Слайд 1Шлыкова Любовь Васильевна
Подвижные игры как средство развития двигательных качеств
у школьников
(выпускная квалификационная работа)
Слайд 2
В настоящее время количество детей
с
нарушениями функций опорно–двигательного аппарата значительно возросло. По некоторым данным, 6
детей на 1000 детского населения страдают детским церебральным параличом. Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого–педагогической и медико–социальной помощи. В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках.
Слайд 3 Школьный возраст считается наиболее важным для физического, психического
и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его
здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития школьника.
Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально мотивационной сферы улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
Слайд 4 В связи с этим актуальным является поиск путей
физического и духовного оздоровления школьников, эффективных средств развития двигательной сферы
ребенка, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.
Слайд 5 По определению отечественных психологов Л.С. Выготского (1994), А.
В. Запорожца (1986), А. Н. Леонтьева (1959), Д. Б. Эльконина
(1978), игра есть ведущая деятельность в школьном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А. В. Запорожец 1986). Многие исследователи: В. Г. Барабаш (1999),О. И. Кокорева (1997), Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева (1966), Н. В. Полтавцева (1997), Е. А. Сагайдачная (1988), Э. Я. Степаненкова (1984) - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Слайд 6 Однако, на мой взгляд, нуждается в дальнейшей разработке
проблема воздействия подвижных игр
на развитие двигательной активности детей, аспекты обучения элементам этих игр, построенного с учётом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных условий. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Слайд 7 Цель данной работы – это изучение эффективности использования
игровых приемов в коррекции двигательных качеств у младших школьников
при различных формах ДЦП.
Объект исследования – развитие двигательной сферы у детей младшего возраста с ДЦП.
Предметом исследования является коррекция двигательных качеств на уроках физкультуры у детей.
Гипотезой является – недостатки двигательной сферы у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Это может быть скорректировано в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности.
Задачи исследования.
1. Теоретический анализ клинической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2. Разработка коррекционных мероприятий с использованием игровых приемов, направленных на ослабление недостатков двигательной сферы детей с различными формами ДЦП.
Методы исследования.
1. Констатирующий эксперимент, позволяющий выявить особенности и уровень развития двигательных навыков;
2. Формирующий эксперимент, представляющий собой коррекционную–развивающую работу с детьми с ДЦП, направленную на развитие их двигательных навыков, наблюдение, анализ медицинской и психолого-педагогической документации.
Слайд 9
Экспериментальная база исследования.
Задачи исследования решались на базе школы – интерната VI
вида г. Владивостока. В эксперименте участвовали 15 школьников со спастической и гемипаретической формами ДЦП с различной степенью тяжести заболевания.
Слайд 10
Детский церебральный
паралич - это тяжёлое
заболевание
нервной системы, которое нередко
приводит к инвалидности ребёнка.
Основным клиническим симптомом ДЦП является
нарушение двигательной функции, связанной
с задержкой развития. ДЦП не является
прогрессирующим заболеванием.
С возрастом при правильном лечении, реабилитации
коррекционно–педагогической работе состояния
ребёнка, как правило, улучшается. Двигательные
нарушения у детей с ДЦП имеют различную степень
выраженности: тяжёлая, средняя и лёгкая.
Слайд 11
В школьном возрасте развиваются несколько видов
деятельности. Ведущим видом деятельности в этот
период считается игровая деятельность.
Игровая деятельность оценивается по следующим
параметрам: наличия мотива, замысла сюжета игры,
создание игровой ситуации, овладение приёмами
реализации игрового действия, планирование.
Развитие игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются
те же тенденции, что и при нормальном развитии.
Выполнение упражнений на уроках физкультуры
затруднено за счёт того, что дети не могут воспроизвести
правильно исходные положения, сохранить устойчивость
в статической позе, выполнить упражнения с нужной
амплитудой , осуществить движения слитно и в нужном
темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.
Слайд 12
Подвижная игра - специфический вид двигательной
деятельности. Подвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании
здорового ребёнка, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно – психическую сферу ребёнка с детским церебральным параличом. Подвижная игра относится к игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. В подвижных играх с элементами соревнования, как и в спорте, формируются выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу. Правильно организованные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно–связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. При проведении подвижных игр с школьниками с ДЦП главная задача состоит в содействии тела ребёнка, его подвижности, совершенствование мелкой моторики рук.
Слайд 13
Изучив литературу по данной
проблеме прихожу к выводу, что использование игровых методов и других
видов занятий позволяет добиться хороших результатов в улучшению двигательных навыков.
Слайд 14
Для проведения эксперимента,
основной целью которого являлось прослеживание динамики развития двигательных навыков школьников
с ДЦП, была составлена система методов коррекции и методик, позволяющих использовать их в обучающем эксперименте. Мной были изучены следующие документы: личные дела, медицинские карты, журнал наблюдений с характеристикой на каждого ребенка.
В состав экспериментальной группы вошли 8 детей, в состав контрольной группы – 7 детей. Была составлена экспериментальная группа в которую вошли дети с различными формами ДЦП (парапарез нижний –
2 ребёнка, гемипарез – 3 рёбенка, спастическая
диплегия - 3 ребёнка). В контрольную группу вошли дети с различными формами ДЦП (гиперкинетическая
форма - 1, гемипарез - 3, спастическая диплегия - 3).
Слайд 15 Для проведения эксперимента я использовала упражнения из книги Лопуховой
«Логопедия–ритм, -речь, -движение»:
- На координацию движения. Например, нужно пройти
по доске, перешагивания через различные предметы.
- Упражнения для рук. Например, нужно слегка наклониться, повисшие руки раскачиваются в стороны, а затем перекрещиваются.
- Обследование движений рук. Например, руки нужно вытянуть вперёд, затем поднять их до уровня плеч и параллельно одна другой.
- Обследование мелкой моторики. Например, сначала пальцы рук раздвигаются, а затем сдвигаются.
Выполнение упражнений оценивалось по 3–х бальной шкале.
1 балл – ребёнку требуется постоянная помощь учителя.
Движения не точные, не координированные.
2 балла - ребёнку требуется помощь учителя
в исключительных случаях. Движения более точные,
более координированы.
3 – балла – ребёнку не требуется помощь учителя.
Движения точные, координированные.
Слайд 16
Из данных результатов видно, что 62,5%
дети имеют средний уровень двигательных навыков общей моторики. И 37,5%
низкий уровень. Высокого уровня не было.
Контрольная группа – общая моторика.
Из результатов видно, что 57,1% имеют средний уровень двигательных навыков, 42,9% - низкий уровень, высокого не выявлено.
Кроме общей моторики велось наблюдение за двигательными навыками мелкой моторики.
Экспериментальная группа - мелкая моторика.
Из неё видно, что 50% имеют средний уровень, 50% - низкий уровень. Высокого не выявлено. Контрольная группа (мелкая моторика) – было выявлено, что 42, 9% имеют средний уровень двигательных навыков, 57,1% - низкий уровень.
Таким образом диагностика показала, что уровень развития мелкой и общей моторики, примерно одинаков и ниже среднего.
Слайд 17
При организации занятий с подвижными играми
особое внимание уделялось следующим правилам:
1. Необходимо учитывать темп, в котором ведется игра;
2. Целесообразно сочетать в одном занятии игры разной направленности (по физическим качествам и видам движений);
3. Чистое время игры должно быть от 20 до 25 минут;
4. Выбор игры методика их применения диктуется степенью ограничения подвижностью ребенка с ДЦП;
5. В игре не должно быть чрезмерных мышечных напряжений;
6. Игры должны вызывать положительные эмоции у детей и оказывать благоприятные влияния на нервную систему;
Слайд 18
По окончанию обучающего эксперимента была проведена
контрольная диагностика. Данные показали, что 37,5% школьников достигли высокого уровня
развития общей моторики, средний остался без изменения, низкий уровень развития общей моторики в контрольном эксперименте не показал никто. Предложенная мной методика позволила детям улучшить показатели двигательных навыков в качественном и количественном отношении.
Слайд 19
До эксперимента низкий уровень отмечался
у 4-х детей, после эксперимента у одного испытуемого. Перешли
с низкого уровня на средний 3 ребёнка, со среднего на высокий - 2 ребёнка, 2 - остались на среднем и один на низком.
Сравнивая полученные результаты, я прихожу к выводу, что проведённые занятия положительно влияют на двигательную активность детей экспериментальной группы, а достичь более значительного результата не позволило малое время эксперимента и тяжесть дефекта отдельных детей.
Слайд 20
С целью выявления эффективности предложенной методики,
мной было проведено сравнение двигательных умений контрольной группы детей с
экспериментальной группой.
Контрольная группа состояла из 7 школьников, возраст детей соответствовал возрасту детей экспериментальной группы. В состав группы вошли дети с различными формами ДЦП. По итогам контрольного эксперимента выяснилось, что преобладает средний уровень развития двигательных навыков общей моторики (5 детей), и с низким уровнём тоже 5 детей. У этих детей низкая переключаемость с одного движения на другое, движения не координированы. Изменения в уровне развития двигательных навыков между экспериментами – незначительны. У учащихся экспериментальной группы после проведения занятий заметно улучшились двигательные навыки. Движения стали более точными и плавными. Увеличился объём движений в парализованных конечностях, увеличился объем движений в пальцах рук.
Слайд 21
Целью обучающего эксперимента была коррекция двигательных
навыков мелкой и общей моторики
у детей. Для достижения поставленной цели мной были подобраны задания, игры, упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, коррекцию, восстановление двигательных качеств, улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно – сосудистой систем, развитие основных физических качеств: меткости, ловкости, быстроты реакции и других.
При проведения подвижных игр с детьми экспериментальной группы главная задача состояла в содействии вертикализации тела ребёнка, его подвижности, совершенствовании мелкой моторики рук.
При организации занятий в восстановительных целях подвижные игры были представлены по 2–м показателям:
1. По степени психофизической нагрузки;
2. По физическим качествам.
Слайд 22
Физическое воспитание детей с
ДЦП отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели
и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют разработки особых методов и приёмов их физического воспитания.
Слайд 23
Изучение исследуемой проблемы позволило мне
сделать следующие выводы:
1. Коррекция двигательных нарушений предполагает
комплексное, систематическое воздействие,
включающее физиотерапию, массаж, лечебную
физкультуру;
2. Коррекция двигательных нарушений должна носить
постоянный не прекращающий характер;
3. Подбор дидактических игр и игровых занятий для
школьников с ДЦП должен основываться на знании
специфических структурных нарушений
познавательной и двигательной деятельности и
быть направлен на коррекции этих нарушений.
Слайд 24 Анализ проведённой работы
показал,
- что специально организованные подвижные игры
на занятиях способствуют развитию двигательных навыков и положительно влияют на личность в целом;
- помимо коррекции движений игры развивают память, внимание и интерес к занятиям;
- в процессе групповых игр и эстафет у детей развивается чувство товарищества и взаимопомощи
Слайд 25
Таким образом, гипотеза выдвинутая мной в начале
исследования о том, что недостатки двигательной сферы у детей с
ДЦП могут быть скорректированы в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания, подтвердилась.
В заключении хотелось бы также отметить, что при обучении движениям детей с ДЦП, решающую роль играет индивидуальный подход и учёт особенностей двигательных качеств.
Слайд 30 Настольный теннис и
отжимания от пола
Слайд 31 Секции баскетбола, дартс
и лёгкая атлетика