Слайд 1Збрищак Светлана Георгиевна
SGZbrischak@fa.ru
sam.fa.ru@yandex.ru
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Кафедра «Системный анализ
в экономике»
Слайд 2Тема 1
Основные понятия системного анализа
Слайд 4Системный подход — принцип познавательной и практической деятельности, который основывается
на системном отражении действительности
Системный анализ — совокупность методов, приемов и
алгоритмов применения системного подхода в аналитической деятельности
Слайд 6Особенности
1. Нацелен не на отыскание общих закономерностей, а на решение
конкретной проблемы с ее уникальной спецификой
2. Для решения проблемы могут
понадобиться знания из любой профессии, поэтому прикладной системный анализ имеет универсальный, наддисциплинарный и междисциплинарный характер
3. Для решения проблем реальной жизни необходим некий сплав науки, искусства и ремесла. Пропорции между ними для каждой проблемы специфичны
4. Системный анализ выполняется не системным аналитиком, а самими участниками проблемной ситуации. Аналитик знает технологию, т.е. какие вопросы и в каком порядке задавать, а ответы на них знают только сами вовлеченные в ситуацию субъекты
Продукт системного анализа производится не профессионалом–специалистом, а коллективом участников ситуации под ненавязчивым руководством аналитика
Прикладной системный анализ
Слайд 7Система
О:1 Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и
связях между собой, образующих определенное единство
О:2 Система есть особая организация
специализированных элементов, объединенных
в единое целое для решения конкретной задачи
О:3 Система есть сущность, которая в результате взаимодействия ее частей может поддерживать свое существование и функционировать как единое целое
О:4 Система – это философская категория, характеризующая организацию материи и духовного мира
…
Слайд 8Статические свойства системы
Особенности конкретного состояния системы.
Это как бы то,
что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы, то, чем обладает
система в любой, но фиксированный момент времени.
Целостность
Открытость
Внутренняя неоднородность
Структурированность
Слайд 9Динамические свойства систем
Особенности изменений со временем внутри системы и вне
ее
Функциональность
Изменчивость системы со временем
Стимулируемость
Существование в изменяющейся среде
Слайд 10Синтетические свойства систем
Обобщающие, собирательные, интегральные свойства, делающие упор
на взаимодействия
системы со средой, на целостность в самом общем понимании
Эмерджентность
Неразделимость на
части
Ингерентность
Целесообразность
Слайд 11Экономическая система
предназначена для переработки вещества, энергии информации и знаний
в потребительские стоимости или обеспечивает их распределение, обмен и потребление
Социально–экономическая
система
целостное «объединение» (добровольное, добровольно-принудительное или вынужденное, обусловленное сосуществование) индивидов, вступающих в условиях ограниченности материального мира и ресурсов в разнообразные отношения при создании, перераспределении и потреблении благ (материальных и нематериальных)
Слайд 12Специфические свойства экономических систем
иерархичность многомерность множественность эквифинальность мультифинальность контринтуитивность
Слайд 13Проблема исследования социальных систем
В социальных системах роль активных элементов играют
люди, чье индивидуальное и коллективное поведение определяет существенные аспекты
поведения
системы в целом.
Характер проблемной ситуации тесно связан с поведением людей и
зависит от субъективного восприятия проблемной ситуации ее участниками в соответствии с их картиной мира (цели, представления, вкусы,
системы ценностей).
Слайд 14Базовые тезисы нового подхода к изучению
социальных систем (Уэст Чёрчмен)
системный
подход показывает, что картина мира каждого индивида ужасно ограничена
в системном
подходе нет экспертов (имеется в виду, что у включенных в данную проблемную ситуацию людей могут быть разные взгляды. Могут затрагиваться вопросы морали, в которых трудно быть экспертом)
системный подход — неплохая идея
системный подход начинается, когда вы первый раз смотрите на мир глазами
другого человека
Слайд 15Системные подходы
Источник:: Rıos J. P. (2012). Design and Diagnosis for
Sustainable Organizations. The Viable System Method. Springer-Verlag Berlin Heidelberg.
Слайд 16Сравнение мягких и жестких системных методологий
(П. Чекланд)
Слайд 17Системное мышление
Сенге Питер
«Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации»
Обучающиеся организации
возникают тогда, когда стратегия предприятия требует, чтобы вы совместно использовали
коллективный интеллект и коллективное чувство приверженности работников
Слайд 18Тема 2
Моделирование социально-экономических систем
Слайд 19Модель
некий объект-заменитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя
интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причем имеет существенные преимущества
удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ним и пр.)
Слайд 20Иерархия моделей
Уровни познания системы
Математические
Эконометрические
Концептуальные
Имитационные
по Р. Акоффу
Данные (что?) – описание результатов
измерений, наблюдений; протоколы экспериментов; исходные, «сырые» данные
Информация (состав?) – результат
первичной обработки данных, их упорядочение, классификация, структуризация
Знание (структура?) – результат вторичной обработки данных; выявление связей и закономерностей между группами, классами данных
Понимание (почему?) – объяснение выявленных закономерностей, построение теорий, дающих такое объяснение
Мудрость (зачем?) – сведения о том, зачем все это надо, хорошо ли это, надо ли это продолжать или прекращать — т.е. подход с точки зрения эстетики и этики
Слайд 21Классификации методов моделирования систем
Источник: Баринов, В.А. Теория систем и системный
анализ в управлении организациями: справочник : учеб. пособие. – М.:
«Финансы и статистика», 2006.
Слайд 22Основные типы статических моделей
Модель состава
Модель структуры
Модель
«черного ящика»
Слайд 23Концептуальное моделирование
Интеллект-карты (mind map) (Т. Бьюзен) –
иерархические диаграммы, используемые
для
представления идей, проектов, заданий, которые связаны с центральным ключевым понятием
и организованы радиально вокруг него
Применение
Идеи Облегчение (ускорение)
генерирование процесса обучения
визуализация разрешения проблемы
структурирование принятия решений
классификация написания различных документов
Слайд 24Концептуальное моделирование
Пример интеллект-карты в общем виде
Слайд 25Правила построения
формирование карты начинается с изображения и обозначения в центре
главной темы максимально крупным шрифтом
последовательно представляются понятия, уточняющие главную тему
или составляющие ее части (первый уровень детализации). По возможности следует избегать большого количества понятий первого уровня (не более четырех-пяти). Эти понятия должны быть примерно одного уровня абстракции
шрифт и-карты должен последовательно уменьшаться от центра к первому, второму и последующим уровням детализации, при этом понятия одного уровня должны изображаться одинаковым размером шрифта
каждое новое понятие должно быть выражено именем существительным в именительном падеже (например, «бюджет», «администрация» и т. п.)
линии соединяются, начиная от центра изображения. Центральные линии более «толстые», а по мере их отдаления от центра они должны становиться более «тонкими»
для наглядности в и-карте используются рисунки, пиктограммы и символы, а также по возможности различные цвета — по меньшей мере два-три цвета
не стоит перегружать и-карту деталями и подробностями
следует стремиться к соблюдению баланса карты, т. е. детализация различных ветвей должна быть примерно (плюс-минус 1–2 уровня) одинакова
Слайд 26Концептуальное моделирование
Интеллект-карта понятия «проект»
Источник: Гаврилова, Т.А. Об использовании визуальных концептуальных
моделей в преподавании / Т.А. Гаврилова, И.А. Лещева, Э.В. Страхович
//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2011. – №. 4. – С.124–150.
Слайд 28Концептуальное моделирование
Концептуальные карты (Дж. Новак) или графы позволяют глубже рассмотреть
предмет исследования и включают отношения между понятиями или концептами; представляется
в виде графа, узлы которого отображают понятия (объекты или концепты), а направленные поименованные дуги, соединяющие эти узлы, — отношения (связи). Могут использоваться связи различного типа, например, «является», «имеет свойство» и т. п.
Слайд 29Концептуальное моделирование
Пример концептуальной карты в общем виде
Слайд 30Правила построения
определение контекста путем задания конкретного фокусирующего вопроса
(focus question), определяющего главную тему и границы
к-карты
выделение концептов – базовых понятий данной предметной области (обычно не более 15–20 понятий)
установление связей между концептами – определению соотношений и взаимодействий базовых понятий
упорядочение графа – уточнение, удаление лишних связей, снятие противоречий
Слайд 31Концептуальное моделирование
Концептуальная карта понятия «экспертная система»
Источник: Гаврилова, Т.А. Об использовании
визуальных концептуальных моделей в преподавании / Т.А. Гаврилова, И.А. Лещева,
Э.В. Страхович //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2011. – №. 4. – С.124–150.
Слайд 33Концептуальное моделирование
Когнитивная карта – схематичное, упрощенное описание картины мира индивида;
характеризуется иерархической структурой
Слайд 34Источники для создания когнитивной карты
Идеи, убеждения, понятия и предположения людей
Необходимость представить их в систематизированном и осмысленном виде
Стремление понять сложное
поведение людей
Потребность обрабатывать информацию должным образом для принятия соответствующих решений
Слайд 35Правила построения когнитивных карт
Выявить и записать идеи в виде коротких
фраз (концептов) (6-10 слов), одна идея – один концепт
Выразить идеи
в повелительной форме, по возможности («выполнить хороший проект»)
Попытаться захватить (выявить) для идей «противоположный полюс», который определяется как «скорее, чем», «вместо того, чтобы»
Выстроить идеи в иерархию, размышляя в терминах результатов, последствий (желательных или нежелательных), «что влияет на…», «ведет к…» – определяются средства/результаты, причины/следствия, как?/почему? – это позволяет выявить структуру целей и действий
Слайд 37Преимущества когнитивных карт
Исследовать какой-либо вопрос таким способом, который ведет к
достижению общего понимания ситуации и выработке согласованного плана действий
Разработать сравнительные
сценарии возможного будущего. В полученных картах воплощен согласованный взгляд на мир, что способствует большей приверженности принятым решениям
Избежать долгих и непродуктивных обсуждений важных вопросов, которые затрагивают будущее организации
Достичь быстрого взаимопонимания относительно желаемых целей, стратегий и приоритетов между основными заинтересованными сторонами
Слайд 38Когнитивный подход
Под когнитивный подходом понимается решение традиционных для данной науки
проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия,
мышления, познания, объяснения и понимания.
Акцентирует внимание на «знаниях» – на процессах их представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний
Слайд 39Когнитивная наука / Когнитивные науки
(Cognitive science/sciences)
Объекты (определяются по-разному),
чаще всего
– информация, обработка информации и ее переработка, причем не только
человеком, но и машиной (компьютером) - все виды деятельности с информацией
Слайд 40Истоки когнитивных наук
11 сентября 1956 г. второй день симпозиума по
проблемам переработки информации в Массачусетском технологическом институте
Джордж Миллер, психолог
«Магическое
число 7 ± 2»
Ноам Хомский, лингвист
«Три модели описания языка»
«Logic Theory Machine» — модель «Логик-теоретик» — первый в истории образец искусственного интеллекта, в работе над которым были использованы не только достижения компьютерных наук, но и психологические данные — протоколы решения аналогичных задач людьми.
Аллен Ньюэлл, математик
Герберт Саймон, политолог
Была представлена ячеечная модель кратковременной (рабочей) памяти, основанная на компьютерной метафоре познания и определившая представления о рабочей памяти в когнитивной психологии еще по меньшей мере на два десятилетия.
противопоставил свое понимание языка
стохастическим (вероятностным) моделям
языка и так называемым моделям
непосредственных составляющих, по сути
не требующим познающего субъекта и
не предполагающим его активности в
порождении и понимании речи
1960 г. открытие в Гарварде Центра когнитивных исследований
Слайд 41Понятие «когнитивная карта»
Э. Толмен (1948 г.) применил данный термин для
формулирования альтернативы для доминирующей в то время модели стимул-реакция в
области изучения поведения людей.
Р Аксельрод (1976) причинно-следственный анализ политических документов
Дж. Келли (1955 г.) «Теория персональных (личностных) конструктов»,
«репертуарные решетки»
К. Иден (1970-е гг.), исследуя деятельность политиков в региональных правительствах разработала подход к когнитивному картированию на основании теории персональных конструктов Келли, который был более простым и удобным по сравнению с репертуарнами решетками.
В конце 1970-х гг. М. Бугон и К. Вейк (M. Bougon and K. Weick) изучали когнитивные аспекты конкуренции, исследуя Utrecht Jazz Orchestra. Работа оаказалась настолько успешной, что повлекло создание новой области исследований
Managerial and organizational cognition
Управленческое и организационное познание
Слайд 42Тема 3
Базовая методика системного анализа
Слайд 43Базовая методика системного анализа
(по И.Н. Дрогобыцкому)
1. Формулирование проблемы и определение
системы, в деятельности которой она существует
2. Формирование проблематики
3. Конфигурирование проблемы
4.
Постановка задачи
5. Определение цели
6. Определение критериев и ограничений
7. Генерирование альтернатив
8. Моделирование
9. Синтез решения
10. Реализация решения
Слайд 44Понятие «проблема»
Объекты мышления (в психологии мышления)
Слайд 45Понятие «проблема»
Объекты мышления (в психологии мышления)
Слайд 46Список рекомендованной литературы
Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник/
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие
/ Ф.П. Тарасенко. – М. : КНОРУС, 2010. — 224 с.
Аккоф Р.Л., Эмери Ф.Э. О целеустремленных системах: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. И.А. Ушакова. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 272 с.
Гараедаги Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 480 с.
О’Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.
Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучаю-щейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 1999. – 408 с.