Разделы презентаций


Цитаты и способы цитирования

Содержание

Цель:научить правилам цитирования чужой речи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Цитаты и способы цитирования

Цитаты и способы цитирования

Слайд 2Цель:
научить правилам цитирования чужой речи

Цель:научить правилам цитирования чужой речи

Слайд 3проверка д/з упр 257

проверка д/з упр 257

Слайд 4Слово цитата пришло из немецкого языка, а в него попало

из латыни (cito [цито] – «привожу чьи-либо слова»). Обозначает оно

дословную выдержку из какого-либо текста.
Слово цитата пришло из немецкого языка, а в него попало из латыни (cito [цито] – «привожу чьи-либо

Слайд 5Цитирование не нужно путать со списыванием. Нередко в ваших сочинениях

встречаются фразы, абзацы и даже целые страницы, взятые из чужих

работ, без ссылок на автора и без кавычек. Иначе говоря, обыкновенное списывание. А уж если все сочинение – сплошной чужой текст, то имейте в виду: для такого «произведения» в языке существует особое слово – плагиат (от лат. plagiatus – «похищенный»), то есть литературное воровство. Теперь вам понятно, что означает выражение «обвинение в плагиате»?
Цитирование не нужно путать со списыванием. Нередко в ваших сочинениях встречаются фразы, абзацы и даже целые страницы,

Слайд 6Правила цитирования
Первый случай. Если цитата оформлена как прямая речь,

то знаки препинания ставятся по уже известным вам правилам. Например:
Пушкин

отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». (В цитате сохранено авторское тире перед союзом но.)
«Победителю ученику от побежденного учителя», – так написал Жуковский на своем портрете, который подарил Пушкину в 1820 году.
«Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она состоит в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Правила цитирования Первый случай. Если цитата оформлена как прямая речь, то знаки препинания ставятся по уже известным

Слайд 7Второй случай. Иногда цитата является частью предложения. В этом случае

она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:
Гоголь писал,

что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
Фамусов и Чацкий расходятся во всем: в отношении к службе, к образованию, крепостному праву, к «веку нынешнему и веку минувшему».
Второй случай. Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со

Слайд 8Третий случай. Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте

пропуска ставится многоточие.
Вот так: Д.И. Писарев указывал: «...красота языка заключается...

в его ясности и выразительности». Или так: «...Красота языка заключается... в его ясности и выразительности», – отмечал Д.И. Писарев.
Третий случай. Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.Вот так: Д.И. Писарев указывал:

Слайд 9Четвертый случай. Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты

в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных

строк:
В седьмой главе «Онегина» Пушкин создает торжественные, возвышенные строки о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Четвертый случай. Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся

Слайд 10В копилку слов
цитата
плагиат

В копилку словцитатаплагиат

Слайд 11Сделайте следующие высказывания цитатами. Постарайтесь воспользоваться разными способами передачи чужой

речи. Не забудьте расставить знаки препинания.
1. Каждый должен возделывать свой

сад. (Вольтер)
2. Знания (не)рожде(?)ые опытом бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да Винчи)
3. Уточните значения слов и вы избавите мир от половины заблуждений. (Р.Декарт)
4. Самая тяжелая работа это ничегонеделание. (О.Уайльд)
5. Молодость единстве(?)ый (не)достаток который проходит с годами. (Б.Шоу)
6. Человек подобен дроби. Числитель его то что он есть а знаменатель то что он сам о себе думает. Чем больше знаменатель тем меньше дробь. (Л.Н. Толстой)
Сделайте следующие высказывания цитатами. Постарайтесь воспользоваться разными способами передачи чужой речи. Не забудьте расставить знаки препинания.1. Каждый

Слайд 12Составьте схемы предложений и расставьте знаки препинания.
1. Представьте себе какая

была бы тишина если бы люди говорили только то что

они знают такую невообразимую картину нарисовал чешский писатель Карел Чапек.
2. Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым надо быть негодяем чтобы отказать ему в этом так думал английский политический деятель Уильям Пенн.
Составьте схемы предложений и расставьте знаки препинания.1. Представьте себе какая была бы тишина если бы люди говорили

Слайд 13Поработайте редактором.
1. Простакова говорит, что уже «все, что у крестьян

ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая

беда!».
2. Вначале, в течение нескольких дней, его прельщает деревенская природа: «Два дня ему казались новы уединенные поля...».
3. С Ленским они становятся неразлучными «от делать нечего друзья».
4. Ленский разъезжал по гостям, и везде его хорошо принимали: «Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених».
5. В письме она признается Онегину в любви и пишет, что «свою судьбу отныне я тебе вручаю».
6. Но человека человек послал туда, куда «и птица не летит и зверь нейдет».
Поработайте редактором.1. Простакова говорит, что уже «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать

Слайд 14Знаете ли вы, что такое рубаи? Рубаи – излюбленный жанр

в поэзии народов Востока. Это четверостишия с особой рифмовкой: в

них рифмуются первая, вторая и четвертая строки, а третья остается без рифмы. Самые известные произведения этого жанра принадлежат Омару Хайяму – выдающемуся персидскому поэту XII века. Предлагаем вам прочесть два его четверостишия.
Знаете ли вы, что такое рубаи? Рубаи – излюбленный жанр в поэзии народов Востока. Это четверостишия с

Слайд 15Составьте схемы двух первых предложений. Объясните постановку двоеточия во втором

предложении.
1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила

запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

2. О, если б каждый день иметь краюху хлеба,
Над головою кров и скромный ужин, где бы
Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть!
Тогда благословить за счастье можно б небо.

Составьте схемы двух первых предложений. Объясните постановку двоеточия во втором предложении.1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно

Слайд 16Эпиграф – еще одна «входная дверь» в текст
Эпиграф (от греч.

epigraphe – «надпись») – цитата, помещаемая перед сочинением или перед

отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.
Многие смотрят на эпиграф как на нечто случайное, необязательное, проскакивают мимо него, не понимая, что эпиграф, так же как и заголовок, – это «входная дверь» текста, «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой. Это помогает читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.
Эпиграф – еще одна «входная дверь» в текстЭпиграф (от греч. epigraphe – «надпись») – цитата, помещаемая перед

Слайд 17Запомните:
Эпиграф пишется без кавычек, а инициалы и фамилия автора (или

другой источник высказывания) без скобок.
Вот как оформляется эпиграф к повести

А.Пушкина «Капитанская дочка»:
Береги честь смолоду.
Пословица
Запомните: Эпиграф пишется без кавычек, а инициалы и фамилия автора (или другой источник высказывания) без скобок.Вот как

Слайд 18Итог
1. Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений

с косвенной речью?
2. По каким словам-сигналам можно узнать прямую речь?

А косвенную? Приведите примеры.
3. Какие грамматические изменения происходят в предложении при переводе прямой речи в косвенную?
4. Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью, если: 1) слова автора не разрывают прямую речь; 2) слова автора разрывают прямую речь; 3) прямая речь находится в окружении авторских слов? Приведите примеры на каждый случай.
5. Как ставятся знаки препинания при диалоге?
6. Что такое несобственно-прямая речь?
7. Как на письме оформляются цитаты?
Итог 1. Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью?2. По каким словам-сигналам можно

Слайд 19Повторите.
1. Прямая речь – это ... . Косвенная речь по

форме представляет собой ... . Эти формы передачи чужой речи

различаются по... .
2. Прямую речь можно узнать по таким словам-сигналам: ... . Косвенную – по ... .
3. При преобразовании прямой речи в косвенную происходят следующие грамматические изменения: 1) ...; 2) ...; 3) ... и т.д.
4. Если слова автора не разрывают прямую речь, то нужно определить ... . Если слова автора разрывают прямую речь, то знаки препинания ставятся по таким схемам: ... . Если прямая речь находится в окружении авторских слов, то она ... .
5. Перед каждой репликой диалога ставится ... .
6. Несобственно-прямая речь – это ... .
7. Цитаты заключаются в ... . Если цитата оформлена как прямая речь, то... . Если цитата является частью предложения, то... .
Повторите.1. Прямая речь – это ... . Косвенная речь по форме представляет собой ... . Эти формы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика