Слайд 1Цель курса - сформировать у студентов базовый объем профессиональных знаний
позволяющих им осуществлять организационно-управленческую деятельность в учреждениях и организациях сферы
культуры, выступать в качестве субъекта профессионального управления социокультурными процессами
Слайд 2Задачи курса :
показать роль, значение и содержание государственного регулирования и
поддержки развития сферы культуры,
усвоить идеи менеджмента как управления производственными отношениями
по восстановлению, сохранению, популяризации и распространения культурных ценностей, организации культурного отдыха (досуга) населения;
Слайд 3овладеть теоретическими основами эффективного управления организациями культуры различных типов;
выработать элементарные
умения разработки культурных программ различного профиля и уровня, формирования профессиональных
и любительских коллективов и команд.
Слайд 4Литература:
Грыгаровіч, Я. Д. Менеджмент у сферы культуры / Я. Д. Грыгаровіч, А. І.
Смолік // Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я. Д. Грыгаровіч, А. І.
Смолік. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2005. – С. 103–115.
Друкер, П. Ф. Менеджмент в некоммерческой организации = Managing the non-profit organization : принципы и практика / П. Ф. Друкер. – Москва : Вильямс, 2007. – 295 с.
Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Москва : МГУКИ, 2004. – 436 с.
Слайд 5Культура как стратегический ресурс: предпринимательство в культуре : [кол. монография].
Т. 1 / под ред. И. Г. Хангельдиевой, Н. Г.
Чаган. – Москва : Русайнс, 2016. – 330 с.
Культура как стратегический ресурс: предпринимательство в культуре : [кол. монография]. Т. 2 / под ред.: И. Г. Хангельдиевой, Н. Г. Чаган. - Москва : Русайнс, 2016. – 196 с.
Михеева, Н. А. Менеджмент в социально-культурной сфере (социально-экономические механизмы и методы управления): учеб. пособие / Н. А.Михеева, Л. Н. Галенская. – Санкт-Пербург : Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 170 с.
Слайд 6Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие
/ М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. – Москва : ИНФРА-М, 2014.
– 191 с.
Социально-культурный менеджмент: теория и практика : сб. ст. / Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств ; [редкол. : А. И. Степанцов, С. Б. Мойсейчук, К. И. Ремишевский]. – Минск : БГУКИ, 2014. – 132 с.
Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2013.– 541 с.
Слайд 7Организации культуры:
по форме собственности делятся на:
государственные и частные;
по
основной цели деятельности:
коммерческие и некоммерческие.
Слайд 8Гражданский кодекс Республики Беларусь
Статья 46. Коммерческие и некоммерческие организации
Коммерческие -
юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками
Слайд 9Организации культуры могут быть созданы в форме следующих коммерческих организаций:
хозяйственных
обществ (открытого или закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью
и общество с дополнительной ответственностью);
унитарных предприятий.
Слайд 10Организации культуры могут быть созданы в форме следующих некоммерческих организаций:
финансируемых
собственником учреждений культуры;
ассоциаций (союзов);
других формах, предусмотренных законодательными актами.
Слайд 11Организации культуры в зависимости от направлений культурной деятельности подразделяются на
следующие основные типы:
4.1. библиотеки;
4.2. музеи;
4.3. организации народных художественных ремесел;
4.4. организации
кинематографии;
4.5. театре;
4.6. цирки;
4.7. филармонии, ансамбли, хоры, оркестры, студии, концертные залы i другие концертные организации
Слайд 124.8. клубы, дворцы (дома, центры) культуры (искусств), центры (дома) народного
творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры,
центры национальных культур i другие клубные организации;
4.9. картинно, художественные галереи и галереи искусств, выставочные залы, панорамы и другие выставочные организации;
4:10. парки культуры и отдыха, городские сады, зоопаркi, зоосады;
4:11. творческие мастерские;
4:12. методические центры народного творчества (культурно-просветительной работы);
4:13. организации по проведению культурных мероприятий;
4:14. продюсерские организации;
4:15. реставрационные организации;
4:16. другие типы.
