Слайд 1Тема 1.1
Цели и задачи методической работы в ДОУ
Современные требования
к воспитателю
ДОО
Тема 2.1
Модуль 2.
Слайд 2Виды ДОО
ДОО,
Группы кратковременного пребывания детей,
Центры дошкольного образования :
физкультурно-оздоровительные,
ранней
коррекции развития ребенка и др.
ДОУ коррекционного вида,
Специальные ДОО(8 видов),
ДОО
инклюзивного образования детей (полной интеграции, комбинированной, временной, частичной),
ДОО для детей раннего возраста
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров.
В России сложилась многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования:
Слайд 3Подготовка кадров
Для того, чтобы педагогические кадры соответствовали времени, необходимо:
обновить содержание
психолого-педагогической подготовки специалистов в учреждениях СПО, ВПО с целью формирования
потребностно - мотивационной сферы в развитии профессионального мышления педагога;
формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования;
- обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации, аттестации педагогических работников
Слайд 4Цель
Освоение компетенций, востребованных современной практикой.
Для этого необходимы новые технологии,
направленные на изменение внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового определения как
необходимого условия для принятия и развития новых педагогических идей.
Слайд 6Профессиональная компетентность
обеспечивает эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных
задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности,
владение современными образовательными
технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции.
Слайд 7Информационная компетентность
обеспечивает эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к
особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям,
квалифицированную работу с различными
информационными ресурсами,
регулярная самостоятельная познавательная деятельность,
Использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение дошкольной документации на электронных носителях.
Слайд 8Коммуникативная компетентность
обеспечивает эффективное конструирование прямой и обратной связи с
другим человеком; установление контакта с воспитанниками, детьми разного возраста, родителями
(лицами, их замещающими), коллегами по работе;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Слайд 9Правовая компетентность
качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной
деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для
решения соответствующих профессиональных задач.
Данные составляющие компетентности указаны в должностной инструкции каждого педагогического работника. В том случае, когда педагог не обладает той или иной составляющей компетентности, он считается профессионально непригодным работником.
Слайд 10Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя
И.Ф. Исаев выделяет следующие структурные компоненты
профессионально-педагогической культуры:
Слайд 11Ценностный компонент
В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения
мы выделили:
человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный
к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.
Слайд 12Когнитивный компонент
знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного
возраста.
Умение планировать работу: организовывать игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную,
изобразительную и др.
Умения учитывать закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.
Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах.
Слайд 13Инновационно-технологический компонент
Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием,
совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов.
В настоящее
время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы; практически в каждом дошкольном учреждении инновационные преобразования приобретают системный характер.
Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Слайд 14Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической
науки в области дидактики и дошкольного образования.
Для успешной реализации
образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются
здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,
игровые технологии,
технологии детского экспериментирования и осуществления проектной деятельности.
Воспитатель должен четко знать эти технологии.
Слайд 15Личностно-творческий компонент
Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей
культуры, начитанности, широты интересов.
Педагогическая увлеченность – одна из важнейших предпосылок
педагогического творчества
Слайд 16Личностно-творческий компонент
Необходимые качества воспитателя:
уравновешенность, высокая мобильность нервной системы;
умеренная экстравертированность;
эмоциональная
устойчивость;
уровень интеллектуального развития не ниже нормального по показателям восприятия,
памяти, мышления) и по характеристикам внимания;
высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.