Слайд 1ДИСЦИПЛИНА
«ТЕХНИКА ТРАНСПОРТА,
ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ »
Кандидат технических наук, доцент
САВИНОВСКИХ
Андрей Геннадьевич
Слайд 2Тема3. Л2. Методы и средства технического диагностирования АТ
Лекция 2.
Методы и средства технического диагностирования АТ
Слайд 3
Вопрос 1. Общий процесс технического диагностирования машины.
Вопрос 2. Методы технического
диагностирования машин.
Вопрос 3. Средства технического диагностирования машин.
Слайд 4
3.ГОСТ25176-82. Техническая диагностика. Средства диагностирования автомобилей, тракторов, строительных и дорожных
машин. Классификация. Общие технические требования.
4.ГОСТ 26655-85 Техническая диагностика Контролепригодность.Общие требования.
5.В.И.Кузнецов Надежность и эффективность в технике. Справочник ,т 8,эксплуатация и ремонт. М.Машиностроение,1986 г.
6.В.В.Клюев Надежность и эффективность в технике. Справочник ,т 9.Техническая диагностика М. ; Машиностроение 1986 г.
7.Д.Н.Решетов Надежность машин М.: Высшая школа 1988 г.
8.В.А.Кузнецов Техническая эксплуатация автомобилей Учебник М. Транспорт,1991 г.
Слайд 5 Одной из важных задач, стоящих
перед автомобилистами, является снижение материальных и трудовых затрат на проведение
технического обслуживания и ремонта автомобилей. Этому в значительной степени способствует широкое внедрение в процессы ТО и ремонта современных методов и средств технического диагностирования.
Внедрение методов и средств технического диагностирования автомобилей позволяет снизить трудоемкость и стоимость технического обслуживания(на5-7%) уменьшить расход топлива( до 8-10%) и запасных частей( на 3-5%). В результате внедрения методов и средств диагностирования снижается удельная составляющая числа дорожно-транспортных происшествий по техническим причинам, предотвращается эксплуатация автомобилей с повышенным содержанием токсичных веществ в отработавших газах.
Слайд 6 1.ОБЩИЙ ПРОЦЕСС ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАШИН
Процесс диагностирования предполагает использование следующих
элементов :
1) Объект диагностирования
2) Средства диагностирования, которое в свою очередь
включает в себя:
датчик установленный (устанавливаемый) на автомобиле
-измерительное устройство
-устройство, отображающее информацию
-логическое устройство, предусматривающее анализ информации средствами диагностирования
3) Диагноз технического состояния объекта диагностирования определяющий:
- соответствие техническим требованиям и допуск к дальнейшей эксплуатации;
-несоответствие эксплуатационных показателей требованиям нормативно-технической документации, требующее регулировки или технического обслуживания;
-несоответствие требованиям технической документации, требующее ремонта или замены агрегатов, узла или отдельных деталей.
Слайд 7
Диагностирование осуществляется либо в процессе работы самого
автомобиля, его агрегатов и систем на заданных нагрузочных, скоростных и
типовых режимах (функциональное диагностирование) либо при использовании внешних приводных устройств (роликовых стендов, подкатных и переносных приспособлений) с помощью которых на автомобиль подаются тестовые воздействия (тестовое диагностирование).
Последнее время много внимания уделяется оснащению автомобильной техники встроенными средствами диагностирования позволяющими контролировать техническое состояние автомобиля без использования дополнительного оборудования(эксплуатационное диагностирование).
Таким образом, чтобы более четко уяснить процесс диагностирования мы должны подробно рассмотреть методы и средства технического диагностирования.
Слайд 8 2.МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАШИН
Методы
диагностирования классифицируют на субъективные и объективные. Субъективную оценку дают визуально
и на слух.
Визуально определяют места утечек жидкостей, отработавших газов, дымление из сапуна картера и т.д. На слух определяют места и характер стуков, шумов, перебоев в работе двигателя, агрегатов и т.д.
С помощью осязания определяют места и степень нагрева механизмов, источники вибраций и др. (Рекомендуется данную информацию пояснить примерами из практической деятельности).
Слайд 9Объективное диагностирование осуществляется с помощью приборов по герметизации рабочих объемов,
функциональным параметрам, параметрам рабочих процессов, виброакустическими методами, по концентрации продуктов
износа и т.д.
Слайд 10 Герметичность рабочих объектов определяется по количеству прерывающихся
в картер двигателя отработавших газов, давлению и перепаду давления, создаваемому
сопротивлением, расходу воздуха или масла через неплотности, уровню охлаждающей жидкости и т.д.
По функциональным параметрам определяются мощность и крутящий момент двигателя, подача топливного насоса, частота вращения коленчатого вала и др.
Слайд 11
По изменению виброакустических параметров определяется техническое
состояние двигателя и его систем, агрегатов трансмиссии, состояние подшипников и
других деталей и сопряжений.
Концентрация продуктов износа в масле определяется методами спектрального анализа. Этими методами определяются пригодность к дальнейшему использованию и степени (или интенсивность) износа отдельных сопряжений кривошипно-шатунного механизма, цилиндропоршневой группы двигателей, износ сопряжений агрегатов трансмиссии и т.д.
Методы диагностирования машин, их агрегатов и узлов характеризуются способом
измерения и физической сущностью диагностических параметров.
Методы диагностирования выбирают исходя из поставленных задач и установленных показателей диагностирования; они должны включать диагностическую модель объекта, правила измерения диагностических параметров, их анализа и обработки.
Слайд 13 В настоящее время приятно выделять следующие основные
группы методов, классифицированных в зависимости от вида диагностических параметров:
Первая группа методов базируется в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этой цели используются стенды с беговыми барабанами (сила тяги на ведущих колесах, тормозные силы механизмов колес, боковые силы, действующие на колеса и т.д.)..
Вторая группа методов основывается на объективной оценке геометрических параметров в статистике, что требует в целом ряде случаев применения динамометров для приложения к диагностируемому сопряжению стандартного усилия при определении зазора (люфта, свободного хода).
Слайд 14Третья группа - включает в себя методы, определяющие состояние объекта
по герметичности рабочих объемов степень износа цилиндропоршневой группы двигателя, работоспособность
пневматического привода тормозов, плотность прилегающих клапанов и т.д. путем создания в контролируемом объеме избыточного давления (опрессовки) или наоборот, разрежения и в оценке интенсивности падения давления (разрежение).
Например: компрессометр К-272 предназначен для оценки состояния цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и клапанов.
Слайд 15
Четвертая группа - включает в себя методы
определяющие состояние объекта по характеру колебательных процессов:
- методы, оценивающие
колебания напряжения в электрических цепях;
-методы, оценивающие параметры виброакустических сигналов (полученных при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т.п.);
-методы, оценивающие пульсацию давления в трубопроводах
( на этой основе созданы автотесторы двигателей для диагностирования дизельной топливной аппаратуры).
Слайд 16
Определенное место занимают методы, оценивающие по физико-химическому составу отработавших
эксплуатационных материалов состояние узлов и агрегатов и отклонение от их
нормального функционирования.
Например, простейший экспресс-анализ отработанного масла и загрязнение, сложный спектральный анализ проб масел, в результате проведения которого по наличию и концентрации различных химических элементов в масле можно поставить диагноз работоспособности отдельных узлов и сопряжений агрегата.
Слайд 17ПРИМЕР:
Если в пробе картерного
масла двигателя имеется высокое содержание свинца, это говорит об износе
вкладышей шатунных и коренных подшипников, если высокое содержание железа - об износе гильз цилиндров, если высокое содержание кремния - о раз герметизации соединений впускного трубопровода.
Возможность диагностирования многих агрегатов и механизмов машин любым методом в большей степени зависит от контролепригодности автомобиля.
Слайд 18
Наилучшим образом приспособленностью к контролю обладают автомобили с встроенными
средствами диагностирования, о чем мы поговорим при изучении следующего вопроса.
Слайд 193.СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАШИН.
Средства технического диагностирования (СТД) представляют собой технические
устройства, предназначенные для измерения текущих значений диагностических параметров тем или
иным методом.
Слайд 20
Они включают в себя в разумных комбинациях следующие основные
элементы:
-устройства, задающие тестовый режим;
-датчики, воспринимающие диагностические параметры, характеризующие в свою
очередь значение структурного параметра и преобразующие их в сигнал, удобный для обработки или непосредственного использования;
-измерительное устройство и устройство отображения результатов ( стрелочных приборов, цифровая индикация, экран осцилогрофа).
Слайд 21
Кроме того, СТД может включать
в себя устройства автоматизации измерения параметров и автоматизииированное логическое устройство,
осуществляющее постановку диагноза.
Результаты диагноза могут автоматически заносится в запоминающее устройство для хранения или последующей передачи в управляющий орган.
Слайд 22ГОСТ 25176-82 классифицирует средства диагностирования:
-по исполнению;
-по функциональному состоянию;
-по степени охвата
машин диагностированием;
-по степени автоматизации;
-по устойчивости и воздействию температуры;
-по защищенности от
воздействия окружающей среды и устойчивости к механическому воздействию;
-по виду энергии носителя сигнала в канале связи;
-по метрологическим характеристикам.
Слайд 23
В качестве примера рассмотрим средства технического диагностирования
по исполнению.
Их можно разделить на три вида :
-внешние;
-встроенные (бортовые);
-устанавливаемые на автомобиль.
Слайд 24 Внешние средства технического диагностирования не входящие
в конструкцию автомобиля, в зависимости от их устройства и технического
назначения могут быть стационарными и переносными. Стационарные стенды устанавливаются на фундаменты, как правило, в специальных помещениях, оборудованных системой удаления отработавших газов, вентиляцией, шумоизоляцией.
Переносные приборы используются как в комплексе со стационарными стендами, так и отдельно для локализации и уточнения неисправностей на специализированных участках и постах ТО и ремонта. Внешние средства технического диагностирования обеспечивают получение и обработку информации о техническом состоянии автомобилей и уровне их эксплуатационных свойств, необходимой для управления производством технического обслуживания и ремонта.
Слайд 25 Встроенные (бортовые) средства технического диагностирования включают
в себя входящие в конструкцию автомобиля датчики, устройства измерения, микропроцессоры
и устройства отображения диагностической информации.
Простейшие встроенные средства технического диагностирования реализуются в виде традиционных приборов на панели (щитке) перед водителем, номенклатура которых на современных автомобилях постоянно расширяется за счет новых средств технического диагностирования, особенно электронных, обеспечивающих контроль состояния все усложняющихся элементов конструкции автомобиля.
Слайд 26Более сложные средства встроенного диагностирования позволяют водителю контролировать состояние тормозных
систем, расход топлива, токсичность отработавших газов, а также выбирать наиболее
экономичные и безопасные режимы работы автомобиля или своевременно прекращать движение при аварийной ситуации. Кроме того, наличие таких средств дает возможность водителю своевременно устранять мелкие неисправности приборов системы питания и зажигания непосредственно в пути.
Слайд 27
Недостатком сложных средств встроенного диагностирования является необходимость оборудования каждого автомобиля
в отдельности дорогостоящей аппаратурой.
Применение таких встроенных средств диагностирования, в первую
очередь, целесообразно на специальных автомобилях сложной конструкции, требующих обеспечения повышенной безопасности. В связи с этим получили распространение устанавливаемые СТД, которые отличаются от встроенных конструктивным исполнением средств обработки, хранения и выдачи информации.
Слайд 28
Эти элементы выполняются не встроенными в автомобиль, а в виде
блока, который устанавливается на автомобиль перед рейсом и снимается при
возвращении из рейса в парк. Это позволяет эффективно использовать ЭВМ для обработки диагностической информации о техническом состоянии автомобилей для своевременного выполнения регулировочно-настроечных работ при ТО и ТР. В последнее время находит все более широкое применение информационно-советующие системы, позволяющие проводить обучение методом экономичного и безопасного движения, проводить аттестацию режимов движения на маршрутах и определить маршрутные нормы времени движения, расхода топлива и т.д..
Слайд 29 Знание методов и средств технического диагностирования автомобильной техники
без ее разборки, применяемых при этом приборов и приспособлений имеет
большое значение при организации качественного технического обслуживания машин