Слайд 1ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тверь 2015
Педагог-психолог
О. Французова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
СО СВЕРСТНИКАМИ
УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ
Слайд 2 Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий - умения устанавливать дружеские
взаимоотношения со сверстниками, учитывать позицию других людей, умения участвовать в
коллективном обсуждении проблем, находить способы решения конфликтов.
Задачи:
Рассмотреть важнейшие причины межличностных и межгрупповых конфликтов, таких как эгоизм, эгоцентризм и агрессивность.
Активизировать обсуждение проблем агрессивного поведения.
Проанализировать способы преодоления психологических проблем во взаимоотношениях с однокурсниками.
Слайд 3Вопросы для изучения
Психологические проблемы взаимоотношений людей.
Понятия «эгоизм» и «эгоцентризм».
Условия преодоления эгоцентризма.
Агрессивное поведение: участники, формы агрессии, причины, способы преодоления.
Анализ
жизненных примеров.
О чем будем говорить?
о добрых взаимоотношениях
о том, как важно уважать себя и других
о том, как не позволять обижать себя и других
Слайд 4«Я люблю жизнь и хочу жить…» –
эти слова может сказать
каждый. Жизнь сама по себе является чудом.
И это чудо
находится в наших руках.
Жизнь – бесценный дар.
Слайд 5
«Что в моей жизни происходит не так, как хотелось бы?»
Слайд 6«Я хотел бы ложиться спать раньше, чтобы высыпаться, но тогда
я не успеваю сделать все дела. Я пришел к выводу,
что многое зависит не только от меня, но и от окружающих меня людей. Разумеется, в первую очередь следует усовершенствовать себя, но также надо постараться больше контактировать с людьми, подходящими мне по характеру».
Дима К.
Слайд 7«У меня самая глобальная проблема – это речь. Я заикаюсь
и живу с этим уже 11 лет. Эта проблема мешает
мне хорошо работать на уроках, общаться с другими людьми. Было много слез по этому поводу. Став взрослее, я начала понимать, что моя жизнь не кончена. Я верю, что все будет хорошо, главное, в это верить и ждать!»
Кристина К.
Слайд 8 «У меня есть одна крупная проблема: я не умею воспитывать
в себе характер, из-за чего очень страдаю. Если меня начинают
поучать, я либо начинаю перечить, либо плакать. Сейчас я чаще наблюдаю за другими людьми и беру с них пример».
Ольга Н.
Слайд 9Наличие психологических проблем –
часть жизни любого человека
Слайд 10«Жить плохо мне, но это не причина, чтобы доставлять страдания
другим» (Эсхил.)
Слайд 11Почему мы доставляем страдания другим?
Слайд 12ПОНЯТИЯ «ЭГОИЗМ» И «ЭГОЦЕНТРИЗМ»
Понятие «эгоцентризм» отражает сосредоточенность человека на своем
индивидуальном Я: своих мыслях, переживаниях, представлениях, действиях, целях, качествах характера.
Эгоизм – преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Эгоист способен осознавать чужие позиции, мнения и интересы, однако намеренно игнорирует их ради своей выгоды.
Слайд 13Различие понятий состоит в следующем.
Под эгоцентризмом понимают такую позицию
человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах
и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная явно неадекватна.
Корни эгоцентризма лежат:
в непонимании человеком того, что возможно существование других точек зрения кроме его собственной,
а также в уверенности, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.
Слайд 14***
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое
отечество –
Моя пустынная душа.
К. Д. Бальмонт
Подростковый и юношеский возраст являются
решающими в формировании и развитии личности.
Нерешенные проблемы в самоутверждении и признании ведут к усилению эгоцентризма.
У подростков эта центрированность не всегда осознается, а потребность добиться желаемого статуса и воздействия на других способствует развитию эгоизма.
Слайд 15Пример 1. Мальчик пинает ногами портфели своих одноклассников.
Вопрос: «Почему
ты так поступаешь?»
Ответ: «Они двоечники, а я отличник».
Вопрос: «А
может быть, они не могут лучше учиться, может быть, они сильно отстали в учебе из-за болезни или по другой причине?»
Ответ: «Я таких не знаю».
Слайд 16Пример 2. Аня и Таня давно дружат. Недавно у Ани
появился молодой человек, который ей очень нравится. Но Таня старается
их поссорить, чтобы в их дружбе с Аней все было по-прежнему.
Слайд 17Считается, что с возрастом эгоцентризм преодолевается и связано это с
процессом социализации.
С 3 до 6 лет ребенок чрезвычайно эгоцентричен.
Примерно к 6 годам ребенок может осознавать, что у другого человека возможна иная точка зрения.
Примерно к 9 годам ребенок может понимать мысли и чувства другого человека и узнает, что сам является объектом его мыслей.
Примерно в возрасте 10–12 лет
ребенок понимает, что другой
человек способен угадывать
его собственные представления
о нем.
Слайд 18При каких же условиях возможно преодолеть эгоцентризм?
Необходимо осознать свое
Я.
Скоординировать свою точку зрения с другими, а не рассматривать
ее как единственно возможную.
Слайд 19АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Агрессивное поведение - взаимодействие, в ходе которого одним человеком
(агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).
Агрессор – тот, что умышленно
наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.
Жертва – человек, которому
умышленно наносит вред агрессор.
Зрители – группа людей,
свидетелей агрессивного поведения,
которые сами не являются
инициаторами агрессивных действий,
но, наблюдая за действиями
агрессоров, не встают на сторону
жертвы, а иногда прямо или косвенно
даже помогают агрессору.
Слайд 21АГРЕССИЯ – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или
причинение вреда другому живому существу; предполагает действия, посредством которых агрессор
намеренно причиняет ущерб своей жертве.
АГРЕССИВНОСТЬ - свойство личности, может быть результатом генетической предрасположенности, влияния среды.
Слайд 22Основой агрессивного состояния является ГНЕВ
Что вызывает у человека гнев, злость?
Слайд 23
ПРАВИЛА ГРУППЫ:
«МЫ ПРОТИВ АГРЕССИИ!»
1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения
между собой.
2. Не поддерживаем агрессора. Когда говорят: «Давай подразним вместе!»
и др.; каждый из нас отвечает: «Нет!»
3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло (замкнутый круг, клубок агрессии).
4. Каждый ставит себя на место потерпевшего.
5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать.
6. Всегда встаем на сторону потерпевшего. Мы готовы помочь каждому суворовцу, когда его обижают.
Слайд 247. Честное поведение в игре – все соблюдают правила
(только
тогда нет беспорядка).
8. Мы не исключаем из игры никого, и
это здорово!
9. Мы называем друг друга по имени.
10. Мы уважаем друг друга!
Слайд 25
НЕ ПОЗВОЛЯЙ
СЕБЯ ОБИЖАТЬ!
1. Не бойся агрессора, держись уверенно.
2. Постарайся
сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо.
3. Не груби и
не дерись в ответ.
Слайд 264. Используй следующие стратегии поведения:
твердо и уверенно скажи, что
тебе не нравится такое обращение;
пошути в ответ;
спокойно уйди
(но не убегай!);
5. Обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам!
Слайд 27Что бы с нами не происходило, можно сказать «спасибо» за
все то, что с нами было, потому что это жизненный
опыт, без которого не было бы личностного развития.
Жизнь – это бесценный дар, это возможности, которые нам даны!
Подумайте, что вы ходите сделать в своей жизни? На что ее потратить?