Слайд 1
Тренинговые технологии
Интерактивные
образовательные
технологии
Слайд 2Тренинговые технологии - это система деятельности, способствующая отработке учебных навыков
и определённых решений.
Тренинговые технологии (в отличие от привычного повторения)
подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного
или нескольких видов
учебной деятельности.
Слайд 3Тренинг как один из методов интерактивного обучения, в наибольшей степени,
способствует развитию и формированию социально-психологических качеств личности студента, позволяет сделать
ситуацию предсказуемой и доступной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли делать выбор, занимать самостоятельные позиции. В тренинговых программах, в условиях ВУЗа, должны быть сформулированы определенные и четкие позиции
и цели.
Слайд 4Высокая образовательная результативность тренинга определяется также тем, что тренинг, будучи
построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от его участников
активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала.
Активизирующий эффект тренинга обусловлен также созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участниками того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, интенсивной обратной связи, и формированием практических умений, необходимых в повседневной работе.
Слайд 5 Тренинг – группа методов развития способностей к обучению и овладению
любым сложным видом деятельности. (Ю.Н. Емельянов)
Тренинг – средство воздействия, направленное
на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений (Л.А. Петровская)
Социально-психологический тренинг – один из методов активного социально-психологического обучения (АСПО), основанных на целенаправленном, комплексном и относительно продолжительном во времени использовании совокупности методов групповой работы (ролевых игр, дискуссии, психотехнических упражнений для развития, психокоррекции и психотерапии личности человека) (Быков А.К.)
Социально-психологический тренинг - это способ обучения профессиональным или личностным навыкам и умениям с использованием групповых технологий.
Слайд 6Основные признаки социально-психологического тренинга:
Групповое обучение, использование потенциала человека в групповой
динамике
Стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы
Комплексность применения методов
2 стороны:
содержательная (соответствует основной содержательной цели тренинга) и личностная (межличностные отношения, изменение личности каждого участника)
Слайд 7В тренинге используются различные
интенсивные технологии, а именно:
- информация, сообщение,
мини-лекция;
- структурированная и управляемая дискуссия;
- мозговой штурм, синектика;
- разбор кейса
и кейс-стади;
- ролевая игра и разыгрывание ситуаций в ролях;
- коммуникативные задачи и упражнения;
- презентации и самопрезентации
- аналитические упражнения;
- игры-симуляции, имитационные игры;
- фрагменты деловых игр;
- видеодемонстрации и видеоанализ поведения участников обучения.
Слайд 8 Механизм групповой динамики – это процесс, который развивается во времени
и является результатом взаимоотношений в группе. В процессе такого взаимодействия
каждый член группы является источником своих изменений.
Групповая динамика является совокупностью групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.
Групповая динамика представлена рядом элементов: цели группы; нормы (правила) группы; структура группы (групповые роли); сплоченность группы; фазы развития группы.
Слайд 9 Элементы групповой динамики:
цели группы;
нормы (правила) группы;
структура
группы (групповые роли);
сплоченность группы;
фазы развития группы.
Слайд 10Цели и задачи группы определяются общей системой практической работы с
людьми, включенными в группу. Например, цель группы тренинга – совершенствование
навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.
Нормы (правила) – это принятые правила поведения, руководящие действием участников и определяющие санкции наказания при их нарушении.
1. Откровенность и искренность.
2. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке.
3. Конструктивная обратная связь
4. Контроль поведения.
5. Ответственность
6. Правило «Стоп».
7. Соблюдение конфиденциальности
8. Толерантность.
Слайд 11Структура группы и групповые роли
Структура группы, с одной стороны, формальная
(тренер и студенты), с другой является неформальной, т.е. формируемой интерперсональным
взаимодействием людей. Структура группы связана с теми ролями, которые выполняют ее участники, а также тем социометрическим статусом, которым они обладают. По мере развития группы и группового взаимодействия ролевая и статусная структуры могут меняться.
Роли – это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.
Слайд 12Групповые роли (по Р. Шиндлеру):
ά - лидер, который импонирует группе,
побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги;
β -
эксперт, имеет нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки или способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально и безучастно;
γ - преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляется с лидером;
σ - самый «далекий» член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу.
Противник - символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант.
Слайд 13 Сплоченность группы является необходимым условием эффективности групповой работы. Следствие сплоченности
– это особые отношения, которые складываются между членами группы, особая
атмосфера, возникающая в ходе совместной деятельности.
Факторы, содействующие сплоченности:
Совпадение интересов участников группы.
Наличие симпатии между участниками группы.
Наличие дружеской атмосферы в группе.
Влияние групповой деятельности. С одной стороны, интересные увлекательные действия, а также совместно переживаемые позитивные эмоции, с другой – технические приемы, используемые психологом и направленные на усиление сплоченности.
Слайд 14Фазы развития группы:
Фаза ориентации и зависимости
Фаза конфликтов и протеста
Фаза сплоченности и сотрудничества
Слайд 15Организационные условия подготовки и проведения СПТ
Противопоказания для групповой работы:
сильно выраженная
возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента,
трудный характер,
физическая болезнь,
недостаточный
уровень интеллектуального или морального развития.
Численность: малые (7-15 чел )и большие группы (25-30 чел)
Длительность: 1,5-3 ч от нескольких дней до нескольких месяцев, возможны группы-марафоны 2-3 дня непрерывной работы