Слайд 1Центральная детская библиотека
МБУК «МЦБС» Тонкинского муниципального района Нижегородской
области
«Художник
механических дел»
К 285 - летию со дня рождения
Ивана
Петровича Кулибина
(1735-1818),
русского механика, конструктора и изобретателя.
12+
Познавательная онлайн – беседа.
Слайд 2Россия издревле славилась своими изобретателями. Часто они были первопроходцами, первооткрывателями
в науке и технике. Это настоящие русские самородки, которые занимались
изобретательством на свой страх и риск - покупали материалы, инструменты, ставили опыты, не получая за это ни денег, ни славы. К сожалению, их идеи не всегда получали поддержку на родине. Зачастую слава первенства доставалась заграничным мастерам, которые сделали эти открытия значительно позже.
Сегодня мы поговорим с вами о Иване Петровиче Кулибине, русском механике, конструкторе и изобретателе, нашем земляке.
Слайд 3Родился Иван Петрович 21 апреля 1735 года в селении Подновье
Нижегородского уезда в семье нижегородского мелкого торговца Петра Кулибина и
рано начал интересоваться тем, «как все устроено внутри». В своей комнате он устроил небольшую мастерскую, где у него были собраны все имеющиеся к тому времени приспособления для слесарных, токарных и прочих работ. Грамоте и «цифровому счету» обучался у местного дьячка. Отец с ранних лет ставил смышленого мальчика за прилавок. Но Ваня больше любил ножичком вырезать из дерева и мастерить разные игрушки, флюгера, указывающие направление ветра, лодочки. Однажды он сделал маленькую мельничку – с настоящим водяным колесом, жерновами. И все крутилось, работало.
Слайд 4Правда, строгий отец не одобрял эти занятия, считал их баловством.
А еще Ваня Кулибин любил забираться на колокольню Рождественской церкви,
что стояла на высоком берегу Волги. Но не захватывающие дух чудесные волжские дали, открывавшиеся с колокольни, привлекали мальчика. Его больше интересовало устройство часов – курантов с музыкальным боем, все это хитросплетение чугунных зубчатых колес и цепей. Кроме времени куранты на колокольне показывали движение небесных светил и фазы Луны. Иван Кулибин хочет понять устройство часов и других механизмов и самостоятельно изучает труд Георга Крафта «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества», читает и другие книги по механике и математике, труды М.В. Ломоносова, которые удается раздобыть.
Слайд 5Вскоре слава о молодом чудо-механике разнеслась по всему Нижнему Новгороду. А
если учесть, что нижегородские купцы разъезжались по всей России, а
иногда заглядывали в Европу и даже Азию, очень скоро о талантливом самородке прослышали и в других городах и весях. Единственное, что не хватало Ване – так это толковых учебников, но мы помним, что первый российский университет открылся в Санкт-Петербурге только за 11 лет до рождения Кулибина.
Слайд 6Как то довелось Кулибину побывать в Москве. И хотя был
он по другим делам, но не упустил случая приобрести новые
знания в часовом ремесле, купить инструменты для работы. «Потом в Москве имел случай быть за гражданским делом и по прихоти своей ходил к одному часовому мастеру, раз до пяти был у него… видел там стенные и карманные часы в починке, купил у него испорченную резальную колесную махину, да токарный маленький лучковый станок», - позже вспоминал Кулибин.
Вернувшись в Нижний Новгород, Кулибин отремонтировал «колесную махину» - станок для нарезания зубчатых часовых колес. Вскоре слава о юноше, который способен отремонтировать любые часы или сделать новые разнеслась по всему Нижнему Новгороду и окрестностям.
Слайд 7Однажды пришлось Кулибину возрождать к жизни часы губернатора Аршеневского –
очень дорогие, сложные, «с репетицией». Задумал Иван Кулибин создать такие
часы, которых в свете не видывали, чтобы те часы не только отмеряли время, но исполняли разные мелодии, а когда распахивались дверки «золотого чертога», крохотные фигурки разыгрывали сценки из Священного Писания. Формой часы были «видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», в искусно сделанном золотом узорном корпусе. С деньгами для работы помог Кулибину нижегородский купец Костромин.
В мае 1717 года в Нижнем Новгороде ожидали прибытие императрицы Екатерины II. Звонили колокола, улицы, и пристань были украшены по-праздничному. И вот раздался сильный выстрел пушки – это на волжском просторе показались галеры императрицы.
Среди даров, поднесенных императрице Екатерине II, были удивительные, искусной работы часы Кулибина.
Слайд 8Тогда же Кулибин прочел сочиненную им оду в честь императрицы.
Талантливый
механик запомнился высочайшим особам, и в 1769 году вызвали Кулибина
в Санкт-Петербург и назначили механиком мастерских Академии наук. Кулибин прибыл в столичный град на берегах Невы с новыми работами – изготовленными им электрической машиной, микроскопом и телескопом.
Обязанностей у академического механика хватало. Он должен «иметь главное смотрение» за мастерскими, следить за исправной работой телескопов, астрономических часов, микроскопов и других «особливо физических инструментов».
Так, на собрании академии в 1773 году отмечалось, что «вновь сделанные механиком Кулибиным электрические машины очень хороши и сильны». Кулибин не только создавал самые совершенные для своего времени научные приборы, но и давал наставление «господам академикам» по работе с этими приборами.
Слайд 9 Определенное положение рейки на высокой мачте соответствовало букве или
цифре. Иван Кулибин для своего телеграфа придумал специальный код. Императрица
Екатерина II осмотрела модель телеграфа, похвалила механика и… велела модель вместе с чертежами сдать в Кунсткамеру – музей, где хранились разные диковинки.
Кулибин предложил новый, удобный способ шлифовки линз для оптических приборов, разработал оригинальный проект оптического телеграфа. Сообщения передавались с помощью подвижной рейки с механическим приводом.
Слайд 10Одно лишь перечисление изобретений, проектов Ивана Петровича Кулибина заняло бы
слишком много времени и места.
Иногда случались и курьезы. Как-то
поздним вечером в дверь дома Кулибина постучали. Коменданту Петропавловской крепости показалось, что после бури угрожающе покосился шпиль собора – знаменитый шпиль с ангелом. «Не медля все исправить!» - был приказ самого императора Павла I. Иван Петрович, а он к тому времени был уже не молод, все тщательно осмотрел и даже поднялся по хлипкой проволочной лесенке на головокружительную высоту. И установил – со шпилем все в порядке. Все дело… в двери! Точнее, в покосившемся дверном проеме в доме коменданта крепости, через который тот смотрел на Петропавловский собор.
А позже Кулибину пришлось придумывать для императрицы «подъемное кресло» - прообраз современного лифта. Этот подъемный механизм действовал в Зимнем дворце около трех лет, а потом о нем надолго забыли….
Слайд 11
Много сил и времени Кулибину приходилось тратить для устройства
дворцовых развлечений. Однажды князь Потемкин в своем дворце принимал императрицу.
И вдруг в зале вспыхнули огненные фонтаны, разбрызгивая искры, закрутились горящие колеса, рассыпались разноцветные огни…. Но не было, ни дыма, ни запаха пороха и настоящего огня. «Комнатным» фейерверком управлял Иван Кулибин с помощью фонарей и зеркал.
Слайд 12Другое изобретение – знаменитый «зеркальный фонарь», предок современных мощных прожекторов.
Благодаря конструкции зеркального отображателя света одной всего свечи хватало, чтобы
осветить всю длинную дворцовую галерею. Газеты того времени сообщали читателям, что свет чудо - фонаря кулибинского был виден за 25 верст от Санкт-Петербурга, в Красном Селе.
Слайд 13Холодным декабрьским днем 1776 года во дворе Академии наук было
многолюдно. Рабочие готовили к испытаниям большую модель деревянного одно арочного
моста. Это было новым словом в мостостроении. Петербургу с его бесчисленными каналами и широкой Невой нужны были мосты. В дни ледостава и ледохода невозможно было попасть из одной части города в другую.
Проект деревянного моста через р. Неву, составленный
И.П. Кулибиным
А сколько гибло отчаянных смельчаков, решившихся переправиться в это время. И вот сейчас Кулибин наблюдает, как на мосту размещают груз – мешки с землей, в дело пошли и кирпичи. Общий вес – 3300 пудов (более 52 тонн). Вес увеличился – на мост взошла комиссия уважаемых академиков.
Слайд 14Испытания прошли успешно. О кулибинском мосте восторженно писали газеты, отечественные
и зарубежные. Эта 30-метровая модель арочного, без дополнительных опор моста
еще несколько лет простояла в Таврическом саду, над одним из каналом. Иван Петрович получил награду – медаль с надписью «Академия наук – механику Кулибину».
Среди изобретений талантливого «Академии механика» есть и «водоход» - судно, способное самостоятельно, с помощью водяного колеса и канатов с якорем, двигаться против течения.
Слайд 15В и 1804 году «водоходное устройство» Кулибина было установлено на
одном из судов, ходившем по Волге.
А для своей «самобеглой
коляски» Кулибин придумал устройства, которые и сегодня есть в каждом автомобиле: переключение скоростей, подшипники, тормоза, рулевое устройство. В движение коляску приводил человек, нажимавший специальные педали.
Слайд 16Помог Кулибин и офицеру - артиллеристу. В бою под Очаковым
тот потерял ногу. Ходить на простой деревяшке было неудобно, и
Кулибин сделал протез – «механическую ногу». Офицер потом даже танцевал на балу.
А вот с самим Кулибиным на одном из придворных праздников произошел удивительный случай. К изобретателю подошел прославленный полководец Александр Васильевич Суворов и раскланялся со словами «Вашей милости!... Вашей чести!... Вашей премудрости! Помилуй Бог, как много ума! Он изобретет нам и ковер-самолет!»
Слайд 17Кулибин от щедрот своих дарил изобретения людям, а ушлые иностранцы
потом устроят настоящую охоту за чертежами мастера и присвоят себе
самые громкие его изобретения. Например, оптический телеграф, изобретенный Кулибиным, будет через 35 лет после описываемого события закуплен царским правительством у французов. Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца. Созданная им «механическая нога» для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, ляжет в основу нынешних протезов. То же самое относится к изобретенному им методу веревочного многоугольника, без которых не было бы таких ажурных и очень прочных современных мостов. И даже больше – в основу строительства знаменитого пекинского стадиона «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в XIX веке Кулибиным.
Слайд 18В 1801 году Кулибин вышел в отставку и вернулся на
родину – в Нижний Новгород. Будучи в преклонных летах, продолжал
создавать новые машины, хитроумные устройства, например особую сеятельную машину, чтобы зерно ложилось в землю равномерно.
И до последнего часа не расставался с чертежами и расчетами. А когда Иван Петрович Кулибин умер в доме не было ни копейки.
Слайд 19«Кулибин» - так до сих пор называют талантливых изобретателей. И
это совсем не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в отечественную
и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Его механические устройства, проекты во многом опередили свое время.
Слайд 20Кулибин - гений из народа. Именем Кулибина названы улицы во
многих городах России. Также его именем названы: Парк Кулибина в
Нижнем Новгороде, Нижегородское речное училище (НРУ) имени И.П. Кулибина, экспозиция, посвященная Ивану Петровичу в Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде, круизный теплоход проекта 26-37, совершающий рейсы по Волге, носит имя Ивана Кулибина. Нижний Новгород помнит и чтит память о великом изобретателе .
Слайд 21О трудной жизни и замечательных изобретениях Ивана Петровича Кулибина, механика
Академии наук в конце XVIII и начале XIX века написаны
книги: