Разделы презентаций


Тренинг-клуб

Содержание

Если вы хотите сделать урок русского языка и литературы современным, деятельностным, интересным, познавательным и увлекательным,если вы хотите разобраться в смысле названия художественного произведения, если вы хотите узнать виды и алгоритм составления

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тренинг-клуб 
«Лингвистические задачи как продуктивный способ формирования языковой компетенции обучающихся»

Тренинг-клуб «Лингвистические задачи как продуктивный способ формирования языковой компетенции обучающихся»

Слайд 2Если вы хотите сделать урок русского языка и литературы современным,

деятельностным, интересным, познавательным и увлекательным,
если вы хотите разобраться в смысле

названия художественного произведения,
если вы хотите узнать виды и алгоритм составления познавательных филологических задач,
если вы хотите обучить школьников медленному и вдумчивому чтению, научиться составлять и решать лингвистические и литературные задачи, работать с текстом-коллажем и квазитекстом,
то
наш тренинг-клуб ждёт вас!
Если вы хотите сделать урок русского языка и литературы современным, деятельностным, интересным, познавательным и увлекательным,если вы хотите

Слайд 3 Что такое лингвистическая задача?
Лингвистические задачи — особый жанр

лингвистической учебной литературы; в том же значении употребляются термины «самодостаточные

лингвистические задачи» и «самодостаточные задачи»
Самодостаточная задача представляет собой особый тип задачи, существенно отличаясь от задач и упражнений проверочного характера, которые издавна использовались в процессе преподавания лингвистических дисциплин.
Что такое лингвистическая задача? Лингвистические задачи — особый жанр лингвистической учебной литературы; в том же

Слайд 4В термине «самодостаточная задача» существенны оба составляющие его слова:
задача, потому

что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее

нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа;

самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется никаких дополнительных специальных знаний или подготовки.
Для решения самодостаточных лингвистических задач не надо знать язык, которому они посвящены, и лингвистику тоже знать не надо: все необходимые данные есть в условии. К ним надо прибавить только знание родного языка и логическое мышление. 

В термине «самодостаточная задача» существенны оба составляющие его слова:задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений

Слайд 5Лингвистическая задача №1
Как спартанцы ответили македонскому царю?



Согласно древнему преданию, один

полководец направил соседнему народу послание, в котором предупреждал, что если

он завоюет их государство, то всех жителей перебьет. Те ответили одним словом. Каким?

Подсказка содержится в тексте послания полководца.
Лингвистическая задача №1Как спартанцы ответили македонскому царю?Согласно древнему преданию, один полководец направил соседнему народу послание, в котором

Слайд 6Лингвистическая задача №1
Е

С

Л

И


Согласно древнему преданию, один полководец направил соседнему народу

послание, в котором предупреждал, что если он завоюет их государство, то

всех жителей перебьет. Те ответили одним словом. Каким?

Подсказка содержится в тексте послания полководца.
Лингвистическая задача №1ЕСЛИСогласно древнему преданию, один полководец направил соседнему народу послание, в котором предупреждал, что если он

Слайд 7На лингвистической олимпиаде проверяется не уровень языковой подготовки и лингвистических

знаний школьника (этих знаний у него может быть достаточно или

не быть вовсе), а его способность логически рассуждать и умение использовать языковую интуицию.

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=558251bd-a8d3-4d3a-8dfe-f8fd185cadda

Развивать языковое чутье, умение использовать получаемые по предмету знания в нестандартных ситуациях

На лингвистической олимпиаде проверяется не уровень языковой подготовки и лингвистических знаний школьника (этих знаний у него может

Слайд 8Самодостаточная лингвистическая задача воплощает



принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях

многие элементы творческой деятельности лингвиста, и является эффективным средством развития

навыков лингвистического анализа  
Самодостаточная  лингвистическая  задача воплощаетпринцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности лингвиста,

Слайд 9Решающий задачу знакомится с используемыми в лингвистике способами анализа языкового

материала, самостоятельно «открывает» многие лингвистические понятия, хотя в самом материале

задачи специальные термины не используются, поэтому задачи доступны для начинающих.

ЛЗ знакомят решающего с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым различным языкам. Каждая задача содержит какое-нибудь любопытное явление какого-нибудь языка, открыть это явление — и значит решить задачу.

Задачи охватывают материал более двухсот языков мира. Они затрагивают различные разделы лингвистики: фонетику и графику, морфологию и синтаксис, семантику и историю языка; дают представление об основных системах письменности; знакомят с некоторыми проблемами современной лингвистики; отражают связь лингвистики с математикой.

Решающий задачу знакомится с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно «открывает» многие лингвистические понятия, хотя

Слайд 10Незавершённое стихотворение Р.Г. Державина
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела

людей.
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если

что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!

Какую дополнительную информацию можно обнаружить в этом стихотворном завещании?

ТЕКСТ

ЛЗ

Незавершённое стихотворение Р.Г. ДержавинаРека времён в своём стремленьиУносит все дела людей.И топит в пропасти забвенья Народы, царства

Слайд 11Дополнительная «зашифрованная» информация
Произведение Г.Р. Державина представляет собой акростих, т.е. стихотворение,

первые буквы строк которого составляют отдельное слово или фразу, как

бы «текст в тексте».
Читаем сверху вниз:
Р У И Н А Ч Т И

Чти – старая форма родительного падежа слова честь

Руина – «разрушение, падение»

???

Дополнительная «зашифрованная» информацияПроизведение Г.Р. Державина представляет собой акростих, т.е. стихотворение, первые буквы строк которого составляют отдельное слово

Слайд 12Дополнительная «зашифрованная» информация
Произведение Г.Р. Державина представляет собой акростих, т.е. стихотворение,

первые буквы строк которого составляют отдельное слово или фразу, как

бы «текст в тексте».
Читаем сверху вниз:
Р У И Н А Ч Т И

Чти – старая форма родительного падежа слова честь

Руина – «разрушение, падение»

«честь, слава»

Дополнительная «зашифрованная» информацияПроизведение Г.Р. Державина представляет собой акростих, т.е. стихотворение, первые буквы строк которого составляют отдельное слово

Слайд 13ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
В просторечии и жаргонах распространено слово копьё со значением

«мелкие деньги»
(- Деньги есть? – Ни копья).
Такое употребление

возникло, очевидно, по звучанию со словом копейка. Но вместе с тем оно как бы напоминает нам о происхождении копейки.
Каким образом?

ОТВЕТ
???

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАВ просторечии и жаргонах распространено слово копьё со значением «мелкие деньги» (- Деньги есть? – Ни

Слайд 14ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
В просторечии и жаргонах распространено слово копьё со значением

«мелкие деньги»
(- Деньги есть? – Ни копья).
Такое употребление

возникло, очевидно, по звучанию со словом копейка. Но вместе с тем оно как бы напоминает нам о происхождении копейки.
Каким образом?

ОТВЕТ
Монета копейка была названа так потому, что на ней был изображён всадник с копьём. И когда мы сегодня говорим про копейки-копьё, мы как бы восстанавливаем этимологию данного слова.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАВ просторечии и жаргонах распространено слово копьё со значением «мелкие деньги» (- Деньги есть? – Ни

Слайд 15ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Лет сто назад в русском языке употреблялось слово шарканцы.

Попробуйте догадаться, что оно значило.
Ответ
???

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАЛет сто назад в русском языке употреблялось слово шарканцы. Попробуйте догадаться, что оно значило.Ответ???

Слайд 16ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Лет сто назад в русском языке употреблялось слово шарканцы.

Попробуйте догадаться, что оно значило.
Ответ
Шарканцы – это домашние туфли без

задников. Слово образовано от глагола шаркать, так же как шлёпанцы –
от шлёпать.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАЛет сто назад в русском языке употреблялось слово шарканцы. Попробуйте догадаться, что оно значило.ОтветШарканцы – это

Слайд 17
Лингвистическая задача
Следующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый

взгляд странным, парадоксальным. – Вы сейчас выходите? – Не выхожу, но выйду. Как

можно объяснить такое использование форм глагольного вида?

???????????????????

Лингвистическая задачаСледующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый взгляд странным, парадоксальным.

