Слайд 2Что такое телевизионный канал?
Телевизионный канал — электронное средство массовой информации,
представляющее собой совокупность телевизионных программ и иных аудиовизуальных сообщений и
материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения
Телевизионный канал – полоса радиочастот, предназначенная для передачи в сетях телевизионного сигнала эфирного, кабельного и мобильного телевидения.
Слайд 3Типология телеканалов строится по нескольким признакам
По типу собственности
По типу
деятельности
По типу сигнала
По средам вещания
По природе программных стратегий(тематический критерий)
По охвату
аудитории
Слайд 4По типу собственности
государственное
коммерческое
общественное
Слайд 5Государственное телевещание
В России к государственному телевидению относятся все каналы ВГТРК
(«Россия 1», «Россия 24», «Культура», «Карусель» и др.), ТВ -
Центр.
Первый канал: 51% акций принадлежит государству.
Пятый канал, НТВ, Звезда: государство – один из учредителей.
ТНТ, ТВ 3, Пятница, Матч – телеканалы Газпром-Медиа Холдинга (учредитель - ПАО «Газпром», 50% акций которого принадлежат государству).
Слайд 6Коммерческое ТВ
РЕН ТВ (Национальная Медиа Группа, которая также владеет долями
в телеканалах Пятый канал, Первый канал, и в СТС Медиа).
СТС, Домашний, Че (СТС Медиа).
Дождь (ООО Телеканал Дождь)
РБК (входит в состав одноименного холдинга).
Слайд 7Общественное телевидение
Источники финансирования:
Абонентная плата,
Госбюджет
Гранты и спонсоры.
Стабильный бюджет
BBC формирует специальный налог, который платят все жители Великобритании, владеющие
телевизорами, а также любыми устройствами, позволяющими просматривать видеосигнал в режиме реального времени, включая мобильный телефон. Ежегодный бюджет ВВС — 3,7 млрд фунтов стерлингов
Требования:
Универсальность
Разнообразие
Независимость
Специфичность.
Слайд 8Общественное vs. коммерческое
В начале 1980-х в Европе было 40 общественных
и 4 коммерческих телеканала (Люксембург, Финляндия, Великобритания).
К концу XX в.
примерно поровну.
Сейчас – 60 общественных и 70 частных.
РФ – один общественный телеканал ОТР.
Слайд 9По типу деятельности
Вещательные
Программопроизводящие
Дистрибьюторы
Слайд 10Доля программ, произведенных каналами самостоятельно и приобретенных у сторонних компаний*
Слайд 11Крупнейшие российские компании – производители программ
Слайд 12Comedy Club Production
(основан в 2006 г., зарегистрирован в Сингапуре)
Программы
на ТНТ : «Новый Comedy», «Танцы», «Однажды в России», «Где
логика» «Импровизация», «Stand Up», "Дом-2", сериалы «Универ», «Интерны», «СашаТаня».
Занимается съемками кинофильмов («Самый лучший фильм», «Самый лучший фильм 2», «Наша Russia. Яйца судьбы», «Самый лучший фильм 3-ДЭ»).
Организует клубные выступления, выездные фестивали, выпускает книги и DVD, продает лицензии на использование бренда Comedy.
Владельцы: Основателем и генеральным продюсером компании является Артур Джанибекян.
Креативными продюсерами компании, авторами и создателями флагманских проектов компании являются Вячеслав Дусмухаметов, Семён Слепаков и Гарик Мартиросян.
Слайд 13Телекомпания «Красный квадрат»
Гендиректор – Андрей Курпатов. Производит 22 программы, в
т.ч. для «Первого канала»:
«Минута славы»,
«Давай поженимся»,
«Кто хочет стать
миллионером»,
«Модный приговор»,
«Закрытый показ».
Слайд 14Чаще всего, между телеканалом и оператором есть еще одно звено
– это дистрибьютор. Дистрибьютор или специальный дистрибьюционный отдел необходим всем
крупным производителям телеканалов, поскольку обладает достаточной компетенцией и коммерческой «заточкой» для такой работы. Это актуально и для российских, и для зарубежных брендов, но особенно для зарубежных (некоторые российские телеканалы, особенно работающие по рекламной модели, сами осуществляют свою дистрибьюцию).
Российские производители и дистрибьюторы телеканалов:
Производитель «Цифровое телевидение» – дистрибьютор «Сигнал Медиа».
Производители «НТВ Плюс», «Профмедиа», «Ред Медиа» – дистрибьютор «Ред Медиа».
Дистрибюторы
Слайд 15По типу сигнала
аналоговое
цифровое
Цифровое:
стандартное (SD)
высокой четкости (HD)
сверхвысокой
четкости (ultra HD)
Слайд 16Цифровое телевидение
2019. Введены два мультиплекса (по 10 каналов каждый).
