Слайд 1Тольяттинский Государственный университет
Нейропсихология
Лекция 2.
Структурно – функциональное созревание мозга.
Структурная модель мозга, межполушарная ассиметрия
Слайд 2Нейропсихология – это …
Нейропсихология — наука о мозговой, или церебральной
(лат. cerebrum — мозг), организации психической деятельности в норме и
патологии.
Слайд 3Объект нейропсихологии
Объекты нейропсихологии — различные психические функции/процессы, сложноорганизованные феномены поведения,
исследуемые и анализируемые с точки зрения их безусловного, инвариантного единства,
взаимодействия и взаимовлияния с мозгом (и шире — нервной системой) человека.
Слайд 4Мозг человека
Мозг человека (и шире — нервная система) — субстрат
его психической деятельности: высокодифференцированная многоуровневая система нервных сетей, глии и
сосудов, организованная по пространственно-временному принципу и детерминированная совокупными воздействиями генетических и социальных факторов.
Слайд 5МОЗГ
Пространственная характеристика мозга определяется его трехмерной, объемной организацией, которая
включает вертикальную (подкорково-корковую), горизонтальную (межполушарную, право-левую) и венгро-дорсальную (внутриполушарную, передне-заднюю)
оси координат.
Слайд 7Основой структурно-функциональной организации мозга являются ансамбли, сети нервных клеток (нейронов),
их отростков (аксонов и дендритов), глии и кровеносных сосудов, обеспечивающих
осуществление различных внутри- и межнейронных взаимодействий.
Слайд 12Базовыми идеологемами нейропсихологии при решении широкого круга проблем являются:
Теория факторной,
системно-динамической локализации
ВПФ в мозгу и их нейропсихологической реабилитации.
Теория синдромного анализа.
Теория
трех функциональных блоков мозга.
Теория межполушарного взаимодействия
Слайд 13Структурно-функциональное созревание мозга
Структурно-функциональное созревание мозга следует понимать как процесс возрастных
изменений и морфологии и функциях как отдельных структур, так и
всего мозга в целом. При этом количественные преобразования, или «рост», указывают на увеличение размеров элементов, структур; качественные преобразования, или «развитие»,на их дифференцировку, структурные перестройки, то есть содержательные преобразования, приводящие к функциональной специализации.
Дифференцировка рассматривается как процесс, приводящий к появлению конкретных специализаций в ранее малоспециализированных структурах и явлениях (Безруких М. М.. Сонькин В. Д., ФарберД А., 2002, Марютина Т. М., 2005).
Слайд 14Морфогенез мозга
Морфологическое созревание мозга определяется по таким показателям, как размеры
и дифференцирован кость по клеточному составу всего мозга и отдельных
его частей. Кроме этого, оценивается способ организации различных частей мозга, нейронных ансамблей и нейронов, а также характер взаимосвязи между ними.
Вес мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, составляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) и увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созревания. Е. Д. Хомская приводит данные для европейской популяции, которые составляют 1375 г (у мальчиков) и 1245 г (у девочек).
Слайд 15Структурное развитие (ансамблевая организация) коры связано с формированием нейронных ансамблей
(нервных центров). Американский физиолог В. Маунткасл рассматривает в качестве основного
принципа, в соответствии с которым формируется структура коры головного мозга, ансамблевый тип ее организации.
Концепция В. Маунткасла базируется на ряде отправных точек. Рассмотрим их.
Во-первых, кора головного мозга представляет собой совокупность многоклеточных ансамблей, состоящих из нейронных колонок, функциями которых являются получение и переработка информации (афферентный путь от рецепторов). В каждой колонке содержится около ста вертикально связанных нейронов всех слоев коры. Кроме этого, в колонке есть нейроны, которые получают входные сигналы от подкорковых структур, от других областей коры, и нейроны, которые передают выходные сигналы от колонки к подкорковым образованиям, другим областям коры и иногда к клеткам лимбической системы. Колонки различаются по источнику получаемых сигналов и по мишеням, к которым направляются сигналы от них.
Во-вторых, несколько однотипных по функциям ансамблей могут объединяться на основе межколончатых связей в более крупную единицу — модуль, осуществляющий более сложную переработку информации.
В-третьих, модули работают в составе обширных петель, по которым информация не только передается из колонок в кору и подкорковые образовании, но и возвращается обратно.
Слайд 16Появление новых функциональных возможностей происходит при увеличении размеров коры больших
полушарий. Это отражает принцип кортикализации функций, так как именно кора
является наиболее приспособленной для приобретения индивидуального опыта. Кортикализация (энцефализация) как основной принцип прогрессивного развития центральной нервной системы заключается в том, что в ходе эволюции совершается переход функционального управления от низших к высшим ее этажам или отделам, то есть из спинного мозга через все уровни центральной нервной системы к коре больших полушарий.