Слайд 18
Лингвистическая задача
Следующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый

взгляд странным, парадоксальным. – Вы сейчас выходите? – Не выхожу, но выйду. Как

можно объяснить такое использование форм глагольного вида?

Не выхожу (несовершенный вид глагола) в приведен-
ном диалоге означает ‘мне вообще-то не надо выходить’, ‘я
не собираюсь выходить’.
А выйду (совершенный вид) значит ‘выйду на краткое время и вернусь назад’, то есть ‘сделаю так, чтобы вы смогли выйти’.

Лингвистическая задачаСледующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый взгляд странным, парадоксальным.

Слайд 19Один маленький мальчик захотел узнать, в каком порядке идут в

алфавите буквы ъ, ы, ь. Мама посоветовала ему открыть словарь. Мальчик

наугад открыл орфографический словарь (статей ъ, ы, ь в нем не было), но ему повезло –он смог получить ответ на свой вопрос. На какой букве открылся словарь? (А) т; (Б) б; (В) в; (Г) э; (Д) щ.

Для того чтобы узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы Ъ, Ы и Ь, с которых не могут начинаться русские слова, надо найти слова, в которых они будут стоять после какой-нибудь другой буквы. Разумеется, чтобы на алфавитный порядок влияли именно Ъ, Ы и Ь, буква должна быть одна и та же. В словах, начинающихся на Щ и Т, не бывает Ъ, поскольку на эти буквы не начинаются приставки, а Ъ пишется только после приставок. На Б и Э приставки есть (без- и экс-), но нет слов, начинающихся на безь- и эксы- (на эксъ- и эксь-, впрочем, слов тоже нет, а вот на безы- есть: безыдейный, безыскусный и др.).
Значит, словарь открылся на букве В. Действительно, в словаре можно найти слова въедливый, въезд, въезжать, въехать, въяве, много слов с приставкой вы-, а также слова вьетнамец, вьюга, вьюк, вьюн, вьюрок, вьюшка – именно в таком порядке. Итак, ответ: (В).
Можно было бы открыть словарь и на букве П:
там есть, например, слова подъехать, подъязычный, подыграть, подыскать, подытожить, подышать и подьячий.

Один маленький мальчик захотел узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы ъ, ы, ь. Мама посоветовала

Слайд 20В повести Валентина Катаева «Алмазный мой венец» известные писатели выведены

под вымышленными именами. Кто из писателей получил имя Вьюн? (А) Павел

Антокольский; (Б) Алексей Кручёных; (В) Владимир Маяковский; (Г) Юрий Олеша; (Д) сам Валентин Катаев. Кратко поясните ваше решение.

???????????????

В повести Валентина Катаева «Алмазный мой венец» известные писатели выведены под вымышленными именами. Кто из писателей получил

Слайд 21В повести Валентина Катаева «Алмазный мой венец» известные писатели выведены под

вымышленными именами. Кто из писателей получил имя Вьюн? (А) Павел Антокольский; (Б)

Алексей Кручёных; (В) Владимир Маяковский; (Г) Юрий Олеша; (Д) сам Валентин Катаев. Кратко поясните ваше решение.

Придумывая вымышленное имя для русского поэта футуриста Алексея Кручёных, Валентин Катаев воспользовался его «говорящей» фамилией (действительно фамилией, не псевдонимом), заменив глагол крутиться, от которого она образована, на близкий по смыслу глагол виться.
Так и получилось имя Вьюн. Ответ: (Б).

В повести Валентина Катаева «Алмазный мой венец» известные писатели выведены под вымышленными именами. Кто из писателей получил

Слайд 22 Какое слово образовано не так, как остальные? (А) Темница; (Б) теплица;

(В) светлица; (Г) горница; (Д) кузница. Кратко поясните ваше решение.
??????????????????????????

Какое слово образовано не так, как

Слайд 23 Какое слово образовано не так, как остальные? (А) Темница; (Б) теплица;

(В) светлица; (Г) горница; (Д) кузница. Кратко поясните ваше решение.
Все эти слова

являются наименованиями помещений. Первые четыре слова образованы от прилагательных, обозначающих признак объекта: тёмный, тёплый, светлый, горний (расположенный высоко), – с помощью суффикса -иц(а).
Слово же «кузница» образовано от существительного с тем же значением кузня. Ответ: (Д).
Какое слово образовано не так, как

Слайд 24Что такое москатель? В XIX веке в России были москательные лавки,

в которых продавались москательные товары…


Москатeль
??????????????????

