Разделы презентаций


У правленческий учет (лекции) презентация, доклад

Содержание

П Л А НРоль калькулирования себестоимости продукции в управлении производствомПринципы калькулирования, его объект и методыНормы и нормативы затрат – основа калькулирования себестоимости4.Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости 5.Попроцессный метод учета

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Управленческий учет (лекции)
Тема 4. Основы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

Управленческий учет (лекции)Тема 4. Основы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

Слайд 2П Л А Н
Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
Принципы

калькулирования, его объект и методы
Нормы и нормативы затрат – основа

калькулирования себестоимости
4.Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
5.Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
6.Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
7.Функциональный метод учета затрат по системе АВС
П Л А НРоль калькулирования себестоимости продукции в управлении производствомПринципы калькулирования, его объект и методыНормы и нормативы

Слайд 31. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
В русском языке

слово «калькуляция» (лат. Calculatio – вычисление) появилось во второй половине

ХIХ в. и означает исчисление себестоимости.
Калькулирование – это система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг).
В процессе калькулирования затраты на производство соизмеряются с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
Задача калькулирования – определить затраты, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для продажи, а также для внутреннего потребления.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.
1. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производствомВ русском языке слово «калькуляция» (лат. Calculatio – вычисление) появилось

Слайд 4
КАЛЬКУЛЯЦИЯ



Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно разделить на

три этапа:

I - исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом
П

- фактическая себестоимость по каждому виду продукции

Ш - себестоимость единицы продукции (работ, услуг)

способ обобщения затрат, выраженных в денежной форме, приходящихся на единицу продукции (работ, услуг)

КАЛЬКУЛЯЦИЯ Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно разделить на три этапа:I - исчисляется себестоимость всей выпущенной

Слайд 52. Принципы калькулирования, его объект и методы
ПРИНЦИПЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ

Научно –обоснованная классификация

затрат
Установление объекта учета затрат, объекта калькулирования, калькуляционных единиц
Выбор метода распределения

косвенных расходов

Разграничение затрат по периодам

Раздельный учет текущих и капитальных затрат

Выбор метода учета затрат и калькулирования

2. Принципы калькулирования, его объект  и методыПРИНЦИПЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯНаучно –обоснованная классификация затратУстановление объекта учета затрат, объекта калькулирования,

Слайд 6Калькулирование на любом предприятии независимо от вида его деятельности, размера

и формы собственности организуется в соответствии с определенными принципами.
1. Научно

– обоснованная классификация затрат на производство с учетом особенностей деятельности организации.
Для целей внутрифирменного управления вопросы классификации затрат организации решают самостоятельно с учетом особенностей сферы их деятельности, размеров и целей управления.
2.Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают.
Объекты учета затрат – места их возникновения, виды или группы однородных продуктов.


Калькулирование на любом предприятии независимо от вида его деятельности, размера и формы собственности организуется в соответствии с

Слайд 7Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и

подразделения организации, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие

места, бригады, цехи и т.п.).
Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают продукт производства, виды продукции (работ, услуг) организации, предназначенные для продажи на рынок.
В добывающих отраслях промышленности при отсутствии незавершенного производства (например, в энергетической, газовой, нефтяной) объект учета затрат совпадает с объектом калькулирования (носителем затрат).
Это же наблюдается на предприятиях с индивидуальным характером производства (например, на предприятиях тяжелого машиностроения), а также в организациях, исполняющих заказы (в организациях сферы услуг, аудиторских, юридических фирм и т.д.).
В производствах, где технологический процесс делится на ряд стадий (переделов), такого соответствия не наблюдается.

Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения организации, в которых происходит первоначальное потребление

Слайд 8Например, в текстильных предприятиях объектами учета затрат становятся отдельные переделы

– прядение, ткачество, отделка, а объектом калькулирования – готовая продукция,

т.е. ткань.
Т.е. выбор объекта учета затрат зависит от технологических особенностей производства и специфики производимой продукции.
Эти же факторы влияют на выбор калькуляционной единицы.
В качестве калькуляционных могут использоваться натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.); условно – натуральные единицы (например, в обувной промышленности – 100 пар обуви определенного типа, в литейном производстве – тонна литья определенного вида и др.); единицы времени(часы, машино – часы, человеко – дни); единицы работы – одна тонна перевезенного грунта и др.
3. Выбор метода распределения косвенных расходов очень важен для правильного расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
Выбор проводится организацией самостоятельно, закрепляется в учетной политике для целей управленческого учета и пересматривается по мере изменения тех или иных условий деятельности.
4. Разграничение затрат по периодам. Реализуя этот принцип, не обязательно использовать метод начисления, обязательный в финансовом учете.



Например, в текстильных предприятиях объектами учета затрат становятся отдельные переделы – прядение, ткачество, отделка, а объектом калькулирования

Слайд 9Так как в системе управленческого учета может применяться и кассовый

метод, если подготовленная с его помощью информация более пригодна для

решения задач внутрифирменного управления.
Используемый организацией подход также является элементом учетной политики для целей управленческого учета.
5. Раздельный учет по текущих и капитальных затрат.
Реализуя этот принцип, надо понимать, что при решении отдельных управленческих задач единовременные затраты необходимо суммировать с текущими.
Например, для строительства коттеджа, осуществляемого в течение полугода, кроме строительных материалов приобретается объект основных средств – оборудование для замеса цемента. При строительстве следующих объектов оно использоваться не будет. В себестоимость коттеджа в этом случае кроме текущих материальных и трудовых затрат будут в полном объеме включены единовременные капитальные затраты на приобретение строительного оборудования.
Выбор метода учета затрат и калькулирования.
Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции подразумевается совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции.


Так как в системе управленческого учета может применяться и кассовый метод, если подготовленная с его помощью информация

Слайд 10Иначе, это совокупность способов аналитического учета затрат на производство по

калькуляционным объектам и приемов исчисления калькуляционных единиц.
Общепринятой классификации методов учета

затрат и калькулирования пока не существует.
Но их можно сгруппировать по трем признакам:
по объектам учета затрат;
по полноте учитываемых затрат;
по оперативности учета и контроля за затратами.
По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный, позаказный методы, а также метод учета (калькулирования) затрат по функциям.
С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости.
В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат.

Иначе, это совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов исчисления калькуляционных единиц.Общепринятой

Слайд 11ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ:
НОРМАТИВНАЯ – затраты, исходя из действующих норм и нормативов

в постатейном разрезе;
ПЛАНОВАЯ – затраты, исходя из планируемых организационно –

технических мероприятий
ФАКТИЧЕСКАЯ – фактические затраты на производство продукции (работ, услуг)
ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ:НОРМАТИВНАЯ – затраты, исходя из действующих норм и нормативов в постатейном разрезе;ПЛАНОВАЯ – затраты, исходя из

Слайд 123. Нормы и нормативы затрат – основа калькулирования себестоимости
Прогрессивные нормы

и нормативы являются важнейшими условиями повышения эффективности производства, совершенствования планирования,

учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Норма – это предельно допустимая величина абсолютного расхода конкретных предметов труда, затрат рабочего времени на различных операциях технологического процесса, использования средств труда, связанных с изготовлением продукции, выполнением работ и услуг.
Нормативы – это относительные величины, характеризующие, например, коэффициент использования металла, режима работы оборудования и т.д.
Разработка технико – экономических норм и нормативов является составной частью калькулирования себестоимости продукции при любом методе учета затрат.
Все применяемые на предприятии нормы и нормативы классифицируются по ряду признаков.
В промышленном производстве по отношению к элементам производства регламентируются нормы и нормативы:
расхода сырья, материалов, топлива на выпуск единицы основной продукции, изготовление инструмента, оснастки нестандартного оборудования, на эксплуатационные нужды, образование запасов незавершенного производства;
размеров запасов сырья, материалов, топлива;
расхода заработной платы (времени, выработки, трудоемкости);
затрат на обслуживание оборудования и управление производством.

3. Нормы и нормативы затрат – основа калькулирования себестоимостиПрогрессивные нормы и нормативы являются важнейшими условиями повышения эффективности

Слайд 13Одновременно применяется ряд вспомогательных нормативов:
процент выхода заготовок, деталей, полуфабрикатов в

течение отчетного периода;
коэффициенты использования сырья, материалов (металлов, тканей, кожи, мяса,

рыбы, молока и т.д.).
По целевому назначению нормы и нормативы классифицируются:
- по объекту нормирования – каждый вид продукции, полуфабрикаты, узлы, детали, вид работ, технологическая операция и др.;
по виду ресурсов – сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты собственного производства и покупные и т.д.;
по степени детализации расходов – специфицированные, сводные;
по масштабам применения – индивидуальные, комплексные;
по времени действия – текущие, годовые, перспективные;
по характеру распространения – индивидуальные, применяемые на данном предприятии; групповые, разработанные для группы предприятий; отраслевые; межотраслевые.
По способам разработки нормы и нормативы подразделяются на:
расчетно – аналитические;
опытные;
опытно – статические.

Одновременно применяется ряд вспомогательных нормативов:процент выхода заготовок, деталей, полуфабрикатов в течение отчетного периода;коэффициенты использования сырья, материалов (металлов,

Слайд 14По расходу материалов применяются нормы:
специфицированные;
сводные;
групповые;
удельные;
коэффициенты использования материалов.
Наряду с нормированием материальных

и трудовых ресурсов разрабатываются нормы и нормативы расхода топлива, энергии

на технологические цели, погашения расходов на подготовку и освоение производства, рецептуры компонентов сырья и материалов и т.д.
Большое разнообразие применяемых норм требует участия в их разработке основных функциональных подразделений:
отдела главного конструктора;
службы главного технолога;
отдела главного металлурга;
отдела материально – технического обеспечения;
планово – экономической и финансовой служб.

По расходу материалов применяются нормы:специфицированные;сводные;групповые;удельные;коэффициенты использования материалов.Наряду с нормированием материальных и трудовых ресурсов разрабатываются нормы и нормативы

Слайд 154. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
КОГДА ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОЗАКАЗНЫЙ

МЕТОД?
в единичных и мелкосерийных производствах, выпускающих уникальные изделия ограниченного

потребления или создаваемых по требованию заказчика.
ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ?
на транспорте; в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности; в строительстве; в самолето- и судостроении; в полиграфии; при выполнении научно – исследовательских и конструкторских работ; при оказании аудиторских и консультационных услуг; в других производствах мелкосерийного и индивидуального типа.


ОБЪЕКТ УЧЕТА

ОТДЕЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

4. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимостиКОГДА ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД? в единичных и мелкосерийных производствах, выпускающих

Слайд 16ОСОБЕННОСТИ
Затраты формируют по каждому завершенному заказу.
Затраты, которые собирают по каждому

заказу, подразделяются на







УСЛОВИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
на каждый заказ заводится карточка регистрации

(бланк заказа): карточка регистрации содержит:
номер заказа;
исполнитель заказа;
срок исполнения заказа;
месяц, в котором учитываются затраты по заказу и др.
Порядок применения позаказного метода представлен на рисунке 1.




ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ:
сырье и материалы
зарплата рабочих
стоимость спецоборудования
и др.

КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ:
общепроизводствен-ные расходы;
общехозяйственные расходы;
коммерческие расходы

ОСОБЕННОСТИЗатраты формируют по каждому завершенному заказу.Затраты, которые собирают по каждому заказу, подразделяются на УСЛОВИЕ ПРИМЕНЕНИЯна каждый заказ

Слайд 17Подготовительный этап
Планирование
Составление производственного графика
Выполнение заказа
Открытие заказа
Сбор данных о затратах
Оценка себестоимости

заказа
Составление отчета о себестоимости заказа
Закрытие заказа
Рис. 1. Этапы применения позаказного

метода
Подготовительный этапПланированиеСоставление производственного графикаВыполнение заказаОткрытие заказаСбор данных о затратахОценка себестоимости заказаСоставление отчета о себестоимости заказаЗакрытие заказаРис. 1.

Слайд 18Каждый заказ выдается (открывается) на заранее известное количество изделий (продукции)

и предназначен, как правило, для конкретного заказчика, потребителя, получателя.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Основная

проблема: распределение косвенных расходов между отдельными производственными заказами, выполненными в отчетном периоде.
Решение: прогнозирование общей величины косвенных расходов, которая распределяется затем между заказами при помощи нормативных коэффициентов (драйвера распределения).
Недостаток: при отсутствии предварительно заключенных договоров недораспределенные косвенные расходы уменьшают финансовые результаты, так как драйвер распределения не пересматривается.

Каждый заказ выдается (открывается) на заранее известное количество изделий (продукции) и предназначен, как правило, для конкретного заказчика,

Слайд 19Коэффициент рассчитывается в три этапа:
оцениваются косвенные расхода предстоящего периода;
выбирают базу

распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами, и прогнозируется ее

величина (материалоемкость, трудоемкость, прямые затраты и т. п.);
исчисляют нормативный коэффициент общепроизводственных расходов по формуле:

Коэффициент распределения косвенных расходов =
(прогнозная величина основных производственных расходов) / (прогнозная величина базы распределения)
Коэффициент рассчитывается в три этапа:оцениваются косвенные расхода предстоящего периода;выбирают базу распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами,

Слайд 20Пример 1. Салон штор «Атмосфера» специализируется на индивидуальном пошиве штор

и текстильного декора.
ООО «Атмосфера» в сентябре месяце выпустило 20 комплектов

штор и 30 покрывал. Прямые затраты на выпуск 20 комплектов штор составили 25 000 руб., а 30 покрывал – 20 000 руб. Косвенные расходы, сформированные по счету 26 «Общехозяйственные расходы», за этот месяц составили 31 500 руб. Салон больше ничего в этом месяце не выпускал и «незавершенного производства» у него нет.
Необходимо рассчитать полную себестоимость единицы продукции по каждому виду выпускаемой продукции.
Расчет прямых и косвенных затрат
Прямые затраты на шитье покрывал составили 20 000 руб.: ткани/материалы/сырье – 10 900 руб., зарплата работников швейного цеха – 7 000 руб., отчисления в фонды соц. страхования – 2 100 руб.
Пример 1. Салон штор «Атмосфера» специализируется на индивидуальном пошиве штор и текстильного декора.ООО «Атмосфера» в сентябре месяце

Слайд 21Прямые затраты на шитье штор составили 25 000 руб.: ткани/материалы/сырье

– 14 600 руб.; зарплата работников швейного цеха – 8

000 руб.; отчисления в фонды соц. страхования - 2 400 руб. Косвенные затраты составили 31 500 рублей:
аренда помещения – 19 700 руб.;
расходы на коммунальные услуги – 4 000 руб.;
потери от брака – 3 700 руб.
прочие расходы – 4 100 руб.
Рассчитывается нормативный коэффициент общепроизводственных расходов, принимая за базу распределения величину прямых затрат:
прямые затраты 20 000 + 25 000 = 45 000 руб.
Кнорм. = ∑косвенных затрат/∑прямых затрат
Кнорм. = 31 500 / 45 000 = 0,7
Прямые затраты на шитье штор составили 25 000 руб.: ткани/материалы/сырье – 14 600 руб.; зарплата работников швейного

Слайд 221.Сумма косвенных затрат, учитываемых в себестоимости отдельных видов продукции:
Шторы –

0,7 х 25 000 = 17 500 руб.
Покрывало – 0,7

х 20 000 = 14 000 руб.
2.Себестоимость единицы продукции по видам равна:
комплекта штор:
(25 000 + 17 500) /20 = 2125 руб.
комплекта покрывал:
(20 000 + 14 500) /30 = 1150 руб.

1.Сумма косвенных затрат, учитываемых в себестоимости отдельных видов продукции:Шторы – 0,7 х 25 000 = 17 500

Слайд 23Учет затрат ведется в разрезе установленных статей калькуляции (основные материалы,

заработная плата основных производственных рабочих) по каждому производственному заказу.
Остальные (косвенные)

затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.
Объектом учета и калькуляции является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления как сумма всех затрат (прямых и косвенных, в доле, относимой на данный заказ) со дня открытия заказа.
Себестоимость единицы продукции в заказе рассчитывается как отношение расходов по выполнению заказа на количество изделий в нем.
Аналогично определяется сумма затрат по статьям калькуляции в расчете на весь заказ и на одно изделие.
Отчетная калькуляция составляется только после выполнения заказа.
Все затраты, учтенные в заказе,являются незавершенным производством до момента окончания заказа.
Учет затрат ведется в разрезе установленных статей калькуляции (основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих) по каждому

Слайд 24Главной проблемой при позаказном методе является распределение косвенных расходов (общепроизводственных,

общехозяйственных, непрямых материальных и других затрат) между отдельными заказами.
Распределение их

между заказами может быть простым (одноступенчатым) или сложным (многоступенчатым).
Метод и базу распределения косвенных расходов предприятие выбирает самостоятельно и утверждает в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
На практике косвенные расходы распределяются между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.
Расчет бюджетной ставки (рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя) производится в три этапа:
а) оцениваются (прогнозируются) косвенные расходы предстоящего периода.



Главной проблемой при позаказном методе является распределение косвенных расходов (общепроизводственных, общехозяйственных, непрямых материальных и других затрат) между

Слайд 25Точность этого прогноза зависит от практического опыта, знаний и профессиональной

интуиции бухгалтера – аналитика, так как при этом необходимо учесть

многие факторы: объективные (не зависящие от деятельности предприятия) и субъективные (зависящие от него).
б) выбирается база для распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами и прогнозируется ее величина.
Базой может быть характер выполняемых заказов, их размер, количество, оплата труда производственных рабочих.
Выбрав в качестве базы распределения косвенных расходов какой – либо показатель, необходимо спрогнозировать его размер на предстоящий период;
в) рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя.



Точность этого прогноза зависит от практического опыта, знаний и профессиональной интуиции бухгалтера – аналитика, так как при

Слайд 26Пример 1 (простое одноступенчатое распределение).
В производственном цехе выполняются два заказа

на изготовление изделий в количестве 100 ед. в каждом.
Ожидаемая сумма

накладных расходов по цеху составляет
6250 руб., в качестве базы для распределения накладных расходов используются прямые материальные затраты, так как имеет место материальное производство.
Прямые расходы на изготовление 100 ед. составляют следующие величины:
Заказ № 1: прямые затраты на оплату труда – 1 тыс. руб.,
прямые затраты на материалы – 2800 руб.,
стоимость обработки материалов – 200 руб.
Заказ № 2: прямые затраты на оплату труда – 1 тыс. руб.,
прямые затраты на материалы – 2200 руб.,
затраты на обработку материалов – 400 руб.


Пример 1 (простое одноступенчатое распределение).В производственном цехе выполняются два заказа на изготовление изделий в количестве 100 ед.

Слайд 27Ставка распределения накладных расходов составит 1,25 руб. (6250 руб. /

(2800 руб. + 2200 руб.).
Доля накладных расходов, включаемых в каждый

заказ на основе затрат на материалы, составит:
Заказ № 1: 3500 руб. (2800 руб. х 1,25);
Заказ № 2: 2750 руб. (2200 руб. х 1,25 руб.).
Полная себестоимость заказа № 1 – 7500 руб., из них прямые затраты – 4 тыс. руб. (1000 руб. + 2800 руб. + 200 руб.); накладные затраты, распределенные пропорционально прямым расходам на материалы,- 3500 руб.; себестоимость единицы изделия – 75 руб. (7500 руб. / 100 ед.).
Полная себестоимость заказа № 2 – 6750 руб., из них прямые затраты – 4 тыс. руб. (1400 руб. + 2200 руб. + 400 руб.); накладные затраты, распределенные пропорционально прямым расходам на материалы,- 2750 руб.; себестоимость единицы изделия – 67 руб. 50 коп. (6750 руб. / 100 ед.).


Ставка распределения накладных расходов составит 1,25 руб. (6250 руб. / (2800 руб. + 2200 руб.).Доля накладных расходов,

Слайд 28Сводный учет затрат по заказам может быть организован по нескольким

вариантам с помощью:
контрольных счетов;
раздельного учета;
калькуляции себестоимости по

контракту.
Контрольные счета – все бухгалтерские записи производят в ведомостях, итоги переносятся в главную книгу.
Раздельный учет – предусматривает дублирование записей в двух видах учета.
Калькуляция себестоимости по контракту – система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом производства.
Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю по этапам за выполненные работы.


Сводный учет затрат по заказам может быть организован по нескольким вариантам с помощью: контрольных счетов; раздельного учета;

Слайд 29Таким образом, система позаказного учета и калькулирования себестоимости характеризуется:
-

концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдельные виды

работ или готовой продукции;
изменением величины затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;
ведение в Главной книге счета 20 «Основное производство», по дебетовому остатку которого показывается величина незавершенного производства.
Позаказный метод может использоваться и в условиях массового производства изделий одного наименования. Например, он находит применение в швейном производстве, где объектом калькуляции и учета затрат выступает конкретный вид изделия (одежды), изготавливаемого по заказу в зависимости от прейскуранта (артикул, сорт, размер и т.п.).

Таким образом, система позаказного учета и калькулирования себестоимости характеризуется:-  концентрацией данных о расходах и отнесением затрат

Слайд 30Пример. АО «Х» получило заказы на изготовление изделия А

и изделия Б. Количество единиц изделия А составляет 5 шт.,

изделия Б – 4 шт. АО «Х» разработало производственный план и открыло карточки заказов на оба изделия.
Требуется: рассчитать себестоимость заказов.
РЕШЕНИЕ
В процессе выполнения заказов были произведены определенные затраты (таблица 1):


Пример. АО «Х» получило заказы на изготовление изделия А  и изделия Б. Количество единиц изделия А

Слайд 31Базой распределения накладных расходов в АО «Х» являются трудовые расходы.


Распределение общепроизводственных расходов в конце месяца представлены в таблице 2.
На

каждый заказ была открыта карточка (таблицы 3 и 4).
Таблица 2
Распределение общепроизводственных расходов, руб.

Базой распределения накладных расходов в АО «Х» являются трудовые расходы. Распределение общепроизводственных расходов в конце месяца представлены

Слайд 32Таблица 3 – Карточка заказа № 1

Таблица 3 – Карточка заказа № 1

Слайд 33Таблица 4 – Карточка заказа № 2

Таблица 4 – Карточка заказа № 2

Слайд 34По данным, отраженным в карточках, составляются отчеты о себестоимости каждого

заказа (таблица 5 и 6):
Таблица 5 – Отчет о себестоимости

заказа «Изделие А»

По данным, отраженным в карточках, составляются отчеты о себестоимости каждого заказа (таблица 5 и 6):Таблица 5 –

Слайд 35Таблица 6 – Отчет о себестоимости заказа «Изделие Б»


Таблица 6 – Отчет о себестоимости заказа «Изделие Б»

Слайд 36Преимущества позаказного метода заключаются в том, что он позволяет:
более точно

определить затраты на конкретный производственный заказ и соответственно контролировать соотношение

цены и затрат;
оценить эффективность отдельных производственных заказов, выявить наиболее прибыльные (рентабельные) заказы;
осуществить действенный контроль над затратами заказа путем расчета отклонений между плановыми (нормативными) и фактическими калькуляциями;
сформировать базу для планирования производственных затрат и отпускных цен по будущим заказам;
контролировать динамику прямых производственных и накладных расходов по отдельным заказам (темпы роста, снижение);
распределять с большей точностью косвенные (накладные) расходы между заказами;
относительно просто организовать управленческий учет производственных затрат и технологий калькуляции себестоимости заказа.

Преимущества позаказного метода заключаются в том, что он позволяет:более точно определить затраты на конкретный производственный заказ и

Слайд 37К недостаткам позаказного метода относятся следующие:
сопоставление плановой и фактической себестоимости

возможно только после завершения заказа;
сложности с проведением инвентаризации незавершенного производства

как в целом по предприятию, так и по отдельным производственным заказам;
- отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат по заказу;
высокая трудоемкость работ, так как учет и исчисление себестоимости, контроль затрат ведутся по отдельным заказам, что требует значительной детализации;
большой объем незавершенного производства при длительных сроках выполнения заказа;
сложность расчета ставок распределения когсвенных расходов и др.

К недостаткам позаказного метода относятся следующие:сопоставление плановой и фактической себестоимости возможно только после завершения заказа;сложности с проведением

Слайд 385. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
Попроцессный метод учета

затрат и калькулирования себестоимости применяется в отраслях с серийным, массовым

производством однотипной продукции или на предприятиях с непрерывным производственным циклом.
Его чаще всего используют в добывающих отраслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной и др.) и энергетике, а также в перерабатывающих отраслях с простейшим технологическим циклом производства (например, в цементной промышленности, на предприятиях по производству асфальта и др.).
Себестоимость единицы продукции рассчитывается делением себестоимости производства за определенный период на количество изделий, выпущенных за это время.
Наиболее подходят для попроцессной калькуляции предприятия, имеющие такие особенности:
качество продукции однородно;
отдельный заказ не оказывает влияния на производственный процесс в целом;

5. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимостиПопроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости применяется в отраслях

Слайд 39выполнение заказов покупателя обеспечивается на основе запасов производителя;
производство является серийным,

массовым и осуществляется поточным методом;
спрос на выпускаемую продукцию постоянен и

др.
Несмотря на общие черты массового производства, каждая из добывающих отраслей промышленности имеет свои особенности, от которых зависят не только организация и технология производства, но и методика учета и контроля затрат.

выполнение заказов покупателя обеспечивается на основе запасов производителя;производство является серийным, массовым и осуществляется поточным методом;спрос на выпускаемую

Слайд 40Если запасов готовой продукции у организации нет (энергетических, транспортные организации),

то используется метод простого одноступенчатого калькулирования.
Себестоимость единицы продукции определяется делением

суммарных затрат за отчетный период на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле:
С = З / Х,
где С –себестоимость единицы продукции, руб.;
З – совокупные затраты за отчетный период, руб.;
Х – количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуках, тоннах, метрах и т.д.).
Например, предприятие произвело и продало 10 000 ед. изделий.
Совокупные затраты за отчетный период – 10 000 000 руб.
Расчет себестоимости единицы продукции выглядит так:
10 000 000 : 10 000 = 1 000 (руб.).
На предприятиях может применяться метод простого двухступенчатого калькулирования.



Если запасов готовой продукции у организации нет (энергетических, транспортные организации), то используется метод простого одноступенчатого калькулирования.Себестоимость единицы

Слайд 41Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:
рассчитывается производственная себестоимость

всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество

изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции;
сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество проданной за отчетный период продукции;
суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.
Себестоимость продукции методом простого двухступенчатого калькулирования рассчитывается по формуле:
Сед. =(З1/Х1) + (З2/Х2),
где Сед. – полная себестоимость единицы продукции, руб.;
З1 – совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;
Х1 – количество единиц продукции, произведенной в данном отчетном периоде;
З2 – управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
Х2 – количество единиц продукции, проданной в отчетном периоде.

Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных

Слайд 42Пример. Предприятие произвело 10 000 ед. изделий, а продало 8

000 ед. Производственная себестоимость – 10 000 000 руб., а

издержки по управлению и сбыту – 2 000 000 руб. Тогда себестоимость единицы продукции составит:
Сед. =(10000000/10000) + (2000000/8000)= 1250 (руб.)
Метод простой двухступенчатой калькуляции позволяет:
оценить запасы и готовую продукцию по полной производственной себестоимости;
отнести расходы по управлению и продаже в полном объеме на количество проданной продукции.
Если производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются методом простого многоступенчатого калькулирования.

Пример. Предприятие произвело 10 000 ед. изделий, а продало 8 000 ед. Производственная себестоимость – 10 000

Слайд 43В этом случае необходимо организовать учет затрат и количества изготовленных

полуфабрикатов по каждому переделу.
Себестоимость единицы продукции рассчитывается по следующей формуле:

Себ. = Зпр1/Х1 + Зпр2/Х2 + Зпр3/Х3+ … +Зпрn/Хn + Зупр/Хупр,
Себ. – полная себестоимост ь единицы продукции, руб.;
Зпр1, Зпр2,… Зпрn – совокупные производственные затраты каждого передела, руб.;
Зупр – управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
Х1, Х2, … Хn – количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, шт.;
Хпр – количество проданных единиц продукции в отчетном периоде, шт.

В этом случае необходимо организовать учет затрат и количества изготовленных полуфабрикатов по каждому переделу.Себестоимость единицы продукции рассчитывается

Слайд 44Для повышения аналитичности расчетов затраты сырья и материалов в расчете

на единицу продукции целесообразно учитывать отдельно, а в рамках переделов

– лишь добавленные затраты (заработную плату плюс общепроизводственные расходы) каждого из них.
Такая разновидность простого калькулирования называется калькулированием по стадиям обработки.
Приведенная формула в этом случае примет следующий вид:

Себ. =Зм + З1доб/Х1 + З2доб/Х2 + З3доб/Х3 + … + Здобn/ Хn +Зупр/Хупр,
где Себ. – полная себестоимость;
Зм – затраты сырья и материалов в расчете на единицу продукции, руб.;
З1доб, З2доб, …, Здобn – добавленные затраты каждого передела, руб.;
Зупр – управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
Х1,Х2, … Хn – количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, шт.;
Хупр – количество проданных единиц продукции в отчетном периоде, шт.


Для повышения аналитичности расчетов затраты сырья и материалов в расчете на единицу продукции целесообразно учитывать отдельно, а

Слайд 45ПРИМЕР. По предприятию охватывающему три передела, за отчетный период имеется

следующая информация:

ПРИМЕР. По предприятию охватывающему три передела, за отчетный период имеется следующая информация:

Слайд 46Затраты на сырье и материалы в расчете на единицу продукции

– 50 руб. Административно – управленческие расходы за отчетный период

– 200 000 руб. Продано в течение отчетного периода 8 000 ед. продукции. Условно допускается, что местом потребления сырья и материалов является 1 передел.
Расчет себестоимости единицы продукции в данном случае будет иметь следующий вид:
Себ. = 50 + (200 000 : 12 000) + (300 000 : 11 000) + (500 000 : 10 000) + (200 000 : 8 000) = 50 + 16,7 + 27,3 + 50 + 25 = 169 руб.
Из приведенных данных видно, что на выходе из передела 1 себестоимость полуфабриката составляет 50 + 16,7 = 66,7 руб. По заверщении обработки на переделе 2 себестоимость полуфабрикатов возрастает до: 66,7 + 27,3 = 94 руб.
После прохождения последнего, 3 передела, себестоимость единицы готовой продукции составит: 94 + 50 = 144 руб.
С учетом количества полуфабрикатов, произведенных в течение отчетного периода каждым переделом, стоимостная оценка изготовленных полуфабрикатов составит:


Затраты на сырье и материалы в расчете на единицу продукции – 50 руб. Административно – управленческие расходы

Слайд 47по переделу 1: 12 000 шт. х 66,7 = 800

400 руб.;
по переделу 2: 11 000 х 94,0 = 1

034 000 руб.;
по переделу 3: 10 000 х 144,0 = 1 440 000 руб.
Запасы полуфабрикатов:
передела 1: 1 000 шт. х 66,7 = 66 700 руб.;
передела 2: 1 000 шт. х 94,0 = 94 000 руб.
Запасы готовой продукции:
2 000 шт. х 144 = 288 000 руб.
Часто попроцессный метод рассматривается как упрощенная разновидность попередельного калькулирования.
по переделу 1: 12 000 шт. х 66,7 = 800 400 руб.;по переделу 2: 11 000 х

Слайд 48На практике применяют три варианта попроцессного метода учета затрат: последовательный,

параллельный и раздельный.
Последовательный вариант – стоимость готового изделия переходит из

последнего цеха, т.е. незавершенное производство доведено до конечной продукции предприятия.
Параллельный учет предназначен для выпуска одного изделия или группы однородных изделий.
Раздельный учет предусматривает, что технология производства однородных продуктов имеет разные процедуры обработки.
Для попроцессной калькуляции затрат используется так называемая сводная ведомость затрат на производство.
Сводная ведомость затрат на производство охватывает все этапы калькуляции.

На практике применяют три варианта попроцессного метода учета затрат: последовательный, параллельный и раздельный.Последовательный вариант – стоимость готового

Слайд 49Преимущества попроцессного метода заключаются в следующем:
относительная простота расчетов по сравнению

с другими методами калькуляции себестоимости;
аккумулирование производственных затрат по подразделениям;
организация управленческого

учета затрат по местам из возникновения, что позволяет выделять производственные и административно-управленческие издержки;
формирование суммы затрат по каждому завершенному процессу, стадии;
это менее трудоемкий метод учета по сравнению с позаказным: не ведутся карточки учета заказов, отсутствует необходимость распределения косвенных затрат;
учет затрат и калькуляция себестоимости продукции осуществляются за отчетный период, а не за время выполнения работ, как при позаказном методе;
не сложен для применения и обеспечивает достоверные данные калькуляций.

Преимущества попроцессного метода заключаются в следующем:относительная простота расчетов по сравнению с другими методами калькуляции себестоимости;аккумулирование производственных затрат

Слайд 50К недостаткам метода можно отнести:
сложность расчета усредненной себестоимости продукции, себестоимости

продукции на определенной стадии, процесса производства;
эффективен только при незначительных размерах

незавершенного производства;
ограниченная область применения в связи с требованиями отсутствия запасов полуфабрикатов и готовой продукции.
Пример. На начало периода на счетах числится 3 000 единиц незавершенного производства. Сумма затрат, приходящихся на них: материалы – 9 000 руб., прочие – 14 000 руб.
В течение периода начато производство 42 000 единиц продукции, при этом принято на склад в качестве готовой продукции 38 000 единиц. За период было списано в производство материалов на сумму 112 000 рублей, степень готовности незавершенного производства по материалам – 80 %. Прочие затраты составили 160 000 рублей. Степень готовности по ним незавершенного производства – 100 процентов (таблица А):
К недостаткам метода можно отнести:сложность расчета усредненной себестоимости продукции, себестоимости продукции на определенной стадии, процесса производства;эффективен только

Слайд 51Таблица А

Таблица А

Слайд 52Проверка: всего затрат за период – 295 000 руб., в

том числе затраты на незавершенное производство – 2 568 руб.,

стоимость готовой продукции – 252 342 руб.
Следовательно, фактическая себестоимость одной единицы готовой продукции составляет 6,65 руб. (252 343/38 000).
Фактическая себестоимость одной единицы незавершенного производства составляет 6,08 руб. (42 568/ 7 000).
Проверка: всего затрат за период – 295 000 руб., в том числе затраты на незавершенное производство –

Слайд 536. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
Попередельный метод применяется

на производствах с комплексным использованием сырья и материалов, а также

в отраслях промышленности с массовым, крупносерийным и поточным производством, в научно – исследовательских и проектно – конструкторских организациях и др., в которых сырье и материалы проходят последовательно несколько самостоятельных фаз обработки (переделов, стадий).

Передел – совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного (полуфабриката) или получением законченного готового продукта

Этот полуфабрикат может быть передан на следующий передел для дальнейшей обработки или реализован на сторону другим предприятиям как готовый полуфабрикат

6. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимостиПопередельный метод применяется на производствах с комплексным использованием сырья и

Слайд 54Сущность попередельного метода – учет затрат ведется по переделам, а

внутри них – по статьям калькуляции и видам продукции
Варианты

попередельного метода

Полуфабрикатный вариант

Бесполуфабрикатный вариант

Сущность попередельного метода – учет затрат ведется по переделам, а внутри них – по статьям калькуляции и

Слайд 55Например, текстильное производство состоит из ряда самостоятельных переделов, основными из

которых являются прядение, ткачество и отделка.
Исходным сырьем для ткацкого производства

служит хлопок – волокно, грязная и мытая шерсть, шелк – сырец и другие материалы.
Они поступают в первый передел – прядильное производство, его полуфабрикатом становится пряжа.
Она может передаваться в следующий передел – ткачество, а может быть реализована другим организациям как готовый полуфабрикат.
Готовым полуфабрикатом второго передела (ткацкого производства) является суровье (суровая ткань), которое может передаваться в третий передел – отделку или реализовываться другим организациям как готовый полуфабрикат.
По результатам третьего передела (отделочного производства) выпускается готовая продукция – ткань с нужным рисунком.

Например, текстильное производство состоит из ряда самостоятельных переделов, основными из которых являются прядение, ткачество и отделка.Исходным сырьем

Слайд 56Особенности попередельного метода учета:
учет затрат ведется по переделам безотносительно к

отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела;
списание затрат

осуществляется за календарный период, а не за время изготовления заказа;
организация аналитического учета ведется по каждому переделу по синтетическому счету 20 «Основное производство»;
простота и дешевизна учета: нет карточек учета отдельных заказов, отсутствует необходимость распределения косвенных расходов между отдельными заказам.


ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ –
метод калькулирования, использующийся в производстве, где изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделами

Особенности попередельного метода учета:учет затрат ведется по переделам безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции

Слайд 571 этап
2 этап
3 этап
ПЕРЕДЕЛЫ
Передел 1
Передел 2
Передел 3
П1
П2
КП
Что является объектом учета

затрат?
П1 – полуфабрикат 1; П2 – полуфабрикат 2; КП –

конечный продукт
1 этап2 этап3 этапПЕРЕДЕЛЫПередел 1Передел 2Передел 3П1П2КПЧто является объектом учета затрат?П1 – полуфабрикат 1; П2 – полуфабрикат

Слайд 58БЕСПОЛУФАБРИКАТНЫЙ МЕТОД
ПЕРЕДЕЛ 1
ПЕРЕДЕЛ 2
ПЕРЕДЕЛ 3
П1
П2
П3
РЕАЛИЗУЕТСЯ ТОЛЬКО КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ!

БЕСПОЛУФАБРИКАТНЫЙ МЕТОДПЕРЕДЕЛ 1ПЕРЕДЕЛ 2ПЕРЕДЕЛ 3П1П2П3РЕАЛИЗУЕТСЯ ТОЛЬКО КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ!

Слайд 59В промышленности применяются два варианта попередельного метода учета затрат на

производство и калькуляцию себестоимости продукции – бесполуфабрикатный и полуфабрикатный.
При бесполуфабрикатном

методе - в бухгалтерских документах движение полуфабрикатов не отражается; его контролируют от одного передела к другому по данным оперативного учета в натуральном выражении, который ведется по переделам (в цехах).
Себестоимость готовой продукции, выпускаемой на последнем переделе, составляет сумму затрат на всех переделах.
Себестоимость же продукции в промежуточных переделах не исчисляется.
Этот метод является более достоверным и точным, менее трудоемким, а значит, более дешевым, чем полуфабрикатный.


В промышленности применяются два варианта попередельного метода учета затрат на производство и калькуляцию себестоимости продукции – бесполуфабрикатный

Слайд 60Его основное достоинство состоит в отсутствии каких – либо расчетов,

расшифровывающих затраты предыдущих переделов.
Недостатки бесполуфабрикатного метода: основной из них заключается

в том, что этот метод учета не позволяет определить себестоимость полуфабрикатов при передаче их из одного передела в другой и при необходимости их продажи на сторону.
Использование данного метода предполагает обязательное проведение инвентаризации незавершенного производства одновременно во всех цехах (переделах), так как затраты на него учитываются в местах их изготовления до выпуска готовой продукции.
При бесполуфабрикатном методе учета себестоимость готовой продукции складывается из себестоимости полуфабрикатов предшествующих стадий обработки и затрат последнего передела, т.е. одни и те же затраты повторяются в себестоимости полуфабрикатов несколько раз.
Движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими проводками и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела.

Его основное достоинство состоит в отсутствии каких – либо расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих переделов.Недостатки бесполуфабрикатного метода: основной

Слайд 61Полуфабрикатный учет производственных затрат может быть организован с использованием активного

счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» или без него.
В первом

случае полуфабрикаты каждого передела, кроме последнего, сдают на склад.
операцию бухгалтерия оформляет записью по дебету счета 21 и кредиту счета 20 - отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов.
По кредиту счета 21 отражается стоимость полуфабрикатов, переданных на дальнейшую переработку (в корреспонденции со счетом 20) или проданных другим предприятиям (в корреспонденции со счетом 90/1 «Выручка»).
Во втором случае продукты переделов не сдают на склад, а в соответствии с технологической документацией передают в последующий передел.


Полуфабрикатный учет производственных затрат может быть организован с использованием активного счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» или без

Слайд 62В этом случае бухгалтерия делает записи в аналитическом учете к

синтетическому счету 20:
Дебет 20 (передел, цех

А) кредит 20 (передел, цех Б).
Преимущества полуфабрикатного метода:
наличие бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела. Эта информация необходима для формирования цены при продаже полуфабрикатов на сторону;
позволяет выявить и учитывать остатки незавершенного производства в местах его накопления;
дает возможность организации контроля над движением полуфабрикатов собственного производства как внутри предприятия, так и при продаже другим предприятиям;
нет необходимости одновременной инвентаризации незавершенного производства по всему предприятию (только на конкретном переделе).

В этом случае бухгалтерия делает записи в аналитическом учете к синтетическому счету 20:    Дебет

Слайд 63Этот метод имеет и недостатки:
наличие внутризаводского оборота, затрудняющего оценку затрат

в каждом переделе в отдельности;
является более сложным и трудоемким по

сравнению с бесполуфабрикатным методом.

В целом преимущества попередельного метода по сравнению с другими заключаются в следующем:
требует меньше усилий для сбора и группировки издержек и более экономичный по сравнению с позаказным методом;
позволяет определять себестоимость отдельных фаз, переделов обработки продукции по производственным цехам, выявлять места и причины возникновения отклонений фактической себестоимости продукции от плановой (нормативной).

Этот метод имеет и недостатки:наличие внутризаводского оборота, затрудняющего оценку затрат в каждом переделе в отдельности;является более сложным

Слайд 64Попередельный метод имеет ряд недостатков:
применяется только на предприятиях массового производства;
используется

лишь в производствах, имеющих отдельные переделы, фазы, стадии;
отсутствует оперативный контроль

за уровнем затрат, инвентаризация незавершенного производства сложна и громоздка;
чрезмерно усредняет себестоимость продукции;
не учитывает сезонные особенности производства, а в своих модификациях приводит к повторному учету одних и тех же издержек в себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции;
не принимаются в расчет различия в затратах материальных ресурсов и потерях времени работников на отдельных этапах производственной деятельности, а также различия в издержках по хранению запасов и др.;
имеются определенные сложности в распределении косвенных затрат между переделами, полуфабрикатами и т.д.;
списание затрат выполняется за отчетный период, а не за время изготовления заказа и др.

Попередельный метод имеет ряд недостатков:применяется только на предприятиях массового производства;используется лишь в производствах, имеющих отдельные переделы, фазы,

Слайд 65ПРИМЕР. АО «Х» в процессе производства готовой продукции выпускает полуфабрикаты

– шпик и мясо жилованное. Эти полуфабрикаты идут на изготовление

готовой продукции и продаются другим предприятиям промышленности.
Полуфабрикаты оцениваются по нормативной себестоимости в разрезе прямых материальных затрат, заработной платы и социальных отчислений.
Нормативная себестоимость шпика составляет 25 руб. за кг, а мяса жилованного – 40 руб. за кг. Фактические затраты на производство
10 000 т шпика и 5 000 т мяса жилованного составили: 200 000 руб. – сырье и материалы, 200 000 руб. –заработная плата, 60 000 руб. – социальные отчисления.
Требуется: оценить изготовленные полуфабрикаты по прямым затратам.
РЕШЕНИЕ: нормативная себестоимость составит 450 000 руб. (25 х 10 000 + 40 х 5 000), а фактическая – 460 000 руб. (200 000 + 200 000 + 60 000).
ПРИМЕР. АО «Х» в процессе производства готовой продукции выпускает полуфабрикаты – шпик и мясо жилованное. Эти полуфабрикаты

Слайд 66Рассмотренный вариант учета полуфабрикатов – лишь один из возможных, организация

может выбрать наиболее подходящий метод оценки и учета полуфабрикатов собственного

производства.
Например, оценку по стоимости сырья и материалов, по прямым статьям затрат, по фактической производственной себестоимости.
Попередельный метод комбинируют с нормативным методом с целью выявления отклонений фактических затрат от текущих норм и учета изменений этих норм.
При этом в первичной документации и управленческой отчетности фактический расход сырья, материалов, энергии и др. сопоставляется с нормативным.
Использование элементов нормативного метода позволяет ежедневно осуществлять контроль за затратами на производство, вскрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
Рассмотренный вариант учета полуфабрикатов – лишь один из возможных, организация может выбрать наиболее подходящий метод оценки и

Слайд 67Для раздельного учета полуфабрикатов к счету 21 открываются субсчета: 21/1

«Полуфабрикаты собственного производства» «Шпиг» и 21/2 «Полуфабрикаты собственного производства» «Мясо

жилованное».
Информация о затратах, связанных с изготовлением полуфабрикатов, предварительно обобщается на счете 20. К этому счету тоже открываются два субсчета: 20/1 «Производство продукции», 20/2 «Производство полуфабрикатов».
В учете АО «Х» будут сделаны записи (таблица 1):
Таблица 1 – Журнал хозяйственных операций


Для раздельного учета полуфабрикатов к счету 21 открываются субсчета: 21/1 «Полуфабрикаты собственного производства» «Шпиг» и 21/2 «Полуфабрикаты

Слайд 687.Функциональный метод учета затрат по системе АВС (или пооперационное калькулирование

по видам деятельности)
Метод учета затрат по функциям, или АВС- метод

(от англ. Activity Based Costing АВС) возник в США и распространился с конца 1980-х г.г. благодаря работам Г. Бере, Р. Купера, Т. Джонсона, Р. Каплана.
Пооперационное калькулирование (Activity Based Costing) используется для: анализа бизнес-процессов как информационной основы управления в сложных организационных структурах; для принятия управленческих решений, в которых нужно максимально точное значение себестоимости продукции.
Особенность метода состоит в том, что текущие затраты идентифицируются не с центрами ответственности, а с функциями, выполняемыми в производственном процессе, и лишь затем относятся на себестоимость конкретных изделий (работ, услуг).
Принципиальное отличие АВС-метода от других методов учета затрат и калькулирования состоит в порядке распределения накладных расходов.
Метод АВС рассматривает операции в качестве основных объектов учета затрат и калькуляции.

7.Функциональный метод учета затрат  по системе АВС (или пооперационное калькулирование по видам деятельности)Метод учета затрат по

Слайд 69С точки зрения АВС не продукция – потребитель ресурсов, а

процессы (или операции), направленные на производство данной продукции, т. е.

не продукция, а операция является причиной возникновения затрат.
Продукт – это результат выполнения конкретной последовательности операций, в каждой из которых задействованы различные ресурсы.
Поэтому первоначально затраты относятся на операцию, а затем, установив степень их участия в производстве конечной продукции, себестоимость конкретной операции относят на вид продукции прямым или косвенным путем.
В результате применения в АВС двухступенчатого распределения, когда сначала затраты относятся на процессы, а затем с процессов на конкретную продукцию, достигается наиболее точное распределение косвенных расходов.
При этом выбор наиболее объективного, легкоизмеряемого драйвера (это база распределения затрат) является одним из важнейших моментов в системе АВС.
Примерами процессов, выделяемых АВС могут быть: сборка, транспортировка, складирование, обработка заказов, отпуск материальных ресурсов, разработка графика производственного процесса, диспетчеризация, упаковка, контроль, управление, проектирование, поиск клиентов и пр. операции.
С точки зрения АВС не продукция – потребитель ресурсов, а процессы (или операции), направленные на производство данной

Слайд 70Алгоритм его построения выглядит следующим образом:
бизнес предприятия делится на основные

виды деятельности (функции, или операции).
В частности, ими могут быть: оформление

заказов на поставку материалов; эксплуатация основного технологического и вспомогательного оборудования; операции по его переналадке; контроль качества полуфабрикатов и готовой продукции, их транспортировка и др.
Количество видов деятельности зависит от ее сложности: чем сложнее бизнес предприятия, тем большее число функций будет выделено.
2) каждому виду деятельности приписывается собственный носитель затрат, оцениваемый в соответствующих единицах измерения.
При этом руководствуются двумя правилами: легкостью получения данных, относящихся к носителю затрат; степенью соответствия измерений расходов через носитель затрат их действительному значению.
Например, оформление заказов на поставку материалов можно измерить количеством оформленных заказов; функцию переналадки оборудования – числом требуемых переналадок;

Алгоритм его построения выглядит следующим образом:бизнес предприятия делится на основные виды деятельности (функции, или операции).В частности, ими

Слайд 713) оценивается стоимость единицы носителя затрат путем деления суммы накладных

расходов по каждой функции (операции) на количественное значение соответствующего носителя

затрат;
4) определяется себестоимость продукции (работы, услуги).
Для этого стоимость единицы носителя затрат умножается на их количество по тем видам деятельности (функциям), выполнение которых необходимо для изготовления продукции (работы, услуги).
Таким образом, объектом учета затрат при этом методе выступает отдельный вид деятельности (функция, операция), а объектом калькулирования – вид продукции (работ, услуг).
АВС – метод являясь альтернативой позаказному методу учета затрат и калькулирования, эффективен для предприятий, характеризующихся высоким уровнем накладных расходов.
3) оценивается стоимость единицы носителя затрат путем деления суммы накладных расходов по каждой функции (операции) на количественное

Слайд 72Последовательность формирования себестоимости продукции при методе АВС следующая:
этап 1: обособление

групп косвенных затрат и выбор операций, групп операций, процессов;
этап 2:

выбор драйверов (баз распределения) затрат между операциями, группами операций, процессами, расчет ставки драйвера затрат (коэффициента распределения затрат) и определение себестоимости операций, группы операций, процессов;
этап 3: определение степени участия операции, группы операций, процессов в производстве продукции, выполнении работ и услуг – выбор драйвера (базы распределения) себестоимости операции между видами продукции, работ и услуг и расчет ставки драйвера операций (коэффициент распределения);
этап 4: отнесение стоимости операций, групп операций, процессов на вид продукции, в производстве которой они участвуют.
С помощью АВС - метода распределяются не все затраты, а лишь те, по которым возможно и экономически целесообразно выделять затраты по операциям, группам операций, процессам и находить адекватные драйверы затрат и операций.


Последовательность формирования себестоимости продукции при методе АВС следующая:этап 1: обособление групп косвенных затрат и выбор операций, групп

Слайд 73ТИПЫ ДРАЙВЕРОВ
Транзакционные – определяют частоту конкретного процесса,
т. е. количество

переналадок оборудования, количество контрольных операций. Подобные драйверы используются, если процесс

протекает одинаково, требует одинаковых ресурсов каждый раз, когда он осуществляется. При этом драйверы затрат не зависят от того, для какого вида продукции производится данный процесс.
Временные отражают количество времени, необходимое для осуществления процесса. Они используются, если есть существенные различия процессов. Например, простая продукция требует 10 – 15 мин., для сложной продукции необходимо 5-6 ч. Примерами временных драйверов могут служить часы на контроль, наладку оборудования и прямые трудозатраты. Подобные драйверы более точны, чем транзакционные, но они оказываются дороже в использовании, так как при каждом повторении процесса требуется оценка длительности его функционирования, т. е. хронометраж.
ТИПЫ ДРАЙВЕРОВТранзакционные – определяют частоту конкретного процесса, т. е. количество переналадок оборудования, количество контрольных операций. Подобные драйверы

Слайд 74Отражающие интенсивность процесса – применяется при недостаточности временных драйверов. Использование

временного драйвера предполагает, что каждый час, затрачиваемый на наладку оборудования,

стоит одинаково и не учитывает дополнительных затрат на привлечение высококвалифицированного персонала или внедрения дорогостоящего оборудования, необходимых для наладки при производстве отдельных видов продукции и не требуемых для выпуска более простой продукции.
Метод АВС – связан с направлением распределения накладных (косвенных) затрат
Например, заработная плата инженера по технике безопасности составляет 28 800 руб. В месяц. Он выполняет за этот период четыре вида работ: инструктаж – 100 час.; проверка подготовки рабочих мест – 14 ч.; составление отчета – 8 ч.; разборка аварийных ситуаций – 22 ч. Всего 144 час. Косвенными расходами (группой распределения затрат) служит заработная плата с начислениями.
Отражающие интенсивность процесса – применяется при недостаточности временных драйверов. Использование временного драйвера предполагает, что каждый час, затрачиваемый

Слайд 75Операция – единица работы, имеющая определенную цель.
АВС использует себестоимость операций

как промежуточную ступень для отнесения затрат на продукцию (работы, услуги)

и как информацию, имеющую самостоятельное значение.
В примере 1 – операция – инструктаж 100 ч., проверка подготовки рабочих мест – 14 ч. и т. д.
База распределения – это затраты, связанные с выполнением круга обязанностей через количество времени, затраченного на виды работ.
Коэффициент распределения первого этапа будет равен отношению затрат, связанных с работой инженера по технике безопасности, к общему количеству отработанного им времени, т. е. 144 ч. х коэффициент распределения, который равен – 200 (28800 руб. : 144 ч. = 200 руб.)
Себестоимость операции – общая сумма расходов на осуществление однородных операций.
В примере 1: себестоимость операции инструктажа равна:
Операция – единица работы, имеющая определенную цель.АВС использует себестоимость операций как промежуточную ступень для отнесения затрат на

Слайд 76В примере 1 себестоимость операции инструктажа равна:
200 руб. Х

100 ч. = 20 000 руб.;
себестоимость подготовки рабочих мест:
200

руб. Х 14 ч. = 2800 руб.;
стоимость разборки аварийных ситуаций:
200 руб. Х 22 ч. = 4400 руб.;
стоимость составления отчетности:
200 х 8 ч. = 1600 руб.
Носитель операции, или база распределения себестоимости операции – это количественная мера рабочей нагрузки операции.
В примере 1 носитель операции выражается количеством проведенных инструктажей – 40 ед. и подготовкой 7 рабочих мест.
Ставка носителя операции, называемая «подготовка рабочих мест» (или коэффициент) составит: 2800/7= 400 руб.
В примере 1 себестоимость операции инструктажа равна: 200 руб. Х 100 ч. = 20 000 руб.;себестоимость подготовки

Слайд 77Ставка носителя операции, или коэффициент распределения второго этапа – отношение

себестоимости операции за период к общей величине носителя операции за

тот же период.
В данном случае происходит исчисление удельного показателя себестоимости проведенных инструктажей.
Коэффициент составит: 20 000 руб./40 = 500 руб.
Ставка носителя операции, или коэффициент распределения второго этапа – отношение себестоимости операции за период к общей величине

Слайд 78Преимущества системы АВС заключаются в том, что она:
высокая точность расчетов.

В себестоимости продукции учитываются все затраты – как прямые, так

и косвенные. Причем проблема распределения косвенных затрат по некорректно выбранной базе отсутствует;
нет необходимости разделять затраты на переменные и постоянные. Все издержки организации становятся управляемыми;
использование при долгосрочном планировании (принятие решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продукции и услуг, выхода на новые рынки);
возможность контроля расходов на стадии их возникновения;
позволяет принимать эффективные решения в области маркетинговой стратегии, прибыльности продукции;
повышает объективность оценки деятельности центров ответственности, а следовательно, эффективность мотивации;
обосновывает эффективные управленческие решения по ценообразованию, альтернативному выбору производственной программы и др., позволяет точно оценить выгодность клиентов, сегментов рынка, каналов связи;
обеспечивает надежной информацией стратегический управленческий учет, оперирующий полной себестоимостью.


Преимущества системы АВС заключаются в том, что она:высокая точность расчетов. В себестоимости продукции учитываются все затраты –

Слайд 79Преимущества этого метода становятся очевидными, когда он применяется в высокотехнологичных

отраслях, а также в организациях, выпускающих широкий ассортимент разнородной продукции.
Недостатки:
-

высокая сложность и трудоемкость;
- значительные затраты, связанные с внедрением этого метода.
Преимущества этого метода становятся очевидными, когда он применяется в высокотехнологичных отраслях, а также в организациях, выпускающих широкий

Слайд 80Рассмотрим применение пооперационного калькулирования на упрощенном примере.
Пример. Компания «М» занимается

производством продукта, который выпускает партиями в двух модификациях. Продукция в

партии А изготавливается из более дорогого материала и проходит через большее количество операций, чем продукция в партии Б. Незавершенное производство на начало и конец отчетного периода отсутствует. Остальные исходные данные для примера представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Данные для примера

Рассмотрим применение пооперационного калькулирования на упрощенном примере.Пример. Компания «М» занимается производством продукта, который выпускает партиями в двух

Слайд 81Расчет себестоимости партий А и Б, а также себестоимости единицы

продукции в каждой партии приведен в таблице 2:
Таблица 2 –

Расчет себестоимости единицы продукции

Расчет себестоимости партий А и Б, а также себестоимости единицы продукции в каждой партии приведен в таблице

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика