Слайд 2Транспорт — совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и
сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов
различного назначения из одного места в другое.
Слайд 3В зависимости от среды, в которой этот транспорт выполняет свои
функции, он может быть: атмосферным или воздушным(самолёты, вертолёты, воздушные шары, дирижабли
и т. д.); наземным, в том числе подземным (метро и т. п.), рельсовым (железная дорога, трамвай и т. п.) и безрельсовым (автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы и др.); водным (суда, катера, лодки, яхты и т. п.), в том числе подводным (подводные лодки) и космическим (ракеты, спутники).
Слайд 4Водный транспорт — вид транспортa, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера),
так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно.
Слайд 5Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок;
кроме
того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт
жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах.
Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.
Слайд 6По типу используемых акваторий подразделяется на:
Речной транспорт (перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту
(за исключением самых крупных озёр — таких, как Каспийское море));
Морской транспорт.
Для
погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.
Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.
Особый вид водного транспорта — буер — передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды.
Буер
Паром
Слайд 7Порт города Онфлер
(Норвегия)
Слайд 9Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. Несмотря на
это, грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, и особенно автопоезда (грузовик-тягач и
прицеп или полуприцеп), успешно конкурируют с другими видами транспорта.
Автотранспорт превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надёжность и своевременность доставки. Удобство транспортировки автомобильным транспортом связано с возможностью приёма и доставки груза от дверей до дверей по любым маршрутам, к каждому предприятию или жилому дому в любое время можно подъехать на автомобиле, поэтому, хотя автомобиль уступает самолёту в скорости, он наиболее удобен на расстояниях до нескольких сот километров. Автотранспорт успешно конкурирует с железной дорогой из-за отсутствия задержек на сортировочных станциях, скорости и отсутствия необходимости перегрузок.
Слайд 10Автобус-амфибия, или "Амфибус" (Нидерланды)
Слайд 11В общественном автомобильном транспорте используются автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью свыше 8
пассажиров).
В крупных городах распространён автомобильный общественный транспорт с электрическим
приводом — троллейбус.
Недостатки. Автомобильный транспорт требует хороших дорог. На всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры наносится значительный экологический ущерб. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди.
Легковые автомобили — самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.
Автопоезд
Слайд 12Это автобус-амфибия, пассажиры которого могут наслаждаться красотами Лондона как с
суши, так и с реки Темзы.
Слайд 13Самый популярный вид транспорта в России — автобус.
Специалисты спросили жителей, на каком транспорте
они добираются на работу или учёбу.
Слайд 14Пивной бар на колесах (Германия)
«Посетители» передвижного бара одновременно пьют пиво
и крутят педали − совмещают, как говорится, приятное с полезным. Единственный
трезвый человек на этом транспортном средстве − это бармен, который разливает пенный напиток и управляет баром на колесах.
Слайд 15Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции.
Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века
он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. В 1970 году доля около половины внутреннего грузооборота государств приходилось на железнодорожный транспорт.
На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских — самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях).
Слайд 16Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую
скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но
в основном — массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.
На сегодняшний день самой длинной протяжённостью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия.
Слайд 17Метротрам (Россия)
Большую часть своего маршрута волгоградский Метротрам преодолевает по рельсам
на поверхности, а на трех станциях «ныряет» под землю, превращаясь
в метро.
Слайд 20Подвесная железная дорога (Германия)
Слайд 21Высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги намного
экологичнее автомобильного транспорта.
С созданием системы скоростных железных дорог, допускающих движение со
скоростями порядка трёхсот километров в час, железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях.
Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем.
Слайд 22 Поезд на магнитной подушке, или маглев (Китай). Скорость до 431
км/час,
Слайд 23Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый
дорогой вид транспорта.
Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки
на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.
Слайд 25В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так
как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда
были легче воздуха. В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы.
Слайд 26Дирижабль — управляемый летательный аппарат легче воздуха.
13 ноября 1899 французский
воздухоплаватель А. Сантос-Дюмон совершил первый успешный полёт дирижабля, облетев вокруг
Эйфелевой башни в Париже со скоростью 22—25 км/ч. В период между мировыми войнами дирижабли широко использовались в военных, гражданских, научных, и спортивных целях. Пассажирские дирижабли даже совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой.
В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода или дорогого инертного гелия применяется их смесь. Дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.
Слайд 27Космический транспорт - это вид транспорта, используемый в безвоздушном пространстве
для перевозки людей или грузов. Что касается полетов человека, то
как правило, пассажиры являются одновременно и командой, которая управляет транспортным средством. Некоторые космические суда, такие как «Прогресс» просто перевозят грузы, в них нет человеческой команды управления. Эту роль берут на себя роботы, либо же автоматизированная система управления. В космическом деле все чаще используются ракетные технологии.
Слайд 28Существует несколько типов космических ракет, которые подразделяются по принципу целей,
выполняемых в безвоздушном пространстве.
Главные задачи подобных аппаратов это: исследование поверхности
Земли и других планет, отслеживание метеоусловий, поддерживание телекоммуникаций (спутники), а также появившийся относительно недавно космический туризм.
Космический туризм пока является отдыхом эксклюзивным – космические прогулки обходятся в космические суммы денег, но от этого у желающих повторить, например, героический полуторачасовой полет Гагарина, не пропадает энтузиазм. Существует также несколько нестандартных систем, которые работают не на ракетном топливе, а на солнечной, магнитной, плазменной энергии.
Слайд 29Трубопроводный транспорт довольно необычен: он не имеет транспортных средств, вернее, сама
инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного
и даже водного. Он не требует большого количества персонала. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные.
Нефтепроводы и газопроводы транспортируют эти продукты на большие расстояния короткой линией с наименьшими потерями. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах.
Самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация. Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твёрдых грузов — пневмопочта, мусоропровод.
Пневмопочта
Слайд 30Гужевой транспорт — вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги применяется
сила животных (лошадей, волов, слонов, ослов, верблюдов, оленей, лам, собак и др.).
Использование животных для перевозки людей и грузов известно с
древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их.
Слайд 31На протяжении многих веков гужевой транспорт был основным видом сухопутного
транспорта. С развитием сети железных дорог (со 2-й четверти XIX века) он утрачивает
своё значение для перевозок на дальние расстояния, за исключением горных районов и пустынь и районов Крайнего Севера.
В XX веке применение гужевого транспорта было ограничено районами, не имевшими железных дорог; ещё сохранялось важное значение гужевого транспорта для сельскохозяйственного производства и для внутригородских и местных перевозок; для подвоза к ж/д станциям и портам и доставки от них. Но с развитием автотранспорта и тракторного парка значение гужевого транспорта резко сократилось и в этих областях.