Слайд 1Цели и задачи команды
Командообразование
Чижов Георгий, 2017
Слайд 2Под командой понимается состояние эффективного группового взаимодействия в процессе работы
сотрудников предприятия, четко осознающих взаимосвязи между целями, методами работы и
процессом успешного выполнения задач.
Результатом такого взаимодействия является продуманное позиционирование участников, имеющих полное и четкое представление о том, как связаны между собой цели, методы работы и процесс успешного выполнения задач.
Слайд 3Существуют два основных типа команд, в процессе формирования которых есть
определенные отличия:
Проектные группы - созданные для выполнения какой-то конкретной задачи
и существующие достаточно короткое время.
Постоянно существующие группы которые работают длительное время.
Слайд 4В своем развитии группы проходят следующие стадии:
1) Узнавание и «притирка»
друг к другу, выработка норм и правил поведения внутри команды.
На этой стадии возможно возникновение конфликтов.
2) Дальнейшая «притирка» и перераспределение ролей, отработка схем взаимодействия между членами команды для решения каких-либо рабочих и личных вопросов. На этой стадии возникновение конфликтов весьма вероятно.
3) Интеграция и успешная работа команды по выполнению поставленных перед ней задач.
4) Команда «охладевает» к работе. Между участниками вновь возможны конфликты, так как члены коллектива начинают задумываться, что им делать дальше. Важно уметь организовывать выход коллектива из проекта, работа над которым успешно завершена.
Слайд 5Под командой понимают группу людей, дополняющих и взаимозаменяющих друг друга
в ходе достижения поставленных целей. Команда выступает в качестве особой
формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей организации и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.
Слайд 6Командному способу организации деятельности присущи:
- согласованное видение стоящих перед организацией
задач и система распределения ответственности для их успешного решения;
- формирование
направленности на общую и ясную цель;
- распределение ролей и позиций с целью достижения максимальной самоотдачи;
- обеспечение максимального включения каждого в рабочий процесс;
- обеспечение совместной выработки решений;
- ориентация на эффективность и ситуационное лидерство;
- генерация новых идей и способов решения проблем;
- проверка и оценка эффективности выполнения работы.
Слайд 7Грамотно сформированная команда устойчива к внешним воздействиям, она становится единым
организмом, который способен гибко реагировать на изменения ситуации.
Таким образом, командообразование
- это процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организации, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический интеллектуальный и творческий потенциалы.
Слайд 8 Диагностика качества команды:
1. Сплоченность команды. Важный фактор формирования команды
– минимизация деструктивного поведения членов группы, которое проявляется в форме
эгоизма, индивидуализма, пассивного неучастия в групповой деятельности (т. е. согласие работать на словах, а на деле – преследование индивидуальных интересов) и др.
Сплоченный коллектив отличает взаимопонимание и взаимное влияние при принятии решений, желание прислушиваться к коллегам, уважение их интересов и позиций, удовлетворение от совместных действий.
Слайд 9 Диагностика качества команды:
2. Уровень индивидуального профессионализма. На этапе диагностики
рекомендуется выяснить, как сам сотрудник оценивает свои профессиональные навыки и
каково мнение взаимодействующих с ним коллег. Важно также установить, есть ли желание у сотрудника совершенствовать эти навыки, приобретая новые знания не только раз в 5 лет по плану повышения квалификации, но и самостоятельно.
Слайд 10 Диагностика качества команды:
3. Характер межличностных отношений. Регулярное межличностное общение
является неотъемлемым элементом формирования команды. Во время общения вырабатываются групповые
нормы, ведется обмен информацией, развивается доверие и взаимопонимание. В развитие показателя межличностных отношений руководитель должен обладать сам и обучать членов своего коллектива навыкам сотрудничества, т. е. формировать и поддерживать групповые процедуры (например, обсуждение результатов деятельности, поиск возможностей совершенствования работы и причин неудач и др.)
Слайд 11 Формы управления в команде:
При всем многообразии вариантов можно выделить
три основные формы управления в команде:
Театр одного актера
Команда согласия
Совет
Слайд 12«Театр одного актера».
Эта форма используется в командах, имеющих общепризнанного
лидера, которому команда полностью доверяет, полагая, что никто не предложит
более рациональных и продуманных решений, чем он. Его распоряжения не подлежат критике. Руководитель-лидер осуществляет единоличное управление деятельностью команды, периодически советуясь с различными членами команды по своему усмотрению. Такая команда эффективна в своей деятельности до тех пор, пока авторитет руководителя-лидера непререкаем и принимается всеми членами команды почти на подсознательном уровне.
