Слайд 1«Тьюторы и ассистенты учителя –
сегодняшний опыт»
Анна ХЕСИНА,
юрист,
СГООИК «Ассоциация Десница»,
г. Самара.
вебинар 26 апреля 2018
Web-школа РООИ «Перспектива» – Защита прав –
Инклюзивное образование
perspektiva-inva.ru/web-school
Слайд 2
Тьюторы и ассистенты учителя – сегодняшний опыт
Слайд 3Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федераци»
НИ
ОДНА ИЗ СТАТЕЙ НЕ СОДЕРЖИТ ТЕРМИНА «ТЬЮТОР»!
П. 3 ст.
79 - Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя … предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь…
Слайд 4
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
"Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников образования"
Раздел III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Тьютор - за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.
Требования к квалификации
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Слайд 5Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н
"Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»
Тьютор - IV. ДОЛЖНОСТИ РАБОТНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
Требования к квалификации тьютора в ВО и ДПО
Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 3 лет.
Слайд 6Должен знать:
основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
психологию
отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию,
школьную гигиену;
методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;
теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
технологии открытого образования и тьюторские технологии;
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
административное, трудовое законодательство;
основы экологии, экономики, права, социологии;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
Слайд 7Должностные обязанности
обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного
стандарта
определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов
контролирует и
оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы
обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
Слайд 8
Правовой статус педагогических работников
Статья 47. Права и свободы педагогических работников,
гарантии их реализации
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Статья 49.
Аттестация педагогических работников
Слайд 9
Приказ Минтруда России от 18.08.2016 N 436н
«Об утверждении технического задания
пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации
и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов»
7. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, субъекта Российской Федерации, который является участником Пилотного проекта, осуществляется посредством реализации следующих основных мероприятий:
б) адаптация организаций, осуществляющих профессиональную, социальную реабилитацию и абилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, для осуществления мероприятий по их комплексной реабилитации:
укомплектование организаций, осуществляющих социальную и профессиональную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, специалистами соответствующего профиля, в том числе специалистом в области воспитания в должности "тьютор", ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями;
Слайд 10ТЬЮТОР В ШКОЛЕ
Деятельность тьютора в школе осуществляется в соответствии
с рядом локальных актов:
- Положение об организации тьюторской деятельности;
- Положение о тьюторе;
- Должностная инструкция тьютора;
- Положение об индивидуальной образовательной программе;
-Положение о социальных практиках, об образовательных стажировках и профессиональных пробах;
- Положение об индивидуальном учебном плане обучающегося;
- Положение об индивидуальной образовательной траектории обучающегося и др.
Слайд 11Каждый локальный акт разрабатывается в соответствии с установленной структурой.
Положение имеет
следующую структуру:
Общие положения;
Цели и задачи (обобщенно);
Функции (подробно);
Организация деятельности;
Права;
Ответственность;
Руководство;
Взаимодействие с другими
работниками или структурными подразделениями организации.
Положение о тьюторе разрабатывается заместителем директора по УВР, принимается педсоветом или методсоветом (МО) и утверждается директором образовательной организации. С ним работники знакомятся под роспись.
Слайд 12Структура должностной инструкции:
Общие положения (порядок назначения и освобождения от должности,
подчиненность, порядок замещения работника в случае его отсутствия, квалификационные требования,
перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности);
Функции;
Должностные обязанности (из справочника);
Права;
Ответственность (обобщенно: устанавливается ответственность за невыполнение должностных обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка и т.д.);
Взаимодействие с работниками и структурными подразделениями организации.
Слайд 13
При разработке должностной инструкции тьютора учитываются конкретные образовательные задачи, группы,
возрастной состав, направления деятельности образовательной организации, а также модель тьюторского
сопровождения, т.е. должностная инструкция является «индивидуальной».
В инструкции по конкретной должности должны быть учтены именно те обязанности, которые возлагаются на данного работника.
Например, тьютор-учитель исполняет обязанности тьютора и учителя. Они и должны быть изложены в одной инструкции, а не в двух, ведь часть обязанностей повторяются, а что-то может и не поручаться.
Инструкция разрабатывается заместителем по УВР, принимается методсоветом (МО) тьторов и утверждается директором школы. Работник знакомится с данным документом под роспись.
Слайд 14Согласно п32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности с детьми
с ОВЗ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013
г. N 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734)
П. 29 - Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
П. 32 - При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 15Согласно п. 2.1. Приказа Минобрнауки от 22.12.2014 г. №1601
Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:
тьюторам организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
Слайд 16На федеральном уровне нет указаний о том, какую документацию должен
вести тьютор!
Примерная документация тьютора:
- программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
-
план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
- индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
- план-график работы с тьюторской группой;
- журнал учета посещаемости детей;
- анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
портфолио обучающихся;
- материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.
Слайд 17Из письма Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. №
ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»:
«Как правило, в региональные документы, описывающие
подходы к составлению штатных расписаний ОО, включается пункт о введении дополнительных ставок тьютора, например, при наличии в школе 6 детей с ОВЗ. В этом случае нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком.
Так же, тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования. В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время.
В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО.
Возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога».
Слайд 18Основные моменты организации работы тьютора:
тьютор назначается на должность и освобождается
от должности директором образовательной организации через издание приказа, заключение трудового
договора;
тьютор закрепляется за отдельными обучающимися, группой обучающихся или классом (классами) в соответствии с Положением об организации тьюторской деятельности;
тьюторами назначаются работники, отвечающие требованиям квалификационной характеристики тьютора;
для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединяются в методическое объединение (МО) тьюторов;
в своей деятельности тьютор также руководствуется локальными актами школы и ведет необходимую контрольную и отчетную документацию в рамках своей деятельности.
Слайд 19Кто такой ассистент?
В ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного
из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ).
Слайд 20Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
Раздел III. ДОЛЖНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА – Ассистент
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.
Слайд 21Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
IV. ДОЛЖНОСТИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА – помощник воспитателя
Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
Слайд 22Должен знать:
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
основы педагогики, психологии, возрастной физиологии,
гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы;
правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;
санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Слайд 23Должностные обязанности
Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.
Осуществляет
под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их
социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.
Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.
Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь.
Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.
Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими).
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Слайд 24Приказ Минтруда России от 12.04.2017 N 351н "Об утверждении профессионального
стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам
с ограниченными возможностями здоровья»
Цель деятельности ассистента - оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности.
Слайд 25Обобщенные трудовые функции ассистента согласно проф. стандарта:
Оказание технической помощи
инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности
к самообслуживанию
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению
Слайд 26Возможные наименования должностей, профессий
«Ассистент по оказанию технической помощи»
Требования к
образованию и обучению
Среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж
на рабочем месте или Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к опыту практической работы – нет
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Слайд 27Трудовые действия
Получение информации от инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья,
родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц в процессе оказания технической
помощи
Изучение маршрута оказания технической помощи и плана эвакуации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, месте отдыха
Обеспечение доступа на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, к месту отдыха и предоставляемым в нем услугам
Проведение инструктажа по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья
Уведомление родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья
Оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий)
Оказание помощи в одевании и раздевании
Оказание помощи в ведении записей, приведение в порядок рабочего места и подготовка необходимых принадлежностей
Оказание помощи при пользовании столовой посудой и приборами, в соблюдении личной гигиены во время принятия пищи
Оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях
Организация присутствия медицинского работника при необходимости медицинских и социально-медицинских манипуляций
Оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований
Слайд 28Тьютор не ассистент!
Тьютор нацелен на организацию образовательного процесса и освоение
обучающимся образовательной программы.
Ассистент помогает обеспечить доступность и безопасность лиц с
ОВЗ в образовательной организации.
тьютор – педагогический работник.
ассистент – вспомогательный персонал.
Слайд 29
Спасибо за внимание!
А.И. Хесина
Юрист СГООИК «Ассоциация Десница» г. Самара,
Координатор
по вопросам инклюзивного образования
ЧОУ ВО «Самарская гуманитарная академия»