Слайд 1
Тушение пожаров морских и речных судов в портах,
доках и затонах.
Слайд 2
Техническая характеристика судов и их пожарная опасность
Развитие пожаров на
судах
Особенности тушения пожаров на судах
Число судов в мировом флоте за
последние 10-15 лет увеличилось на 40%, а их
потери от пожаров возросли > чем в 2 раза. Морским регистром России за последние 11 лет зарегистрировано 58 пожаров на судах.
Слайд 3Классификация судов
и конструкция судна
Пассажирские
Грузопассажирские
Грузовые
Сухогрузные
Наливные
Корпус судна разделен на отсеки водонепроницаемыми продольными
и
поперечными переборками, которые служат временным препятствием
огню при пожаре, обеспечивают
прочность и непотопляемость судна.
Слайд 4Расположение палуб пассажирского судна
На палубах и платформах
судна размещены:
насосные, электростанции,
пожарные станции,посты
управления механизмами;
каюты, столовые,душевые,
кладовые, медицинские
блоки;
помещения для
технологического
оборудования, грузовые
трюмы
Слайд 5Характеристика судовых помещений
Служебные
Жилищно - бытовые
Специальные
Изоляционные материалы
судовых помещений:
стекловойлок;
пробковые плиты;
асбестовые ткани;
шлаковата;
пенопласт;
стекловолокно;
пористый пластик.
Слайд 6Классификация судовых систем
Трюмные системы
водоотливная
креново – дифферентная
балластная
осушительная
Противопожарные
напорные
огнетушения
затопления
орошения
За зашивкой бортов и переборок
проложены коммуникации судовых систем:
трубопроводы; электрокабели; воздуховоды; системы вентиляции,которые
способствуют быстрому распространению
пожара.
Слайд 7Расположение судовых систем
Пожарная нагрузка в служебных и жилищно – бытовых
помещениях
судов изменяется от 30 до 80 кг/ кв. м. Применение
горючих материалов
на судах не должно превышать 45 кг на 1 кв. м . площади пола помещений.
Слайд 8Судовые системы
Бытовые
водоснабжения
вентиляции
отопления
освещения
канализации
Электросиловые
Принципы конструктивной противопожарной защиты судов предусматривают:
сооружение вертикальных и горизонтальных
противопожарных зон (палуб,
переборок, дверей, заслонок ).
отделение машинных и служебных
помещений от жилых;
применение материалов , уменьшающих скорость распространения огня.
Слайд 9 Помещения речных судов
Основные места
возникновения
пожара:
- жилые
помещения;
служебные
помещения;
машинные
отделения;
сухогрузные
трюмы;
нефтеналивные
отсеки.
Слайд 10Современное речное судно
Автоматические установки пожаротушения защищают помещения аварийных
дизель-генераторов, пожарных дизель-насосов,машинные
отделения, наливные
отсеки для перевозки воспламеняющихся жидкостей.
Слайд 11Системы пожарной сигнализации
Сигнализация обнаружения пожара
Сигнализация оповещения о пожаре
Сигнализация предупреждения о
пуске системы объемного пожаротущения
Выявление очагов пожара в трюмах и служебных
помещениях
на ранней стадии развития и формирование сигнала о нем.
Подача мощных звуковых сигналов, хорошо слышимых
во всех помещениях судна.
Подача сигналов в помещения , где могут находиться
люди.
Слайд 12Основные принципы защиты от пожара
Предотвращение возможности возникновения пожара
Ограничение распространения пожара
Защита
путей эвакуации людей с морского или речного судна
Вид автоматической системы
пожаротушения:
водяная; - паровая; порошковая ; - пенная; углекислотная - зависит от назначения помещения.
Водяной системой оборудуют все суда с энергетическими установками для пожарных насосов.
Слайд 13Количество пожаров на судах в зависимости от их типов
Сухогрузные 41,5
%
Суда смешанного
класса 25,8%
Наливные
18,2%
Пассажирские 14,5%
Слайд 14Количество пожаров в помещениях судов
Машинно-котельное отделение 28,6%
Грузовые трюмы
27,4%
Жилые и служебные 44 %
Слайд 15Источники зажигания на судах
Открытое пламя, искры от огневых работ
28,7%
Непотушенные спички, сигареты
18,9%
Неисправное
электрооборудование 12,5%
Слайд 16Скорость распространения горения (м/мин)
Жилые и служебные помещения 0,4-0,5
Коридоры :
- при
отделке фанерой 1,4 – 1,8
- при отделке пластиком 0,7 –
0,8
Вертикально по трапам 2 – 2,5
Слайд 17Развитие пожара в трюме сухогруза
Характеристика
пожара:
медленное развитие;
сильное задымление;
скорость распространения
0,17 – 0,2 м/мин или меньше;
переход в другие помещения
путем теплопроводности, а также через вентиляционные шахты и световые люки.
Слайд 18Горение в нефтеналивных трюмах судов
Факельное горение
Взрыв паровоздушной смеси
Деформация палубы
Выход горящей
жидкости из судна
Распространение горения на другие танки
Вскипание горящей жидкости
Температура в
грузовых танках достигает 1100 град.C
Пожар на танкерах часто приводит к сильным повреждениям
и даже к гибели судна.
При взрыве резко увеличивается площадь горения из-за
выхода нефтепродукта из танка, его разлива и горения на
поверхности воды.Это ухудшает или делает невозможным
эвакуацию людей с горящего танкера.
Под действием взрывной волны возникают повторные
взрывы и пожары в смежных отсеках танкера.
Слайд 19Развитие пожара в машинно–котельном отделении
Скорость горения топлива и горючесмазочных
материалов в
2 – 2,5 раза больше чем у древесины
и пластиков.
Распространение пожаров
в машинно-
котельных отделениях судов объясняется их
конструктивными особенностями.
Площадь светового люка по отношению к
площади пола составляет менее 0,1,
что определяет интенсивность горения и
газообмен.
Поскольку МКО имеет связь с надстройкой,
то в течение 15 мин пожар распространяется
в надстройку .
Слайд 20Распространение пожара по трубам вентиляции
машинно – котельного отделения
Температура в МКО
достигает
800-1000 град С.
МКО задымляется в
течение 2-3 мин.
По истечении 10
мин.
воспламеняется краска
и сгораемые материалы,
прилегающие к переборкам
соседних с МКО помещений .
Судно лишается средств
борьбы с огнем, так как
выходят из строя пожарные
насосы, силовая и осветитель-
ная сети судна.
Слайд 21Горение топлива в машинно – котельном отделении судна
Через 2-3 мин.
– температура повышается до 350 – 400 градусов С
Через 10
мин. – воспламенение материалов в соседних помещениях
Через 15 мин. – распространение пожара на надстройки судна
Слайд 22Разведка пожара устанавливает:
Угрозу людям,пути и способы их эвакуации
Действие стационарных систем
тушения
Место и размеры горения
Пути распространения пожара
Степень задымления
Характер горящих грузов
Состояние палуб
и переборок
Расположение судна по отношению к береговым объектам и ветру
Необходимость и возможность отвода судна
Слайд 23Тушение пожара на судне.
Проведение спасательных работ.
РТП по согласованию с капитаном
горящего судна обязан:
оповестить всех пассажиров судна о сборе в опреде-
ленных
местах для перехода на берег;
подвести судно к берегу (причалу) так, чтобы мож-
но было использовать всю длину борта при высадке на берег спасаемых;
спустить спасательные шлюпки и плотики на воду;
предложить пассажирам надеть спасательные сред-
ства и успокоить их;
в темное время суток освещать место эвакуации про-
жекторами судна.
Слайд 24Тонкораспыленная вода часто с добавкой смачивателей используется для обеспечения продвижения
в задымленных коридорах, шахтах и других подсобных помещениях, а также
для создания завес в дверных проемах, люках и т. д. Интенсивность подачи растворов смачивателей в воде в виде тонкораспыленных струй 0,04...0,06 л/(с-кв.м).
Варианты подачи стволов на тушение пожара на судне
При тушении пожаров
водой внутри
помещений применяют
стволы Б и распылители.
Интенсивность подачи
воды 0,08 л/(с-кв.м).
Для тушения наружных пожаров в надстройке
применяют мощные
стволы(А и лафетные) с интенсивностью подачи воды 0,1...0,12л/(с.кв.м).
Слайд 25Тушение пожара в трюме на грузовом судне
Эти пожары — наиболее
трудные и сравнительно длительные.
Из-за сильного задымления помещений и высокой тем-
пературы
иногда сложно найти очаг горения. В качестве огнетушащих средств применяют воду, растворы смачивателей, пену различной кратности в виде водяных и пенных струй. Интенсивность подачи такая же, как и для тушения веществ на открытом пространстве, воздушно-
механической пены средней кратности — 0,06...0,1 л/(с-кв.м) при расчетном времени тушения 15 мин.
Слайд 26Тушение пожара на пароходе в затоне
Всего на тушение было введено
11
лафетных стволов:
5 стационарных с катеров;
3 переносных с катеров;
3
от автонасосов ПН-40;
и 15 стволов А.
Интенсивность подачи воды
0,3…0,4 л/(с. кв.м.),
Быстрое сосредоточение и
введение сил и средств на
тушение пожара позволили
его локализовать в течение
40 минут.
Слайд 27Проект пожарного катера (”Алмаз”)
Слайд 28 Тушение пожара на танкерах.
Боновые заграждения при растекании нефти
Организуют охлаждение
горящих танков, палубы и бортов судна распыленными струями
из стволов А
и лафетных. Интенсивность подачи воды на охлаждение металлических конструкций 0,2. ..0,5 л/ (с.кв.м.)
Для тушения пожаров передвижными средствами
применяют воздушно-механическую пену средней кратности с интенсивностью подачи 0,1 ...0,15 л/(с-кв.м).
Слайд 29Затопление трюма при пожаре
На практике используют способ затопления горящих
трюмов водой, но лишь в крайних случаях, когда неэффективны другие
способы тушения или проникновение и подача огнетушащих средств в очаг пожара невозможны
Слайд 32Судовое электрооборудование после пожара
Слайд 33Сечение корпуса корабля по блокам
Слайд 36Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’
Начало пожара на
БПК “Отважный”-11 ч.
ЭМ “Сознательный” и БПК “Бедовый” и “Комсомолец Украины”идут
к “ Отважному “ – 12 ч.
Корабли поддержки подошли к
горящему “ Отважному” – 12 ч. 10 мин.
Слайд 37Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’
Распространение пожара в
нос
прекратилось в 12 ч. 20 мин.
БПК “Бедовый” начал буксировку
“Отважного”
– 12 ч. 45 мин.
Взрыв мин в кормовой части горящего
БПК “Отважный” – 14 ч. 40 мин.
Слайд 38Хронология пожара на большом противолодочном корабле (БПК) “Отважный’
Корма БПК “Отважный”
начинает оседать,
корабль начинает тонуть – 15 ч. 00 мин.
БПК “Отважный”
тонет, оседая кормой
- 15 ч. 30 мин.
Буксирующий корабль БПК “Бедовый”
Готов отдать буксирный конец – 15 ч. 45 мин.
Слайд 39Последствия аварий и пожаров на судах