Слайд 1Общие сведения об износе узлов и деталей.
Виды ремонта и
технического обслуживания вагонов.
Преподаватель Свердловского УЦПК Русакова И.П.
Слайд 2Общие сведения об износе узлов и деталей
Износ деталей вагона происходит от возникновения сил трения в зонах
взаимодействия двух поверхностей, взаимно перемещающихся друг относительно друга.
Во многом работоспособность узлов и деталей вагона зависит от трения, чем больше трение, тем надежнее работает узел или деталь, но при постоянном взаимодействии соприкасающихся поверхностей, увеличении трения происходит изнашивание деталей и узлов, и требует замены или восстановления поверхности детали для надежной работы вагона в эксплуатации.
Слайд 3 При постоянно воздействующих нагрузках на
детали и узлы в процессе эксплуатации вагона возникает усталость материала,
из которого они изготовлены.
Усталостью называют процесс постепенного накопления повреждений материала под действием переменных напряжений, приводящих к изменению его свойств, образованию и развитию трещин и разрушению.
Усталостный излом деталей характеризуется следующими признаками:
- очагом зарождения усталостного повреждения, его можно заметить по появлению небольшого дефекта, с которого начинается развитие трещины- раковины, неметаллическое включение, царапину или забоину;
- зона постепенного продвижения трещины, для которой характерна гладкая блестящая поверхность как результат длительного притирания поверхностей;
- зона ускоренного развития трещины;
- зона долома, имеет зернистую поверхность, характерную для хрупкого разрушения от статической нагрузки.
Слайд 5 Условия эксплуатации вагонов связаны с воздействием высоких и низких температур
перевозимого груза, повышенной влажности, агрессивных сред на конструкцию вагонов, в
результате возникает коррозия.
Коррозией называют самопроизвольный процесс разрушения материалов и изделий из них под химическим воздействием окружающей среды, что приводит к разрушению, повреждению деталей и узлов вагона.
Слайд 6Виды ремонта и технического обслуживания вагонов
Грузовые вагоны
Система технического обслуживания
и ремонта грузовых вагонов предусматривает следующие виды технического обслуживания и
ремонта:
Техническое обслуживание – ТО;
Техническое обслуживание с диагностированием – ТОД;
Текущий отцепочный ремонт (ТР) подразделяющийся на:
- текущий отцепочный ремонт – ТР-1;
- текущий отцепочный ремонт – ТР-2;
Деповской ремонт – ДР;
Капитальный ремонт – КР;
Капитальный ремонт с продлением срока службы – КРП.
Слайд 7
Техническое обслуживание вагона (ТО)
– комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности
вагона в сформированных или транзитных поездах, а также порожнего вагона при подготовке к перевозкам без его отцепки от состава или группы вагонов.
Техническое обслуживание с диагностированием (ТОД) – комплекс операций по инструментальному контролю технического состояния составных частей вагона с использованием диагностических средств, переводом вагонов в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
Слайд 8 Текущий отцепочный ремонт вагона (ТР) – ремонт,
выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности вагона с заменой или
восстановлением отдельных составных частей, отцепкой от состава или группы вагонов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
По состоянию грузового вагона, месту обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется:
текущий отцепочный ремонт вагона(ТР-1) – ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов.
текущий отцепочный ремонт вагона (ТР-2) – ремонт с целью восстановления работоспособности груженого или порожнего вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или сформированных составов.
Слайд 9 Деповской ремонт вагона (ДР) – ремонт, выполняемый для восстановления
исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением
составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей.
Капитальный ремонт вагона (КР) – ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Капитальный ремонт с продлением срока службы (КРП) - контроль технического состояния всех несущих элементов конструкции вагона с восстановлением их назначенного ресурса, заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые и назначением нового срока службы.
Слайд 10Текущий отцепочный ремонт (ТР-1 и ТР-2) является неплановым видом ремонта,
постановка на который осуществляется без предварительного назначения по техническому состоянию
вагона.
Случай отцепки вагона в ТР-2 подлежит расследованию порядком, установленным железнодорожной администрацией/ владельцем инфраструктуры.
