Слайд 1Традиции и обычаи населения Тамбовской губернии
Слайд 2Праздник Святок
От Рождества до Крещения на Руси празднуют святки. Во
время святок существует традиция ходить друг к другу в гости
и славить Христа - петь колядки. В ответ принято угощать пришедших.
Слайд 3Праздник Святок
В селе Матчерке Моршанского уезда накануне нового года
"кликали Овсень". Овсень (или Авсень) в славянской мифологии – бог
смены времен года, покровитель коней и пастухов. Само новогодье совпадало с днем святого Василия – покровителя скотоводов. Это был обход ряжеными села с пожеланиями благополучия и богатства хозяевам. "Кликать Овсень" ходили подростки, холостая молодежь, иногда молодые вдовы и солдатки. Считалось нежелательным, чтобы в подобном обряде участвовали девушки-невесты. На Тамбовщине чаще всего колядовала молодежь из бедных семей, зажиточные крестьяне не разрешали своим детям ходить с колядой по селу.
Слайд 4Праздник Святок
С Рождества до Нового года в тамбовских селениях девушки
гадали.
Святочные гадания в селе Пеньки Моршанского уезда назывались
"игрой в Святки».
Слайд 5Масленица
По части веселья со Святками успешно соперничала Масленица. Но она
знаменита совсем иными развлечениями. К ним относится прежде всего катанье
на лошадях. В Тамбовской губернии (материалы Борисоглебского уезда) катанье на лошадях также было принято в течение последних трех дней масленичной недели. Местами оно делилось на две части: сначала разъезжали отдельными упряжками или поездами из нескольких саней; потом совершался общий съезд в каком-либо местном центре.
Слайд 6Масленица
Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено
было в Тамбовской губернии катанье молодежи с ледяных гор.
Слайд 7Масленица
В последний день Масленицы делали огромную бабу из соломы, вывозили
ее на больших санях за околицу и там сжигали.
Слайд 8Пасха
Самым большим праздником в году считалась Пасха, или
светлое Христово воскресение, которую называли всем праздникам праздник. Пасха относится
к числу так называемых переходящих праздников и отмечается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает в день весеннего равноденствия или после него, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи.
Готовиться к Пасхе начинали с началом Великого поста, в Страстную неделю подготовка шла наиболее интенсивно, а сам праздник происходил в воскресенье и пасхальную неделю. Праздник включал посещение церкви, трапез, гуляний. Из обрядов к Пасхе приурочен лишь обычай красить яйца и выпекать куличи. Когда-то яйца посвящались богине весны, и им принадлежала видная роль в языческих обычаях. Считалось также, что яйца, снесенные курицей в Страстной четверг, предохранят человека от болезней, если их съесть на Пасху, а если скорлупу от этих яиц зарыть на пастбище, то она предохранит от болезней скот. Первоначально яйца красили только в красный цвет, считавшийся символом солнца, впоследствии их стали красить в самый разные цвета и даже делать на них рисунки.
Без кулича пасхальный стол не обходился.
Слайд 9Пасха
В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста.
Слайд 10Троица
Сохранялись на Тамбовщине и архаичные семицкие обряды.
Временным ядром празднования Зеленых святок становилась Троица. Согласно культу зелени
и березки на Троицу дома и дворы украшали зеленью. Около домов, вдоль улицы, устанавливали березки. Праздничная "улица" собиралась за селом. Молодежь гуляла на лугах, пела песни, играла в горелки и другие игры. Сохранился также, правда, смещенный по времени обряд "заламывания березки" – молодежь на березках, прямо на деревцах, завивала венки. Через неделю приходили смотреть, что стало с венком. Если венок завял, то девушке или парню в ближайшее время не представится жениться или выйти замуж. Напротив, если венок не вял, надо было ждать скорой свадьбы.
Слайд 11Иван - Купала
В Тамбовской губернии верили, что волшебная трава замок
расцветает в полночь на Ивана Купалу, при этом она сияет
и горит, как звездочка. По поверьям, чудесную спрык-траву могли найти лишь самые искусные знахари по покрывавшим ее на утренней заре до восхода солнца блесткам. Полагали, что разрыв-трава вырастает, цветет и исчезает за одну ночь, причем светится, как три свечи.
Слайд 12Михайлов день
Очень почитаемым в Тамбовской губернии был праздник Михайлов день.
Фактически он являлся днем окончания полевых работ. В ряде селений
этот праздник был престольным. Это означало, что то или иное село и прилегающие к нему деревни относились к одному приходу, причем храм в этом приходе был освящен в честь святого Михаила. Престольные праздники превращались в праздники всего прихода с веселыми застольями и гуляниями. Как правило, в Михайлов день игралось большинство свадеб на Тамбовщине.
Слайд 13Свадебный обряд
Тамбовский свадебный обряд создавался на протяжении длительного времени, незначительно
видоизменяясь. Редко молодые могли сами сговориться о женитьбе, чаще всего
это за них делали родители. Свадьба играла важную роль в хозяйственной жизни крестьянской семьи, так как она пополнялась лишними рабочими руками, могла расти численно. Обычно свадьба начиналась со сговора. Эту обязанность выполняла сваха или мать невесты. Браки заключались внутри села или с представителями соседних сел. Невест редко привозили издалека. Служилые люди старались венчаться внутри своего слоя, и даже в XVIII веке однодворцы придерживались таких традиций. Помещичьи крестьяне не могли играть свадьбу без согласия своего владельца.
Слайд 14Свадебный обряд
В один из воскресных дней, его называли
«большим запоем», родители невесты вместе с родственниками приезжали в дом
жениха. После обильного угощения сговаривались о дне свадьбы, приданом. Накануне свадьбы в доме жениха пекли каравай из ржаной муки и угощали приглашенных. В Тамбовской губернии «караваем» называли и девичник, последний вечер перед свадьбой невесты. К ней в дом приходили подруги, пели жалобные песни, прощаясь с невестой. На утро свадьбы невеста пела тоскливые, грустные песни, прощаясь с волей
Слайд 15Свадебный обряд
Девушки расплетали невесте косу и вплетали ленты. Расплетенные косы
— символ прощания с девичьей волей, родительским домом. А в
доме жениха готовили торжественный свадебный поезд. Жениха наряжали в чистую рубаху, подпоясывали красным полотенцем. Он садился верхом на коня. Жениха сопровождали его близкий товарищ и распорядитель «дружко» и друзья, «большие барины». В день свадьбы молодые как бы отрешались от повседневных будней. Их называли «молодой князь» и «молодая княгиня», они находились в центре внимания всего села.
Слайд 16Свадебный обряд
По приезде жениха в дом невесты дружко должен был
выкупить место жениху рядом со своей суженой. Шуточный, веселый обычай
имел давние корни, когда родители жениха выкупали за «калым» невесту, а родители невесты теряли на нее все права. «Выкупив невесту», свадебный поезд направлялся в церковь. Здесь происходил обряд венчания. Из церкви молодые ехали в дом жениха, где в течение нескольких дней весело гуляла свадьба. Обязательными ее участниками становились «игрицы», умеющие петь и веселить народ. Пели величальные поэтические русские песни, пели веселые частушки. Свадебный русский обряд был своеобразным спектаклем со своими традициями и церемониями. Он заканчивался — и начинались будни, тяжелая работа по хозяйству и в поле, жизнь, наполненная лишениями и мелкими радостями.
Слайд 17Крестьянская свадьба в
Тамбовской губернии