Слайд 1ТВ режиссура 2
П. Ф. Сумской
Слайд 205.10.2020
Sumskoy P.F. UrFU
ЯЗЫК ЭКРАНА
Телевидение и кино, будучи экранными
средствами выражения, обладают общим – в основе своей – языком.
Известно, что язык экрана создан кинематографом: телевидение возникло, когда язык этот был уже развит мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать.
Известно, что на экране можно видеть часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. «Поле зрения» кинокамеры (как и телекамеры) ограничено рамкой с соотношением сторон примерно 16:9.
Слайд 305.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое
в каждый данный момент, называют кадром.
Экранные средства выражения – кино
и телевидение – обладают не только пространственными, но и временными качествами.
Поэтому понятие «кадр» охватывает и еще один признак – протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране.
Слайд 405.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие
«план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от
дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.
Слайд 505.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
Важный элемент языка экрана – ракурс. Термин «ракурс»
обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета,
в том числе и прямой. Теперь говорят уже об обычном и необычном ракурсе, тогда как на заре кино и телевидения ракурс предполагал только необычную точку зрения
Слайд 605.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
вне этих понятий – кадр, план и ракурс
– экранное изображение не существует. Действительно, всякое изображение на экране
может занимать только площадь экрана, т. е. оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.
Слайд 705.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
Фильм или телепередача воздействует на зрителя всей совокупностью
сменяющих друг друга изображений – кадров, их потоком. Непрерывный поток
кадров – важнейшая особенность экрана. Значит, чрезвычайное значение имеет чередование кадров, их расположение во времени, т. е. последовательность их появления на экране. Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом.
Слайд 805.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
Уже в 1902 г. можно было увидеть, например,
фильм «День из жизни пожарного», в котором кадры чередовались в
таком порядке:
1. Рука нажимает на кнопку пожарного сигнала.
2. Пожарная машина выезжает из депо.
3. Горящий дом.
4. Пожарная машина мчится по улице.
5. Горящий дом.
6. Пожарная машина мчится по улице.
7. Женщина в окне дома, охваченного огнем, и т. п.
Слайд 905.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
Хотя на экране зритель видит непрерывный поток кадров,
в действительности при производстве фильма кадры эти снимают раздельно. Полученные
в результате съемок кадры – куски киноленты – нужно соединить друг с другом, склеить.
Этот процесс, чисто механический, носит название технического монтажа, а место соединения двух кадров называют склейкой.
Слайд 1005.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
Нет ничего сложного, как нет и ничего творческого
в том, чтобы говорить или писать грамматически правильно.
Точно так
же нет ничего особенного в том, чтобы при монтаже кадров движение было воспроизведено на экране верно, и чтобы между кадрами существовала ясная логическая связь.
Слайд 1105.05.2020
Sumskoy P.F. UrFU
Однако кадры могут быть соединены между собой
и таким образом, что связь между ними будет образная. Она
выражается в художественном монтаже.
Вот два последовательных кадра из фильма Я. Протазанова «Праздник святого Йоргена»:
1. Пастух гонит по дороге стадо овец.
2. По той же дороге идет толпа паломников-богомольцев. Каждый из этих кадров, рассмотренный отдельно, содержит некую информацию, но не выражает никакой мысли.
Сочетание этих же самых кадров имеет определенный смысл: их столкновение, как говорил С. Эйзенштейн, «высекает мысль».