Что такое москатель? В XIX веке в России были москательные лавки, в которых продавались москательные товары…Москатeль ??????????????????

Слайд 25Что такое москатель? В XIX веке в России были москательные лавки,

в которых продавались москательные товары…


Москатeль –
устаревшее совокупное
название ряда

химических товаров:
красок, масла, клея, соды и т.п.
Что такое москатель? В XIX веке в России были москательные лавки, в которых продавались москательные товары…Москатeль –

Слайд 26Какое отношение перлы красноречия (или остроумия) имеют к бисеру, который не

следует метать перед свиньями?
В первом выражении говорится об искусной, изящной речи,

во втором – о бесполезности
объяснять что-то тому, кто не сможет этого понять и оценить.
Слово перл (чаще употребляется во множественном числе) – от французского perle ‘жемчуг’.
Слово бисер в церковнославянском языке означало то же самое: жемчуг (Не мечите бисера перед свиньями – выражение из Библии).
Так что перл и бисер – в принципе одно
и то же.
Какое отношение перлы красноречия (или остроумия) имеют к бисеру, который не следует метать перед свиньями?В первом выражении

Слайд 27 Решите анаграммы, в которых зашифрованы понятия из области русского языка и

литературы, и запишите их на свободных строках. Время на выполнение –

3 минуты. 1. САНЯБ ______________________________ 2. ИНЕДУРАЕ ___________________________ 3. ЕЧИАНРЕ ___________________________ 4. РИЯОНИ _____________________________ 5 ЕГОНЛОМЗИ __________________________ Выпишите первые буквы полученных слов в том порядке, в котором они расположены, и Вы получите новое слово, обозначающее фамилию русского писателя. __________________________
Решите анаграммы, в которых зашифрованы понятия из области русского языка и литературы, и запишите их на

Слайд 28Б У Н И Н
басня


ударение
наречие
ирония
неологизм

Б У Н И Н басня

Слайд 29Лингвистическая задача
Ниже зашифрована фраза на русском языке:
Шир-пыр ю пяпюжгы зэлэмгый

тёсрыг, фёд тяг, фед тяг, зэлэмгый гёсрыг.
Задание: расшифруйте эту

фразу.

ОТВЕТ
?????????????????

Лингвистическая задачаНиже зашифрована фраза на русском языке:Шир-пыр ю пяпюжгы зэлэмгый тёсрыг, фёд тяг, фед тяг, зэлэмгый гёсрыг.

Слайд 30Лингвистическая задача
Ниже зашифрована фраза на русском языке:
Шир-пыр ю пяпюжгы зэлэмгый

тёсрыг, фёд тяг, фед тяг, зэлэмгый гёсрыг.
Задание: расшифруйте эту

фразу.

Решение:
Зашифрованы известные строки: жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик! Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие - звонкими; Л на Р; М на Н ; А,У, О на Я,Ю,Ё и наоборот. Буква й остается незамененной.

Лингвистическая задачаНиже зашифрована фраза на русском языке:Шир-пыр ю пяпюжгы зэлэмгый тёсрыг, фёд тяг, фед тяг, зэлэмгый гёсрыг.

Слайд 31Фонетическая задача
Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по стройным кленам,


По лесным цветам... Слышишь?
– Звонко песня льется,
Беззаботный раздается


Голос по лесам.

И. Бунин ЦВЕТОК.

Сколько раз звуки этого слова встречаются в отрывке стихотворения?

Фонетическая задачаКрупный дождь в лесу зеленом Прошумел по стройным кленам, По лесным цветам... Слышишь? – Звонко песня

Слайд 32О Т В Е Т
[ ц

] – 3
[в′ ] - 1
[ и ]

– 5
[ т ] - 3
[ о ] – 8
[ к ] - 3

http://kabruss.blogspot.com/

О  Т  В  Е  Т[ ц ] – 3 [в′ ] - 1

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика