Разделы презентаций


У истоков экономической мысли Три источника европейской культуры: Библия

Содержание

Три источника европейкой культурыКультура Европы возникла и развилась из трех основных истоков: ● первым из них была Библия, ● вторым — философия Древней Греции и Древнего Рима, ● третьим — древнеримская

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1У истоков экономической мысли
Три источника европейской культуры:
Библия (ветхий завет)
Римское право
Античная

философия – Ксенофонт, Аристотель
Воззрения средневековых мыслителей – Фома Аквинский
Памфлетисты –

Антуан Монкретьен, Томас Ман, Джон Ло, Дэвид Юм
Меркантилизм – как направление мысли (революция цен, торговый баланс)


У истоков экономической мыслиТри источника европейской культуры:Библия (ветхий завет)Римское правоАнтичная философия – Ксенофонт, АристотельВоззрения средневековых мыслителей –

Слайд 2Три источника европейкой культуры

Культура Европы возникла и развилась из трех

основных истоков:
● первым из них была Библия,
● вторым

— философия Древней Греции и Древнего Рима,
● третьим — древнеримская юриспруденция.


● Анти́чность[1] (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация древней Греции и древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.
Также иногда Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову «древность».
В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.








Три источника европейкой культурыКультура Европы возникла и развилась из трех основных истоков: ● первым из них была

Слайд 3Моисей со Скрижалями.
Густав Доре

Моисей со Скрижалями. Густав Доре

Слайд 4Пятикнижие Моисея и другие книги еврейской Библии явились той основой,

из которой возникло и на которой сформировалось христианство. Большинство законов

Моисея были отторгнуты христианской религией. Но в области хозяйственной деятельности и экономических отношений было оставлено очень многое…

● Два начала лежат в основе Моисеева закона — справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу, который является абсолютным воплощением справедливости и праведности.
В применении к нашей теме :
● справедливость означает признание и неприкосновенность шести основных прав человека; на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых.
● Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бедным и больным.

● Владелец хлебного поля или виноградника обязан оставлять часть урожая неубранным, чтобы этим могли воспользоваться нищие или просто голодные путники.
● По отношению к земным благам праведность означает понимание, что любое из них доверено человеку Богом. Ты не хозяин своей собственности, а управляющий по доверенности. Тем более это относится к земле — она вся принадлежит Богу.
● Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с лихвой. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешивать.

Пятикнижие Моисея и другие книги еврейской Библии явились той основой, из которой возникло и на которой сформировалось

Слайд 5● Каждый седьмой год требовалось прощать все долги. И отпускать

на волю рабов, которые сами продали себя в рабство из-за

нужды.
● Через каждые пятьдесят лет объявлялся "юбилей". Человек, который из-за нужды вынужден был продать наследственный участок земли или дом, имел право выкупить их обратно (тем дороже, чем больше прошло лет со дня продажи). Но если такой возможности у бывшего хозяина не будет, то в юбилейный год его надел должен быть ему возвращен.
● Все такие заповеди вытекали из общей: "Люби ближнего своего, как самого себя" (Левит 19:18). Это правило относилось не только к евреям, но и к живущим в стране иноземцам (Левит 19:34), не только к свободным, но и к рабам. Если хозяин нанес рабу увечье, он должен был немедленно отпустить его на волю.
● Нельзя было возвращать на прежнее место беглого раба,
● Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и даже скотину.
● Законы субботы, седьмого и юбилейного годов имели чрезвычайное значение. Можно сказать, что они препятствовали формированию класса потомственных пролетариев и наследственных рабов, предотвращали накопление массового недовольства и появление революционных ситуаций.
● Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб. За имущественные преступления нельзя было наказывать смертной казнью. Сын не отвечал за преступления отца.


● Каждый седьмой год требовалось прощать все долги. И отпускать на волю рабов, которые сами продали себя

Слайд 6

● Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым,

это и было воздаянием за богобоязненность. Богатство было знаком Божьего

благословения. Указанный принцип, а также другой — что любым своим действием (в рамках Закона Моисея) ты служишь Богу — мы вспомним, когда дойдем до Реформации.

● Все эти и подобные им законы были совершенно необычными для людей, которые жили за 1300 лет до нашей эры. Наиболее известный из тогдашних сводов законов — Кодекс Хаммурапи — делал акцент не на права человека, а на охрану собственности. Только за помощь беглому рабу там полагалась смертная казнь. Кредитору разрешалось силой отнять у должника часть его имущества в виде компенсации за неуплаченный долг. Не было ничего похожего на недельный день отдыха (тем более для рабов), обязанность благотворительности и любви к ближнему. Раб считался имуществом, он подлежал иным законам и иному суду, нежели свободный человек. Трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов.

См.:
Хозяйственная этика Пятикнижия Моисея
Десять заповедей


● Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым, это и было воздаянием за богобоязненность. Богатство

Слайд 7


















Десять заповедей - Кранах, Лукас

Старший.



Десять заповедей -

Слайд 8● Римская цивилизация оставила своим наследникам замечательное сокровище — римское

право, систематизированное и сведенное воедино в Кодексе Юстиниана, императора Византии

(VI в.н.э.). Это была чрезвычайно широко и глубоко разработанная система законов, норм, правил и принципов. Не все законы Римской империи, конечно, были переняты варварскими государями. И не все из принятых строго соблюдались. Но осталось самое главное — уважение к закону и юридической процедуре разрешения конфликтов. Сохранились и юридическое образование, и сословие юристов, и высокий социальный статус юриста.
● Сравнительно с другими, историческими или современными, системами права, римское право в наибольшей степени отмечено началом индивидуализма, сосредоточенности на регуляции свободного и самостоятельного в хозяйственном и гражданском отношении положения индивида, признанного обществом и государством за полноправного субъекта.
● Индивидуальная гарантированность соответствующей правовым началам общежития деятельности, индивидуальная же и правовая ответственность за нарушение этих начал составили основу римского права. Политическая, правовая и культурная ценность индивидуализма в истории человеческого общества оказывается, как о том свидетельствуют многократные безуспешные попытки социальных унификаций и тоталитарного сплочения, непреходящей, единственно плодотворной в социальной перспективе.
● Внутренние качества римского права приобретают в этом отношении значение классического ориентира всякий раз, когда возникает общественная и юридическая потребность в правовом воплощении индивидуальной свободы гражданина.
● Римская цивилизация оставила своим наследникам замечательное сокровище — римское право, систематизированное и сведенное воедино в Кодексе

Слайд 9● Понятие права, jus, имело чисто социальную наполненность. В этом

отношении римляне противопоставляли fas как установление божественного происхождения и jus

как установление человеческого общежития.
● Первое представляет собой род священного, единожды и навсегда в неизменном виде установленного права, переданного людям в виде общих заветов для неукоснительного следования, не подверженного сомнению и лукавому истолкованию, гарантированного Божественным возмездием; благодетельность предначертаний и требований fas следует из презумпции его неумолимой гуманности.
● Fas определяет собою как бы внешние рамки существования общины (святость гостеприимства, соблюдение междуобщинных и международных договоров, статус главы рода или общины), и санкцией за его нарушения следует изгнание из общины или «предание воле богов».
● Jus — это внутреннее право общины, формируется оно общественным согласием без всякого участия высших сил, и его обязательность основывается либо на целесообразности следования предписанному, либо на властной принудительности. Fas lex divina, jus lex humana est. ● Система римского права, не будучи разработанной и установленной единовременно, а сложившаяся в ходе длительной традиции юридической практики и разработок юриспруденции, отличается от отраслевого (или иного) подразделения правовых систем современности. Главным квалифицирующим признаком классификации институтов и в целом системы римского права явилось деление на право публичное и право частное (jus publicum — jus privatum).
● Понятие права, jus, имело чисто социальную наполненность. В этом отношении римляне противопоставляли fas как установление божественного

Слайд 10● Согласно основополагающему определению, «публичное право есть то, которое рассматривает

состояние римского государства, частное — то, которое посвящено интересам отдельных

лиц».

● Падение Западной Римской империи, собственно традиционного Римского государства, в V в. н. э. (476 г.) завершило первую эпоху истории римского права. Последующая историческая жизнь римского права в условиях иных государственно-политических учреждений, другой культуры и других в целом социальных условий питалась собственными историческими корнями. В главном эта историческая жизнь сводится к прямому продолжению традиции римского права, к рецепции его и вхождению в иную юридическую практику, к научному, наконец, освоению философии и догмы римского права. Эти три явления и составляют содержание второй эпохи в истории римского права, начинающейся с правовой традиции Византии и продолжающейся в известном смысле по настоящее время. ● Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским в широком смысле, во-вторых — согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, или правом общенародным (jus gentium).
● Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены почти все договоры», оно служит основой для организации коммерции, оборота и т.д.

● Согласно основополагающему определению, «публичное право есть то, которое рассматривает состояние римского государства, частное — то, которое

Слайд 11● Собственное данного народа право может состоять из писаного права

и из неписаного; к последнему преимущественно относится обычай.
● Естественное

право считается неизменным, ибо оно установлено Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития.
● В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться «или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом». Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: законы и постановления римского народа, определения Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы или консультации правоведов.

Время правления византийского императора Юстиниана (527—565 гг.) было несомненным и всесторонним расцветом восточно-римской цивилизации. В ходе централизаторских политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

●«…Ее отрывки, сохранившиеся по большей части в извлечениях, сделанных для «Свода законов» Юстиниана (528-533 гг.), 7-4 с тех пор являются объектом восхищения.


● Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного; к последнему преимущественно относится

Слайд 12● Мы упоминаем эту литературу по причине ее подлинно научного

характера. Эти юристы анализировали факты и создавали принципы, которые были

не только нормативными, но также, во всяком случае по смыслу, и объясняющими. Они создали правовую логику, которая оказалась приложимой к широкому кругу социальных структур, по сути к любой социальной структуре, признающей частную собственность и «капиталистическую» коммерцию. В той мере, в какой их факты принадлежали сфере экономики, их анализ был экономическим анализом.
● …Значение этой работы, а также тренировки в четком мышлении, которую проходит всякий изучающий эту литературу, значительно выросло в связи с тем любопытным фактом, что начиная с XII в. право опять начали преподавать по Corpus juris, и в результате он вернул себе авторитет в европейских судах («рецепция» римского права). Но до конца XVIII в. большинство авторов, пишущих по экономическим вопросам, были либо деловыми людьми, либо священниками или юристами по профессии: научное образование этих двух типов экономистов состояло в основном из римского и церковного права. Таким образом, существовал естественный путь, по которому в сферу экономического анализа вошли понятия, дух и, быть может, даже некоторые манеры римских юристов» (Й.А.Шумпетер).

См. Омельченко О. Римское право
Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.
Йозеф Шумпетер. История экономического анализа. [b) Значение римского права]

● Мы упоминаем эту литературу по причине ее подлинно научного характера. Эти юристы анализировали факты и создавали

Слайд 13Правовое положение социальных групп населения.
Все свободное население Рима делилась

на две категории – патриции и плебеи.
При зарождении Рима

патриции были равноправными членами римской общины. Они могли участвовать в народном собрании, занимать гос. должности, быть субъектами имущественного права. Плебеи находились вне родовой организации римского народа.
Во время царского Рима плебеи имели свою общину – организацию во главе с плебейскими должностными лицами. По отношению к римскому народу плебеи рассматривались как чужеродный элемент, поэтому им не доверяли службу в армии, они были лишены политических прав, и до середины Y-го века до н.э. браки между патрициями и плебеями были запрещены.
В течение некоторого времени в среде плебеев происходит имущественное расслоение - появляются богатые плебеи. Они начинают бороться с патрициями за доступ к гос. должностям, в результате длительной борьбы плебеи и патриции были уравнены в правах.
В качестве сословия образуется плебейско-патрицианская верхушка – Нобилитет.
Одновременно с этим происходит процесс формирования “всадников” и сенаторов. Сенаторами стали крупные землевладельцы, получившие доступ в Сенат. “Всадники” – зажиточная группа населения, состоящая из средних землевладельцев, торговцев, финансистов. Все остальные свободные римляне стали плебеями.
Понятие плебея ТРАНСФОРМИРОВАЛОСЬ.
К ограниченной в правах, но свободной части населения относились “клиенты”.
“Клиент” - член большой римской семьи, но неравноправный. На клиента распространялась власть домовладельца. Клиент получал от своего патрона участок земли, но отдавал ему часть урожая.
Во время военного похода он должен был сопровождать патрона. Если “клиент” не оставлял завещания, то все его имущество переходило к патрону.
В особо приниженном правовом положении находились рабы. Раб – младший член семьи. Рабство было патриархальным. Убийство раба считалось нечестивым делом. Господин мог продавать, дарить, сдавать в наем, закладывать своих рабов.



Правовое положение социальных групп населения. Все свободное население Рима делилась на две категории – патриции и плебеи.

Слайд 14● Другое наследие античной цивилизации, воспринятое средневековой Европой, представляла собой

греческая и римская философия. Из греков в области экономической мысли

свой след оставили Платон, Аристотель, Ксенофонт, Антисфен, Аристипп, Эпикур. Особенно высоким, даже непререкаемым, был в средние века авторитет Аристотеля.
● Античные государства — Древняя Греция и Древний Рим представляют для исследователя экономической мысли богатый материал.
С одной стороны хозяйства этих государств было несколько более развитым, чем на Древнем Востоке. В Древней Греции и Древнем Риме были распространены рыночные отношения. Поэтому неудивительно, что можно обнаружить ряд произведений прикладного экономического характера.
● Для Древнего Рима это ряд “сельскохозяйственных” трактатов Катона, Варрона, Колумеллы1, представляющих собой руководства для управляющего поместьем (см. “Экономическая школа”, лекция 22, раздел 4).
● В Древней Греции также присутствовал вариант трактата подобного рода: произведение Ксенофонта “Домострой”.


-------------
1. Катон М.П. О земледелии. М. Л., 1950;
Варрон М. Т. О сельском хозяйстве. М., 1957;
Колумелла Л.Ю.М. О сельском хозяйстве. М., 1957

● Другое наследие античной цивилизации, воспринятое средневековой Европой, представляла собой греческая и римская философия. Из греков в

Слайд 15Ксенофонт (ок. 425-356 г. до н. э.)









Ксенофонт - греческий историк

и философ, сын Грилла, из богатой всаднической семьи в Афинах;


Зачатки экономической теории, равно как и само слово «экономика», возникли в Древней Греции, в работах некоторых выдающихся древнегреческих мыслителей. Поэтому начало становления экономической науки следует относить именно к этому времени и к этой стране.
● Принято считать, что слово «экономика» было придумано Ксенофонтом, который написал книгу по моральной философии «Домострой». Это книга о том, как должно вести домашнее хозяйство (что тесно связано со значением самого слова «экономика»: «ойкос» - дом, домашнее хозяйство; «номос» - закон).
Ксенофонт (ок. 425-356 г. до н. э.)Ксенофонт - греческий историк и философ, сын Грилла, из богатой всаднической

Слайд 16Она содержит, в частности, следующие важнейшие экономические понятия и идеи.
а)

Идея разделения труда и его связи с размерами рынка (данный

аспект занял важное место в теории А. Смита).
б) Выделение двух свойств («сторон») товара. С одной стороны, каждый товар характеризуется какими-либо полезными свойствами, которыми может воспользоваться его обладатель (здесь мы можем наблюдать зародыш идеи полезности). С другой стороны, каждый товар способен к обмену (а здесь мы можем наблюдать зародыш идеи меновой ценности или цены). Идея о двойственности сторон товара позднее стало одним из центральных элементов учения классической политической экономии.
в) Анализ роли денег. Деньги, согласно воззрениям Ксенофонта, играют важную роль в хозяйстве, поскольку облегчают обмен.

Для Ксенофонта, как и для древнегреческих мыслителей в целом, характерно отрицательное отношение к ростовщичеству. Этот вид деятельности, по его мнению, выходит за рамки того, что разрешает этика (напомним, что в первый период истории экономической мысли экономическая теория понималась как часть моральной философии). С его точки зрения, самое почетное и этически добродетельное занятие - земледелие.




Она содержит, в частности, следующие важнейшие экономические понятия и идеи.а) Идея разделения труда и его связи с

Слайд 17Аристотель (384-322 до н. э.)






















Древнегреческий

философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником платоновской Академии. В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.
Аристотель собрал огромный исторический материал о греческих городах-государствах, на котором была основана его теория государства.
Аристотель различал три хорошие и три дурные

формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это - монархия, аристократия и 'полития' (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований.

Аристотель (384-322 до н. э.)

Слайд 18Аристотель, живший в Афинах за триста с лишним лет до

нашей эры, стоял у начала начал экономической науки.
Он, естественно,

не мог претендовать на создание системы. У него отсутствуют привычные теперь термины. Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.
● Одна из проблем – стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами? Чем определяются отношения обмена? К примеру, обмена «продукта» деятельности врача и земледельца – людей, заинтересованных во взаимном обмене, но «не одинаковых и не равных»?
По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета».
● Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономика». В противоположность ей деятельность, направленная на обогащение, «искусство наживать состояние», заслуживает осуждения. Аристотель именует ее «хрематистикой» (от греч. chremata – имущество, богатство).



Аристотель, живший в Афинах за триста с лишним лет до нашей эры, стоял у начала начал экономической

Слайд 19Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене.

Обмен, по Аристотелю, есть особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется

принцип равенства, эквивалентности. Но равенство невозможно без соизмеримости. Однако трудно предположить, чтобы разнородные предметы были соизмеримы, т.е. качественно равны. Отсюда Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуждым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег. Являясь сыном своего времени, Аристотель не мог принять мысль о равенстве труда социально неравных людей (рабов и граждан) и потому встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. С другой стороны, и в этом опять проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете, Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен "по достоинству". Он утверждает, что зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И приводит следующий пример: если 100 пар обуви = 1 дому, а достоинство строителя вдвое больше достоинства сапожника, то строитель относится к сапожнику как 200 пар обуви к одному дому. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым. Как видим, в античном мире экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь.

Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть особая форма уравнивающей

Слайд 20Теория рабства. Не смотря на то, что Аристотель был менее

аристократичен, чем Платон, он поддерживал идею изначального неравенства всех людей.

Существует так называемое естественное право, которое объясняет “попарное” устройство общества. Как писал Аристотель, “…необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, — мужчину и женщину” и точно так же должны относиться между собой господин и раб (“первое благодаря своим умственным способностям способно к предвидению… второе способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания…). Таким образом, “одни люди по своей природе свободны, другие – рабы, и этими последним быть рабами и полезно, и справедливо”.







См. “О домохозяйстве и рабстве”.
« Об искусстве наживать состояние»



Теория рабства. Не смотря на то, что Аристотель был менее аристократичен, чем Платон, он поддерживал идею изначального

Слайд 21Бертран Рассел пишет, что Фома родился 25 января 1225 года.

Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Неапольском университете,

Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кёльне. Существует легенда, что однажды, во время трапезы в монастыре, Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора покинуть монастырь. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.




Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат (1226-1274)

Бертран Рассел пишет, что Фома родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, учился

Слайд 22Уильям О́ккам (англ. William of Ockham; ок. 1285(1285), Оккам, графство Суррей —

1349, Мюнхен) — английский философ, францисканский монах из Оккама[1], маленькой деревни

в графстве Суррей в Южной Англии.
Порой принцип «Бритва О́ккама» или «лезвие Оккама» выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего»
(лат. Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate[1]) в произведениях Оккама не встречается.

Уильям Оккам
(1285 - 1349)

В числе известнейших примеров применения этого принципа служит ответ, который создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас дал императору Наполеону. Наполеон спросил, почему слово «Бог», беспрерывно повторяемое Лагранжем, в его сочинении не встречается вовсе, на что Лаплас ответил: «Это потому, что я в этой гипотезе не нуждался»[2].
Когда ученики Платона попросили дать определение человека, философ сказал: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Услышав это, Диоген Синопский поймал петуха, ощипал его и, принеся в Академию, объявил: «Вот платоновский человек!». После чего Платон вынужден был добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

Уильям О́ккам (англ. William of Ockham; ок. 1285(1285), Оккам, графство Суррей — 1349, Мюнхен) — английский философ, францисканский монах из

Слайд 23Экономические воззрения средневековых мыслителей
Основные представители: Фома Аквинский (1226-1274), Уильям Оккам

(1285 - 1349)
 
Экономические идеи древних греков получили дальнейшее развитие

в произведениях средневековых схоластов. Наиболее известным произведением схоластов, посвященным экономической проблематике, является «Сумма богословия» [«Summa Theologiae»] Фомы Аквинского, канонизированного Католической Церковью. Как и Аристотель, Фома Аквинский осуществляет анализ различных аспектов экономической жизни с нормативной точки зрения. При этом он пытается следовать моральной философии католицизма. Иными словами, зачатки экономической теории у Фомы Аквинсого представляют собой синтез идей Аристотеля с христианской этикой (в ее католическом варианте).
Как и Аристотель, Фома отрицательно относится к взиманию ссудного процента. Важнейший аргумент против существования процента основан на том, что кредитор получает возможность обогащаться без труда со своей стороны, таким образом оказываясь «паразитом», которому достаются плоды чужого труда. Кроме того, ссуда вещи означает ее передачу в собственность должнику; поэтому, если эта вещь и приносит некий «плод», то он является собственностью должника, а не кредитора. Что же касается тезиса, согласно которому ссудный процент отражает время, на которое выдана ссуда, то здесь Фома Аквинский указывает на следующий аспект: время не принадлежит никому, оно дано Богом равномерно для всех.


Экономические воззрения средневековых мыслителейОсновные представители: Фома Аквинский (1226-1274), Уильям Оккам (1285 - 1349)  Экономические идеи древних греков

Слайд 24Поэтому кредитор, берущий плату за время в виде процента обманывает

ближнего (т.е. должника, имеющего на время такое же право, что

и кредитор), а также Бога, за свободный дар которого он требует цену. Наконец, существование ссудного процента порождает зависть и распри, противоречит принципам христианского милосердия, согласно которым ближнему следует помогать из чувства любви к нему, а не ради выгоды (Следует отметить, что с течением времени ригористическое отношение схоластов к взиманию ссудного процента постепенно стало сходить на нет, и к началу Нового времени этот экономический феномен был почти полностью легализован).
Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждает получение торговой прибыли; однако, с его точки зрения, она оправдана в тех случаях, когда:
а) является средством существования того, кто ее получает; или
б) используется на благотворительные цели.
Таким образом, если торговля не осуществляется только ради барыша, то она приемлема.
Следует также отметить, что Фома значительно развил аристотелевскую идею справедливой цены. С точки зрения Фомы, необходимо выделить два типа справедливости
а) Справедливость «сообразно вещи». Здесь речь идет о том, что цена товара должна покрывать средние издержки его производства.
б) Справедливость «отношения части к целому». А здесь речь идет о том, что цена должна обеспечивать приемлемое существование каждого слоя.


Поэтому кредитор, берущий плату за время в виде процента обманывает ближнего (т.е. должника, имеющего на время такое

Слайд 25Иными словами, цена товара должна определяться тем, представитель какого слоя

его продает. Чем к более привилегированному слою общества относится продавец

товара, тем выше должна быть цена этого товара.

В этом состоит суть довольно противоречивой концепции справедливой цены Фомы Аквинского, пожалуй, наиболее видного из средневековых схоластов.

При описании их взглядов нельзя не упомянуть о так называемой «бритве Оккама». Эта идея, принадлежащая английскому схоласту Уильяму Оккаму, формулируется следующим образом: «не надо умножать сущности без нужды». Иными словами, в рамках научного анализа следует стремиться к наиболее экономному использованию научных терминов и применению наиболее простых теорий. Ненужные теоретические и семантические сложности надо «сбривать».
Идея «бритвы Оккама» является одним из центральных элементов методологии современной экономической теории.







Иными словами, цена товара должна определяться тем, представитель какого слоя его продает. Чем к более привилегированному слою

Слайд 26● XVI—XVIII вв. — особая эпоха в истории экономической мысли.

В самой экономике — объекте познания — происходят радикальные изменения:

активно идет процесс формирования рыночных отношений, резко возрастает роль экономики в общественной жизни. На историческую авансцену выдвигаются новые социальные слои со своими политическими интересами и общественными идеалами.
● Меняется и характер научной деятельности: она постепенно освобождается от опеки церкви; увеличиваются ее экспериментальная составляющая и прикладное значение. Словом, обновляется весь исторический контекст, направляющий развитие экономической мысли. Завершается период, который можно назвать аристотелевским, когда осмысление хозяйственных явлений оставалось в ведении моральной философии.
● Накапливается критическая масса предпосылок для возникновения экономики как самостоятельной науки.
Внешне смена эпох проявилась в большем жанровом разнообразии экономических сочинений. Еще в начале XVI в. экономические темы затрагивались только в ученых трактатах, написанных на церковной латыни, а спустя всего несколько десятилетий главной трибуной экономической мысли становятся памфлеты — небольшие, порой анонимные публицистические сочинения, актуальные по тематике и адресованные широкой публике.
● XVI—XVIII вв. — особая эпоха в истории экономической мысли. В самой экономике — объекте познания —

Слайд 27● По своему содержанию экономическая мысль XVI—XVIII вв. была переходной

независимо от жанра сочинений. И в трактатах, и в памфлетах

ростки нового вызревали на фоне таких представлений об экономике и экономических знаниях, которые были унаследованы от прошлого.
● Под «экономией» по-прежнему понималось искусство домохозяйства, продолжали выходить в свет нравоучительные сочинения в духе Ксенофонтова «Домостроя», но внимание все больше фокусировалось на проблемах только одного, особого типа «домохозяйства» — хозяйство королевского (или шире — государева) двора. Такое хозяйство было особым, потому что власть хозяина не замыкалась здесь границами самого придворного хозяйства. В это хозяйство стекались налоги со всех подданных, здесь же, как правило, чеканились деньги. Это были функции, которые напрямую затрагивали интересы всех частных хозяев и влияли на состояние дел на всей подвластной правителю территории. Искусство управления таким хозяйством не могло не отличаться от «экономии» частного домохозяйства, что и обусловило появление в начале XVII в. нового термина - «политическая экономия». Первая книга с таким названием — «Трактат политической экономии» француза А. Монкретьена — вышла в свет в 1615 г.

Наука получает имя Антуан Монкретьен (А.В.Аникин. Юность науки)
http://www.situation.ru/app/rs/lib/anikin/UN1.htm
● По своему содержанию экономическая мысль XVI—XVIII вв. была переходной независимо от жанра сочинений. И в трактатах,

Слайд 28● Конечно, феодализм отступал, но этого не скажешь о вооруженных

классах, управлявших феодальным обществом. Напротив, они продолжали править в течение

столетий, и набиравшая силу буржуазия должна была подчиняться. Более того, им удавалось присваивать большую часть нового буржуазного богатства. В результате сложилась политическая структура, не буржуазная ни по духу, ни по природе, которая не только поощряла, но и эксплуатировала интересы буржуазии.
Это был феодализм на капиталистической основе, военно-аристократическое общество, кормившееся за счет капитализма; своего рода симбиоз, в котором говорить о контроле со стороны буржуазии неуместно. Эта структура общества породила особые проблемы и особые — «милитаристские» — способы рассмотрения этих проблем, абсолютно не совпадающие с логикой капиталистического процесса. 1-2 Поэтому (и с этим согласны большинство экономистов) монархи, которые были прежде всего военачальниками, и класс аристократов-землевладельцев оставались основой социальной системы вплоть до середины XVIII в., по крайней мере на европейском континенте.

Из покоренной Южной Америки направился в Европу поток драгоценных металлов.

● Конечно, феодализм отступал, но этого не скажешь о вооруженных классах, управлявших феодальным обществом. Напротив, они продолжали

Слайд 29● Приток ликвидных средств усилил позиции тех правителей, которые смогли

поставить его под свой контроль. В условиях того времени он

давал им (например, испанским Габсбургам) преимущественную возможность затевать военные авантюры, которые не имели никакого отношения к интересам буржуазии в различных частях их обширной империи и к логике капиталистического процесса.
● Разразившаяся революция цен породила социальную дезорганизацию, ставшую не только движущим, но и искажающим фактором капиталистического развития.
Поскольку покупательная сила денег падала, землевладельцы во многих странах попытались увеличить сумму платежей. Крестьяне восстали против этого.
● Историческим событием первостепенной важности стало крушение единственной действенной межнациональной власти, когда-либо существовавшей на Земле. Как уже отмечалось, средневековый мир представлял собой культурную общность и, как правило, проявлял преданность Священной Римской империи( с 962 по 1806 гг.) и католической церкви. (А.Шумпетер)

Ликвидность (liquidity) - степень быстроты реализации, продажи материальных ценностей и превращения их в наличные деньги.
● Приток ликвидных средств усилил позиции тех правителей, которые смогли поставить его под свой контроль. В условиях

Слайд 30Закон Грэшема
Первой установленной эмпирической закономерностью в истории экономической мысли следует,

по-видимому, считать наблюдение, согласно которому «хорошие» деньги имеют тенденцию вытесняться

из обращения
«плохими» деньгами. Еще в XIV в. французский схоласт Николай (Николь) Орезм, автор опередившего свое время « Трактата о происхождении, природе, законе и разновидностях денег», обратил внимание на то, что при наличии и обращении равноценных по номиналу металлических денег с разным фактическим содержанием в них благородного металла (золота или серебра) монеты с большим содержанием такого металла («хорошие» деньги) обычно не остаются в обращении и замещаются монетами с меньшим его содержанием («плохими» деньгами). Позже эту закономерность стали называть законом Грэшема — по имени английского общественного деятеля, «переоткрывшего» ее в XVII в. Признание подобного наблюдения в качестве закона — примета Нового времени, знак возросшего престижа опытного знания.
Трактат Орезма был одним из первых самостоятельных сочинений на экономическую тему. Орезм выступил против распространенной тогда практики пополнения казны за счет «порчи монеты», т.е. выпуска неполновесных монет под видом полновесных.

Закон ГрэшемаПервой установленной эмпирической закономерностью в истории экономической мысли следует, по-видимому, считать наблюдение, согласно которому «хорошие» деньги

Слайд 31КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ (quantity theory of money)
— теория, которая

устанавливает прямую связь между предложением денег и общим уровнем цен

в экономике.
Основное тождество, лежащее в основе количественной теории, было впервые выведено Ирвингом Фишером (1867-1947) в 1911 г. Согласно уравнению Фишера,

MV ≡ РТ,

где М — запас денег, V — скорость обращения денег (среднее количество раз, которое каждый доллар или фунт переходит из рук в руки при обеспечении сделок в течение года), Р — общий уровень цен, а T — число сделок или общий объём предложения товаров и услуг.
Приведённое выше соотношение является тождеством, так как общие денежные расходы на товары и услуги (MV) за некоторый период должны равняться денежной ценности произведённых товаров и услуг (РТ), и все четыре величины определены таким образом, что тождество должно выполняться.


КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ (quantity theory of money) — теория, которая устанавливает прямую связь между предложением денег и

Слайд 32Доход от «порчи монеты» Орезм считал греховным хуже ростовщического, а

правителя, допустившего такой грех, сравнивал с тираном. Даже в чрезвычайных

обстоятельствах решение вопроса об изменении металлического содержания денег он относил к ведению общества, а не государя.
О достижениях великого поляка Николая Коперника в области астрономии знает каждый, гораздо меньше известно, что он активно интересовался экономическими проблемами. Между тем Коперник, вероятно, был первым из авторов XVI в., кто раньше Грэшема «переоткрыл» соответствующий закон. Еще больший интерес для истории экономической мысли представляет относящееся к 20-м годам XVI в. его наблюдение о том, что «деньги обесцениваются обычно тогда, когда их становится слишком много». Этот взгляд противоречил общепринятому, связывавшему обесценение денег с «порчей монеты», и одновременно подводил к мысли, которая впоследствии легла в основу количественной теории денег.
Речь идет об обратной зависимости между количеством денег в обращении и уровнем цен на товары.

(См.М.А. Сторчевой. Основы. Обращение денег)


Доход от «порчи монеты» Орезм считал греховным хуже ростовщического, а правителя, допустившего такой грех, сравнивал с тираном.

Слайд 33Во второй половине XVI в. на фоне развернувшейся тогда «революции

цен» эта мысль стала особенно актуальной и нашла новых сторонников,

прежде всего в лице испанца Наварруса (1556) — доминиканского священника из университетского города Саламанка, и Жана Бодэна — французского юриста, одного из основоположников современной политологии. Бодэну принадлежит специальное сочинение (1568), посвященное полемике с традиционным объяснением «революции цен», сводившим дело к «порче монеты». В своей аргументации автор шел от фактов, показав, что качество металла в монетах снижалось гораздо медленнее, чем росли цены. Иными словами, обесценились не только монеты, но и содержащиеся в них драгоценные металлы — именно поэтому ссылка на «порчу монеты» была недостаточной. Согласно Бодэну, «революция цен» была вызвана комплексом причин, среди которых:
рост предложения золота и серебра, особенно после открытия серебряных
рудников в Южной Америке;
2) распространение монополий;
3) бедствия, уменьшающие количество поступающих на рынок товаров;
4) расточительство правителей;
5) «порча монеты».
Поставив на первое место среди этих причин приток золота и серебра, Бодэн заслужил славу первооткрывателя количественной теории денег.
Во второй половине XVI в. на фоне развернувшейся тогда «революции цен» эта мысль стала особенно актуальной и

Слайд 34● Экономическая литература рассматриваемого периода оставаясь преимущественно нормативной, но сам

характер этой нормативности постепенно менялся. Авторы по-прежнему стремились не столько

выявлять и описывать экономическую реальность, как она есть, сколько предписывать, какой она должна быть. Но если раньше эти предписания были обращены к рядовому гражданину (или верующему прихожанину — в случае отцов церкви) и потому имели характер общезначимых моральных норм, то теперь адресатом предписаний все чаще становится властный правитель, а сами предписания превращаются в рекомендации экономико-политического характера.
В спорах об экономической политике одних суждений о должном или желательном было уже недостаточно, и это стимулировало интерес к аргументам, опирающимся на знание того, что реально и возможно. Так было положено начало накоплению нового вида экономических знаний — позитивных, обобщающих факты экономической жизни и выявляющих устойчивые, закономерные связи между ними. Поворот к позитивному знанию стал решающей предпосылкой перехода от восприятия экономических явлений только на уровне здравого смысла к их научному осмыслению и анализу.

● Экономическая литература рассматриваемого периода оставаясь преимущественно нормативной, но сам характер этой нормативности постепенно менялся. Авторы по-прежнему

Слайд 35Настоящей лабораторией экономической мысли стала светская литература XVI—XVIII вв. В

основном это были небольшие полемические памфлеты, в которых крупные коммерсанты,

государственные деятели, люди науки обосновывали свои предложения или требования, обращенные к власти и посвященные вопросам экономической политики. За два столетия дискуссий экономическая мысль проделала гигантский путь от наивной риторики до первых опытов систематизированного представления экономической реальности. Позже весь этот период в истории экономических учений большинства европейских стран (Англии, Италии, Франции, Испании и др.) стали называть эпохой меркантилизма (от итал. Mercante - торговец, купец).
Эпоха меркантилизма была эпохой формирования в Европе национальных государств, и с этим было связано очень важное изменение в характере экономических знаний.
По мере своего усиления государственная власть все больше подчиняла своим целям и хозяйственную деятельность.
Светский, прагматический подход к оценке хозяйственных решений, в корне отличавшийся от традиционного, санкционированного церковью принципа оценки человеческого поведения с точки зрения его соответствия принятым моральным нормам.

Настоящей лабораторией экономической мысли стала светская литература XVI—XVIII вв. В основном это были небольшие полемические памфлеты, в

Слайд 36Защитники интересов торговых компаний стремились доказать, что количество золота и

серебра в стране всецело зависит от состояния торгового баланса, или

соотношения ценностей ввозимых и вывозимых товаров и услуг. Чтобы сделать такой баланс активным и обеспечить приток денег, нужны не запреты на вывоз денег или ввоз товаров, а содействие опережающему росту объемов вывоза.
Для Мана в отличие от многих его современников приток денег в страну был важен вовсе не потому, что служил источником для их накопления в казне. Его логика иная: «Деньги создают торговлю, а торговля умножает деньги»
Идея торгового баланса вплотную подвела к выводу о взаимовыгодном характере торговли. Сегодня эта мысль звучит банально, однако вплоть до начала XVIII в. она воспринималась с большим трудом. Одним из первых, кто сумел четко ее сформулировать (в 1713 г.), был Д. Дефо, знаменитый автор «Робинзона Крузо» и видный меркантилист: «Выгода — вот чему служит обмен товарами... [такой обмен] приносит взаимную прибыль торгующим. Именно таков язык, на котором нации говорят друг с другом: Я даю Тебе выиграть от меня то, что Я могу выиграть от Тебя»



Защитники интересов торговых компаний стремились доказать, что количество золота и серебра в стране всецело зависит от состояния

Слайд 37Фактор внутреннего спроса. Одним из общих мест меркантилистской литературы XVII—XVIII

вв. была установка на поощрение роста населения. Для эпохи, когда

техническая база производства менялась медленно, часть земель оставалась неосвоенной и богатство страны напрямую зависело от ее народонаселения, это было закономерно. Но не меньшее значение с точки зрения торгового баланса имела конкурентоспособность отечественной продукции, которая в свою очередь зависит от уровня издержек и, особенно их важнейшей статьи — заработной платы. Неудивительно, что многие меркантилисты считали желательным, чтобы население было одновременно многочисленным и бедным. Обе эти цели казались тогда вполне совместимыми: преобладало мнение, что бедный люд склонен к праздности, и только крайняя нужда может заставить его работать.
Что же касается богатых, то от них меркантилисты ожидали скорее расточительства, чем бережливости.
● Логика меркантилистов была простой — они опасались, что сбережения отвлекают деньги из обращения. Но это была совсем другая логика, чем та, что стояла за аргументом конкурентоспособности. Важен не только внешний, но и внутренний спрос, а это не только и не столько спрос богатых — бедного населения гораздо больше! Эта мысль лишала почвы «экономический» довод в пользу бедности.

Фактор внутреннего спроса. Одним из общих мест меркантилистской литературы XVII—XVIII вв. была установка на поощрение роста населения.

Слайд 38● В полемике памфлетистов нередко обсуждались ситуации, когда текущий эффект

административного решения вступал в противоречие с его отдаленными последствиями. Именно

с этих позиций Т. Ман критиковал так называемый «Статут об истрачении», требовавший от иностранных купцов, чтобы деньги, вырученные от продажи своих товаров в Англии, они тратили на покупку английских товаров. «Не является ли лекарство хуже самой болезни!» — риторически спрашивал Ман, оценивая возможные ответные меры со стороны торговых партнеров Англии.

Одной из ярких и самобытных фигур позднего меркантилизма был шотландец Джон Ло (1671 — 1729). Вполне разделяя меркантилистскую веру в деньги как решающий фактор экономического процветания, он предпринял попытку проложить новый путь решения извечной проблемы их нехватки в государстве. Свои надежды он связывал с развитием банковского дела и «бумажного кредита» — денежной системой, основанной на банкнотном обращении.

См. А.В.Аникин. Юность науки: ДЖОН ЛО — АВАНТЮРИСТ И ПРОРОК
См. Е.М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли.
Что значит "меркантилизм"?


● В полемике памфлетистов нередко обсуждались ситуации, когда текущий эффект административного решения вступал в противоречие с его

Слайд 39Становление экономической теории в трудах меркантилистов

Дальнейшее становление экономической теории -

после древнегреческих мыслителей и средневековых схоластов - продолжилось меркантилистами. Про

них нельзя сказать, что они образовывали какую-то единую школу, все представители которой придерживались бы общих взглядов на экономику. Однако известное сходство между их воззрениями позволяет выделить их в особое направление экономической мысли. В большинстве своем экономисты были деловыми людьми и государственными деятелями, излагавшими свои взгляды не в теоретических трактатах, а в разного рода памфлетах на злобу дня.
Меркантилизм возник в ходе борьбы национальных государств, стремившихся к получению самостоятельности. Борьба эта включала в себя два момента.
● Первое, необходимо было добиться внутреннего единства, а для этого сломить все существовавшие внутри страны преграды к объединению в виде внутренних пошлин, цеховых и городских ограничений, феодальной раздробленности.
● Второе - нужно было преодолеть власть католической Церкви, связывавшей в годы Средневековья европейские страны в общий Христианский мир, одним из проявлений которого была Священная римская империя германской нации.
● Таким образом, государство должно было достичь внутреннего единства и в то же время вырваться из единства внешнего. И меркантилисты взялись обеспечить достижение обеих этих задач, причем их конечной целью было могущество национального государства.

Становление экономической теории в трудах меркантилистовДальнейшее становление экономической теории - после древнегреческих мыслителей и средневековых схоластов -

Слайд 40● Таким образом, если же древнегреческие философы и средневековые схоласты

стремились показать, как «должно» действовать - «вести себя» - отдельно

взятым домохозяйствам или, например, торговцам, то меркантилисты пытались дать нормативное описание деятельности государства. Если же древние и средневековые авторы писали о том, можно ли заниматься ростовщичеством, и как справедливо назначать цену на продукцию отдельным людям, то меркантилисты писали о нормативных принципах поведения государства - можно ли портить монету, как проводить экономическую политику, и т.д. Поэтому труды меркантилистов можно относить к I периоду истории экономической науки, равно как и произведения древнегреческих и средневековых авторов.
Меркантилизм можно представить как сочетание двух подходов.
● Во-первых, это выдвижение на первый план интересов национального государства. Могущество государства есть главная цель, достижению которой должны быть посвящены все силы общества. Благосостояние подданных лишь тогда обретает какое-то значение, когда оно служит усилению государственной мощи.
● Вторая составляющая меркантилизма - это протекционизм, т. е. защита интересов национальных производителей. А эти интересы характеризуются прежде всего стремлением подороже продать произведенное благо и побыстрее избавиться от его запасов (своего рода «боязнь товаров»). Таким образом, меркантилисты делали акцент на анализе сферы обращения; отсюда ясен и смысл названия этого направления в экономической мысли, произошедшего от итальянского слова «mercante», что означает «торговец».

● Таким образом, если же древнегреческие философы и средневековые схоласты стремились показать, как «должно» действовать - «вести

Слайд 41● Важной составляющей меркантилистских взглядов было предположение о неизменности запаса

мировых ресурсов. Отсюда следовало, что всякий акт обмена носит неэквивалентный

характер. Всякая сделка превращается в «игру с нулевой суммой» - выигрыш одного участника оборачивается проигрышем другого. Поэтому рост одного государства может происходить только за счет других стран.
Главным показателем могущества страны меркантилисты считали запас драгоценных металлов в ее распоряжении. Государство должно было всеми силами привлекать и удерживать у себя сокровища. Это вытекало из того значения денег для экономики, какое приписывали им меркантилисты. Во-первых, деньги ассоциировались у них с капиталом, т. е. одним из факторов производства, увеличение количества которого ведет к росту выпуска. Во-вторых, деньги выполняют важную функцию средства обращения, существенно облегчающего обмен. Поэтому расширение денежных запасов страны приводит к повышению ее экономической активности, а значит и к усилению ее мощи. На эту идею (влияние денег на реальный доход и занятость) сослался несколько веков спустя Дж. М. Кейнс, который оценивал меркантилистскую теорию более высоко, чем концепции классиков и неоклассиков[2]. Последние, в отличие как от меркантилистов, так и от Дж. М. Кейнса, отрицательно относились к макроэкономическому вмешательству государства в функционирование рыночного хозяйства.
[2] Подробнее см. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. Гл. 23.


● Важной составляющей меркантилистских взглядов было предположение о неизменности запаса мировых ресурсов. Отсюда следовало, что всякий акт

Слайд 42Банкир с женой The Banker and His Wife Oil on

wood Musйe des Beaux-Arts, Valenciennes А эта картина часто приписывается разным художникам,

в частности- Квентину Массису, у которого тоже есть сюжеты с менялами и банкирами.
Банкир с женой The Banker and His Wife Oil on wood Musйe des Beaux-Arts, Valenciennes А эта

Слайд 43Методы меркантилизма различались в разные периоды. Поэтому иногда выделяют так

называемые ранний и поздний меркантилизм.
Ранний меркантилизм, или система денежного баланса,

охватывает XV-XVI вв. Поскольку богатство - это деньги, главная цель государства состоит в привлечении в страну полновесной иностранной монеты и воспрепятствовании утечке за границу собственной валюты. Для этого использовались главным образом принудительные средства.
● Так, в Англии иностранный купец по прибытии обязан был обменять свою полноценную, принимаемую по весу, монету на неполноценные порченые английские деньги, ценность которых определялась курсом, официально устанавливавшимся королевским декретом. Чтобы помешать утечке денег из страны, был введен запрет на их вывоз.
● Согласно «Статуту истрачения» [Statute of Employment], всякий иностранец, привозивший товар в Англию, покидая ее, должен был истратить все вырученные деньги на покупку английских товаров.
● Более взвешенный подход демонстрируют поздние меркантилисты, жившие в XVI-XVIII вв. Их воззрения получили название мануфактурного меркантилизма, или системы торгового баланса. Цель осталась прежней (максимизация количества драгоценных металлов в стране), однако изменились средства ее достижения - нужно не препятствовать вывозу денег из страны, а привлекать их в страну.


Методы меркантилизма различались в разные периоды. Поэтому иногда выделяют так называемые ранний и поздний меркантилизм.Ранний меркантилизм, или

Слайд 44● Одним из идеологов развитого меркантилизма явился Томас Ман. В

1621 году он выпустил «Рассуждения о торговле с Ост-Индией» [A

Discourse of Trade from England into the East Indies»], целью которых было оправдание деятельности Ост-Индийской компании.
Компания создана не только как предприятие, приносящее прибыль своим владельцам (акционерам), но и в качестве инструмента государственной политики.

















● Одним из идеологов развитого меркантилизма явился Томас Ман. В 1621 году он выпустил «Рассуждения о торговле

Слайд 45То́мас Ман (иногда Мэн, Мен, англ. Thomas Mun; 1571, Лондон — 21

июля 1641) — английский экономист, меркантилист. Работал в Англии и Европе

с 1620 до 1641 года.
Сочинения: «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией», «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства». Главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. «Надо продавать по возможности дёшево, лишь бы не терять сбыта…»











Томас Ман
Thomas Mun
1571-1641

То́мас Ман (иногда Мэн, Мен, англ. Thomas Mun; 1571, Лондон — 21 июля 1641) — английский экономист, меркантилист. Работал в

Слайд 46● Ман утверждал, что компания была права, вывозя деньги из

Англии, ибо в конце концов это оборачивается ввозом в страну

еще большего количества денег. Нельзя брать лишь одну стадию торгового оборота для оценки конечных результатов деятельности какого-то хозяйствующего лица.
● Для пояснения своей позиции Ман использует «метафору земледельца»: земледелец, разбрасывая зерна (читай «деньги»), рассчитывает на сбор урожая, который не только покроет затраты зерна, но и окупит их сторицей. Иными словами, чтобы увеличить приток драгоценных металлов в страну, нужно вначале потратить какое-то их количество. В 1664 году вышла вторая его книга «Богатство Англии во внешней торговле» [England’s Treasure by Foreign Trade»].

● Главная идея этой работы состоит в том, что потребление иностранных благ должно быть меньше, чем экспорт отечественных благ.
Ман был также одним из тех, кто разработал концепцию торгового баланса.

● Торговый баланс - итоговая сводка всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления «звонкой монеты» в эту страну за поставленные ею товары и услуги. Ниже приводится простейшая схема торгового баланса (табл.1).

См. дополнительные чтения

● Ман утверждал, что компания была права, вывозя деньги из Англии, ибо в конце концов это оборачивается

Слайд 47
Таблица 1.
 
 






Разность между экспортом (поступлением денег из-за

границы) и импортом (платежами за границу), или сальдо торгового баланса,

являлось, по мнению меркантилистов, важнейшим источником накопления богатства страны. Поэтому главное средство увеличения национального богатства - создание благоприятного для страны торгового баланса, максимизация положительного сальдо торгового баланса. Политика государства заключается в том, чтобы максимально сократить ввоз иностранных товаров и увеличить вывоз отечественных товаров за границу.
Для этого применяется протекционистская политика, включающая в себя следующие элементы:
Внешнеторговая политика. Запрещается ввоз в страну многих иностранных товаров, вводятся охранительные и запретительные пошлины, устанавливаются экспортные премии; поощряется создание торговых монополий.

Таблица 1.    Разность между экспортом (поступлением денег из-за границы) и импортом (платежами за границу), или

Слайд 482. Промышленная политика. Насаждаются и развиваются мануфактурные производства, так как

промышленные продукты обладают большей ценностью, чем первичные блага, и легче

транспортируются. В области промышленной политики меркантилисты стремились к максимизации добавленной ценности.
● Выполнения данной задачи можно добиться, с одной стороны, путем повышения степени обработки благ, а с другой стороны, путем сокращения затрат на их производство.
● Чтобы понизить расходы на рабочую силу, применялись следующие меры: принятие законов, устанавливающих потолок (максимальное значение) заработной платы, ограничивающих перемещение рабочей силы (в качестве примера можно привести запрет на эмиграцию во Франции); ограничение экспорта пищевых продуктов с тем, чтобы понизить стоимость жизни; привлечение иностранных специалистов.
● Для уменьшения затрат на сырье предпринимался захват колоний с тем, чтобы превратить их в источники дешевого сырья и одновременно в рынки сбыта готовой продукции.
----------------------
Употребляется понятие «ценность» вместо «стоимость». Связано это с тем, что в русской экономической терминологии в советский период была произведена подмена первого понятия вторым по чисто идеологическим причинам. Подробнее см.: Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Том 1. СПб., 1994. С.312-314.
см. Слово о словах В.М.Гальперина и его же Экономикс, сиречь наука экономическая
2. Промышленная политика. Насаждаются и развиваются мануфактурные производства, так как промышленные продукты обладают большей ценностью, чем первичные

Слайд 49А.П. Киреев. Международная экономика. Глава 3.1

Барон:
«В шестой сундук (в сундук

еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Не много, кажется, но понемногу


Сокровища растут».

А.С. Пушкин. «Скупай рыцарь»
Современные теории международной торговли имеют свою историю. Вопрос — почему страны торгуют друг с другом? — был поставлен экономистами одновременно с возникновением в начале XVII века первых школ экономической мысли, которые стали уделять внимание развитию внешней торговли. Очевидно, что пушкинский барон не избежал их влияния: накапливая золото, он был явным меркантилистом.

Золото — основа богатства государств

В период развития и заката средневекового феодализма в Европе великие географические открытия, основанные на достижениях в мореплавании, сделали доступными новые континенты. В Западном полушарии обнаружили золото, что значительно расширило возможнос­ти его использования в качестве денег.

А.П. Киреев. Международная экономика. Глава 3.1Барон:«В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золота накопленного всыпать.Не много,

Слайд 50Укреплялись национальные государства, а наиболее сильные из них захватывали колонии

и боролись за раздел сфер влияния. Города начинали играть все

более весомую роль как экономические центры. Эпоха Возрождения в искусстве привела к качественному скачку в общем уровне образования. На этом историческом фоне потребовалась экономическая теория, которая бы вышла за рамки феодальных теорий самообеспечения и смогла бы обосновать роль товара в рамках новой хозяйственной системы и доказать потребность в экономической экспансии национальных государств за рубеж. Такой теорией стал меркантилизм — направление экономической мысли, разработанное европейскими учеными, подчеркивавшими товарный характер производства (Tomas Mun, 1571-1641; Charles Davenant, 1656-1714; Jaen Baptiste, Colbert, 1619-1683; Sir William Petty, 1623-1687).
Меркантилисты придерживались статического взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал лишь ограниченным количеством богатства. Поэтому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. Поскольку рост богатства возможен только за счет перераспределения, каждой нации помимо крепкой экономики необходима сильная государственная машина, включающая армию, военный и торговый флот, которая могла бы обеспечить превосходство над другими странами. Экономическая система, в соответствии со взглядами меркантилистов, состоит из трех секторов: производ­ственный сектор, сельский сектор и иностранные колонии. Торговцы рассматривались как наиболее важная для успешного функционирования экономической системы группа, а труд — как основной фактор производства.

Укреплялись национальные государства, а наиболее сильные из них захватывали колонии и боролись за раздел сфер влияния. Города

Слайд 51Ассоциируя богатство стран с количеством золота и серебра, которым они

располагают, меркантилистская школа внешней торговли полагала, что для ук­репления национальных

позиций госу­дарство должно:
● поддерживать положительный торговый баланс — вывозить товаров больше, чем ввозить, поскольку это обеспечивает приток золота в качестве платежей, что, в свою очередь, позволит увеличить внутренние расходы, производство и занятость;
● регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с целью обеспечения позитивного торгового сальдо с помощью тарифов, квот и других инструментов торговой политики;
● запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья, которое не добывается внутри страны, что позволит аккумулировать запасы золота и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию;
● запретить всякую торговлю колоний с иными странами, кроме метрополии, которая единственно может перепродавать колониальные товары за рубеж, и запретить колониям производить готовые товары, превращая их тем самым в поставщиков сырья в метрополии.
Из меркантилистских взглядов следует, что экономическая система функционирует в условиях неполной занятости, в результате чего приток дополнительного золота из-за рубежа сможет соединиться с излишней рабочей силой и увеличить производство. В противном случае, если бы предполагалась полная занятость, приток золота из-за рубежа означал бы просто рост инфляции и не находил бы продуктивного использования.

Ассоциируя богатство стран с количеством золота и серебра, которым они располагают, меркантилистская школа внешней торговли полагала, что

Слайд 52Экономическая политика на практике
Практическая экономическая политика, которая была основана на

воззрениях меркантилизма, привела к установлению государственного контроля за
использованием и обменом

драгоценных металлов. Правительства пытались запретить вывоз золота и серебра частными лицами. Те, кто попадался, подвергался всевозможным наказаниям, вплоть до смертной казни. Правительство разрешало осуществлять внешнюю торговлю только по определенным маршрутам и определенным компаниям, главная задача которых состояла в обеспечении положительного сальдо торгового баланса. Возникшие торговые монополии — такие как «Hudson Bay Company» или «Dutch East India Traiding Сотрапу» — просуществовали многие десятилетия, вплоть до второй половины XVIII века. Кроме того, правительство субсидировало экспорт, накладывало таможенные пошлины на импорт потребительских товаров, при этом импорт сырья, которое можно было превратить в экспортный товар, пошлинами не облагался (пример 3.1).
Меркантилисты сделали серьезный вклад в теорию международной торговли хотя бы уже потому, что впервые подчеркнули ее значимость для экономического роста стран и разработали одну из возможных моделей ее развития. Они впервые описали то, что в современной экономике называется платежным балансом. Ограниченность меркантилистов заключается в том, что они не смогли понять, что обогащение одной нации может происходить не только за счет обнищания других, с которыми она торгует, что международная экономика развивается, а поэтому развитие стран возможно не только за счет передела уже существующего богатства, но и за счет его наращивания.
Экономическая политика на практикеПрактическая экономическая политика, которая была основана на воззрениях меркантилизма, привела к установлению государственного контроля

Слайд 53Однако, в отличие от возникшего несколько позже учения физиократов, которое

практически игнорировало внешнюю торговлю, взгляды меркантилистов подтолкнули научную мысль к

идеям классической школы в международной экономике.
Меркантилистская школа господствовала в экономике в течение полутора столетий. В результате этого к началу XVIII века международная торговля оказалась опутана сетью всевозможных, порой совершенно искусственных, ограничений. Правила торговли, разработанные национальными властями, громоздились друг на друга, зачастую взаимно противореча и идя вразрез с потребностями нарождающегося капиталистического способа производства.

Пример 3.1

Наиболее типичные примеры внешнеторговой политики периода меркантилизма содержатся в истории Британской империи. Так, во время царствования королевы Елизаветы в 1565-1566 гг. был одобрен закон, в соответствии с которым запрещалось экспортировать живых овец. За нарушение этого закона могли конфисковать собственность, на год посадить в тюрьму и отрубить левую руку. Если нарушитель попадался второй раз, его просто казнили. При Карле II в 1660-1685 гг. аналогичный закон, предусматривавший такие же наказания, запрещал вывозить шерсть. По английскому Навигационному акту 1651 и 1660 гг. все товары, произведенные в колониях, должны были отгружаться в метрополию только на английских кораблях. Колониям запрещалось импортировать товары.
Однако, в отличие от возникшего несколько позже учения физиократов, которое практически игнорировало внешнюю торговлю, взгляды меркантилистов подтолкнули

Слайд 54Если товар, произведенный в колонии, предназначался для продажи за рубеж,

то его сначала должны были привезти в Англию, разгрузить там,

а затем, уже как истинно английский товар, снова погрузить на корабль и отправить покупателю.
Отголоски меркантилистской торговой политики раздаются и сегодня. США, например, запрещают иностранным кораблям перевозить грузы между своими портами. Россия запрещает иностранным авиакомпаниям перевозить пассажиров между российскими городами.

Критика меркантилизма

Английский философ и экономист Дэвид Юм (David Hume, 1711-1776) был одним из первых, кто бросил вызов меркантилизму, разработав механизм взаимодействия
«цен-золота-потоков» («price-specie-flow»). Он поставил под вопрос положение меркантилистов, что страны могут до бесконечности наращивать количество имеющегося у них золота и что это не повлияет на их международную конкурентоспособность. Он обратил внимание на то, что приток золота в результате поддержания положительного сальдо торгового баланса увеличит предложение денег внутри страны и приведет к росту зарплаты и цен. В результате роста цен конкурентоспособность страны упадет. Напротив, отток золота из страны приведет к падению цен и зарплаты и повысит конкурентоспособность страны. Следовательно, страна не сможет постоянно поддерживать положительное сальдо торгового баланса — внутриэкономические факторы будут препятствовать этому.

Если товар, произведенный в колонии, предназначался для продажи за рубеж, то его сначала должны были привезти в

Слайд 55


Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume;
7 мая (26 апреля по старому стилю), 1711 Эдинбург,
Шотландия — 25 августа 1776, там же) —
шотландский философ, представитель эмпиризма и
агностицизма, один из крупнейших деятелей
шотландского Просвещения.
Ближайший друг Адама Смита на протяжении
четверти века.

Портрет Дэвида Юма, автор Аллан Рэмсей,
1766, Национальная портретная галерея Шотландии


«Если есть хотя бы один экономист до Адама Смита, которого захотелось бы поставить впереди этого ученого по степени аналитической мощи, историческому охвату и удачному стилю, так это Дэвид Юм» (М.Блауг. 100 великих экономистов до Кейнса)






Слайд 56Движение золота между странами как раз и является механизмом тонкой

настройки национальных экономик, в результате чего размер экспорта будет стремиться

сравняться с объемами импорта и торговое сальдо окажется равным нулю.
Допустим, что страна I имеет положительное сальдо торгового баланса в торговле со страной II, сальдо которой, соответственно, отрицательное. По Юму, уравновешивание сальдо торгового баланса каждой из стран происходит в четыре этапа (табл. 3.1).

Модель «цены-золото-потоки» Д.Юма Табл.3.1












X – экспорт товаров и нефакторных услуг
IM – импорт товаров и нефакторных услуг

Движение золота между странами как раз и является механизмом тонкой настройки национальных экономик, в результате чего размер

Слайд 57● Эта концепция основывалась на следующих допущениях:
● наличии прямой

связи между количеством денег в обращении и уровнем цен (позже

это получит название количественной теории денег);
● полной занятости в каждой из стран;
● спрос на торгуемые товары эластичен по цене (рост цен приводит к сокращению расходов на торгуемые товары и наоборот);
● существует ситуация чистой конкуренции на рынке как товаров, так и факторов производства;
● национальные валюты свободно обратимы в золото и обратно (позже это будет названо «золотым стандартом»).
● При соблюдении этих условий уравновешивание торгового баланса происходит автоматически.

Итак, меркантилисты первыми предложили стройную теорию международной торговли. Они считали, что богатство стран зависит от количества золота и серебра, которым они располагают, и полагали, что государство обязательно должно: вывозить товаров больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта; запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья; запретить всякую торговлю колоний с иными странами, нежели метрополия.
Предвестники классической школы экономики впервые показали прямую взаимосвязь внешней торговли с внутриэкономическим развитием стран.

● Эта концепция основывалась на следующих допущениях: ● наличии прямой связи между количеством денег в обращении и

Слайд 58Домашнее задание:
● Написать своими словами небольшое эссе (2-3 стр.), где

нужно отметить главное и непонятное, при этом знать значение применяемых

терминов. Эссе служит материалом для краткого выступления на семинаре. В электронном виде высылается по адресу: hse111.116.2012@gmail.com
● Темы эссе по презентации 02:

1. Аристотель – фрагменты произведений
“О домохозяйстве и рабстве”: http://seinst.ru/page357/
« Об искусстве наживать состояние» : http://seinst.ru/page358/
2. Библия – права человека
Р.А.Папаян. Христианские корни и права человека: http://churchby.info/rus/629/
3. Римское право
Омельченко О. Римское право, гл. 1. СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ
ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА.
Доступно: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/omelch/01.php
4. Роль античной философии
(Й.Шумпетер. История экономического анализа. Часть II.Глава 1. Греко-римская экономическая наука: http://seinst.ru/page336/ )
5. Феодализм и схоластика
Й.Шумпетер. История экономического анализа, часть II, гл.2 Схоласты и философы естественного права: http://seinst.ru/page337/

Домашнее задание:● Написать своими словами небольшое эссе (2-3 стр.), где нужно отметить главное и непонятное, при этом

Слайд 59Домашнее задание:
6. Эпоха XVI—XVIII вв.
Й.Шумпетер. История экономического анализа,

часть II, Консультанты-администраторы и памфлетисты : http://seinst.ru/page344/
7. Обращение денег
М.А.Сторчевой.

Основы экономики. Гл.5, §1 Обращение денег:
http://be.economicus.ru/index.php?file=5_1
8. Меркантилизм
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. ГЛАВА 7. НАУКА В ОТКРЫТОМ МОРЕ:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Maib/07.php
А.П.Киреев. О меркантилизме:
http://seinst.ru/page13




Домашнее задание:6. Эпоха XVI—XVIII вв. Й.Шумпетер. История экономического анализа, часть II, Консультанты-администраторы и памфлетисты : http://seinst.ru/page344/ 7.

Слайд 60Вопросы для семинаров:

● Какие права человека гарантирует Ветхий завет?
● В

чем проявляется ценность Римского права для экономической теории?
● Что означала

«экономика» Ксенофонта? (см. дополнительные чтения)
● Особенность цены у Фомы Аквинского по сравнению с Аристотелем?
● Закон Грэшема и сочинение Н.Орезма, вклад Н.Коперника
● Количественная теория денег – Жан Бодэн (и по М.А.Сторчевому)
● Томас Ман и торговый баланс
● Роль и судьба Джона Ло (по А.В.Аникину) и «О природе кризисов» (по А.П.Заостровцеву)
● Дэвид Юм. Саморегулирование торгового баланса (по А.П.Кирееву)
● Меркантилизм жив? (по А.П.Кирееву)










Вопросы для семинаров:● Какие права человека гарантирует Ветхий завет?● В чем проявляется ценность Римского права для экономической

Слайд 61Литература:

Аникин А.В. Юность науки
http://www.situation.ru/app/rs/lib/anikin/index.htm
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической

мысли. От пророков до профессоров
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Maib/index.php
Гальперин В.М. Экономикс, сиречь наука

экономическая
http://www.seinst.ru/page330/
Гальперин В.М. «Слово о словах»
http://www.seinst.ru/page331/
Виноградов П. Г. Экономические взгляды Ф. Аквинского
http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn_newlife.pl?type=in&links=./in/aquinas/lectures/aquinas_l1.txt&img=lectures.jpg&name=aquinas
А.П.Киреев О меркантилизме
http://www.seinst.ru/page13/
А.П.Киреев. Теория меркантилизма
http://seinst.ru/page389/
Дополнительные чтения
http://seinst.ru/page356/
Шумпетер Йозеф Аллоиз. История экономического анализа
http://seinst.ru/page257/
Литература:Аникин А.В. Юность наукиhttp://www.situation.ru/app/rs/lib/anikin/index.htm Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоровhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Maib/index.php Гальперин В.М.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика