Разделы презентаций


Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)

Содержание

Прежде, чем рассматривать вопрос об изобразительных средствах языка, к которым относятся тропы и фигуры речи, необходимо понять, что такое полисемия или многозначность словВ русском языке немного слов, которые имеют только одно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)
Практическое занятие

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)Практическое занятие

Слайд 2Прежде, чем рассматривать вопрос об изобразительных средствах языка, к которым

относятся тропы и фигуры речи, необходимо понять, что такое полисемия

или многозначность слов

В русском языке немного слов, которые имеют только одно значение. Обычно это термины: катет, медь, суффикс, целлюлоза.
Имеют одно значение некоторые слова, называющие конкретный предмет: табуретка, карандаш, тумбочка, телевизор.
Большинство же слов обладают не одним значением: иду домой; идет интересная передача; часы идут вперед; автобус туда не идет; эта шляпа тебе очень идет.


Одно из значений многозначного слова является прямым – это самое простое значение, не зависящее от контекста и самое употребительное.

Все остальные значения называются переносными – конкретно определяются контекстом

Прежде, чем рассматривать вопрос об изобразительных средствах языка, к которым относятся тропы и фигуры речи, необходимо понять,

Слайд 3Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)
Троп (греч. tropos) означает 'поворот,

оборот речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с

традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. figure — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художе­ственное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности) Троп (греч. tropos) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного

Слайд 4Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)
ТРОПЫ
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Синекдоха
Метонимия
Сравнение
Литота
Гипербола
Ирония
Сарказм
ФИГУРЫ
Градация
Анафора
Эпифора
Оксюморон
Инверсия
Бессоюзие (асиндетон)
Многосоюзие (полисиндетон)
Эллипсис

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)ТРОПЫМетафораОлицетворениеЭпитетСинекдохаМетонимияСравнениеЛитотаГиперболаИронияСарказмФИГУРЫГрадацияАнафораЭпифораОксюморонИнверсияБессоюзие (асиндетон)Многосоюзие (полисиндетон)Эллипсис

Слайд 5Давайте вспомним определения некоторых тропов и фигур речи
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
Эпитет

-художественное определение: «тучка золотая», «утес-великан», «в пустыне чахлой и

скупой».
Сравнение- сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого: «глаза, как небо голубые», «посмотрит - рублем одарит».
Аллегория(иносказание) – изображение отвлеченного понятия через конкретные предметы и образы.
Ирония- скрытая насмешка: «Забил снаряд я в пушку туго//И думал: угощу я друга!// Постой-ка, брат, мусью…».
Литота – художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок».
Гипербола – художественное преувеличение: «В шар земной упираясь ногами,//Солнца шар я держу на руках…».
Олицетворение- изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать: «Осторожно ветер//Из калитки вышел…».
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений: «Ель рукавом мне тропинку завесила» (т.е.ветвь).
Синекдоха – перенос названия целого предмета на его часть: « И было слышно до рассвета, как ликовал француз».

Метонимия - перенос названия по смежности. В отличие от метафорического переноса, который обязательно предполагает сходство предметов, явлений, свойств, действий, при метонимии никакого сходства нет, НО ПРЕДМЕТЫ НАХОДЯТСЯ В НЕКОТОРОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ДРУГ С ДРУГОМ: Вся школа пришла на стадион; Москва готова снова голосовать за своего мэра; Съел две тарелки; Полотна Левитана; Дама в мехах; Пользуемся при работе Ушаковым; Выставка Левитана; Она коллекционирует гжель; Запретили продаже боржоми
Оксюморон – соединение слов, называющих взаимоисключающие понятия: «Горячий снег», «Живой труп»

Давайте вспомним определения некоторых  тропов и фигур речи ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКАЭпитет -художественное определение: «тучка золотая», «утес-великан», «в

Слайд 6Давайте вспомним определения некоторых тропов и фигур речи
ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
Риторические вопросы,

обращения, восклицания – усиливают внимание читателя, не требуя от него

ответа: «Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?», «Мой друг, отчизне посвятим//Души прекрасные порывы!».
Анафора – единоначатие: «Клянусь я первым днем творенья,//Клянусь его последним днем,//клянусь позором преступленья,//И вечной правды торжеством».
Эпифора – единство концовок: « Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…».
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости: «Не жалею,не зову, не плачу,//Все пройдет, как с белых яблонь дым».
Антитеза – противопоставление: «Черный вечер, белый снег.Ветер.Ветер.»
Инвектива – резкое обвинение ( в противоположность панегирику- восхвалению): «А вы, надменные потомки…подлостью прославленных отцов».
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов: «Мелькают мимо будки, бабы,//Мальчишки, лавки, фонари,//Дворцы, сады, монастыри…».
Многосоюзие- увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: « И волны теснятся , и мчатся назад,//И снова приходят, и о берег бьют…».
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений: « Твой ум глубок, что море,// Твой дух высок, что горы».
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы: «…где глаз людей обрывается куцый», « И смертью чужой сей земли неуспокоенные гости».
Парцелляция – расчленение высказывания; оформление части простого или сложного предложения в качестве отдельной синтаксической структуры: Жена называла его чудик. Иногда ласково
Эллипсис – опущение каких-либо членов предложения с целью выделения оставшихся слов: « Мы сёла- в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги…»

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Аллитерация – повторение согласных звуков: «Пушки с пристани палят…», « Пора, перо покоя просит…».
Ассонанс – повторение гласных звуков: «Стало в комнате темно.//Заслоняет слон окно.//Или это снится сон?//Динь – дон. Динь – дон.»
Анафора – единоначатие: «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.»

Сарказм - (греч. sarkasmos, от sarkaso — рву мясо) Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера:
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!

Давайте вспомним определения некоторых  тропов и фигур речиПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИСРиторические вопросы, обращения, восклицания – усиливают внимание читателя,

Слайд 7Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:
Ледяной взгляд, жемчужина

поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный

загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.
метафора
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
(А.Тарковский)
Анафора
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А. Блок)
Эпифора
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.
(М. Волошин)
Градация

Я вчера задыхался от счастья,
А сегодня кричу от боли.
(Р. Ивнев)
Антитеза
Там мертвой славе отдают
Меня – твои живые руки.
(А.Ахматова)
Антитеза
По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие
(И. Гончаров)
Инверсия
Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.
Перифраз
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Олицетворение


Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез,

Слайд 8В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи.

Назовите их.

Дрожал многоэтажный зал,
И, полный молодёжи,


Певцу раёк рукоплескал,
Потом — партер и ложи.
С. Маршак
Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в гранёном хрустале.
А. С. Пушкин
Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита.
А. С. Пушкин


Метонимия



Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
С. Маршак
Барка жизни встала На большой мели.
А. Блок
Российский корабль, вышедший в свободное плаванье по своенравному океану мирового рынка с его штормами и ураганами, вряд ли достигнет желанного берега.
(Из газет)
Метафора развернутая

В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи. Назовите их. Дрожал многоэтажный зал,

Слайд 9В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи.

Назовите их.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва,

спалённая пожаром,
Французу отдана?
М. Лермонтов
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Синекдоха
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас.
А. С. Пушкин Туманный Альбион.
Страна Восходящего Солнца.
Перифраз

Ответом мне было красноречивое молчание. Сверхтайное творится: сейчас неповторимость повторится.
Н. Матвеева
Люблю я пышное природы увяданье.
А. С. Пушкин
Оксюморон

В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи. Назовите их.Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Слайд 10В задании приведены метафоры. Однако один пример попал по ошибке.

Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) Солнце — вечное

окно в золотую ослепительность.
2) Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток.
3) Мне, как коренному петербуржцу, приятно, что местом проведения этого конгресса стал город на Неве.
4) Но даже сквозь уличный шум я слышу приливы, отливы весь мир обнимающих дум.
5) Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября.
3-перифраз
В задании приведены примеры метонимии. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!
2) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
4) Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам.
5) О, если б был я тусклый, как Солнце!
6) Но тих был наш бивак открытый.
5-оксюморон, сравнение
В задании приведены метафоры. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.1)

Слайд 11В задании приведены эпитеты. Однако один пример попал по ошибке.

Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) «Я скажу вам

откровенно, — отвечала панама, — Сноудену пальцы в рот не клади».
2) Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно.
3) Деревья так сумрачно-странно-безмолвны.
4) Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы.
5) И седая крестьянка в заношенном старом платке поднялась от земли, молчалива, печальна, сурова.
6) Звени, знойный, краснощёкий, ясный-ясный день!
1-синекдоха

В задании приведены сравнения. Однако несколько примеров попали по ошибке. Найдите их, назовите тропы или фигуры речи.
1) Тогда предстают непомерней глухие просёлки души.
2) Болтун подобен маятнику: того и другого надобно остановить.
3) И сон, как отзвук колокола, смолк.
4) Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей.
5) Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
6) Как ночь слепа, так я был слеп, и думал жить слепой.
1-метафора, эпитеты; 4-метафора, градация, эпитет.
В задании приведены эпитеты. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.1)

Слайд 12В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы

и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть

таблицы составлена правильно.
В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите,

Слайд 13Ответы к заданию

Ответы к заданию

Слайд 14В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы

и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть

таблицы составлена правильно.
В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите,

Слайд 15Ответы к заданию

Ответы к заданию

Слайд 16Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из

тех, что перечислены справа.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 17Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из

тех, что перечислены справа.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 18Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из

тех, что перечислены справа.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 19Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из

тех, что перечислены справа.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 20Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из

тех, что перечислены справа.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 21Определите, какие фигуры речи использованы выбрав из тех, что перечислены

справа.

Определите, какие фигуры речи использованы выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 22Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.
1) Взирая

на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на

нём пятна.
Козьма Прутков
2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок.
Б. Пастернак
3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть.
А. Пушкин
4) Мужики — за топоры.
5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
6) Перо его местию дышит.
А. Толстой
7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка.
9) Вы — в каюты! Вы — в кладовые!
В. Маяковский
10) Он громко, рыдающе засмеялся.
11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка.
12) И упало каменное слово
На мою живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
А. Ахматова
Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.1)  Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты

Слайд 23Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.
13) У меня

сегодня много дела:
Надо

память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А. Ахматова
14) Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно,
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
К. Бальмонт
15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья;
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.
К. Бальмонт
16) Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно.
К. Бальмонт
17) Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз.
А. Белый
18) И о той ли вольной воле Ветер плачет у реки.
А. Блок
Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.13) У меня сегодня много дела:

Слайд 24Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.
19) Девушка пела

в церковном хоре
О

всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
А. Блок
20) Я сидел у окна в переполненном зале,
Где-то пели смычки о любви.
А. Блок
21) О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить.
А. Блок
22) И боль пришла, как тихий синий свет,
И обвилась вкруг сердца, как запястье.
М. Волошин
23) Я слышу — история и человечество,
Я слышу — изгнание или отечество.
Я в книгах читаю — добро, лицемерие,
Надежда, отчаянье, вера, неверие.
Г. Иванов
Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.19) Девушка пела в церковном хоре

Слайд 25Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

24) Никто не

дал мне столько горя И столько радости, как ты.

Никто не дал любви такой печальной И в то же время радостной такой.
Р. Ивнев

25) На грядках лысато и пусто,
Вдовеет в полях борозда,
Лишь пузом упругим капуста,
Как баба обновкой, горда.
Н. Клюев
26) Впереди одна тревога, и тревога позади.
С. Клычков
27) О, если б я нищ был, как миллиардер!
B. Маяковский.
28) Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперёд,
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идёт.
C. Маршак
29) Не было души более откровенной, более тонкой и более проницательной, чем у Тургенева. Не было таланта более пленительного, чем талант Тургенева. Не было сердца более честного и более благородного, чем сердце Тургенева.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.24) Никто не дал мне столько горя И столько радости,

Слайд 26
Дальнейшие задание, связанное с анализом используемых автором в тексте изобразительных

средств, аналогично тем, которые будут вам предложены на экзамене ЕГЭ.


Впишите наименования тропов, фигур речи или лексических единиц; найдите их в каждом из предложений.
Дальнейшие задание, связанное с анализом используемых автором в тексте изобразительных средств, аналогично тем, которые будут вам

Слайд 27(1) Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не

упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
(2) Она стояла при соборе, в

гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. (3) И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё.
(4) Но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. (5) Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. (6) А колокольню почему-то не свалили, даже не тронули. (7) И вот стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху. (8) Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем — в небо! (9) Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. (10) От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры.
(11) Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам с покосившимися домишками поспешно переселённых. (12) Полузамерший, переломленный, недобитый город с малым остатком прежних отменных зданий. (13) Но у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. (14) И жить здесь.
(15) И для них тут, и для всех стоит колокольня! (16) Как наша надежда. (17) Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить. А. Солженицын
(1) Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.(2) Она стояла

Слайд 28Задание к тексту А. Солженицына
Размышления А. Солженицына, большого писателя, лауреата

Нобелевской премии, настраивают читателя на совместные раздумья. В основе текста

лежит символ. Чтобы передать свои чувства, Солженицын вводит ......................... (предложения 1, 4, 12). Автор пишет с горечью и...............................предложение 5). Широко используются ............(предложе­ния 3, 11, 12). Особая выразительность достигается за счёт..............................(предложения 11, 16, 17). Среди других изобразительных средств....................(8,17).

Список терминов:
1) метафора
2) индивидуально-авторские слова
3)ирония
4) ряды однородных членов предложения
5)эпитеты
6) контекстные антонимы
7) просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) сравнение
10) синтаксический параллелизм

Ответ: 2, 3,5,9,1

Задание к тексту А. СолженицынаРазмышления А. Солженицына, большого писателя, лауреата Нобелевской премии, настраивают читателя на совместные раздумья.

Слайд 29Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех,

что даны в списке терминов.
(1) Лермонтов всегда искал в людях

масштабности мыслей, чувств, желаний. (2) И не находил. (3) Поэтому жить среди людей ему было невыносимо тяжело: ему приходилось постоянно нагибаться к ним, чтобы понять, отчего столь ничтожны их мысли и чувства. (4) Поэтому он любил одиночество. (5) Однако его душа вмещала весь мир и отзывалась трагическим звучанием на малейшую боль в этом мире. (6) Страха не знало его сердце, но оно постоянно испытывало боль. (7) Такую боль обычное человеческое сердце не могло выдержать. (8) Может быть, именно этим и объясняется его нелепая смерть на нелепой дуэли.
Список терминов:
1)ирония
2) парцелляция
3)анафора
4)градация
5).гипербола
6) эпифора
7)синекдоха
8)сравнение
9) эпитет
10) метафора
Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.(1) Лермонтов всегда

Слайд 30Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех,

что даны в списке терминов.
(1) Питерские тренеры по фигурному катанию

считаются луч­шими в мире, а их воспитанники не раз получали олимпийское золото. (2) А поэтому вполне логично, что именно в северной сто­лице открыли первую в нашей стране Академию фигурного ката­ния. (3) Теперь питерским фигуристам, как опытным, так и совсем юным, есть где развернуться. (4) Во время торжественного откры­тия Академии собравшиеся гости смогли увидеть выступления звёзд фигурного катания, имена которых известны всей России.

Список терминов:
1) разговорные слова
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) метонимия
5)гипербола
6) перифраз
7) синекдоха
8)сравнение
9) эпитет
10) метафора
Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.(1) Питерские тренеры

Слайд 31Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех,

что даны в списке терминов.
(1) На закате, до вечернего чая,

он садился на велосипед, упи­рался руками в рулевые рога и катил прямо в зарю. (2) Он избирал всегда один и тот же путь. (3) Он знал этот путь, то узкий, утрамбо­ванный, бегущий вдоль опасной канавы, то мощённый булыжника­ми, по которым прыгало переднее колесо, то изрытый коварными колеями, то гладкий, розоватый, твёрдый. (4) Он знал этот путь на ощупь и на глаз, как знаешь живое тело, и катил по нему без запин­ки, вдавливая в шелестящую пустоту упругие педали.
(5) В сосновом перелеске на шероховатых стволах вечернее солнце лежало огненно-румяными полосками. (6) Иногда на шоссе он останавливался и, опираясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лесных опушек, что бывают только.в России, далёкую, зубчатую, чёрную. (7) И над ней золотой запад был пересечён од­ним только лиловатым облаком, из-под которого веером расходи­лись лучи.

Список терминов:
1) полисиндетон
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) литота
5)гипербола
6) перифраз
7) анафора
8) сравнение
9) эпитет
10) метафора
Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.(1) На закате,

Слайд 32Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В

этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в

рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, со­ответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

(1) Города вообще полны раздражения. (2) Большие города пе­реполнены им. (3) Но Москва в этом абсолютный чемпион. (4) И неудивительно: вот сколько народу вокруг, надоели все невыноси­мо. (5) Москва недавно объявлена научными исследователями то ли самым, то ли одним из самых грубых городов мира. (6) Хуже нас, кажется, только Бомбей. (7) Дело даже не в прямой грубости, к которой мы склонны, естественно, больше, чем воспитанные веками тесного общежи­тия европейцы или американцы, уважающие друг друга ещё с тех времен, когда взаимное уважение внедрялось кольтами и винчесте­рами. (8) Но сейчас не о грубости речь, а именно о раздражении, чаще всего скрытом, от которого страдает больше всего сам раз­дражённый. (9) Боже мой, как же они все достали! (10) Едущие не по правилам, идущие напролом, забросавшие всё вокруг мусором! (11) Девушки, говорящие между собой на всю улицу матом. (12) И юноши с пивными бутылками и банками, пьющие на ходу...
(13) Как нам, несчастным, не повезло с земляками! (14) Между тем они — это мы и есть. (15) Только что подрезав чужую машину, да ещё и выехав при этом на встречную, мы бесимся, будучи сами подрезанными или еле разминувшись с каким-то козлом, захватив­шим часть нашей полосы. (16) Не уступив в дверях дорогу выхо­дящему, психуем через несколько минут, выходя через ту же дверь и упираясь в безостановочно прущую навстречу толпу. (17) Вздра­гивая от громкого и непереносимо неприличного разговора за спи­ной, не вспоминаем, какими словами только что пользовались в своей компании, причём во всеуслышание. (18) И никогда не до­ходим до урны с окурком: в кармане его прятать, что ли? (19) Всё равно кругом свалка!
(20) В одном магазине, куда я иногда захожу, стены зеркаль­ные. (21) И всегда происходит одно и то же: глянешь нечаянно — это что же за урод идёт рядом?! (22) Не сразу сообразишь, что это ты сам и есть. (23) Просто посмотрел со стороны и проникся есте­ственным чувством отвращения к ближнему своему. (24) Чувство объяснимое. (25) Но жизнь не украшает.
По А. Кабакову

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые

Слайд 33Задание к тексту А. Кабакова
Проблема, которую поднимает в своей статье

писатель А. Кабаков, касается каждого из нас. Содержание статьи обусловило

особенности её языка, в частности использование.....................,
например как же они все достали (предложение 9), бесимся (предложения 15). Интонационная выразительность речи достигается за счёт..............(предложения 18, 21), а также использования восклицательных предложений. С этой же целью, а также для достижения композиционной цельности текста
автор прибегает к такой фигуре речи, как...........................
(предложения 10, 11 и 12; 15, 16 и 17). Выразительность речи обеспечивает также введение ...........................(предложения 1, 2, 3) и................................, например взаимное уважение внедрялось кольтами и винчестерами (предложение 7).
Список терминов:
1) метонимия
2) индивидуально-авторские слова
3) синекдоха
4) ряды однородных членов предложения
5)эпитеты
6) литота
7) разговорные и просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция
10) синтаксический параллелизм
Задание к тексту А. КабаковаПроблема, которую поднимает в своей статье писатель А. Кабаков, касается каждого из нас.