Слайд 13Существует классификация социокультурной сферы, связанную с основными функциями социально-культурной деятельности,
которая характеризует инфраструктуру образовательных, воспитательных, информационных, природоохранных, рекреационных и других
государственных и общественных институтов:
Слайд 14учреждения искусств (театры, филармонии, цирки, кино- и видеостудии, художественные мастерские,
творческие союзы);
учреждения культуры (клубы, Дома и Дворцы культуры, кинотеатры,
парки культуры, центры национальных культур, Дома ремесел, Дома и центры народного творчества, центры отдыха молодежи, игротеки, Дома торжеств, концертные учреждения);
Слайд 15научно-просветительные учреждения (библиотеки, музеи, выставки, историко-мемориальные комплексы, лектории, планетарии, дендрарии,
ботанические сады, зоопарки и др.);
культуроохранные институты (архивы, заповедники, центры
экологической культуры, реставрационные мастерские, товарищества охраны памятников и др.);
Слайд 16ведомственные культурно-просветительные учреждения (Дома офицеров, ветеранов, творческих работников, солдатские и
другие клубы и т.д.); экскурсионно-туристические учреждения (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские
базы и др.);
санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, лагеря и базы отдыха, стадионы, спортзалы, спортбазы, пляжи, сауны, бассейны и др.);
Слайд 17Нормативно-правовой ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной
информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведение культурной деятельности.
Слайд 18Кодекс Республики Беларусь о культур
Указ Президента Республики Беларусь «Об отдельных
вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий»
Квалификационный справочник «Должности служащих, занятых
в культуре и искусстве»
Типовое положение об аттестации руководителей и специалистов организаций.
Слайд 19Кадровый (интеллектуальный) ресурс (кадровая политика: кадровое планирование; оценка наличного кадрового
ресурса; оценка будущих кадровых потребностей; разработка программы удовлетворения будущих потребностей….)
Финансовый
ресурс – бюджетные и внебюджетные источники финансирования
Слайд 20Материально-технический ресурс – оборудование для производства культурного продукта и создание
соответствующей среды для осуществления культурной деятельности.
Социально-демографический ресурс – совокупность реальных
или потенциальных физических лиц участвующих в создании и потреблении культурного продукта.
Слайд 21Информационно-методический ресурс – информационно-методический материал, предназначенный для многоцелевого использования в
процессе управления – информационно-управленческий ресурс и повышение профессионально-творческого уровня сотрудников
– информационно-творческий ресурс.
Слайд 22Морально-эстетический ресурс – реализация норм и правил поведения сотрудников, основанных
на профессиональной этике.
Слайд 23Менеджмент в сфере культуры рассматривается как способ деятельности и особая
область знаний, охватывающая проблемы организации управления человеческими отношениями в социально-культурных
системамах в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики.
Слайд 24
Менеджмент в сфере культуры - вид социального управления, предполагающий создание
организационно-экономических условий функционирования учреждений культуры и направленный на создание, освоение,
сохранение и распространение культурных ценностей.
Слайд 25Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что
деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции,
а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.
Слайд 26Разнообразные организации в сфере культуры создаются, прежде всего, не для
коммерции и получения прибыли, а для решения социально-культурных задач. Это
означает для менеджмента стремление содействовать созданию продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные).
Слайд 27Культурное производство понимается двояко: в широком смысле – создание новых
идей, символов, ценностей и иных культурных артефактов, формирование массового сознания,
имеющего институциональный характер и регулируемого, направляемого государством; также и как индустриальное производство культурного ширпотреба, коммерциализация культуры, развитие индустрии досуга, шоу-бизнес и иные отрасли массовой или популярной культуры.
Слайд 28Специфика деятельности социокультурных учреждений. Основные факторы, определяющие особый характер и
специфику хозяйственной, экономической деятельности социокультурных учреждений в предпринимательской области: некоммерческий
статус учреждений и своеобразие продукта, который продается на рынке потребления.
.
Слайд 29
Уникальность продукта, производимого и продаваемого учреждениями культуры: на прямую не
продаётся на рынке, потребителю продаются билеты на концерт, выставку, спектакль
и т.д. Покупая билет, потребитель покупает не исполнителя и его песни, не живописное полотно выставки, не сцену из спектакля или сюжет культурной программы, а покупает право соприкосновения с искусством и культурой, тем самым он инвестирует создание нового художественного продукта.
.
Слайд 30
Культурные продукты существует либо в виде произведения искусства - нотной
партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д. (имеют реальную
потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни).
Слайд 31
либо в виде культурной, концертной, игровой, праздничной программы, спектакля, выставки,
фестиваля и т.д. (имеют временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро,
иногда после одноразового использования прекращают свое существование, могут трансформироваться в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стоимость).