Слайд 13«Команда согласия».
Такая форма наиболее приемлема для малочисленных команд высоких
профессионалов, в которых мнение каждого крайне значимо для команды в
целом. В таких командах все ответственные решения принимаются коллегиально, руководитель команды проводит их в жизнь, являясь одновременно одним из ключевых специалистов команды.
Слайд 14«Совет».
Занимает промежуточное положение. Подобная форма уместна для команд, ядро
которых составляет группа наиболее квалифицированных, опытных и авторитетных специалистов, чье
мнение является определяющим для остальных членов команды. Ответственные решения в таких командах принимаются после обсуждения на «совете команды».
Слайд 15стереотипы соответствующих ролевых распределений.
Наиболее часто ролевое распределение осуществляется в следующих
областях:
1) профессиональная деятельность;
2) взаимодействие с внешней средой;
3) решение сложных проблем.
Слайд 161) профессиональная деятельность
Для первого типа ролевого распределения основными являются:
• «организатор-координатор»
– как правило, это руководитель команды;
• «главный специалист» (2–5 человек)
– член команды наиболее высокой квалификации, выполняющий ключевые функции профессиональной деятельности;
• «напарник» – член команды, работающий непосредственно с главным специалистом под его руководством;
• «завхоз-ремонтник» – член команды, ответственный за снаряжение, оборудование и инвентарь команды;
• «агент по снабжению» – член команды, наиболее успешно действующий по обеспечению команды всем необходимым.
Слайд 172) взаимодействие с внешней средой
Для распределения ролей в ситуации второго
типа характерно определение функций всеми членами команды (особо подчеркнем всеми
членами) в соответствии с наиболее выдающимися личностными характеристиками каждого члена команды.
Основные роли:
• «аналитик» – наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления;
• «переговорщик» – член команды, наиболее искусный из всех в коммуникации, «гений общения»;
• «скептик» – член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных сценариев действий команды;
• «лоббист-доставала» – наиболее «пробивной» член команды, который может «все достать», у которого обширные внешние связи;
• «душа команды» – наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, его Импульс и Совесть.
Слайд 183) решение сложных проблем
В третьем типе ролевого распределения так же,
как и в остальных, ролевые функции определяются неформально в виде
поручений различным членам команды в соответствии с их нестандартными способностями. Среди главных исполнителей в решении сложных проблем:
• «генератор» – член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой образовательной подготовкой и широким кругозором, хорошо развитым творческим мышлением;
• «концептуализатор» – член команды со склонностью и опытом системного анализа, широкого обобщения и перспективного видения; он умеет придать идее законченный вид, сделать ее привлекательной и понятной не только автору и его соратникам, но и каждому;
• «оптимизатор» – член команды, обладающий способностью и навыками выделения критериальных признаков и проведения сопоставительных оценок различных сценариев действий; он умеет сопоставить идею и потребности практики, придумать технологический цикл реализации идеи, оценить риски и последствия, составить общий план совместных действий;
• «реализатор» – член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности (возможно, это – руководитель команды); он умеет практически воплотить идею, ор- ганизовать все совместные действия, правильно «расставить всех по местам»;
• «критик» – тот же скептик из второго типа ролевого распределения.
Слайд 19Вывод:
Удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из совместимых, уважающих друг
друга участников в процессе совместной профессиональной деятельности и неформального общения
достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентиров.
Слайд 20Для командной работы характерны некоторые важные особенности:
согласие между организационными целями
и персональными целями сотрудников,
ориентация на результат и совместная ответственность
за его достижение,
гибкое лидерство внутри команды, высокоразвитые навыки самоуправления и конструктивного взаимодействия,
способность принимать общие решения.
Слайд 21Команде, кроме всего прочего, присущ особый психологический климат, который очень
благоприятен для производительности. Речь идет о таких групповых чертах, как:
высокий
уровень взаимного доверия,
опора на сильные стороны участников,
сильная мотивация к достижению общих целей,
рост неформального авторитета лидеров команды.
рост лояльности сотрудников к своей компании.
Кроме того, работая в команде, члены приобретают уникальный опыт очень эффективного совместного труда, который, как правило, сами оценивают крайне высоко.
Слайд 22Организация, согласно этим представлениям, получает
сотрудников, которые ориентированы на сотрудничество,
а не соперничество,
рост производительности и вовлеченности, снижение текучести кадров,
повышение ответственности сотрудников за результаты своей деятельности,
ценные ключевые компетенции и возможность более полно раскрывать таланты своего персонала.