Капитальный ремонт с продлением срока службы (КРП) является неплановым (без предварительного назначения) и осуществляется по техническим условиям, согласованным установленным порядком.
Деповской (ДР) и капитальный (КР) ремонты являются плановыми видами, постановка на которые вагонов осуществляется по установленным нормативам.
Слайд 11
Нормативы периодичности проведения плановых видов ремонта
Капитальный ремонт
Нормативы периодичности производства капитальных ремонтов установлены по критерию календарной продолжительности
эксплуатации вагона от постройки (капитального ремонта) до момента подачи вагона в первый (последующий) капитальные ремонты.
трафарет капитального ремонта на вагоне
от постройки первый КР от капитального ремонта последующий КР
КР КР 140
02.10.2017 02.04.2015-2027
Слайд 12Деповской ремонт
Нормативы периодичности производства деповских ремонтов, устанавливаются, по выбору юридического
или физического лица, владеющего вагоном на праве собственности, по одному из
критериев:
-по комбинированному критерию, одновременно учитывающему фактически выполненный объем работ, выраженный в километрах пробега вагона, и календарную продолжительность, выраженную в годах, использования вагона от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в первый (последующий) плановые ремонты, при этом вагон выводится в ремонт при достижении одного из двух указанных показателей;
Трафарет деповского ремонта на вагоне
от постройки от планового вида ремонта
ДР 02.04.2017 ДР 412
ПРОБЕГ 02.04.2012-2015
ПРОБЕГ
Слайд 13по единичному критерию календарной продолжительности эксплуатации вагона, выраженной в годах,
от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в первый
(последующий) плановые ремонты.
Трафарет деповского ремонта на вагоне
от постройки от планового вида ремонта
ДР ДР 412
02.10.2017 02.04.2012-2015
Слайд 14
Использование вагона (порожнего/груженого) в рабочем парке с достигнутым межремонтным нормативом
(комбинированным или единичным) не допускается.
Допускается использовать вагоны с истекшим
сроком капитального ремонта для перевозки грузов до истечения межремонтного норматива от последнего деповского ремонта, с последующим обязательным направлением грузового вагона в капитальный ремонт.
Слайд 15
Пассажирские вагоны
Система технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов предусматривает следующие
виды технического обслуживания и ремонта:
Техническое обслуживание вагонов – ТО -1;
Техническое
обслуживание вагонов – ТО -2;
Техническое обслуживание вагонов – ТО -3;
Текущий ремонт вагонов - ТР;
Деповской ремонт – ДР;
Капитальный ремонт – КР-1;
Капитальный ремонт – КР-2;
Капитально – восстановительный ремонт – КВР.
Слайд 16техническое обслуживание вагонов (ТО-1) - обслуживание вагонов в составах поездов
на пунктах технического обслуживания станций формирования и оборота пассажирских поездов
перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях.
техническое обслуживание вагонов (ТО-2) - обслуживание вагонов перед началом летних и зимних перевозок.
- техническое обслуживание (ТО-3) - единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов. Производится, через двенадцать месяцев после постройки, планового вида ремонта, предыдущей ревизии, с отцепкой от составов на специализированных путях в вагонных депо или в пунктах формирования пассажирских поездов.
Слайд 17Текущий ремонт вагонов (ТР) - ремонт, выполняемый с отцепкой от
транзитных поездов или сформированных составов, а также с отцепкой вагонов
от состава или поезда в пунктах формирования или оборота пассажирских поездов с подачей их на специализированные ремонтные пути или в вагонные депо.
По месту устранения обнаруженных неисправностей пассажирского вагона ТР подразделяется на следующие виды:
текущий отцепочный ремонт (ТОР) – производится с отцепкой пассажирского вагона от состава или поезда
текущий безотцепочный ремонт (ТБР) – производится без отцепки пассажирского вагона от состава или поезда
Слайд 18деповской ремонт (ДР) – плановый ремонт вагонов для восстановления работоспособности
с заменой или ремонтом отдельных составных частей, а также модернизации
отдельных узлов
капитальный ремонт (КР-1) - плановый ремонт вагонов для восстановления исправности и ресурса вагонов путем замены или ремонта изношенных и поврежденных узлов и деталей, а также их модернизации.
капитальный ремонт (КР-2) - плановый ремонт для восстановления исправности и ресурса вагонов с частичным вскрытием кузова до металла с заменой теплоизоляции и электропроводки. При необходимости с заменой базовых систем, элементов конструкций и модернизации основных узлов.
капитально-востановительный ремонт (КВР) - ремонт пассажирских вагонов с использованием восстановленных существующих конструкций кузовов и тележек, обновлением внутреннего оборудования и созданием современного интерьера.
Слайд 19Оформление технической документации.
При обнаружении неисправностей, требующих отцепки вагона, осмотрщик наносит
меловую разметку, сообщает по телефону или радиосвязи оператору ПТО об
объеме ремонта, выписывает в двух экземплярах уведомление формы ВУ-23М (ВУ-23) и передает дежурному по станции и оператору ПТО.
При оформлении уведомления ВУ-23М (ВУ-23) вводится сообщение 1353 в АБД ПВ с соответствующим кодом (кодами) неисправности согласно классификатора.
При обнаружении повреждённого вагона, дополнительно составляется акт формы ВУ-25. Эту работу контролирует руководитель смены.
На каждый поврежденный вагон осмотрщик обязан составить акт формы ВУ-25М (ВУ-25) и выписать уведомление формы ВУ-23М (ВУ-23) с постановкой в правом верхнем углу буквы «П» (поврежден).
Слайд 20Форма ВУ-23 УВЕДОМЛЕНИЕ НА РЕМОНТ ВАГОНА
Слайд 21
Форма ВУ-25 АКТ О ПОВРЕЖДЕНИИ ВАГОНА
Слайд 22Форма ВУ-26
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТОК
ВУ-26 - является документом, разрешающим пересылку неисправного
грузового или пассажирского вагона, рефрижераторного поезда (секции), хоппер-дозаторной или думпкарной
вертушки в ремонт, а также для укрупненного технического обслуживания автономного рефрижераторного вагона, для ремонта и пополнения недостающего внутреннего оборудования ледника, для направления неисправного вагона на промывку, пропарку, нейтрализацию
Сопроводительный листок составляется на основании уведомления формы ВУ-23 на каждый пересылаемый неисправный вагон как следующий на своем ходу, так и погруженный на исправный подвижной состав.
При пересылке неисправного вагона для ремонта на завод или в вагонное депо на оборотной стороне сопроводительного листка указываются наименование и количество недостающих деталей.
Слайд 23
Требования по текущему содержанию оборудования пассажирских вагонов в эксплуатации.
ТО-1
– техническое обслуживание вагонов
При техническом обслуживании ТО-1 пассажирских вагонов выполняются
следующие работы:
осмотр и инструментальный контроль ходовых частей
осмотр ударно-тягового оборудования
осмотр тормозного оборудования
осмотр внутреннего оборудования
осмотр привода генератора
проверку работы электрооборудования, холодильного и радиооборудования;
проверку работы систем водоснабжения и отопления
проверку работоспособности тормозного оборудования, опробование тормозов
проверка работоспособности экологически чистого туалета и степени заполнения фекальных баков
Слайд 24Классификатор неисправностей грузовых вагонов.
Классификатор состоит из одного раздела.
Позиция
раздела классификатора структурно состоит из 3 блоков:
блок идентификации
блок наименования неисправности
дополнительный информационный блок
Слайд 25
Блок идентификации:
Первая цифра (Х) соответствует коду
укрупненного узла грузового вагона (исключение составляет код со значением
9), к которому относится неисправность:
- неисправности колесной пары
- неисправности тележки
- неисправности автосцепного оборудования
- неисправности автотормозного оборудования
- неисправности кузова
- неисправности рамы вагона
- неисправности кузова, ведущие к исключению вагона из инвентарного парка
- служебные коды, не связанные с техническим состоянием вагона
Вторая и третья цифры кода (YY) соответствуют порядковому номеру неисправности элемента узла.
