Слайд 1Савин Г. И-40
Правильев А.С. И-10
Искусственный
Интеллект
Слайд 2Все стремится от большего к меньшему,
точно так же, как вода
течёт с горы, а не в гору.
Прежде чем рассматривать вопрос
Искусственного Интеллекта, необходимо рассмотреть само понятие интеллекта.
Слайд 3Определение
"Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего
нет у других! " Из этого шуточного высказывания становится ясно,
что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.
Слайд 4Интеллект – как способность нахождения простейшего решения поставленной задачи, при
наличии ограниченных ресурсов.
Интеллект – способность к осуществлению процесса познания и
к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Такое обобщенное представление об интеллекте позволяет объединить все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Слайд 5Ж. Пиаже: интеллект – общий регулятор поведения.
М. Шюрер: интеллект –
это «относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и
создавать осмысленные или также функциональные связи».
Дж. Гилфорд: интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.
Слайд 6Структура интеллекта:
Существуют два основных подхода:
Наличие общего интеллекта
Множественные интеллекты
Слайд 7Фактор G
С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определённым уровнем
общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к
окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач такой адаптации.
Слайд 8Теория множественных интеллектов
Слайд 9Теория множественных интеллектов Джоя П. Гилфорда
Гуилфорд предлагал три (3) базовые
категории или лица интеллекта:
умственные операции – процесс мышления;
содержание – о
чем мы думаем;
продукты – конечный результат нашего мышления.
Слайд 10 Умственные операции в свою очередь делятся на 5 различных категорий:
познание
– узнавание старой информации и открытие новой;
конвергентное мышление – когда
есть только одно решение;
дивергентное мышление – используется, когда подходящими могут быть много решений;
оценка – решение о том, насколько хорошим, правильным или подходящим что-то может быть;
память – вспоминание предыдущей информации, полученной или опробованной;
Слайд 11Недостатки и достоинства
Эта модель расширяет наши представления о природе интеллекта
включая такие факторы, которые связаны с социальным суждением (оценка поведения
других людей) и творчество (дивергентное мышление).
Но она слишком сложная для использования в качестве инструмента для предсказания поведения в реальных ситуациях или для планирования программы.
Кроме того, остаётся неясным, как объяснить взаимосвязь между всеми этими «разными» умственными способностями.
Слайд 12Теория множественных интеллектов Говарда Гарднера
Говард Гарднер предложил «теорию множественного интеллекта»,
в которой он высказал мнение, что человек располагает как минимум
семью (восьмью с 1997) различными формами интеллекта.
Слайд 13Лингвистический
Способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик,
оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор).
Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно. В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим.
Слайд 14Логико-математический
Способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (ученый,
компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в
школьных программах.
Слайд 15Визуально - пространственный
Талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию
(охотник, скаут, гид) , а также трансформировать пространство (архитектор, художник,
изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи.
Слайд 16Телесно – кинестетический
Умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и
чувства движениями (атлет, танцор, актер), использовать руки для трансформации разнообразных
вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург).
Слайд 17Музыкальный
Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик),
трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом
человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к ритму.
Слайд 18Натуралистический
Натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (ботаник, ветеринар,
лесник), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным
характеристикам окружающего мира (метеоролог, геолог, археолог).
Слайд 19Межличностный
Умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность
коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально,
посредством языка жестов, музыки, речи.
Слайд 20Интраперсональный
Четкое видение себя, понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих
убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля, понимания себя, самооценки
(психолог, психиатр, философ). Этот вид интеллекта проявляет себя через другие виды, выделенные Гарднером.
Слайд 21Экзистенциальный
Способность и склонность формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих
экзистенциальных вещах.
Слайд 22Развитие интеллекта
С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта — это
изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни.
Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие
Слайд 23Теория стадий Пиаже
Пиаже сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного
возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается
делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) — два процесса адаптации.
Слайд 24Первая стадия
Сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем
ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из
его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал.
Слайд 25Вторая стадия
Предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается интуитивное
символическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они уже могут конструировать
решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.
Слайд 26Третья стадия
Конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать
своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции,
т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
Слайд 27Четвертая стадия
формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное
мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление,
группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией.
Слайд 28Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружён социальной средой,
то естественно, что она на него воздействует так же, как
и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления
Слайд 29Уровни интеллекта
Развёрнутое определение: интеллект - это способность самостоятельно, эффективно (максимально
верно, с возможно меньшими затратами ресурсов) находить качественные (верные, простые,
требующие как можно меньших затрат ресурсов) решения (в том числе новые, ранее неизвестные) разнообразных сложных задач, в том числе новых, ранее неизвестных (в идеале - любых возможных задач).
Слайд 30Интеллект характеризуется уровнем и величиной (величинами).
Величина - это количественная мера.
Интеллект на разных уровнях отличается качественно. Наличие интеллекта определенного уровня
подразумевает наличие интеллекта всех нижележащих уровней (безотносительно к их величинам).
Слайд 31Интеллект уровня 0
это способность объекта решать известные задачи известными, неизменными
методами. Характеризуется скоростью нахождения решений и качеством известных методов (решений).
Примеры:
программа, прошивка ПЗУ, инстинкт, следование традициям в обществе.
Слайд 32Интеллект уровня 1
это способность объекта улучшать, оптимизировать известные решения задач
известных классов. Это способность обучаться, совершенствоваться эволюционным путем. Характеризуется обучаемостью
- скоростью обучения и эффективностью - количественным увеличением величины интеллекта уровня 0.
Примеры: адаптация живых организмов, генетические алгоритмы.
Слайд 33Интеллект уровня 2
это способность объекта находить новые решения задач известных
классов. Его реализация во многом зависит от внешних условий, от
того, существуют ли, в принципе, новые, более эффективные решения этих классов задач. Находит себе новые применения по мере возрастания величины интеллекта уровня 0. Представляет собой революционный путь совершенствования.
Близкие понятия: креативность, относительная новизна, изобретательность. Интеллект уровня 2 иногда проявляется у высших животных при решении простых задач, но при решении сложных классов задач проявляется далеко не у всех людей.
Слайд 34Интеллект уровня 3
это способность объекта находить (создавать) решения для ранее
неизвестных классов задач. Способность решать любые новые задачи. Важнейшая составляющая
- это способность к обнаружению новых задач и формулировке их условий.
Слайд 35Наличие интеллекта уровня 3 есть безграничность интеллекта, потенциальная бесконечность возможных
классов разрешимых задач, потенциальная бесконечность самосовершенствования объекта. Дополнительное качественное отличие:
если для предыдущих уровней все сводилось к увеличению интеллекта уровня 0, то для интеллекта уровня 3 это маловажно и служит лишь инструментом расширения базы усвоенных фактов. Объект с интеллектом уровня 3 может существенно уступать каким-либо другим объектам с интеллектом уровня 0 на каком-либо (или даже не на одном) отдельном классе известных задач. Разумеется, это не значит, что возможно существование гения класса 3 с интеллектом класса 0, стремящимся к нулю.
Близкие понятия: абсолютная новизна, научное открытие, изобретение, гениальность.
Слайд 36Дополнительное примечание
общепринятая концепция обучения требует от учащихся наличия интеллекта лишь
0-го и отчасти 1-го уровня. Современная система среднего и высшего
образования de facto направлена на развитие только 0-го уровня интеллекта. Важнейшей задачей человечества является переориентация обучения на развитие 2-го и 3-го уровня интеллекта.
Слайд 37Уровень интеллекта и способы его измерения
В 1905 г. А.Бине и
Т.Симон - в связи с запросами правительства найти способ отличать
неспособных детей создали первую серию тестов (30 заданий). "Интеллект - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни".
Слайд 38IQ – intelligence quotient
IQ = (умственный возраст / хронологический возраст)
* 100 %, где умственный возраст - это средний возраст
детей, которые решают те же задания, что и испытуемый (то есть, если 6-летний ребенок решает задания для 8-летних, его умственный возраст равен 8 годам).