Слайд 1Ценообразование на предприятии
Слайд 2Вопросы по лекции
Ценовая политика;
Сущность и классификация себестоимости;
Сущность дохода и прибыли.
Слайд 3I Ценовая политика
Цена – это денежное выражение стоимости товара.
ST =
C + V + m
C – затраты прошлого труда;
V – затраты живого труда;
M – прибавочная стоимость.
Слайд 41. Сущность, структура и виды цен
Структура цены:
Функции цены:
учетная
стимулирующая
распределительная
Слайд 5 виды цен
по характеру обслуживаемого оборота:
оптовая
розничная
в зависимости от государственного воздействия:
свободные
регулируемые
фиксируемые
по
способу установления
твердая
Текущая
с учетом фактора времени
постоянные
сезонные
ступенчатые
по способу получения информации об
уровне цен
справочные
прейскурантные
расчетные
в зависимости от вида рынка
аукционные
биржевые
цены торгов ( тендерные)
По условиям поставки и продажи :
цена нетто
Цена брутто
Цена франко
Слайд 6Ценовая политика организации - это механизм или модель принятия решений
о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных
целей хозяйственной деятельности.
Цели:
дальнейшее существование фирмы
краткосрочная максимизация прибыли
максимальное увеличение сбыта
«снятие сливок»
Жизненный цикл товара - это типичное изменение во времени объемов сбыта, которые претерпевает товар вследствие того, что вкусы потребителей меняются и технические инновации приводят к вытеснению новыми товарами уже существующих.
Ценовая политика организации
Слайд 7Стадии:
Стадия разработки и вступление товара на рынок
Стадия роста
затраты падают за
счет экономии на масштабах производства
потребитель становится чувствительным к цене
стадия зрелости
товара
-рынок насыщен данными товарами:
-скидки
Стадия исчезновения товаров с рынка
Ценовая политика организации
Слайд 8 Стратегия ценообразования - основные установки, которых необходимо придерживаться при
установлении рыночной цены на конкретный вид продукции.
Виды стратегий:
стратегия высоких цен.
Цель :
- получение сверхприбыли за счёт тех покупателей, которые готовы платить за особые свойства товаров более высокую цену. Применяются к новым товарам и товарам, у которых нет перспективы долгосрочного массового сбыта.
стратегия средних цен.
Типична для всех стадий жизненного цикла товара, кроме стадии упадка.
Стратегии ценообразования
Слайд 9стратегия низких цен - это стратегия применяется на любой фазе
жизненного цикла товара для товаров эластичного спроса по цене.
Эластичность спроса
по цене - это мера реакции спроса на изменения цены в соответствии законе спроса.
стратегия целевых цен.
стратегия льготных цен.
Применяется на последних стадиях жизненного цикла товара в качестве скидок.
Стратегии ценообразования
Слайд 10Ценовая политика организации зависит от типа рынка, выделяет четыре типа
рынка:
рынок чистой конкуренции.
рынок монополистической конкуренции.
рынок олигополии.
рынок чистой монополии
Ценообразования в
условиях современного рынка
Слайд 11Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты
предприятия на производство и реализацию единицы продукции.
Различают следующие виды
себестоимости:
цеховую
производственную
полную.
IV Сущность и классификация себестоимости
Слайд 12 Все затраты, включенные в себестоимость продукции классифицируются по нескольким признакам:
1.
По экономическим элементам:
материальные затраты
затраты на оплату труда
амортизация основных средств
прочие
затраты
2. По способу включения затрат в производство
прямые - это расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, которую можно включить в е себестоимость на основании первичны документов.
косвенные - расходы, которые подлежат косвенному распределению между ними.
3. По составу затрат:
простые, состоят из однородных затрат
комплексные, состоят из разнородных затрат
Слайд 134. По отношению к объему производства:
постоянные
переменные
5. По сферам
осуществления:
производственные
непроизводственные или коммерческие
6. По рациональности использования:
производственные расходы, т.е. дающие
полезный эффект
непроизводственные, не дают полезного эффекта
7. По способу определения или планирования:
планируемые по нормам на единицу продукции в год
не планируемые, возникающие по причине изменения факторов и условий производства
Слайд 14Себестоимость формируется по 2-м признакам:
по экономическим затратам - формируется смета
затрат на производство, которое предусматривает затраты на весь объем продукции
данного производителя;
по целевому назначению и месту возникновения затрат - формируется калькуляция себестоимости продукции, которая определяет затрат на конкретные изделия.
Слайд 15Группировка затрат по статьям калькуляции, методы начисления калькуляции
Калькулирование (от лат. calculatio – счет, подсчет) –
это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей проданной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и продажу продукции.
Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е на единицу продукции, предназначенной для реализации, а так же для внутреннего потребления
Слайд 16Метод прямого счета – себестоимость определяется путём деления общей суммы
затрат на количество изделий;
Нормативный метод – основан на использовании нормативов
трудовых, материальных и финансовых ресурсов и применяется в массовом, крупносерийном производстве;
Метод расчетно–аналитический – предполагает не только расчет издержек на единицу, но и анализ факторов, влияющих на себестоимость.
Методы калькулирования:
Слайд 17Статьи затрат
Технологическая себестоимость
1. Сырье и материалы – материалы которые непосредственно
входят в состав изготовляемой продукции.
*Входят такие вспомогательные материалы, которые используются
для технологических целей. Стоимость определяется по нормативам их расхода и цен реализации (без налога на добавленную стоимость).
*Транспортно – заготовительные расходы и стоимость покупных изделий или полуфабрикатов.
Нм – норма материалов;
Цм – цена материала;
Но – норма отходов;
Цо – цена отходов;
Пф – полуфабрикаты
МЗ = Нм*Цм – Но*Цо = Пф,
Слайд 182. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних
предприятий, организаций – эта статья включает в себя стоимость приобретаемых
в порядке производственной кооперации изделий, которые необходимы для укомплектования выпускаемой продукции ( электродвигатели, подшипники, электронные устройства).
3. Возвратные отходы (вычитаются)
4. топливо и энергия на технологические цели – топливо для нагрева металла, для плавильных печей, энергия для электропечей)
Слайд 195. основная з/п производственных рабочих – включается з/п рабочих непосредственно
занятых в производстве продукции с учетом премий и доплат из
фонда оплаты труда.
ЗПосн. = Тшт. * Тст.
6. дополнительная з/п производственных рабочих – выплаты предусмотренные ТКРФ или коллективным договором предприятия за неотработанное время.
7.Социальные взносы– определяется в процентах от суммы основных и дополнительных з/п
% от ∑ЗПосн + ЗПдоп
Слайд 208. Выходы на подготовку освоения производства:
*Затраты на переналадку оборудования
9. износ
инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы (затраты
на инструмент, который необходим для изготовления данного изделия).
Цеховая себестоимость
10. Общепроизводственные расходы
10.1 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования: амортизация оборудования, машин, транспорта, цеха.
10.2 Цеховые: затраты на обслуживание цеха и управление, расходы на страхование имущества, на аренду, на рационализацию изобретательства, на освещение.
А= 300% от З/п.осн.
Слайд 21Производственная себестоимость
11. Обще хозяйственные расходы:
*Оплата управленческого персонала;
*Командировки;
*Телефонные расходы;
*Банковские услуги,
аудиторские услуги;
*Амортизация зданий, офисного оборудования, охрана.
12. Потери от брака –
стоимость забракованной продукции и затраты на исправление брака
13. Прочие производственные расходы – непредвиденные расходы (ремонт, гарантийное обслуживание).
Зобщехоз. = 120% от З/п.осн.
Слайд 22Полная себестоимость
14. Внепроизводственные расходы (коммерческие) – связанные с реализацией (на
тару, упаковку, доставку, оплату посреднических структур). От 2-4% производственной с/с.
Сумма первых 8 статей – неполная производственная себестоимость (цеховая); 11 статей – производственная себестоимость (фабрично-заводская, себестоимость товарной продукции); 12 статей – себестоимость реализованной продукции.
Слайд 23Основные направления снижения себестоимости продукции:
снижение материальных и энергетических затрат
сокращение накладных
расходов по обслуживанию и управлению производством
внутренние факторы повышения технического уровня
производства
централизованное снижение цен и тарифов
регулирование норм амортизации
регулирование ставок з/п
Пути снижения себестоимости
Слайд 24V Сущность дохода и прибыли
Источником прибыли предприятия является доход или
выручка от реализации продукции.
Различают три вида дохода:
Совокупный или общий доход.
Средний
доход.
Предельный доход.
TR = P*Q
P- цена за единицу.
Q- количество реализуемой продукции
AR = TR/Q = P
MR=∆TR/∆Q
Слайд 25 Прибыль – это разница между совокупным доходом и
совокупными издержками
Чем больше разница между совокупным доходом и совокупными издержками, тем больше прибыль.
П = TR – TC
Слайд 26Правило выбора количества работников
АР = MP
Правило выбора объёма деятельности
МС = AVC
MC = MR
TR>TC
Правила максимализации прибыли:
Слайд 27Виды и распределение прибыли
Прибыль –
это основной источник финансовых ресурсов предприятия, это конечный финансовый результат
деятельности предприятия:
ЧП=В–с/с–КР–УР–ДОДО+Пп%–Пу%+Прд%–Прр–Н
В – выручка;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы;
ДОДО – доходы от участия в др. организациях;
Пп% - % полученные;
Пу% - % уплаченные;
Прд, Прр – прочие доходы и расходы; Н – налоги.
Слайд 28Виды прибыли:
*Валовая Прибыль – это выручка за минусом с/с:
Валовая прибыль
включает:
прибыль о реализации продукции.
прибыль от реализации основных фондом и иного
имущества
прибыль от внереализационных операций.
Вп=В–с/с
Слайд 29*Прибыль от продаж:
Пп=Вп–КР–УР
КР – коммерческие расходы;
УР - управленческие
расходы.
*Пр до налогообложения (Пр от продаж + доходы от
участия в др. организациях –% уплаченные + % полученные + прочие доходы – прочие расходы):
Пдн=Пп+ДОДО+Пп%–Пу%+Прд%–Прр;
*Прочие доходы и расходы вкл.: *операционные доходы; *внереализационные доходы (штрафы, пенни, неустойки);
*Прибыль после налогообложения (чистая прибыль) (ПР до н.обл. - налог на Прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства, чрезвычайные доходы и расходы)
Слайд 30*резервный фонд (страховой запас) – формируется на случай непредусмотренных обстоятельств
(сбои в производств. процессе, финансовый кризис);
*фонд развития производства –
включает в себя часть чистой продукции, которая авансируется на расширение, реконструкцию, совершенствование производства, приобретенного нового оборудования и внедрение новых технологий;
*амортизацион. фонд;
*фонд социальн. развития производства – используется на строительство и ремонт зданий, находящихся на балансе предприятия (медицинских, детских учреждений, «О» культуры);
Чистая Пр остается на пр-ии и распредел. в след. фонды:
Слайд 31*фонд материального поощрения – на стимулирования работников (праздники, подарки);
*на
% банковского кредита, которые отчисляются от прибыли для погашения ссуд
банков, получение пр-ем на временное восполнение недостатка оборотных средств, на осуществление мероприятий по освоению и выпуску новой продукции.
Слайд 32 Факторы, влияющие на величину прибыли
Слайд 331)Внутренние:
*производственные – характеризуют наличие и использованных ресурсов предприятия:
#экстенсивные
(действ на величину производства через количественное увеличение ресурсов);
#интенсивные (действ.
на производство через качественные показатели) – повышен. ПТ, снижение материалоемкости;
*внепроизводственные – снабженческо-сбытовая деятельность, социальные условия труда и быта работников;
2)Внешние:
*природные;
*государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, льгот и штрафных санкций.
Слайд 34Рентабельность – это основной показатель эффективности единовременных и текущих затрат
предприятия. Она определяется, как отношение прибыли к единовременным или текущим
затратам, за счет которых получена данная прибыль.
Слайд 35Виды рентабельности:
1)рентабельность производства – показывает на сколько результативно используется имущество
предприятия; она определяется как отношение готовой (балансовой) прибыли к сумме
среднегодовой стоимости ОС и оборотных средств (определяется в %):
Ро=(Пб/[Фос+Фоб])*100%,
25% предприятия функционируют нормально;
2)рентабельность продукции – показывает результативность текущих затрат продукции и определяется как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости:
Рп=(Пп/Сп)*100%.