Слайд 26Блок наименования неисправности:
поле полного наименования неисправности
поле сокращенного наименования неисправности
Дополнительный информационный блок содержит цифровой
код, характеризующий причину возникновения неисправности грузового вагона:
1 – технологическая – неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО;
2 – эксплуатационная – неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона;
3 – повреждение – неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Слайд 27Содержание классификатора (выписка)
Слайд 28ТО-2 - техническое обслуживание вагонов перед началом летних и зимних
перевозок.
При техническом обслуживании ТО-2 выполняю
т все
работы технического обслуживания ТО-1 и следующие работы:
техническое обслуживание аккумуляторных батарей с корректировкой плотности электролита (корректировка плотности электролита производится только у аккумуляторных батарей, где это предусмотрено заводом-изготовителем)
осмотр всех электрических машин со снятием крышек (кожухов), смотровых люков (машин постоянного тока), клеммных коробок и пробок для слива конденсата;
осмотр электрических калориферов и печей с проверкой целостности нагревательных элементов (при подготовке вагонов к зимним перевозкам);
Слайд 29 очистку и осмотр термоконтактов системы термоавтоматики,
расположенные в салоне вагона;
очистку электрических
контактов соединительных рукавов 369А;
очистку наружной поверхности сети горячего и холодного водоснабжения
от пыли и грязи, дезинфекцию трубопровода (весной);
промывку системы отопления;
проверку работы торцевых и боковых дверей;
проверку работоспособности пожарной сигнализации и климатической установки;
осмотр со вскрытием клеммных коробок и разъемных соединений системы контроля нагрева роликовых букс.
Слайд 30 В соответствии с требованиями «Инструкции о
порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы
на железных дорогах ОАО «РЖД»» перед началом зимних перевозок
в период с 1 сентября до 15 октября производится ТО-2 вагонам, предназначенным для работы в поездах, следующих по Дальневосточной, Сахалинской, Забайкальской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Свердловской, Горьковской, Северной железным дорогам,
и до 1 ноября по Приволжской, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Юго-Восточной, Октябрьской, Московской и Калининградской железным дорогам.
Техническое обслуживание ТО-2 в весенний период должно выполняться в период до 25 мая ежегодно, перед началом летних перевозок.
По окончании технического обслуживания ТО-2 на торцевые стены кузова вагона наносят трафарет с указанием даты и места проведения обслуживания.
Слайд 31ТО-3 - единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов, эксплуатирующихся
в пассажирских поездах.
ТО-3 необходимо проводить в пунктах формирования пассажирских
поездов на специализированных ремонтных путях или в вагонных депо с отцепкой от состава.
При техническом обслуживании ТО-3 выполняют все виды работ технического обслуживания ТО-2 и осуществляют изложенные ниже работы.
Технической ревизии подвергают все типы приводов вагонных генераторов в установленные сроки производства единой технической ревизии оборудования вагонов.
Техническую ревизию приводов, кроме плановой, производят так же и после обтачивания колесной пары с редуктором от средней части оси.
Слайд 32 Перед технической ревизией поверхности редукторов, карданных
валов и муфт необходимо очистить от грязи.
Поверхность катания обода редукторной и шкивной колесной пары при выкатке проверяют на балансировочном стенде индикатором часового типа или электронным измерительным прибором, согласованным с ОАО «РЖД».
Некруглость (овальность) и несоосность (эксцентричность) колесной пары не должна быть более 0,5мм.
Для осмотра деталей редуктора из него сливают масло и внутреннюю его полость промывают керосином или дизельным топливом до полного удаления шлама.
Вытирать детали, расположенные внутри корпуса редуктора, не допускается. Просушивать эти детали рекомендуется сухим сжатым воздухом.
При обнаружении металлических частиц в масле редуктор отправить в ремонт для определения и устранения причин.
Слайд 33 Единую техническую ревизию производить с выкаткой тележек.
Обезличивание тележек запрещается.
В случае совпадения сроков
единой технической ревизии и весеннего или осеннего технического обслуживания производится единая техническая ревизия с выполнением работ, связанных с подготовкой к эксплуатации в летний или зимний период.
По окончании технического обслуживания ТО-3 на торцевые стены кузова вагона наносят трафарет с указанием даты и места проведения обслуживания.