизме.

В этой философии под практикой понимают любую деятельность, а истину

отождествляют с полезностью. "Всё что полезно - истинно. Всё что истинно - полезно" (У.Джеймс).

Концепция, в которой критерием истинности выступает полезность разработана в прагматизме. В этой философии под практикой понимают любую

Слайд 49Постижение истины связано с такими феноменами как вера и сомнение.

Особый интерес представляет вера, которая связана не с богом, а

состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Такая вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания.
Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Если бы существовала полная ин­формированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информи­рованность принципиально невозможна.
Постижение истины связано с такими феноменами как вера и сомнение. Особый интерес представляет вера, которая связана не

Слайд 50







Слайд 53






Слайд 55









Слайд 56 Практика - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, предметно- преобразующая деятельность.
Практика, как критерий

истины, должна рассматриваться и как процесс, и как результат. Практика

как процесс, однажды начавшись никогда не закончится пока существует человечество. С другой стороны практика как результат оберегает людей от релятивизма, ибо в каждый конкретный мо­мент времени человечество обладает истинным знанием.
Практика - 							специфически 						человеческая, 							сознательная, 							целеполагающая, 						предметно-							преобразующая 						деятельность.					Практика, как 							критерий истины, 						должна 								рассматриваться и как процесс, и

Слайд 57Помимо практики в научном познании существуют и другие критерии истины.

Среди них выделяется логический критерий Его существо - в логической

последовательности мысли, в её строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности непосредственно опи­раться на практику.
Помимо практики в научном познании существуют и другие критерии истины. Среди них выделяется логический критерий Его существо

Слайд 58Большое место в теоретическом естествознании, но глав­ным образом в общественных

науках занимает аксиологический критерий, т.е. обращение к общемировоззренческим, общеметодологическим, социально-политическим,

нравственно-эстетическим и эстетическим принципам.
Большое место в теоретическом естествознании, но глав­ным образом в общественных науках занимает аксиологический критерий, т.е. обращение к

Слайд 59 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика