Слайд 1ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
                                                            
                                    
85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Труд – 
это могучий воспитатель, 
в педагогической системе воспитания .
                                                            
                                    
А.С. Макаренко
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Деятельность – 
это внутренняя (психическая) 
и внешняя (физическая) активность человека,
                                                            
                                    
регулируемая 
сознаваемой целью.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Трудовое воспитание дошкольников – 
– это совместная деятельность воспитателя и
                                                            
                                    
воспитанников, направленная на развитие 
у последних обще-трудовых 
умений и способностей,
                                    психологической готовности к труду, формирование 
ответственного отношения к труду 
и его продуктам, 
на сознательный выбор профессии.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Цель трудового воспитания: 
формирование ценностного отношения к труду,
то есть умение
                                                            
                                    
ценить свой труд и труд взрослых, 
ценить результат труда, осознавать
                                    значимость труда, как первостепенной значимости для общества.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Труд детей тесно связан с игрой: 
игра отражает труд взрослых
                                                            
                                    
- элементы трудовых действий отражаются в игре; 
трудовая деятельность осуществляется
                                    ради будущей игры - игровые действия включаются в процесс труда.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Задачи трудового воспитания в ДОУ 
Ознакомление с трудом взрослых, воспитание
                                                            
                                    
уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную
                                    помощь 
Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование 
Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности 
Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Содержание трудового воспитания 
и виды труда
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание,
                                                            
                                    
одевание, раздевание и т.д.) 
Общественная значимость: 
освобождает других от обслуживания
                                    себя; 
ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в
                                                            
                                    
организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д. 
Особенность хозяйственно-бытового
                                    труда - его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Труд в природе 
Уход за растениями и животными, выращивание овощей,
                                                            
                                    
озеленение участка и т.д. 
Значение: благотворно влияет не только на
                                    развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Труд в природе 
Особенности: 
- результатом этого вида труда может
                                                            
                                    
быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом
                                    взрослых; 
- чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; 
- труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; 
- даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Ручной и художественный труд 
Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.
                                                            
                                    
Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани,
                                    дерева. 
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: 
изготовление поделок, 
украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15САМООБСЛУЖИВАНИЕ 
Младший дошкольный возраст 
Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться
                                                            
                                    
в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать,
                                    застегивать пуговицы и прочие застежки.    
Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16САМООБСЛУЖИВАНИЕ 
Средний дошкольный возраст 
Дети достаточно самостоятельны в самообслуживании этот
                                                            
                                    
вид труда становиться постоянной обязанностью детей. Усложнение воспитательных задач выражается
                                    в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой. 
Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться. 
Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необходимости). 
Учатся умываться, чистить зубы. 
Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17САМООБСЛУЖИВАНИЕ 
Старший дошкольный возраст 
Приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели,
                                                            
                                    
уход за волосами, обувью. Данные процессы решают воспитательные задачи: формирование
                                    у детей привычки к опрятности, чистоте, навыков поведения в окружении сверстников.  
Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.  
Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).  
Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель.  
Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД 
Младший дошкольный возраст 
Воспитатель формирует у детей элементарные
                                                            
                                    
хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки,
                                    собирать листья на участке, сметать снег со скамеек.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД 
Средний дошкольный возраст 
  Содержание хозяйственно-бытового труда
                                                            
                                    
значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для
                                    занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. 
  Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных заданий.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД 
Старший дошкольный возраст 
  В старших группах
                                                            
                                    
детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится
                                    систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. 
  Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21ТРУД В ПРИРОДЕ 
  В младших группах дети с
                                                            
                                    
помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют
                                    крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. 
  Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует мышление, речь, наблюдательность, познавательный интерес.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22ТРУД В ПРИРОДЕ 
  В средней группе труд усложняется.
                                                            
                                    
  Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во
                                    влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для зимующих птиц. Педагог разъясняет, какой корм нужен той или иной птице, как он называется и как его хранить..
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23ТРУД В ПРИРОДЕ 
  Для групп старшего возраста в
                                                            
