Слайд 1Толерантность как культурная норма
Горячих П.В.
Д-102
Слайд 2Понятие толерантности
В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к
чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность – это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды.
Толерантность – (от лат. toleratia – терпение) – 1) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех взгляда ни мир, который не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-нибудь бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот на рубеже 18-19 веков во Франции Шарль Морисом де Талейран-Перигор (1754 г.—1838 г.)
Слайд 3Понятие культурной нормы
Культурная норма – это общепризнанное правило, образец поведения
и действия человека или группы людей в тех или иных
сферах общественной жизни, а также инструмент согласования, упорядочивания взаимодействия самих этих сфер в рамках целостного общественного организма.
В связи с этим культурные нормы подразделяют:
особые нормы отдельных сфер человеческой деятельности (производственные и технологические нормы, нормы социального поведения, нормы религиозные, нормы художественной деятельности, нормы познавательной деятельности) или
нормы особых социальных групп (семьи, производственных коллективов, профессиональных групп, классов, этнических групп), а также
общесоциальные нормы, которые регулируют поведение и действия людей в любой сфере человеческой деятельности и в любой общественной группе – нравственные нормы, нормы права и политические нормы.
Слайд 4История понятия в России
В русский язык слово "толерантность" вошло сравнительно
недавно и в основном использовалось как полный синоним "терпимости". Первые
свидетельства об использовании понятия русскими писателями относятся к середине 19 в. Однако ни в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля (изд. 1863-1866 гг.), ни в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона" (1901 г.) нет упоминаний о толерантности. Впервые это слово появилось в "Малом энциклопедическом словаре" тех же издателей (1903 г.). Толерантность объяснялась как терпимость к иным религиозным воззрениям.
В Словарь иностранных слов понятие "толерантность" было включено в 1937 г. В Толковом словаре Ушакова за 1940 г. указано производное прилагательное "толерантный", которое синонимично прилагательному "терпимый". При этом в академическом "Словаре современного русского литературного языка" (изд. 1950-1965 гг.) слово "толерантность" указано как устаревшее. Это объясняется тем, что с середины 1930-х гг. понятие "толерантность" исчезло из публицистики. Неиспользование слова "толерантность" не означало, что в советском обществе отсутствовало такое явление, просто для его обозначения применяли русское слово "терпимость".
Возвращение термина "толерантность" в обиход началось в 1990-е гг. в связи с демократизацией российского общества. Если в 1995 г. в центральных российских печатных СМИ доля заметок со словом "толерантность" составила 0,0016% от общего числа публикаций (69 упоминаний), в 2005 г. - 0,0011% (2997 упоминаний), то за неполный 2015 г. - 0,0237% (1548 упоминаний). Таким образом, частота употребления этого термина в центральных печатных СМИ за последние 20 лет возросла почти в 15 раз.
(Исходя из определения понятия культурной нормы, толерантности и вышесказанного, можно сделать вывод, что в России толерантность не является культурной нормой.)
Слайд 5Основные характеристики толерантности как культурной нормы
Предметные формы субъективности образуют
культуру. Предметные формы – идеальные образования, и благодаря своим значениям
они участвуют в развитии человеческого сознания. Однако не сами идеальные предметные формы, а именно люди обладатели и создатели этих форм востребуют и задействуют их в осознанной деятельности. Именно люди создают и воспроизводят для своего совместного выживания идеальные средства: язык, обычай, письменность, запрет, культ. Идеалы бесконечны в своем разнообразии, потому что именно они являются средством регулирования и воздействия на общественное и субъективное сознание, способствуя их развитию, преумножая свое разнообразие. Применяя это абстрактное знание на термин «толерантность», она выступает утверждением значимости действия людей. Именно в своем предметном выражении, применимом в различных сферах человеческого регулирования, тем самым являясь идеальным образованием, толерантность выступает как культурная норма и моральная ценность. Ее значения и функции, изменяют свое актуальность в силу исторических событий.
Слайд 6Виды и свойства толерантности
Этническая (межнациональная) толерантность – формирование и утверждение
принципов толерантности в сфере межэтнических отношений, уважительное отношение к представителям
всех наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на всю эту национальность, на весь народ, относиться к любому человеку с позиций «презумпции национальной невиновности».
Расовая толерантность – уважительное отношение к представителям другой расы , отсутствие предубеждений, предрассудков, Политическая толерантность – распространение принципов толерантности на отношение к деятельности различных, в том числе и оппозиционных, политических партий и объединений, а также на взгляды людей, придерживающихся иных политических взглядов
Религиозная толерантность – распространение принципов толерантности на сферу межрелигиозных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уважительное отношение к любой религиозной традиции, признание права любой религии на существование, равенство религий перед законом.
Гендерная толерантность – распространение принципов толерантности на отношение к представителям другого пола, непредвзятое отношение к ним, отсутствие чувства превосходства одного пола над другим, равенство в социальных позициях женщин и мужчин, отсутствие дискриминации по гендерным признакам.
Возрастная толерантность – отсутствие неравной оценки качеств и способностей отдельных возрастных групп, непредвзятое отношение к априорным «недостаткам» человека, связанных с возрастом последнего (обвинения молодежи в отсутствии опыта, невоспитанности или неспособность понимать молодых людьми старшего поколения, отсталости последних и т.д.). Одной из форм возрастной толерантности является уважение к людям преклонного возраста.
Слайд 7Организмическая, или физиологическая толерантность – толерантное отношение к людям с
врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками.
Географическая толерантность – непредвзятое отношение к
жителям провинции, глубинки. Отсутствие насмешек по поводу манеры их одеваться, речи и т.д.
Социальная (межклассовая) толерантность – терпимое отношение к социальному расслоению в обществе, терпимое отношение к представителям разных социальных слоев – богатых к бедным и наоборот.
Образовательная толерантность – уважительное отношение друг к другу лиц с разным уровнем образования.
Сексуально-ориентационная толерантность – непредвзятое, спокойное отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Маргинальная толерантность - терпимость по отношению к людям, относимых к маргинальной прослойке общества (нищие, заключенные, бомжи и т.д.)
Слайд 8Всем разновидностям толерантности присущи одни и те же критерии. Проявления
толерантности в этом случае включают:
равноправие;
взаимоуважение.
доброжелательность и терпимое отношение к представителям
различных групп, группам в целом, другим идеям и т.д.
сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств
возможность следовать своим традициям
свобода совести и вероисповедания.
сотрудничество и солидарность в решении общих вопросов
позитивная лексика в наиболее острых вопросах межэтнических отношений, в отношениях между полами
Слайд 9Сущность толерантности более ярко раскрывается через понимание проявлений ее противоположности
– интолерантности. В отличие от термина толерантность, который по своему
содержанию шире понятия «терпимость», то возражений против перевода «интолерантности» как «нетерпимости» в литературе обычно не встречается. Интолерантность – это антитеза, антипод толерантности, который основывается на убеждениях человека или какой-либо социальной группы, общности, что только его (их) система взглядов является истинной, что только его (их) образ жизни является правильным и возможным, что та группа, к которой он (они) принадлежат, стоят выше, чем все остальные. По существу это неприятие другого (других) лишь по одной причине: он выглядит, думает, поступает иначе, он живет по-другому. Нетерпимость отличается крайне консервативностью, стремится подавить все, что выходит за привычные установленные в данном социуме рамки. Диапозон ее весьма широк и включает в себя и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей с другим цветом кожи и т.д. К сожалению, даже не все сознают, что их можно отнести к нетолерантному типу личности.
В психологии рассмотрели основные четры и отличия:
Слайд 11Педагогическая толерантность
Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как средство достижения
поставленных воспитательных и образовательных задач, с другой, — как одна
из целей процесса воспитания.
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.
Анализируя особенности толерантности учителя в педагогическом процессе, можно определить два вида толерантности педагога: социальная (или социально-психологическая) и психологическая (или психофизиологическая). Наличие социальной толерантности позволяет учителю эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, а сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость учителя к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной карьеры.
Следовательно, под педагогической толерантностью надо понимать владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию толерантности своей личности, личности учащихся и их родителей; как качество личности; как норма своего поведения, представляющая собой одну из составляющих педагогической этики. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.
Слайд 12Заключение
Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших
общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие
расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
На данном промежутке историчекого момента сложно привить толерантность прошлым поколениям ввиду политической позиции прошлого и воспитания. Но время не стоит на месте, так же, как и общество. Необходимо мыслить намного шире, чем привыкли многие из людей ввиду менталитета России. Но, как говорится: «Москва не сразу строилась». Тогда может и менталитет нашей страны может стать намного лучше, если перестанет воспринимать чужое мнение и выбор в штыки, будь то даже элементарно сексуальная ориентация, цвет волос, татуировки. Если общество это все же усвоит, то будет намного меньше конфликтов на почве непонимания.
Слайд 13Список литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер,
2002. — 288 с.
Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности.
// На пути к толерантному сознанию. — М., 2000. —с. 5—7.
Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. — М.: ИЭАРАЮ, 1998.
Бондырев С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. — М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003. —240 с.
Декларация принципов толерантности // Век толерантности, 2001. № 1. — с. 62—68.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. —480 с.
Золотухин В.М. Две концепции толерантности. - Кемерово: Кузбасс. гос. техн. университет. 1999. —63 с.
Кристалл Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001. —№ 3.
Крутецкий В.А., Балбасова Е.Т. Педагогические способности и структура, диагностика, условия формирования и развития. — М.: Прометей, 1991. —112 с.
Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.И. Страхова. — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003. — Вып. 21. —256 с.
Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). — Краснодар: Периодика Кубани, 2000. —256 с.