Разделы презентаций


СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Содержание

Тема 1 Основные понятия системного анализа

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Збрищак Светлана Георгиевна SGZbrischak@fa.ru sam.fa.ru@yandex.ru
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Кафедра «Системный анализ

в экономике»

Збрищак Светлана Георгиевна   SGZbrischak@fa.ru sam.fa.ru@yandex.ru   СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ   Кафедра «Системный

Слайд 2Тема 1

Основные понятия системного анализа

Тема 1 Основные понятия системного анализа

Слайд 3Системный подход

Системный подход

Слайд 4Системный подход — принцип познавательной и практической деятельности, который основывается

на системном отражении действительности
Системный анализ — совокупность методов, приемов и

алгоритмов применения системного подхода в аналитической деятельности

Системный подход — принцип познавательной и практической деятельности, который основывается на системном отражении действительностиСистемный анализ — совокупность

Слайд 5Прикладной системный анализ

Прикладной системный анализ

Слайд 6Особенности
1. Нацелен не на отыскание общих закономерностей, а на решение

конкретной проблемы с ее уникальной спецификой
2. Для решения проблемы могут

понадобиться знания из любой профессии, поэтому прикладной системный анализ имеет универсальный, наддисциплинарный и междисциплинарный характер
3. Для решения проблем реальной жизни необходим некий сплав науки, искусства и ремесла. Пропорции между ними для каждой проблемы специфичны
4. Системный анализ выполняется не системным аналитиком, а самими участниками проблемной ситуации. Аналитик знает технологию, т.е. какие вопросы и в каком порядке задавать, а ответы на них знают только сами вовлеченные в ситуацию субъекты

Продукт системного анализа производится не профессионалом–специалистом, а коллективом участников ситуации под ненавязчивым руководством аналитика

Прикладной системный анализ

Особенности1. Нацелен не на отыскание общих закономерностей, а на решение конкретной проблемы с ее уникальной спецификой2. Для

Слайд 7Система
О:1 Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и

связях между собой, образующих определенное единство

О:2 Система есть особая организация

специализированных элементов, объединенных
в единое целое для решения конкретной задачи

О:3 Система есть сущность, которая в результате взаимодействия ее частей может поддерживать свое существование и функционировать как единое целое

О:4 Система – это философская категория, характеризующая организацию материи и духовного мира


СистемаО:1 Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих определенное единствоО:2 Система

Слайд 8Статические свойства системы
Особенности конкретного состояния системы.
Это как бы то,

что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы, то, чем обладает

система в любой, но фиксированный момент времени.

Целостность

Открытость

Внутренняя неоднородность

Структурированность

Статические свойства системыОсобенности конкретного состояния системы. Это как бы то, что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы,

Слайд 9Динамические свойства систем
Особенности изменений со временем внутри системы и вне

ее
Функциональность
Изменчивость системы со временем
Стимулируемость
Существование в изменяющейся среде

Динамические свойства системОсобенности изменений со временем внутри системы и вне ееФункциональностьИзменчивость системы со временемСтимулируемостьСуществование в изменяющейся среде

Слайд 10Синтетические свойства систем
Обобщающие, собирательные, интегральные свойства, делающие упор
на взаимодействия

системы со средой, на целостность в самом общем понимании
Эмерджентность
Неразделимость на

части

Ингерентность

Целесообразность

Синтетические свойства систем Обобщающие, собирательные, интегральные свойства, делающие упорна взаимодействия системы со средой, на целостность в самом

Слайд 11Экономическая система
предназначена для переработки вещества, энергии информации и знаний

в потребительские стоимости или обеспечивает их распределение, обмен и потребление
Социально–экономическая

система
целостное «объединение» (добровольное, добровольно-принудительное или вынужденное, обусловленное сосуществование) индивидов, вступающих в условиях ограниченности материального мира и ресурсов в разнообразные отношения при создании, перераспределении и потреблении благ (материальных и нематериальных)
Экономическая система предназначена для переработки вещества, энергии информации и знаний в потребительские стоимости или обеспечивает их распределение,

Слайд 12Специфические свойства экономических систем
иерархичность многомерность множественность эквифинальность мультифинальность контринтуитивность

Специфические свойства экономических системиерархичность многомерность множественность эквифинальность мультифинальность контринтуитивность

Слайд 13Проблема исследования социальных систем

В социальных системах роль активных элементов играют

люди, чье индивидуальное и коллективное поведение определяет существенные аспекты
поведения

системы в целом.

Характер проблемной ситуации тесно связан с поведением людей и
зависит от субъективного восприятия проблемной ситуации ее участниками в соответствии с их картиной мира (цели, представления, вкусы,
системы ценностей).


