Слайд 1Требования к персоналу организации
Слайд 2Определение персонала организации
Персонал организации - это
сотрудники организации, работающие по найму и обладающие определенными профессиональными и
качественными характеристиками
Слайд 3Структура требований к персоналу
Требования к персоналу организации. Члены организации формируют
все ее структурные единицы; именно их усилиями реализуются цели организации,
создаются ее продукты. Работа с персоналом — следующий этап создания организации после разработки дерева целей и формирования организационной структуры. Структура как система норм и статусов становится рабочим компонентом организации только после насыщения ее сотрудниками организации. В то же время структура предъявляет определенные требования к персоналу в соответствии с целями организации:
признание и принятие культурных норм организации, прежде всего норм власти и подчинения, норм деятельности, отношение к целям организации;
Слайд 4
заполнение персоналом всех
без исключения статусов в организационной структуре;
функциональная
включенность каждого члена организации в общий процесс достижения целей, что означает не только выполнение им требований своей роли, но и сопряженность ее с другими ролями, без чего невозможен эффект синэргии и успех деятельности организации в целом;
подчиненность всех членов организации заранее разработанным и поставленным целям
Слайд 5 При формировании персонала организации основное внимание уделяется ролям, выполняемым индивидами,
а не самим статусам, что позволяет решать проблемы высокой степени
профессионализма и специализации. Очевидно, что при этом важно учитывать не только целевые требования и место работника в структуре, но и технологические требования. Таким образом, при подборе персонала организации следует учитывать те характеристики, которые влияют на исполнение работниками своих ролей. Это прежде всего степень профессионализма. Как нами уже отмечалось, содержание статусов и ролей в организации может быть различным. Так, одни роли в значительной степени обеднены по своему содержанию, например в силу применения рутинных технологий и незначительности выполняемых функций. Другие роли связаны со сложными технологическими операциями и принятием решений, требующих высокой квалификации и профессиональных знаний. Требования к персоналу в этом случае значительно повышаются.
Успешная работа персонала организации невозможна без мотивации членов организации, их стремления к выполнению заданий и соответствию ролевым требованиям
Слайд 6Источники информации для определения требований к персоналу
Слайд 8Профессиограмма
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma —
запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда
и требований, которые предъявляются к специалисту
Слайд 9 Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности
специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения
в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности
Слайд 10 Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем
соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:
требования к должностным
обязанностям работника;
требования к рабочему месту;
возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы
Слайд 12 Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия
профессионально значимые требования к
работнику профессионально важные качества уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) методы исследования ранжирование уровня развитости ПФС нормы оценки ПВК психограмма профессиональный отбор и адаптация работника прогнозирование его профессионального маршрута виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации)
Слайд 13Принципы разработки профессиограмм
Слайд 14 Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной
профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для
ее успешного осуществления.
При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений
Слайд 15Должностная инструкция
Должностная инструкция — это организационно-правовой документ, в котором определяются основные
функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им
деятельности в определенной должности
Слайд 16 Должностная инструкция позволяет:
рационально распределить функциональные обязанности;
повысить своевременность и надежность выполнения задач;
улучшить социально-психологический
климат в коллективе и устранить конфликты;
четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами;
конкретизировать права работника;
повысить личную и коллективную ответственность;
повысить эффективность морального и материального стимулирования работников;
организовать равномерную загрузку работников
Слайд 17Источники разработки должностных инструкций
Исходными данными для разработки должностных инструкций являются:
организационая
и функциональная структура;
классификатор функций управления;
классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих;
нормативы управленческого труда;
положения о структурных подразделениях;
результаты экспертных и социологических опросов работников и др.
Слайд 18 Первым источником для разработки должностных инструкций является Квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих. Справочник содержит перечень требований к квалификации специалистов
различных категорий. Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций работников, способствующим обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.
Слайд 19Формуляр должностной инструкции и структура текста
Слайд 20Должностная инструкция обычно состоит из следующих разделов:
Общие положения
Основные задачи и
функции
Обязанности
Права
Ответственность
Взаимосвязи
Слайд 21 «Общие положения»
В первом разделе должностной инструкции «Общие положения» содержится:
наименование должности
в соответствии со штатным расписанием и основные сведения о ней:
название структурного подразделения, подчиненность данного работника, категория персонала (специалист, технический исполнитель);
порядок назначения и освобождения от должности;
порядок замещения этой должности в период временного отсутствия работника;
требования к профессиональной подготовке (уровень образования, стаж работы), требования к квалификации (должен знать... должен уметь...);
перечень нормативных документов, которыми работник руководствуется в своей профессиональной деятельности, перечень распорядительных документов, регламентирующих должностные обязанности (приказы и распоряжения руководителя организации, службы ДОУ и т.д.
Слайд 22Разделы «Основные задачи и функции» и «Обязанности»
Во втором разделе «Основные задачи
и функции» должностной инструкции формулируется основная задача работника данной должности,
предмет его ведения, участок работы. Далее идет перечисление конкретных видов работы, из которых складывается выполнение основной задачи. Например: основная задача работника — контроль за сроками исполнения документов.
В разделе «Обязанности» должностной инструкции записывают условия, которые должны соблюдаться работником при выполнении своих функций. Например:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать установленные сроки подготовки документов;
соблюдать этические нормы общения в коллективе;
соблюдать конфиденциальность служебной информации
Слайд 23Раздел «Права» и «Ответственность»
В разделе «Права» закрепляется круг прав, необходимых
работнику для реализации возложенных на него обязанностей, а также порядок
осуществления этих прав. В раздел вносят такие права, как: принятие решений, получение информации для выполнения своей работы, право визирования определенных видов документов, право контроля и т.д. Четкая формулировка прав работника позволяет сформулировать его ответственность, которая выделяется в отдельный раздел.
В разделе «Ответственность» записывают содержание и формы ответственности должностного лица за результаты и последствия своей деятельности, а также за неприятие своевременных мер или действий, относящихся к его обязанностям. Ответственность может быть установлена дисциплинарная и материальная, но обязательно в соответствии с действующим законодательством и учетом специфики работы организации.
Слайд 24Раздел «Взаимосвязи»
В разделе должностной инструкции «Взаимосвязи» записывают порядок взаимодействия работника
с другими структурными подразделениями и должностными лицами. В разделе перечисляют
те структурные подразделения, от которых работник получает документы, и те, которым он передает информацию.
Должностные инструкции разрабатывает и подписывает руководитель службы делопроизводства, утверждает руководитель организации (фирмы). Должностные инструкции оформляются на общем бланке организации. Они могут быть завизированы (согласованы) с руководителями тех структурных подразделений, с которыми взаимодействует работник
Слайд 26 С должностной инструкцией руководитель (или кадровая служба) обязан ознакомить работника под
расписку. Виза ознакомления располагается ниже подписи руководителя службы делопроизводства (разработчика
должностной инструкции) и состоит из слов «С инструкцией ознакомлен (на)», подписи работника, его инициалов, фамилии и даты.