«Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят»
«Скoлькo бы xyдoжник ни пoлoжил ycилий, кaкoгo бы cxoдcтвa oн ни дoбилcя, пopтpeтoм никoгдa нe бyдyт дoвoльны впoлнe»
О своей увлеченности Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой.
Такая исключительная привязанность к русской теме было одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всем многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества. У этой погони были и свои минусы; часто она шла в ущерб эстетической ценности, иногда вообще приводя творцов к сомнениям в оправданности художественного творчества.
К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Две его студенческие работы, «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» были удостоены в 1869-м и 1871 годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств. Из более поздних работ этого рода отмечено полотно «Изыди от меня, сатана» (начато в 1890-м году), посвященное евангельской теме искушения Христа.
«Воскрешение дочери Иаира»
Уроки Крамского, видевшего одной из главных задач искусства критическое «отражение» действительности, не прошли для Репина даром. Его волновали не только библейские сюжеты, которые требовала «разрабатывать» академическая программа. Примерно в это же время он написал картину, сделавшую его знаменитым (и не только в России, но и Европе- после ее показа на престижной выставке в Вене),- это были «Бурлаки на Волге» (1870-73).
«Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным»
И. Н. Крамской.
«Крестный ход в Курской губернии»
«Отдых»
«Стрекоза»
На полотне изображена дочь Репина, Вера
«Арест пропагандиста».
Впрочем, не чурался художник и официальных заказов на «парадные» картины. Одно из них- «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», изображающее сановный «цвет» тогдашней России.
«Портрет Михаила Глинки сочиняющего оперу «Руслан и Людмила»»
Другой очевидный источник этой работы- гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которого словно «ожили,- по словам И. Грабаря, - на полотне». В 1880 году художник специально ездил на Украину для сбора материала для начатой картины. В 1888 году он повторил путешествие- уже другим маршрутом, проехав на лодке, поезде и верхом до казачьей станицы Пашковской. Там он сделал ряд набросков, запечатлевших наследников запорожской вольницы. Художник был очарован этой темой. «Чертовский народ! – писал Репин В. Стасову.- Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства»»
1879. Рождается вторая дочь, Елена.
1881. С успехом показывает «Утро стрелецкой казни» на 9-й передвижной выставке. Становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
«Увижу что-нибудь, поразившее внимание, сразу ярко замечу во всех подробностях, и потом стоит только припомнить, и оно, как живое, перед глазами»
«Цветовые отношения в ней связаны в поразительно гармоничное целое. На протяжении этого большого холста нет ни одного цветового пятна, не приведенного в гармонию с ближайшим по соседству и со всеми дальними… Тут нет ни одного миллиметра «»пустой живописи». Все насыщено цветом с такой расточительностью, которая по плечу только гениям»
«Исцеление слепорожденного Иисусом Христом»
Выделяются на общем фоне портреты, созданные художников в 1900-е годы. В них он остается верен самому себе: внимание к колориту, пристрастие к ракурсам, «режиссерское» отношение к предмету изображения, выверенная композиция- вот их отличительные особенности.
«Портрет хакаски»
1909
Тем не менее создание громадных многофигурных композиций не прошло бесследно для него – некоторые наработанные в процессе работы приемы пригодились в дальнейшем, когда Суриков писал свои исторические картины.
«Первый Вселенский Никейский собор»
1876
«Московские памятники, площади- они дали мне ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления»
«Зима в Москве»
1884-1887
Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи.
Третьяков купил это полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей
Боярыня Морозова- центральный образ этой картины, определяющий всю её композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа- сочувствующие ей.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть