Слайд 1Подготовила: Гусева Е.А.,
Студентка 44 (3) АПК
Преподаватель:
Н.В. Митрофанова
Труд как деятельность,
форма и средство развития
детей дошкольного возраста
Слайд 2Труд – средство воспитания
Труд становится великим воспитателем, когда он входит
в жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость
и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение предметов
природы для удовлетворения своих потребностей
Слайд 4
Структура трудового процесса:
Цель, мотив.
Планирование работы.
Предмет труда и материал труда.
Орудия труда
и подготовка рабочего места.
Трудовые действия.
Результат, его оценка.
Уборка рабочего места
Слайд 5Особенности детского труда
Ребёнок не создаёт общественно значимых материальных ценностей.
Труд
детей носит воспитывающий характер.
Близость труда к игре.
Трудовые навыки и умения
детей не профессиональны, они помогают ребёнку стать независимым и самостоятельным.
Ситуативный, необязательный характер труда.
Имея все структурные компоненты деятельности, труд ребёнка находится в стадии становления, поэтому необходимо руководство со стороны взрослого.
Слайд 6Трудовое воспитание
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у
последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование
ответственного отношения к труду и его продуктам.
Слайд 7
формирование ценностного отношения к труду, то есть умение ценить свой
труд и труд взрослых, ценить результат труда, осознавать значимость труда,
как первостепенной значимости для общества
Цель трудового воспитания
Слайд 8Задачи трудового воспитания
Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности:
воспитание интереса
к труду взрослых,
воспитание уважения к трудящимся,
воспитание бережного отношения к результатам
труда,
воспитание стремления помогать взрослому.
Слайд 9Задачи трудового воспитания
развитие трудовых навыков детей,
развитие умения планировать
трудовую деятельность,
формирование общественных мотивов трудовой деятельности,
воспитание правильного отношения
к собственному труду.
воспитание личностных качеств (трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности)
Слайд 10Направления развития трудовой деятельности:
ОБОСОБЛЕНИЕ ТРУДА ОТ ИГРЫ И ОФОРМЛЕНИЕ
ЕГО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОВЛАДЕНИЕ
РЕБЕНКОМ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТАНОВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРУДА
Слайд 11Виды труда детей
Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого
себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.).
Общественная значимость: - освобождает других
от обслуживания себя
Слайд 12Виды детского труда
Хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений,
участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д.
Особенность
хозяйственно-бытового труда- его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
Слайд 13 Виды детского труда
Труд в природе – труд. связанный
с уходом за живыми объектами: уход за растениями и животными,
выращивание овощей, озеленение участка и т.д.
Особенности:
- результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;
чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; - труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;
даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.
Слайд 14 виды труда
Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических
потребностей человека.
Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона,
ткани, дерева.
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях:
- изготовление поделок,
украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т.д.
Слайд 15Формы организация труда детей
Поручения
Дежурства
Коллективный труд
Индивидуальные
Групповые
По занятиям ( мл. дошк. возраст),
уголку природы (ст. возраст)
По столовой
(мл. возраст)
совместный
(ст. возраст)
общий
(средний возраст)
Слайд 16Поручение - обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое
действие
По форме организации:
Индивидуальные, групповые, общие.
По продолжительности:
- кратковременные
длительные.
По содержанию: (соответствуют
видам труда):
по самообслуживанию
- хозяйственно-бытовой
-труд в природе
- ручной труд
Слайд 17по времени исполнения - постоянными или эпизодическими (одноразовыми);
по степени
трудности: простые - содержащие в себе одно несложное конкретное действие
или более сложные, включающие в себя целую цепь последовательных действий
по характеру выполнения - индивидуальные или совместные.
по характеру выполнения - индивидуальные или совместные.
по характеру выполнения - индивидуальные или совместные.
по содержанию - соответствие видам труда;
Слайд 18Дежурство.
Дежурство - труд одного или нескольких детей в интересах всей
группы.
Виды дежурств:
по столовой (с конца 2-й мл. гр.),
по занятию
(с середины средней группы),
- в уголке природы (в старшей группе).
Слайд 19Коллективная деятельность
Общий труд - такая форма организации труда, когда дети
работают одновременно, выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело.
Совместный
труд - такая форма организации труда, когда один ребёнок качественно выполняет свой один этап работы, многократно повторяя какую- либо операцию, и передаёт результат своего труда следующему ребёнку, который продолжает работу дальше.
Слайд 20
Желаю Вам творческих находок и интересных открытий!
Спасибо за внимание!