Слайд 1ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Слайд 2Труд –
это могучий воспитатель,
в педагогической системе воспитания .
А.С. Макаренко
Слайд 3Деятельность –
это внутренняя (психическая)
и внешняя (физическая) активность человека,
регулируемая
сознаваемой целью.
Слайд 4Трудовое воспитание дошкольников –
– это совместная деятельность воспитателя и
воспитанников, направленная на развитие
у последних обще-трудовых
умений и способностей,
психологической готовности к труду, формирование
ответственного отношения к труду
и его продуктам,
на сознательный выбор профессии.
Слайд 5Цель трудового воспитания:
формирование ценностного отношения к труду,
то есть умение
ценить свой труд и труд взрослых,
ценить результат труда, осознавать
значимость труда, как первостепенной значимости для общества.
Слайд 6Труд детей тесно связан с игрой:
игра отражает труд взрослых
- элементы трудовых действий отражаются в игре;
трудовая деятельность осуществляется
ради будущей игры - игровые действия включаются в процесс труда.
Слайд 7Задачи трудового воспитания в ДОУ
Ознакомление с трудом взрослых, воспитание
уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную
помощь
Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование
Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности
Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива)
Слайд 8Содержание трудового воспитания
и виды труда
Слайд 9Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание,
одевание, раздевание и т.д.)
Общественная значимость:
освобождает других от обслуживания
себя;
ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью.
Слайд 10Хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в
организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д.
Особенность хозяйственно-бытового
труда - его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
Слайд 11Труд в природе
Уход за растениями и животными, выращивание овощей,
озеленение участка и т.д.
Значение: благотворно влияет не только на
развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Слайд 12Труд в природе
Особенности:
- результатом этого вида труда может
быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом
взрослых;
- чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат;
- труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;
- даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.
Слайд 13Ручной и художественный труд
Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.
Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани,
дерева.
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях:
изготовление поделок,
украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т.д.
Слайд 14Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах
Слайд 15САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Младший дошкольный возраст
Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться
в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать,
застегивать пуговицы и прочие застежки.
Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).
Слайд 16САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Средний дошкольный возраст
Дети достаточно самостоятельны в самообслуживании этот
вид труда становиться постоянной обязанностью детей. Усложнение воспитательных задач выражается
в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой.
Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться.
Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необходимости).
Учатся умываться, чистить зубы.
Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
Слайд 17САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Старший дошкольный возраст
Приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели,
уход за волосами, обувью. Данные процессы решают воспитательные задачи: формирование
у детей привычки к опрятности, чистоте, навыков поведения в окружении сверстников.
Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).
Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель.
Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
Слайд 18ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
Младший дошкольный возраст
Воспитатель формирует у детей элементарные
хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки,
собирать листья на участке, сметать снег со скамеек.
Слайд 19ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
Средний дошкольный возраст
Содержание хозяйственно-бытового труда
значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для
занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных заданий.
Слайд 20ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
Старший дошкольный возраст
В старших группах
детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится
систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам.
Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы.
Слайд 21ТРУД В ПРИРОДЕ
В младших группах дети с
помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют
крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц.
Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует мышление, речь, наблюдательность, познавательный интерес.
Слайд 22ТРУД В ПРИРОДЕ
В средней группе труд усложняется.
Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во
влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для зимующих птиц. Педагог разъясняет, какой корм нужен той или иной птице, как он называется и как его хранить..
Слайд 23ТРУД В ПРИРОДЕ
Для групп старшего возраста в
уголке природы помещаются растения, требующие более сложных приемов ухода, в
огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.
Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю.
С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).
Слайд 24РУЧНОЙ ТРУД
Младший дошкольный возраст
• Помогают воспитателю подклеивать книги, коробки
(намазывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания).
• Любят рассматривать природный материал
(листья, шишки, камушки и пр.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме.
Слайд 25РУЧНОЙ ТРУД
Средний дошкольный возраст
• Вместе с воспитателем занимаются ремонтом
книг, коробок, атрибутов, игрушек.
• Сортируют природный материал, раскладывают
по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.
Слайд 26РУЧНОЙ ТРУД
Старший дошкольный возраст
• Самостоятельно выполняют простой ремонт
игрушек (книг, коробок, атрибутов).
• Пришивают петли к новым
полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.
• Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
• Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
• Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.)
Слайд 28ПОРУЧЕНИЕ - обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое
действие.
По форме организации:
индивидуальные
подгрупповые
общие
По продолжительности:
кратковременные
длительные
По содержанию (соответствуют видам труда):
труд по самообслуживанию
хозяйственно-бытовой труд
труд в природе
ручной труд
Слайд 29ДЕЖУРСТВО - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах
всей группы.
Виды дежурства:
по столовой (с конца 2-й мл. гр.),
по занятию (с середины средней группы),
в уголке природы (в старшей группе).
Слайд 30ОБЩИЙ ТРУД
Такая форма организации труда, когда дети
работают одновременно, выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело.
Слайд 31СОВМЕСТНЫЙ ТРУД
Такая форма организации труда, когда один
ребёнок качественно выполняет свой один этап работы, многократно повторяя какую-либо
операцию, и передаёт результат своего труда следующему ребёнку, который продолжает работу дальше.
Слайд 32КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД
Такая форма организации труда, при которой дети наряду
с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда,
помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.
Слайд 33УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
эмоционально-положительная атмосфера;
материальная среда и трудовое оборудование;
дозированная
нагрузка;
учет индивидуальных интересов и склонностей к тому или иному
виду труда.
Слайд 34СРЕДСТВА
ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова:
Собственная трудовая деятельность.
Ознакомление
с трудом взрослых.
Художественные средства (произведения художественной литературы, музыки, изобразительного
искусства).
В.И. Логинова, М.В. Крулехт:
Формирование системных знаний о труде взрослых.
Обучение целостным трудовым процессам.
Самостоятельная трудовая деятельность детей.
Слайд 36Разработать план работы по трудовому воспитанию для своей возрастной группы
на учебный год.
Слайд 37Пример: группа раннего возраста (и вторая младшая в начале года)
Во
второй младшей группе содержание увеличивается до 2 форм работы с
детьми со второго полугодия. В средних, старших и подготовительных группах содержание увеличивается до 3-5 форм работы с детьми
Слайд 382. Составить картотеку трудовых поручений для своей возрастной группы по
временам года на учебный год: поручения в группе и поручения
на прогулке по видам труда.
Слайд 413. Разработать два конспекта занятий по трудовому воспитанию для своей
возрастной группы.
Ознакомление с трудом взрослых
Посадка семян или растений
Трудовая деятельность (уборка,
стирка и т.д.)
…
Слайд 4321 и 22 января в 13:30
Консультация
«Секреты работы в Word:
работа с
текстом и картинками»
Место проведения: музыкальный зал
С собой:
ноутбук и мышь
Результат встречи:
папка-передвижка «Консультация для родителей…