Список https://www.kp.ru/putevoditel/tekhnologii/tsifrovoe-televidenie-v-rossii/
Мультиплекс - набор телевизионных и радиовещательных каналов, передаваемых по
одному цифровому каналу
В 2019 г. аналоговое телевизионное вещание прекращено.
Слайд 17Список общедоступных эфирных каналов
Каналы Первого мультиплекса:
"Первый канал"
"Россия-1"
"Россия – Культура"
"Россия-24"
"Телекомпания НТВ"
"Петербург
- 5 канал"
ТВЦ
"Матч!"
"Карусель"
"Общественное телевидение России"
Список каналов Второго мультиплекса:
«Рен-ТВ»
«СТС»
«Домашний»
«СПАС»
«ТВ3»
«Пятница»
«Звезда»
«Мир»
«ТНТ»
«Муз ТВ»
Слайд 18По средам вещания
Эфирное (наземное)
Спутниковое
Кабельное (цифровое и аналоговое)
IP-TV
Интернет-телевидение
Мобильные устройства
Слайд 20ИАА «Телеком Дейли». Данные за 2017 год
Слайд 21Спутниковое
Рынок платного спутникового вещания в России сформирован операторами телевидения «Триколор
ТВ», «Орион Экспресс» (ТелекартаТВ), а также компаниями МТС и НТВ-Плюс.
Слайд 23«Топовые» операторы кабельного телевидения
По данным ТМТ Консалтинг, кабельное телевидение в
России быстрыми темпами становится цифровым, а цифровое эфирное ТВ составляет
конкуренцию спутниковому. На конец 2018 года цифровое кабельное телевидение по абонентской базе занимало 13,9 % на российском рынке услуг платного телевидения, 18,9 % абонентов пользовались IP-телевидением.
Национальные кабельные сети (Ростелеком)
Билайн
Комстар (МТС)
Акадо (КОМКОР)
Эр-телеком
Мультинекс и мн. др.
Слайд 24IPTV
IPTV представляется набором закрытых телесистем, которые используются операторами кабельных сетей, доставляющими
видео с помощью защищенных IP-каналов. В большинстве случаев по IPТV
распространяются видеоматериалы, произведенные профессиональными студиями и каналами. "IP" в случае IPTV означает метод передачи информации через защищенную управляемую сеть.
Слайд 26Интернет-телевидение
Интернет-телевидение или on-line TV — система, основанная на двусторонней цифровой
передаче телевизионного сигнала через интернет-соединения посредством широкополосного подключения. Не следует
путать с IPTV — технологией передачи цифрового телевидения кабельными операторами по протоколу IP.
Просмотр передач, передаваемых в виде потокового видео, можно осуществлять на сайтах соответствующих телеканалов либо при помощи специальных приложений для компьютеров, смартфонов или планшетов со встроенной базой IP-адресов телеканалов.
Слайд 27ТВ в Интернете
Почти каждый второй городской житель России (48 %)
уже освоил практику нелинейного – по запросу – просмотра филь-
мов, телесериалов и телепрограмм из Интернета, а 36 % делали это на регулярной основе не реже одного раза в неделю в 2016 году .
Слайд 28Самые популярные видеоресурсы в интернете
Слайд 29Входят в десятку самых популярных видеоресурсов Рунета
Слайд 30Аудитория интернет-ТВ
Ядро аудитории – молодые люди в возрасте 15–34 лет (на
них приходится более 60% всех просмотров видео). Они затрачивают на просмотр
в два раза больше времени, чем 35-44-летние, в три раза больше, чем 45-54-летние.
Женщин – 51%. Однако мужчины чаще и дольше смотрят ролики.
В среднем, мужчина тратит на просмотр видео 17,5 часов в месяц, а женщина — 13,5 часов.
Слайд 31Мобильные приложения
Приложения для просмотра телеконтента на смартфоне и планшете.
Приложения –
агрегаторы.
Сервис Ланет.TV обеспечивает бесплатный просмотр 50 каналов. 20 из них
транслируются в HD-качестве. Есть рейтинг новостных телеканалов, тренды по каналам, горячие новости, поиск и фильтры по жанрам и темам для телепередач. Пользователи также могут создать собственный плейлист телеканалов.
Приложения с контентом конкретных каналов.
Слайд 33По природе программных стратегий
универсальное (General Interest)
(разнообразие тем и
жанров: информационные программы, аналитические, развлекательные, просветительские и т.д.)
специализированное (Special Interest).
(развлекательные
– СТС; музыкальные каналы – Муз ТВ; научные телеканалы – Наука 2.0, Discovery Channel; информационные – Россия 24 и т.д.)
Слайд 34По охвату аудитории
Иновещание
Федеральные каналы
Региональные
Местные
Слайд 35Федеральные каналы
В соответствии с частью 3.1 статьи 14 Закона О
рекламе «…под федеральным телеканалом понимается организация, осуществляющая эфирное телевещание на
территориях более пяти субъектов Российской Федерации».
Это – 20 цифровых каналов двух мультиплексов: Первый канал», «Россия 1», «Россия-К», «Россия-24», «Пятый канал», НТВ, «ТВ-Центр», СТС, «Домашний», ДТВ, Муз-ТВ, 7ТВ, ТВ-3 и MTV, РЕН, ТНТ, «Звезда» и «Мир» и т.д.
Слайд 36Межгосударственное
«Мир» – создан в октябре 1992 г.
Основная новостная программа
– «Новости содружества», – выходит каждый час.
Охват вещания –
14 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Латвия, Литва, Эстония.
Аудитория телеканала (2010 г.): 45,230 млн. человек.
Слайд 37Региональное
Третий мультиплекс цифрового телевидения России — пакет телеканалов цифрового телевидения
с первоначальной «федерально-региональной» концепцией, реализация которого приостановлена по экономическим причинам.
С
29 ноября 2019 года осуществляются региональные врезки телеканалов 21-ой кнопки в 68 субъектах РФ на канале ОТР.
Принят закон о 22-ой кнопке – ля муниципальных телекомпаний.
Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в статью 321 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 191 и 46 Федерального закона "О связи«
В каждом субъекте Российской Федерации выбирается один обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации, в каждом муниципальном образовании может быть выбран один муниципальный обязательный общедоступный телеканал. Правила выбора обязательного общедоступного телеканала субъекта Российской Федерации и правила выбора муниципального обязательного общедоступного телеканала устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Эти каналы транслируются оператором обязательных общедоступных телеканалов на 21 и 22 кнопке.
Слайд 38Иновещание
Англоязычный канал Russia Today вышел в эфир в декабре 2005
RT состоит из трёх круглосуточных
информационных телеканалов, вещающих из Москвы более чем в 100 странах
мира на английском арабском и испанском языках, телеканалов RT America и RT UK, выходящих в эфир из собственных студий в Вашингтоне и в Лондоне, документального канала RTД, а также глобального новостного видеоагентства Ruptly, предлагающего эксклюзивные материалы другим телеканалам.
RT круглосуточно доступен 700 миллионам зрителей по всему миру.
RT в 2013 году стал первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 млрд просмотров на You Tube. Сегодня эта цифра приближается к 3 млрд.
Слайд 39Russia Today
Распространяется в спутниковых и кабельных сетях платного телевидения на
6 континентах, в более чем 100 странах.
Только в шести странах
Европы, в том числе в Германии, Франции и Италии, телеканал RT смотрит более 7 миллионов телезрителей.
В Великобритании, согласно данным Kantar Media – более 2 миллионов.
Слайд 40Задание на следующую пару
Подготовить презентацию канала (по выбору). До 10
слайдов.
План презентации канала:
История создания, учредители (коротко).
Основные типологические характеристики (по типу
собственности, по типу деятельности, по типу сигнала, по средам вещания, по природе программных стратегий, по охвату аудитории).
3. Подробнее о программной стратегии:
А. Идеология канала (особенности контента, ОСНОВНЫЕ программы). Главное – примеры: скриншоты и видеофрагменты.
Б. Стиль (особенности дизайна программ, студии; особенности звукового и музыкального оформления; особенности видеоизображения – динамика, колористика, особенности съемки). Главное – примеры: скриншоты и видеофрагменты.
4.Программа, которую можно назвать брендовой, т.е. определяющей содержательные и стилистические особенности канала (Например, в Евроньюс – это новостная программа без студии и рубрика No Comment). Назвать основные характеристики этой программы: что в ней специфического? ПРИМЕРЫ, иллюстрирующие эти характеристики.
Презентации выложить в обсуждение ПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕЛЕКАНАЛОВ (флешки не подходят ).
Слайд 41
Каждый берет для анализа один канал из предложенных списков.
Можно работать
в парах – тогда лучше выбрать каналы из разных списков
и сопоставить их
Эфирные каналы
РОССИЯ 1
ПЕРВЫЙ КАНАЛ
НТВ
ПЯТЫЙ КАНАЛ
РЕН ТВ
ОРТ
РОССИЯ КУЛЬТУРА
МИР
МАТЧ ТВ
ТВ-Центр
Домашний
Пятница
ТВ-3
Звезда
Неэфирные (условно новые)
EURONEWS
BBC Русская служба https://www.bbc.com/russian
ДОЖДЬ
Телеканал РБК
Настоящее время
RT НА РУССКОМ https://russian.rt.com/
Слайд 42Литература по предмету
Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Москва: ЮНИТИ-ДАНА,2015,
Шестеркина
Л. П. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие/Шестеркина Л. П..-Москва:Аспект Пресс,2012, ISBN 978-5-7567-0661-1.-224.
Российское телерадиовещание и Интернет. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 05.08.2019 URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019.html (дата обращения: 10.03.2020).
Mediascope предоставила РКН отчет по исследованию объема зрительской аудитории за 2019 год // Медиаскоп. 17.02.2020 URL: https://mediascope.net/news/1097969/(дата обращения: 10.03.2020).