Слайд 1
ЛЕКЦИЯ № 1
Предмет философии.
Структура философии. Мировоззрение
Исторические типы и направления
в философии. Религиозная, научная, и философская картины мира.
Слайд 2Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, — «любомудрие», «любовь к мудрости»)
— особая форма
познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих
понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Слайд 4!!! надо иметь в виду, что предмет философии, как и
представления о нем формируется с развитием научного знания, т.е. сведения
о нем складываются в ходе преобразования самой философии (Т.Е. историчен)
Слайд 7
Структура философии
онтология (от греч. ontos – сущее и logos –
учение). Исследование наиболее общих вопросов бытия.
гносеология (от греч. gnosis –
знание, познание и logos – учение). Анализ наиболее общих вопросов познания.
философская антропология. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.
социальная философия. Изучение наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества.
аксиология(греч.axia – ценность, logos - учение). Исследование ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия.
... Праксиология, логика, этика, философия медицины, …
Слайд 9Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и
месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности
и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
*** Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
Слайд 11
Итак, мировоззрение - единство знаний и ценностей, разума и чувств,
миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений.
В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих "полярностей" - напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.
Слайд 14
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении,
целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и
отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.
Слайд 15
Научная картина мира
Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений
о строении и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира.
Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер.
Слайд 16
Философская картина мира
- ϶ᴛᴏ системно-рационализированная совокупность представлений о мире в
целом, включая в него и самого человека. Философия пытается объяснить
возникновение универсума, опираясь на представления о субстанциональной первооснове, причинной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, с точки зрения развития, используя понятийный и категориальный аппарат.
Слайд 17Религиозная картина мира связывает происхождение мира с идеей божественного творения.
Её характерной черной является вера в сверхъестественное, а единственным способом
миропостижения – откровение. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам, а также множество национальных, к примеру, конфуцианство, индуизм, иудаизм и пр., имеют отличающиеся друг от друга религиозные картины мира. При этом суть их в одном: признание божества и божественного предопределения.
Слайд 19Основные функции философии
Мировоззренческая
Гносеологическая
Методологическая
Интегративная
Культурологическая
Аксиологическая
Этическая
Идеологическая
Воспитательная
Прогностическая
Критическая …
Слайд 20Социокультурное значение философии – быть особого рода познанием, которое интегрировано
в ткань духовной жизнь и культуры человека и общества.
Философская культура
личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания в своей духовно – практической, профессиональной и общественной деятельности.
Слайд 21Философская культура – это не только умение формулировать мировоззренческие вопросы
и находить ответы на них, но и особый образ жизни
– мировосприятие, миропонимание.
Философствовать – значит развивать в себе человека как единое, стройное, целостное существо.
Слайд 22Стакан и мировоззрение. Стакан наполовину пуст или наполовину полон?
1. Буддизм:
стакана на самом деле нет.
2. Солипсизм: стакан есть только у
меня. а весь мир — мой алкогольный бред.
3. Ислам: нет стакана кроме стакана.
4. Иудаизм: ну почему стакан наполовину пуст только у нас?
5. Православие: стакан наполовину пуст за грехи наши.
6. Католицизм: стакан наполовину пуст только у плохих людей.
7. Фрейдизм: в детстве вам недоливали.
8. Стоицизм: да, стакан наполовину пуст и так мне и надо.
9. Коммунизм: каждый имеет право на полный стакан.
10. Социализм: стакан пустой, зато у всех одинаково.
11. Йоги: ты и есть стакан и его содержимое.
12. Пелевин: стакан не пуст и не полон. Это и не стакан вовсе. И это не ты на него смотришь, а стакан смотрит на твою проекцию его мыслей о том, чем ты хочешь казаться самому себе. Или нет.
Слайд 23
Удачи всем!
Берегите себя!
Спасибо за внимание!