Проблема исследования социальных системВ социальных системах роль активных элементов играют люди, чье индивидуальное и коллективное поведение определяет

Слайд 14Базовые тезисы нового подхода к изучению социальных систем (Уэст Чёрчмен)
системный

подход показывает, что картина мира каждого индивида ужасно ограничена

в системном

подходе нет экспертов (имеется в виду, что у включенных в данную проблемную ситуацию людей могут быть разные взгляды. Могут затрагиваться вопросы морали, в которых трудно быть экспертом)

системный подход — неплохая идея

системный подход начинается, когда вы первый раз смотрите на мир глазами
другого человека

Базовые тезисы нового подхода к изучению  социальных систем (Уэст Чёрчмен)системный подход показывает, что картина мира каждого

Слайд 15Системные подходы
Источник:: Rıos J. P. (2012). Design and Diagnosis for

Sustainable Organizations. The Viable System Method. Springer-Verlag Berlin Heidelberg.

Системные подходыИсточник:: Rıos J. P. (2012). Design and Diagnosis for Sustainable Organizations. The Viable System Method. Springer-Verlag

Слайд 16Сравнение мягких и жестких системных методологий (П. Чекланд)

Сравнение мягких и жестких системных методологий  (П. Чекланд)

Слайд 17Системное мышление
Сенге Питер
«Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации»
Обучающиеся организации

возникают тогда, когда стратегия предприятия требует, чтобы вы совместно использовали

коллективный интеллект и коллективное чувство приверженности работников
Системное мышлениеСенге Питер«Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации»Обучающиеся организации возникают тогда, когда стратегия предприятия требует, чтобы

Слайд 18Тема 2 Моделирование социально-экономических систем

Тема 2  Моделирование социально-экономических систем

Слайд 19Модель
некий объект-заменитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя

интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причем имеет существенные преимущества

удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ним и пр.)

Модельнекий объект-заменитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причем

Слайд 20Иерархия моделей
Уровни познания системы
Математические
Эконометрические
Концептуальные
Имитационные
по Р. Акоффу
Данные (что?) – описание результатов

измерений, наблюдений; протоколы экспериментов; исходные, «сырые» данные
Информация (состав?) – результат

первичной обработки данных, их упорядочение, классификация, структуризация
Знание (структура?) – результат вторичной обработки данных; выявление связей и закономерностей между группами, классами данных
Понимание (почему?) – объяснение выявленных закономерностей, построение теорий, дающих такое объяснение
Мудрость (зачем?) – сведения о том, зачем все это надо, хорошо ли это, надо ли это продолжать или прекращать — т.е. подход с точки зрения эстетики и этики
Иерархия моделейУровни познания системыМатематическиеЭконометрическиеКонцептуальныеИмитационныепо Р. АкоффуДанные (что?) – описание результатов измерений, наблюдений; протоколы экспериментов; исходные, «сырые» данныеИнформация

Слайд 21Классификации методов моделирования систем
Источник: Баринов, В.А. Теория систем и системный

анализ в управлении организациями: справочник : учеб. пособие. – М.:

«Финансы и статистика», 2006.
Классификации методов моделирования системИсточник: Баринов, В.А. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник : учеб.

Слайд 22Основные типы статических моделей
Модель состава
Модель структуры
Модель
«черного ящика»

Основные типы статических моделейМодель составаМодель структурыМодель«черного ящика»

Слайд 23Концептуальное моделирование
Интеллект-карты (mind map) (Т. Бьюзен) –
иерархические диаграммы, используемые

для
представления идей, проектов, заданий, которые связаны с центральным ключевым понятием

и организованы радиально вокруг него

Применение
Идеи Облегчение (ускорение)
генерирование процесса обучения
визуализация разрешения проблемы
структурирование принятия решений
классификация написания различных документов

Концептуальное моделированиеИнтеллект-карты (mind map) (Т. Бьюзен) – иерархические диаграммы, используемые дляпредставления идей, проектов, заданий, которые связаны с

Слайд 24Концептуальное моделирование
Пример интеллект-карты в общем виде

Концептуальное моделированиеПример интеллект-карты в общем виде

Слайд 25Правила построения
формирование карты начинается с изображения и обозначения в центре

главной темы максимально крупным шрифтом
последовательно представляются понятия, уточняющие главную тему

или составляющие ее части (первый уровень детализации). По возможности следует избегать большого количества понятий первого уровня (не более четырех-пяти). Эти понятия должны быть примерно одного уровня абстракции
шрифт и-карты должен последовательно уменьшаться от центра к первому, второму и последующим уровням детализации, при этом понятия одного уровня должны изображаться одинаковым размером шрифта
каждое новое понятие должно быть выражено именем существительным в именительном падеже (например, «бюджет», «администрация» и т. п.)
линии соединяются, начиная от центра изображения. Центральные линии более «толстые», а по мере их отдаления от центра они должны становиться более «тонкими»
для наглядности в и-карте используются рисунки, пиктограммы и символы, а также по возможности различные цвета — по меньшей мере два-три цвета
не стоит перегружать и-карту деталями и подробностями
следует стремиться к соблюдению баланса карты, т. е. детализация различных ветвей должна быть примерно (плюс-минус 1–2 уровня) одинакова
Правила построенияформирование карты начинается с изображения и обозначения в центре главной темы максимально крупным шрифтомпоследовательно представляются понятия,

Слайд 26Концептуальное моделирование
Интеллект-карта понятия «проект»
Источник: Гаврилова, Т.А. Об использовании визуальных концептуальных

моделей в преподавании / Т.А. Гаврилова, И.А. Лещева, Э.В. Страхович

//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2011. – №. 4. – С.124–150.
Концептуальное моделированиеИнтеллект-карта понятия «проект»Источник: Гаврилова, Т.А. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании / Т.А. Гаврилова, И.А.

Слайд 28Концептуальное моделирование
Концептуальные карты (Дж. Новак) или графы позволяют глубже рассмотреть

предмет исследования и включают отношения между понятиями или концептами; представляется

в виде графа, узлы которого отображают понятия (объекты или концепты), а направленные поименованные дуги, соединяющие эти узлы, — отношения (связи). Могут использоваться связи различного типа, например, «является», «имеет свойство» и т. п.
Концептуальное моделированиеКонцептуальные карты (Дж. Новак) или графы позволяют глубже рассмотреть предмет исследования и включают отношения между понятиями

Слайд 29Концептуальное моделирование
Пример концептуальной карты в общем виде

Концептуальное моделированиеПример концептуальной карты в общем виде

Слайд 30Правила построения
определение контекста путем задания конкретного фокусирующего вопроса

(focus question), определяющего главную тему и границы

к-карты
выделение концептов – базовых понятий данной предметной области (обычно не более 15–20 понятий)
установление связей между концептами – определению соотношений и взаимодействий базовых понятий
упорядочение графа – уточнение, удаление лишних связей, снятие противоречий
Правила построенияопределение контекста путем задания конкретного фокусирующего вопроса      (focus question), определяющего главную

Слайд 31Концептуальное моделирование
Концептуальная карта понятия «экспертная система»
Источник: Гаврилова, Т.А. Об использовании

визуальных концептуальных моделей в преподавании / Т.А. Гаврилова, И.А. Лещева,

Э.В. Страхович //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2011. – №. 4. – С.124–150.
Концептуальное моделированиеКонцептуальная карта понятия «экспертная система»Источник: Гаврилова, Т.А. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании / Т.А.

Слайд 33Концептуальное моделирование
Когнитивная карта – схематичное, упрощенное описание картины мира индивида;

характеризуется иерархической структурой

Концептуальное моделированиеКогнитивная карта – схематичное, упрощенное описание картины мира индивида; характеризуется иерархической структурой

Слайд 34Источники для создания когнитивной карты
Идеи, убеждения, понятия и предположения людей


Необходимость представить их в систематизированном и осмысленном виде
Стремление понять сложное

поведение людей
Потребность обрабатывать информацию должным образом для принятия соответствующих решений


Источники для создания когнитивной картыИдеи, убеждения, понятия и предположения людей Необходимость представить их в систематизированном и осмысленном

Слайд 35Правила построения когнитивных карт
Выявить и записать идеи в виде коротких

фраз (концептов) (6-10 слов), одна идея – один концепт

Выразить идеи

в повелительной форме, по возможности («выполнить хороший проект»)

Попытаться захватить (выявить) для идей «противоположный полюс», который определяется как «скорее, чем», «вместо того, чтобы»

Выстроить идеи в иерархию, размышляя в терминах результатов, последствий (желательных или нежелательных), «что влияет на…», «ведет к…» – определяются средства/результаты, причины/следствия, как?/почему? – это позволяет выявить структуру целей и действий
Правила построения когнитивных картВыявить и записать идеи в виде коротких фраз (концептов) (6-10 слов), одна идея –

Слайд 36Пример когнитивной карты

Пример когнитивной карты

Слайд 37Преимущества когнитивных карт
Исследовать какой-либо вопрос таким способом, который ведет к

достижению общего понимания ситуации и выработке согласованного плана действий
Разработать сравнительные

сценарии возможного будущего. В полученных картах воплощен согласованный взгляд на мир, что способствует большей приверженности принятым решениям
Избежать долгих и непродуктивных обсуждений важных вопросов, которые затрагивают будущее организации
Достичь быстрого взаимопонимания относительно желаемых целей, стратегий и приоритетов между основными заинтересованными сторонами
Преимущества когнитивных картИсследовать какой-либо вопрос таким способом, который ведет к достижению общего понимания ситуации и выработке согласованного

Слайд 38Когнитивный подход
Под когнитивный подходом понимается решение традиционных для данной науки

проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия,

мышления, познания, объяснения и понимания.






Акцентирует внимание на «знаниях» – на процессах их представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний
Когнитивный подход	Под когнитивный подходом понимается решение традиционных для данной науки проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые

Слайд 39Когнитивная наука / Когнитивные науки (Cognitive science/sciences)

Объекты (определяются по-разному),
чаще всего

– информация, обработка информации и ее переработка, причем не только

человеком, но и машиной (компьютером) - все виды деятельности с информацией
Когнитивная наука / Когнитивные науки (Cognitive science/sciences)Объекты (определяются по-разному), чаще всего – информация, обработка информации и ее

Слайд 40Истоки когнитивных наук
11 сентября 1956 г. второй день симпозиума по

проблемам переработки информации в Массачусетском технологическом институте
Джордж Миллер, психолог
«Магическое

число 7 ± 2»

Ноам Хомский, лингвист
«Три модели описания языка»

«Logic Theory Machine» — модель «Логик-теоретик» — первый в истории образец искусственного интеллекта, в работе над которым были использованы не только достижения компьютерных наук, но и психологические данные — протоколы решения аналогичных задач людьми.

Аллен Ньюэлл, математик

Герберт Саймон, политолог

Была представлена ячеечная модель кратковременной (рабочей) памяти, основанная на компьютерной метафоре познания и определившая представления о рабочей памяти в когнитивной психологии еще по меньшей мере на два десятилетия.

противопоставил свое понимание языка
стохастическим (вероятностным) моделям
языка и так называемым моделям
непосредственных составляющих, по сути
не требующим познающего субъекта и
не предполагающим его активности в
порождении и понимании речи

1960 г. открытие в Гарварде Центра когнитивных исследований

Истоки когнитивных наук11 сентября 1956 г. 	второй день симпозиума по проблемам переработки информации в 			Массачусетском технологическом институтеДжордж

Слайд 41Понятие «когнитивная карта»
Э. Толмен (1948 г.) применил данный термин для

формулирования альтернативы для доминирующей в то время модели стимул-реакция в

области изучения поведения людей.

Р Аксельрод (1976) причинно-следственный анализ политических документов

Дж. Келли (1955 г.) «Теория персональных (личностных) конструктов»,
«репертуарные решетки»

К. Иден (1970-е гг.), исследуя деятельность политиков в региональных правительствах разработала подход к когнитивному картированию на основании теории персональных конструктов Келли, который был более простым и удобным по сравнению с репертуарнами решетками.

В конце 1970-х гг. М. Бугон и К. Вейк (M. Bougon and K. Weick) изучали когнитивные аспекты конкуренции, исследуя Utrecht Jazz Orchestra. Работа оаказалась настолько успешной, что повлекло создание новой области исследований

Managerial and organizational cognition
Управленческое и организационное познание

Понятие «когнитивная карта»Э. Толмен (1948 г.) применил данный термин для формулирования альтернативы для доминирующей в то время

Слайд 42Тема 3 Базовая методика системного анализа

Тема 3  Базовая методика системного анализа

Слайд 43Базовая методика системного анализа (по И.Н. Дрогобыцкому)
1. Формулирование проблемы и определение

системы, в деятельности которой она существует
2. Формирование проблематики
3. Конфигурирование проблемы
4.

Постановка задачи
5. Определение цели
6. Определение критериев и ограничений
7. Генерирование альтернатив
8. Моделирование
9. Синтез решения
10. Реализация решения
Базовая методика системного анализа (по И.Н. Дрогобыцкому)1. Формулирование проблемы и определение системы, в деятельности которой она существует2.

Слайд 44Понятие «проблема» Объекты мышления (в психологии мышления)

Понятие «проблема» Объекты мышления (в психологии мышления)

Слайд 45Понятие «проблема» Объекты мышления (в психологии мышления)

Понятие «проблема» Объекты мышления (в психологии мышления)

Слайд 46Список рекомендованной литературы
Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник/

– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие

/ Ф.П. Тарасенко. – М. : КНОРУС, 2010. — 224 с.
Аккоф Р.Л., Эмери Ф.Э. О целеустремленных системах: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. И.А. Ушакова. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 272 с.
Гараедаги Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 480 с.
О’Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.
Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучаю-щейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 1999. – 408 с.
Список рекомендованной литературы Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.Тарасенко Ф.П. Прикладной системный

Слайд 47Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика