Слайд 1Творчество Николая Гумилёва
Урок в 11 классе
Учитель Тетерина Л. Н.
БГОУ СОШ
Слайд 2«Самый непрочитанный поэт…»
А. Ахматова
о Н. Гумилёве
Слайд 3Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И
стертые карты Америки…
А.Ахматова
…Все в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов…
В.Брюсов
Слайд 5 Яркий представитель поэтов русского "серебряного века», Николай
Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь. Он автор нескольких
поэтических сборников, а именно: «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга» ,«Чужое небо», «Колчан», «Костер», «Огненный столп», «К синей звезде»; его перу принадлежат книги «Африканская охота» и «Африканский дневник»; он является основателем Этнографического музея в Петербурге
Слайд 6Каждый из сборников стал заметным событием в литературной жизни России.
Гумилев также пробовал свои силы в драматургии, прозе, литературной критике(
множество критических статей , сборник «Письма о русской поэзии»), эссе. Его поэзия ценилась, была популярной и считалась изысканной и красивой.
Слайд 7Н.Гумилёв – уникальный поэт
Он был всегда предан идеалу и готов
был соответствовать ему, несмотря ни на что (предан православию, царю,
императрице и не скрывал этого.
Всегда смешивал жизнь с поэзией. В жизни был таким, как в стихах.
Герои его стихов – Летучий Голландец, мореплаватели, конквистадоры, рыцари и воины, Цезарь, Ганнибал, Синяя борода, Кук, Синдбад, Маркиз Карабас, Одиссей…
Слайд 8Мир его стихов -
Африка, Занзибар, Абиссиния, Индия, Персия,таинственное озеро
Чад и даже Венера.
О России он думал постоянно, хотя в
стихах её, кажется, нет. Но иногда пейзажи его по-российски грустны, аура стихов – это грусть, глушь, усталость на грани смертельной.
Но чаще в его мире царит солнце, беспощадный свет, огненный столп, пожар…
Слайд 9Мотивы стихов
Центральный цвет в его стихах – золотой. Золото в
его стихах «сыпется», дробится, играет. Мир в его стихах розовый
и розоватый, не дотягивающий до золотого.
Серебро в его стихах хуже золота, оно раздражает поэта, тревожит, мучает предчувствиями.
Мир Гумилёва расщеплен, разделён, в то же время твёрд и хрупок одновременно.
Ведущие мотивы: поединок роковой, бунт природы против человека, гибель скорая и неотвратимая
Слайд 10А сам Гумилев в одном из ранних стихотворений так отозвался
о своих стихах, вкусах и пристрастиях:
Сады моей души всегда узорны,
В
них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы...
Слайд 11Основной чертой творчества Гумилева является экзотика. И лирический герой Гумилева,
- самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.
Слайд 12В 1905 году выходит первый сборник Гумилева "Путь конквистадоров".
/Конквистадор
–испанск.– завоеватель – участник испанских завоевательных походов в Центральную и
Южную Америку в XV-XVI веках/.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело приветствую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Слайд 13В этом сборнике поэт создал образ сильного гордого, мужественного покорителя,
к которому он стремился всю жизнь, и образ Звезды, которую
он должен завоевать. Эта звезда – Поэзия и страсть к путешествиям.
Слайд 14Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, "то
отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам".
Он готов к смерти ("Я с нею биться буду до конца"), но перед мечтой не отступит ("Я лилию добуду голубую").
Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли.
Слайд 15... В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева
"Романтические цветы". Требовательный Валерий Брюсов, сурово оценивший первый сборник, в
поэтической рецензии на "Романтические цветы" указал на перспективу пути молодого автора.
Слайд 16Появление сборника совпадает с путешествием Гумилёва в Африку. Поэт и
путешественник мирно уживаются в стихах этого сборника, дополняют и обогащают
друг друга.
Посвящён сборник Анне Андреевне Горенко (Ахматовой)
Новые неизведанные страны, экзотические звери наполняют эти стихи.
Стихотворения: «Жираф», «Крест»
Слайд 17Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки,
колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная
стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только Луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит Земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Слайд 18Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть
молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить
не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимый трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Слайд 20Беседа по вопросам.
Чем стихотворение “Жираф” отличается от стихотворения «Я конквистадор…»?
Если оно о любви, то почему называется “Жираф”?
Каково настроение
стихотворения? Как оно меняется на протяжении стихотворения?
Попробуйте пересказать его сюжет.
Где происходит действие? Как оно происходит? Какая картина представляется, при чтении этого стихотворения?
Кто ведет повествование? И что рассказывает лирический герой девушке? Помогла сказка?