                                    
уголке природы помещаются растения, требующие более сложных приемов ухода, в
                                    огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. 
  Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. 
  С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24РУЧНОЙ ТРУД 
Младший дошкольный возраст    
• Помогают воспитателю подклеивать книги, коробки
                                                            
                                    
(намазывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания).    
• Любят рассматривать природный материал
                                    (листья, шишки, камушки и пр.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25РУЧНОЙ ТРУД 
Средний дошкольный возраст    
• Вместе с воспитателем занимаются ремонтом
                                                            
                                    
книг, коробок, атрибутов, игрушек.  
• Сортируют природный материал, раскладывают
                                    по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26РУЧНОЙ ТРУД 
Старший дошкольный возраст    
•  Самостоятельно выполняют простой ремонт
                                                            
                                    
игрушек (книг, коробок, атрибутов).  
• Пришивают петли к новым
                                    полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.  
• Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.  
• Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.  
• Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.) 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 28ПОРУЧЕНИЕ - обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое
                                                            
                                    
действие. 
По форме организации: 
индивидуальные 
подгрупповые 
общие 
По продолжительности: 
кратковременные
                                    
длительные 
По содержанию (соответствуют видам труда): 
труд по самообслуживанию 
хозяйственно-бытовой труд
труд в природе 
ручной труд
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29ДЕЖУРСТВО - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах
                                                            
                                    
всей группы.
Виды дежурства: 
по столовой (с конца 2-й мл. гр.),
                                    
по занятию (с середины средней группы), 
в уголке природы (в старшей группе). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30ОБЩИЙ ТРУД 
  Такая форма организации труда, когда дети
                                                            
                                    
работают одновременно, выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31СОВМЕСТНЫЙ ТРУД 
  Такая форма организации труда, когда один
                                                            
                                    
ребёнок качественно выполняет свой один этап работы, многократно повторяя какую-либо
                                    операцию, и передаёт результат своего труда следующему ребёнку, который продолжает работу дальше. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 
Такая форма организации труда, при которой дети наряду
                                                            
                                    
с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда,
                                    помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА 
эмоционально-положительная атмосфера;
материальная среда и трудовое оборудование; 
дозированная
                                                            
                                    
нагрузка; 
учет индивидуальных интересов и склонностей к тому или иному
                                    виду труда. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34СРЕДСТВА 
ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 
С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова:
Собственная трудовая деятельность. 
Ознакомление
                                                            
                                    
с трудом взрослых. 
Художественные средства (произведения художественной литературы, музыки, изобразительного
                                    искусства). 
В.И. Логинова, М.В. Крулехт:
Формирование системных знаний о труде взрослых. 
Обучение целостным трудовым процессам. 
Самостоятельная трудовая деятельность детей.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 36Разработать план работы по трудовому воспитанию для своей возрастной группы
                                                            
                                    
на учебный год.  
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Пример: группа раннего возраста (и вторая младшая в начале года)
Во
                                                            
                                    
второй младшей группе содержание увеличивается до 2 форм работы с
                                    детьми со второго полугодия.    В средних, старших и подготовительных группах содержание увеличивается до 3-5 форм работы с детьми 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 382. Составить картотеку трудовых поручений для своей возрастной группы по
                                                            
                                    
временам года на учебный год: поручения в группе и поручения
                                    на прогулке по видам труда.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 413. Разработать два конспекта занятий по трудовому воспитанию для своей
                                                            
                                    
возрастной группы.
Ознакомление с трудом взрослых
Посадка семян или растений
Трудовая деятельность (уборка,
                                    стирка и т.д.)
…
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 4321 и 22 января в 13:30
Консультация
«Секреты работы в Word:
работа с
                                                            
                                    
текстом и картинками»
Место проведения: музыкальный зал
С собой:
ноутбук и мышь
Результат встречи:
                                    папка-передвижка «Консультация для родителей…