Слайд 17Структурная модель мозга (А.Р.Лурия)
На основании накопленных за длительное время исследований
и достижений в области неврологии, А.Р. Лурия выделил три основных
функциональных блока мозга:
энергетический,
задний,
передний.
Слайд 181-ый блок мозга.
Энергетический или блок регуляции тонуса и бодрствования.
Анатомические
структуры 1 блока мозга (стволовые и подкорковые образования):
ствол мозга -
ретикулярная формация ствола
лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус)
диэнцефальные ядра (подкорковые ядра)
кора - медиабазальная кора лобных и височных отделов (медио - в середине между полушариями, базальная - база посередине внизу).
Слайд 19Структурно – функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная А.Р.Лурия
А- энергитический.
Первый блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга
Б-задний мозг.
Второй блок приема, переработки и хранения информации.
В-передний мозг. Третий блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Слайд 20Функции 1 блока мозга:
основная - активация больших полушарий: поддержание определенного
уровня тонуса и бодрствования; активация временная - смена периодов сна
и бодрствования, кратковременная активация - для поддержания внимания;
модально неспецифическая память - эпизодическая, личностная, эмоциональная память на события;
обеспечение базальных эмоций - страх, боль, удовольствие, гнев (отрицательных центров больше, чем положительных);
Слайд 21Функции 1 блока мозга:
витальная функция - поддержание жизни в организме.
Нейрогуморальная регуляция (эндокринная система на уровне гипофиза, гипоталамуса) в деятельности
внутренних органов (сердечно-сосудистные сокращения, дыхание, терморегуляция, иммунитет и прочее);
регулятор инстинктивных, генетически-закрепленных, форм поведения. Например, поведение в ситуации стресса, аффекта, половое поведение, регулятор систем зависимости;
регуляция мышечного тонуса, обеспечивающего двигательную активность
Слайд 22Энергетический блок имеет три источника энергии:
1 — происходящие в организме
обменные процессы, связанные с дыханием, пищеварением, сахарным, белковым обменом и
т.д.; инстинкты, безусловные рефлексы и половое поведение;
2 — результат влияния на организм стимулов внешнего мира, приводящих к появлению ориентировочного рефлекса;
3 — активация коры может происходить за счет ее собственной способности планировать, программировать свою деятельность. Поставленная цель повышает степень активности соответствующего вида деятельности. В этом случае мы говорим о мотивационно-волевых качествах человека.
Слайд 232-й блок мозга
2-ый блок мозга. Блок приема, переработки и хранения
экстероцептивной информации - извне от рецепторов органов чувств, а также
от проприоцепторов - изнутри.
Анатомические структуры 2 блока мозга:
- конвекситальная (поверхностная) кора теменной, височной, затылочной областей мозга. «Задний» блок надстроен над несколькими анализаторами: затылочные доли - над зрительным, височные — над слуховым, теменные — над кинестетическим.
Слайд 242-й блок мозга
Кора «заднего» мозга характеризуется как «накопительная», осуществляющая прием,
переработку и хранение информации. Поля второго блока мозга делятся на
первичные, вторичные и третичные. В «заднем» мозге расположены концы всех анализаторов. Более высокоорганизованные структуры информацию от анализаторов перерабатывают и хранят. Они стали поли- или надмодальными. Потеряли непосредственную связь с анализаторами, но осуществляют более сложные функции: речь, чтение, счет, письмо, конструктивно-пространственные функции и т.д.
Слайд 252-й блок мозга
Неблагополучие отделов второго блока мозга проявляется в парциальной
недостаточности когнитивных функций - гнозиса, праксиса, памяти. Ребенок имеет трудности
в овладении учебными навыками, имеются явления дисграфии, дислексии, акалькулии.
Слайд 263-ий блок мозга. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием
психической деятельности
Анатомические структуры 3 блока мозга:
- конвекситальная (поверхностная) кора лобных
долей.
“Передний» мозг надстроен над одним анализатором — двигательным. У человека лобная часть составляет одну треть. У животных одна шестая или одна десятая часть. Благодаря этому и возможны ВПФ у человека.
Слайд 273-й блок мозга
Основную часть 3 блока составляет третичная кора -
ассоциативная.
Диапазон функционирования 3 блока широк: от планирования и структурирования движений
(праксис) до высших мыслительных актов; функции сознания, осознания, плавное переключение с одного действия на другое, целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности. Письмо.
Слайд 283-й блок мозга
Основные проявления недостаточности структур третьего блока мозга у
детей видны в нарушениях регуляторных процессов (инициирования деятельности, программирования, самоконтроля):
-
склонность к упрощению программы, заданной извне;
- ригидность или лабильность переключения с одного действия на другое;
- не способность к волевым усилиям, откладыванию исполнения собственных реакций, не способность слушать и ждать, импульсивность;
- неспособность самостоятельно и планомерно работать по заданию; не может другим дать задание и проконтролировать его выполнение; не замечает свои ошибки.