Слайд 34Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В

этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в

рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, со­ответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

(1) Для каждого реальность в нём самом. (2) И всё-таки все «Я» слиты в «МЫ»: из отдельных «Я», хоть на живую нитку сшитых, а получается общество. (3) Некое одно, сделанное из одиночеств. (4) А самый удивительный парадокс — это город. (5) Город, сое­диняющий одиночества. (6) Ведь потребность быть одному почти совпадает с самосохранением. (7) И если люди объединяются в социум, то лишь затем, чтобы ценою упорного труда купить воз­можность быть друг без друга. (8) Копят монету к монете, чтобы приобрести стены. (9) Там, за стенами и шторами, их одиночества организованы и тщательно запрятаны.(10) Думая примерно так, я свернул на Страстной бульвар, и на меня потянуло дымком и жаром. (11) Укладывали асфальт. (12) И в это время я увидел в шаге от меня тоненькую, бледную полудевочку-полудевушку. (13) В складках меж длинных и узких бровей, в лёгком дрожании губ мне почудилось одиночество, о ко­тором я только что размышлял. (14) Я сделал несколько шагов в сторону, продолжая наблюдать за девушкой. (15) Она круто повер­нула голову, и мы оказались глаза в глаза.
— (16) Зачем вы смотрите?
(17) Не сопротивляясь вдруг прихлынувшим, долго томившим мыслям, я начал говорить, что человек человеку или волк, или при­зрак. (18) Волк — отнимает всё, сжирает безжалостно. (19) Ну а если призрак — скользнёт и исчезнет, не оставив и следа, равно­душный и холодный.
(20) Договорив, я увидел обернувшееся ко мне, всё так же юно улыбающееся лицо.
— (21) Мне сюда, — (22) сказала она раздумчиво и взошла на ступеньку подъезда. (23) Теперь мы оказались одного роста.
(24) И чуть помолчав, добавила:
— (25) Пусть так. (26) Но есть и третья формула: ведь в конце концов, человек человеку... человек.
По С. Кржижановскому

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые

Слайд 35Задание к тексту С. Кржижановского
Эссе писателя С. Кржижановского, опубликованное ещё

в 30-е годы прошлого века, поднимает проблему, извечно стоящую перед

человеком. Автор строит всё эссе на основе такого тро­па, как.................................(предложения 2, 3, 5, 7, 8, 9,17,
18, 19). Выразительность речи придают..............., например
тоненькую, бледную полудевочку (предложение 12), в легком дрожании губ (предложение 13), призрак ... равнодушный и холодный (предложение 19). Этой же цели служит .................,
например на живую нитку сшитых (предложение 2), ценою упорного труда (предложение 7), человек человеку волк (предложение 17). Разнообразие и выразительность ритмического
рисунка текста достигается за счёт ................................
(предложения 3, 5).

Список терминов:
3) ирония
4) устойчивые словосочетания, фразеологизмы
5) эпитеты
6) контекстные антонимы
7) просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция
10) синтаксический параллелизм
Задание к тексту С. КржижановскогоЭссе писателя С. Кржижановского, опубликованное ещё в 30-е годы прошлого века, поднимает проблему,

Слайд 36
Средства выразительности также помогут Вам понять авторское отношение к изображаемому.




Средства выразительности также помогут Вам понять авторское отношение к изображаемому.

Слайд 37Обратимся к уже знакомому тексту.
(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в

своем роде редактор.
(2)Это был старый газетный волк, как он с

гордостью себя называл.
(З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью — любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно. (4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки. (5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавлен­ного в них шрифта. (б)Эти лис­ты и в руки-то взять было про­тивно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, рассти­лал на столе, и начиналось священнодействие.
(7)Нацелив на верстку, острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое.

Изобразительно-выразительные средства языка
Авторская ирония,
Инверсия
Градация,
Сравнение
Обратимся к уже знакомому тексту.(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор.(2)Это был старый газетный волк,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика