Слайд 1Творческая биография А.Н. Бенуа
Выполнила: Касаткина Татьяна
4 курс, Пед. Образование
Слайд 2Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - русский живописец, график, искусствовед, один
из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов,
прекрасный декоратор, музейный работник, активный деятель театра.
Слайд 3А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос
в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. В
Академии художеств он проучился всего четыре месяца, т.к. осознал, что живописи нельзя научиться, слушая лекции. Далее Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета, но при этом искусство не оставил: занимался живописью, иллюстрированием, оформлением театральных постановок, а также писал искусствоведческие статьи.
Слайд 4«Мир искусства»
История объединения «Мир искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым
выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в
помещении училища барона Штиглица в Петербурге.
Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916–1920 годы. Гос.Русский музей
Слайд 5«Прежде всего нужно установить, о чем именно будет идти речь:
о журнале ли, носившем имя "Мира искусства", о выставках или
об обществе.
Я считаю, что под "Миром искусства" следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а все это вместе, или, вернее, некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле, т.е. со включением литературы и музыки».
А.Н.Бенуа
Слайд 6Журнал «Мир искусства»
В конце 1898 года группой художников-единомышленников Бенуа создается
журнал «Мир искусства». Художник совместно с Дягилевым выполняет обязанности редактора ( журнал
выходил с 1898 по 1904 год).
Издание публиковало как труды художников объединения —Грабаря, Кандинского, Бенуа и других, — так и статьи иностранных искусствоведов, рецензии и материалы по философии и так далее. И, конечно, важную часть журнала составляли роскошные иллюстрации мирискусников.
Слайд 7Живопись Бенуа
Бенуа практически всегда отдавал предпочтение пейзажной живописи. Его первые
самостоятельные работы представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села,
уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии, их старинных кварталов и памятников архитектуры. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался, Петергофа, Ораниенбаума, Павловска, Рима, Венеции.
Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.
Слайд 8Уже в первой большой серии - "Последние прогулки Людовика XIV"
(1897—1898)-он нашел себя. Художник работал над ней в Париже. В
Версале он открыл для себя прекрасную архитектуру и воспел ее в листах, исполненных в смешанной технике с применением акварели, гуаши, темперы, пастели. Эта техника стала затем типичной для всей живописи мирискусников.
Слайд 9«Последние прогулки короля» – цикл рисунков Александра Бенуа, посвященный прогулкам
короля Людовика XIV, его старости, а также осени и зиме
в Версальском парке.
Слайд 10В 1907-1910 гг. по заказу книгоиздателя И.П. Кнебеля для издания «Русская
история в картинках» А. Бенуа выполнил серию картин из русской истории.
Кнебель заказал Бенуа картины из XVIII в.: «от Петра до Павла».
Слайд 11Бенуа-иллюстратор
Бенуа является одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего
в России искусство книжной графики.
Первые пробы на этом поприще
пришлись на «Пиковую даму» Пушкина, иллюстрации Бенуа вошли в трехтомное собрание сочинений Пушкина.
Слайд 12Лучшей из книжных работ художника считаются рисунки к «Медному всаднику»
Пушкина. Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и
акварелью, имитирующих цветную гравюру на дереве.
Великолепный знаток поэзии Пушкина, Бенуа сумел глубоко проникнуть в стиль эпохи, явившейся предметом пушкинского повествования. Он разработал целую систему "кадрировки" в том "изобразительном ряде", который воспроизводил события литературного повествования. Эта система требовала от художника не только изобразительного, но и режиссерского таланта.
Слайд 13Иллюстрации к поэме "Медный всадник"
"...И прямо в темной вышине
Над огражденною
скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне..."
"...И он по площади
пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье..."
Слайд 14В 1904 году им единолично была иллюстрирована «Азбука в картинах».
Слайд 15Работа Бенуа в театре
В 1900-е годы началась театрально-декорационная деятельность Бенуа.
Дебют
Бенуа как театрального художника состоялся в 1902 году, ему доверили
оформить постановку оперы Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. В 1903 году он занимается эскизами декораций к балету Н. В. Черепнина «Павильон Армиды».
Слайд 16Именно в искусстве театра Бенуа видел единственную возможность создать в
современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии,
осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.
Слайд 17Слева: эскиз театрального костюма. Начало ХХ в.
Справа: Полина. Эскиз
костюма к опере «Пиковая дама», 1920-е гг.
Слайд 18Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал
в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская
живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
Слайд 19В 1916 году им были созданы эскизы "Азия" и "Европа"
для оформления московского Казанского вокзала.
Слайд 20После Октябрьской революции 1917 года Бенуа принимал участие в организации
охраны памятников искусства и перестройке музейного дела.
В 1918-1926 году
он был старшим хранителем и заведующим отделом французской и английской живописи Эрмитажа.
Слайд 21Вывод
Александр Николаевич Бенуа - необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор
многочисленных выставок, музейный работник, деятель театра, внес огромный вклад в
историю русской художественной культуры XX века.
Уникальные по художественным достоинствам, темпераментности и силе, работы в области живописи, графики, театрального искусства и книжной иллюстрации дали Александру Бенуа имя крупнейшего художника и деятеля искусства начала XX века.
Слайд 22«Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том
числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то
внутренней подсказке или тому, что принято называть «вдохновением». Но только пока это соответствие существует, рождается подлинное искусство и рождается красота».
А.Н. Бенуа
Слайд 23Список литературы
Сарабьянов, Д В.История русского искусства конца XIX - начала
XX века / Д. Сарабьянов. - 2. изд. - М.
: АСТ-Пресс : Галарт, 2001. – 301с.
Александр Бенуа. – «Культура. РФ». Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8960/aleksandr-benua
Призвание художника: Александр Бенуа. – Ретроспектива. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/retrospectiva_pro/prizvanie-hudojnika-aleksandr-benua-5cd847daf9616800b423e435
Биография: Александр Николаевич Бенуа. – А.Н.Бенуа. Режим доступа: http://www.benua.su/