Назовите рифмующиеся слова, данные в этом стихотворении.
Приведите примеры цветовой гаммы, данные в этом стихотворении.
Приведите примеры звукописи, используемые в этом стихотворении.
Слайд 21Крест
Так долго лгала мне за картою карта,
Что я уж
не мог опьяниться вином.
Холодные звезды тревожного марта
Бледнели одна
за другой за окном.
В холодном безумье, в тревожном азарте
Я чувствовал, будто игра эта - сон.
"Весь банк,- закричал,- покрываю я в карте!"
И карта убита, и я побежден.
Я вышел на воздух. Рассветные тени
Бродили так нежно по нежным снегам.
Не помню я сам, как я пал на колени,
Мой крест золотой прижимая к губам.
"Стать вольным и чистым, как звездное небо,
Твой посох принять, о, Сестра Нищета,
Бродить по дорогам, выпрашивать хлеба,
Людей заклиная святыней креста!«
Мгновенье... и в зале веселой и шумной
Все стихли и встали испуганно с мест,
Когда я вошел, воспаленный, безумный,
И молча на карту поставил мой крест.
Слайд 23Мне снилось
Мне снилось: мы умеpли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые,
белые гpоба
Поставлены pядом.
Когда мы сказали: "Довольно"?
Давно ли, и что это
значит?
Hо стpанно, что сеpдцу не больно,
Что сеpдце не плачет.
Бессильные чувства так стpанны,
Застывшие мысли так ясны,
И губы твои не желанны,
Хоть вечно пpекpасны.
Свеpшилось: мы умеpли оба,
Лежим с успокоенным взглядом.
Два белые, белые гроба
Поставлены рядом
Слайд 24Третья книга Гумилева "Жемчуга", изданная в 1910 году, принесла ему
большую известность. Она была посвящена Валерию Брюсову, которого автор считал
своим учителем. Вячеслав Иванов именно в "Жемчугах" увидел точки расхождения Гумилева с учителем Брюсовым и предрек молодому поэту иной путь. Характерно, что именно с освобождения от влияния Брюсова связан поиск своего места в русской поэзии начала века таких разных поэтов, как Блок и Гумилев.
Слайд 25Здесь автор исследует мир души человека, а не внешних проявлений
этого мира.
Книга наполнена философскими мыслями, верой в человека, в его
возможности.
Но по-прежнему идеалом Гумилёва является сильный, мужественный герой.
Стихотворения: «Капитаны», «Он поклялся…», «Волшебная скрипка» и др.
Слайд 26Капитаны
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут
капитаны, Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель..
Чья не пылью затерянных хартий - Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь
И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт, Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так, что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет
Слайд 27Именно в стихотворении "Капитаны" проявилось умение Гумилева вырваться из тисков
книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию
Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.
Слайд 28 Стихотворение «Капитаны» построено как поэтическое описание живописного полотна:
автор употребляет------(жемчужных, быстрокрылых), ----------(безумствует море, трепещущий мостик), ----------(гребни волн). В
звуковом составе стиха ощутимы попеременно накатывающиеся волны, это поэт передаёт с помощью---------(«на разорванной карте, дерзостный», «бунт на борту обнаружив»).
1. Аллитерация
2. Эпитет
3. Олицетворение
4. Метафора
Слайд 29Он поклялся
Он поклялся в строгом храме
Перед статуей мадонны,
Что
он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.
И забыл
о тайном браке,
Всюду ласки расточая,
Ночью был зарезан в драке
И пришел к преддверьям рая.
"Ты ль в моем не клялся храме,
- Прозвучала речь мадонны, -
Что ты будешь верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны?
Отойди, не эти жатвы
Собирает царь небесный.
Кто нарушил слово клятвы,
Гибнет, Богу неизвестный".
Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам мадонны:
"Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны".
Слайд 30Он поклялся…
О каком герое идёт речь в стихотворении?
Грустное или весёлое
это стихотворение?
Кто такая Мадонна?
Почему она пытается прогнать героя?
Простила ли она
его? Почему?
Слайд 31Беатриче
Музы, рыдать перестаньте,
Грусть вашу в песнях излейте,
Спойте мне песню о
Данте
Или сыграйте на флейте.
Дальше, докучные фавны,
Музыки нет в вашем кличе!
Знаете
ль вы, что недавно
Бросила рай Беатриче,
Странная белая роза
В тихой вечерней прохладе...
Что это? Снова угроза
Или мольба о пощаде?
Жил беспокойный художник.
В мире лукавых обличий –
Грешник, развратник, безбожник,
Но он любил Беатриче.
Тайные думы поэта
В сердце его прихотливом
Стали потоками света,
Стали шумящим приливом.
Музы, в сонете- брильянте
Странную тайну отметьте,
Спойте мне песню о Данте
И Габриеле Россетте.
Слайд 33Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж
ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, –
Тотчас бешеные волки
в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам,
звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой,
под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.
Слайд 34Какова тема стихотворения?
К кому обращается поэт в этом стихотворении?
Что говорит
поэт о выборе жизненного пути?
Почему, по его мнению, не надо
выбирать путь служения искусству?
В чём смысл финала?
Слайд 36В 1912 году выходит сборник «Чужое небо»
К этому времени создан
«Цех поэтов», написан Манифест акмеистов.
В сборнике «Чужое небо» много переводов
французских и английских поэтов.
Гумилёв предстаёт здесь многогранно: как лирик, как повествователь, как переводчик и драматург. Пишет о любви, о путешествиях, о своей жизни.
Стих-я: «У камина», «Сон», «Отравленный»
Слайд 37Сон
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя.
Снилось мне –
ты любишь другого,
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей
постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Пред твоим закрытым окном.
Слайд 38Военная тема нашла отражение в сборнике "Колчан", изданном в 1916
году. В "Колчане" начинает рождаться новая для Гумилева тема –
о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как "Старая усадьба».
Стихи передают состояние человека на войне, но не менее важен и духовный мир человека.
Стихи: «Я вежлив с жизнью современной…»
Слайд 39В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева «Костер» и сборник
переводов восточной поэзии «Фарфоровый павильон».
Сборник «Костёр» – самая русская книга
Гумилёва. Героями его являются Андрей Рублёв и былинный Вольга, Мужик и Рабочий.
Стихи: «Рабочий», «Я и Вы».
Слайд 40Последний сборник Гумилёва «Огненный столп»вышел в 1921 году после гибели
поэта, хотя он успел его подготовить.
Он хотел назвать его «Посредине
странствия земного», но посчитал, что такое название сократит ему жизнь.
Гумилёв думал, что умрёт в 53 года, но цифры перевернулись ,как в зеркале, -35.
Размышляя о земном пути человека, о вечных ценностях, о душе, о смерти, бессмертии, Гумилёв словно возвышается над собою бывшим.
Стихи: «Слово», «Звёздный ужас», «Заблудившийся трамвай»
Слайд 41«Слово»
Название заключает в себе множество смыслов: странствие, следование Божьей воле,
судьба, чудо, участие в созидании «Небесного Иерусалима» (т.е. стремление к
святости, преображению)
Слайд 42Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое,
тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались
в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелье от Иоанна
Сказано, что слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Слайд 43 Автор говорит о могуществе Слова, наделяет его священной силой.
Эта мысль подчёркивается использованием-------(«солнце останавливали словом, словом разрушали города» и
-------- («звёзды жались в ужасе к луне»). Слово имеет для лирического героя вечное, непреходящее значение, о чём говорят -----(словом, слово, слово, слова). ------(точно розовое пламя) заставляет нас вспомнить пушкинские строки: «Глаголом жги сердца людей». С высоты этой истины печально и критично оцениваются автором реалии «низкой жизни», в этом помогают ему --------(умное, скудные, мёртвые).
1. Эпитеты
2. Метафоры
3. Сравнения
4. Лексические повторы
5. Звукопись (аллитерация)
Слайд 44Поэтика Н. Гумилёва
Романтический дух произведений проявляется в структуре стиха, его
композиции, сюжете, поэтической речи.
Герои его стихов благородные, охваченные неистовой страстью
к переменам, открытиям, борьбе, торжествующие победу над внешним миром.
Стихи отличаются отточенностью формы, изысканностью рифм, гармонией и благозвучием звуковых повторов, возвышенностью, благородством поэтической интонации.
Слайд 45«Поэту»
Уверенную строгость береги:
Твой стих не должен ни порхать, ни биться.
Хотя
у Музы лёгкие шаги,
Она богиня, а не танцовщица.
Н.Гумилёв
Слайд 46Заключение
Никому не дано сказать о поэте больше, чем говорит он
сам в своих стихах. И никому не дано знать о
нём больше, чем сам он знает. Только потомкам.
Судьба поэта всегда больше его жизни, потому что может быть и бессмертной.
Судьба Гумилёва бессмертна. Он опоздал к началу эпохи Серебряного века, но стихи его пережили все изгибы этой эпохи и стали классикой русской поэзии
Слайд 47Домашнее задание
1. Материал урока
Стихотворение Гумилёва наизусть.
Сборник «Мой Гумилёв» закончить.