Слайд 1Участие м\с в лабораторных методах исследования
Технология оказания медицинских услуг
Лекция №
14
Ершова Т.А
Слайд 2Схема взаимодействия медперсонала при проведении лабораторного исследования
ПАЦИЕНТ
ВРАЧ
Лабораторный техник
Медицинская сестра
Слайд 3Этапы исследования
Преаналитический этап - сестра готовит пациента к исследованию, проводит
забор биоматериала, обеспечивает его правильное хранение, транспортирует, регистрирует и документирует.
Ответственность за достоверность на долабораторном этапе несет сестра.
Аналитический (лабораторный) этап – специалист по диагностике непосредственно проводит лабораторный тест. На этом этапе ответственность несут сотрудники лаборатории.
Постаналитический этап – взаимодействие сотрудников лаборатории и клиницистов стационара по оценке результатов исследования.
Слайд 4Материал для лабораторных исследований
кровь и ее компоненты (плазма, эритроциты),
моча,
кал,
желудочный сок,
желчь,
мокрота,
выпотные жидкости (экссудат, транссудат),
ткани паренхиматозных
органов, получаемые при биопсии
Слайд 5Правила забора, хранения и транспортировки биоматериала
Соблюдать:
подготовку пациента перед взятием материала
(натощак, учет физиологических отправлений, сопутствующей патологии, приема ЛС);
идентичность условий сбора
(требования к лабораторной посуде, объему и состоянию материала);
правила наложения венозного жгута (длительное пережатие способствует увеличению количества гемоглобина, белков, минералов за счет выхода жидкости в ткани);
Слайд 6Правила забора, хранения и транспортировки биоматериала
Соблюдать:
применение ингибиторов и консервантов при
необходимости (некоторые анализы мочи, кала на микрофлору);
правила хранения (температурный режим,
сроки, лабораторная посуда, контейнеры, транспортные средства).
Слайд 7Факторы риска для лабораторных результатов
Экзогенные:
фармакотерапия, техника забора, состояние лабораторной посуды
Эндогенные:
гемолиз
вследствие механического и холодового воздействия, нарушения пищевого режима
Факторы риска для
лабораторных результатов
Слайд 8Виды лабораторий, их назначение
Клинико-диагностическая
Цель исследования: количественное и качественное изучение форменных
элементов; определение физико-химических свойств биологических субстратов (например, ОАК, ОАМ, общий
анализ мокроты, кал на я/г, на простейшие).
Для транспортировки биоматериала в лабораторию используют специальные одноразовые контейнеры или чистая, сухая посуда
Слайд 9Виды лабораторий, их назначение
Биохимическая
Цель исследования: в определении содержания в крови
некоторых веществ (глюкозы, билирубина, холестерина, белка, креатинина, и др.)
Для транспортировки
биоматериала в лабораторию используют специальные одноразовые контейнеры или чистая, сухая посуда
Слайд 10Виды лабораторий, их назначение
Бактериологическая
Цель исследования: в выявлении микробного состава и
идентификации микрофлоры, чувствительности микробов к антибиотикам (например, моча на стерильность,
кал на кишечную группу, мазок из зева на ВL)
Сестра получает в лаборатории для забора материала стерильную посуду или использует одноразовые стерильные контейнеры
Слайд 11Виды лабораторий, их назначение
Иммунологическая (серологическая)
Цель исследования: проведение исследований по маркерам
к некоторым инфекционным агентам, а также по антителам к бактериям
и вирусам (например, анализ крови на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, сифилис)
Для транспортировки используют специальную лабораторную посуду
Слайд 12Виды лабораторной посуды:
пробирки;
чашка Петри;
одноразовые контейнеры
Слайд 13Общие принципы подготовки пациента к исследованию
В амбулаторных и стационарных
условиях: приветствовать пациента, представиться. Объяснить пациенту/родственникам смысл и необходимость предстоящего
исследования.
Получить согласие пациента
Своевременно информировать пациента о предстоящем исследовании.
Обеспечить пациента необходимой лабораторной посудой.
Правильно оформить направление
Слайд 14Общие принципы подготовки пациента к исследованию
Рассказать пациенту/семье о ходе
исследования и подготовке к нему.
Обучить пациента/семью подготовке к данному исследованию
(выдать памятку или предложить записать).
Задать вопросы по алгоритму подготовки.
Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры.
Своевременно и качественно провести подготовку к исследованию (правильно взять материал).
Слайд 15Общие принципы подготовки пациента к исследованию
Своевременно записать пациента на
исследование.
Предупредить о времени и месте исследования, куда доставляется собранный материал.
Своевременно
отправить собранный материал в лабораторию.
Сопроводить/транспортировать пациента на исследование.
Слайд 16Общие принципы подготовки пациента к исследованию
Сопроводить/транспортировать пациента после исследования.
Проконтролировать
состояние пациента после исследования
Документировать выполненное
Слайд 17Исследования крови
Различают исследования крови:
общеклинические,
биохимические
иммунологические.
Кровь из пальца на
общий анализ крови берет лаборант.
Кровь для биохимического и иммунологического исследования
берет м\с в процедурном кабинете из локтевой вены утром натощак, в чистую сухую, центрифужную пробирку в количестве 5-15 мл.
Слайд 18Лабораторные методы исследования содержимого зева и носа
Микробиологическое исследование содержимого носа
и зева.
Мазок для исследования берет м\с натощак или через 3-4
ч после приема пищи, перед проведением исследования пациенту необходимо прополоскать ротовую полость.
Слайд 19Лабораторные методы исследования мочи
Слайд 20Правила ведения преаналитического этапа лабораторного исследования мочи
Используют только чистую посуду
Материал
собирают из утренней порции
Суточную мочу собирают строго 24 часа
В зависимости
от цели исследования образцы мочи собирают либо в виде отдельных порций, либо за определенный промежуток времени
Проводят тщательный туалет промежности перед исследованием
Слайд 21Правила ведения преаналитического этапа лабораторного исследования мочи
У лежачих больных, собирая
мочу, необходимо следить, чтобы сосуд был расположен выше промежности во
избежание загрязнения из области анального отверстия. Если у пациентки в этот период менструация, закрыть влагалище ватным тампоном
Собранную мочу отправляют в клиническую лабораторию не позднее, чем через 1-2 часа после того, как была собрана
Если исследование необходимо провести срочно, на бланке направления ставиться пометка Cito!
Слайд 22Лабораторные методы исследования мокроты
Слайд 23Правила ведения преаналитического этапа лабораторного исследования мокроты
При кровоточивости десен не
рекомендуют пациенту чистить зубы перед исследованием
Мокроту собирают во время откашливания
Если
мокрота скудная, больной собирает ее 1-3 суток и сохраняет на средней полке двери холодильника
Мокроту отправляют в лабораторию сразу, свежевыделенной, особенно при проведении анализа на атипичные клетки, так как атипичные клетки быстро разрушаются
Слайд 24Лабораторные методы исследования кала
Слайд 25Правила ведения преаналитического этапа лабораторного исследования кала
Исследование кала для оценки
функциональной способности пищеварительного тракта должно сопровождаться соблюдением пациентом определенной диеты:
щадящей или нагрузочной
Перед исследованием кала следует отменить прием лекарственных препаратов, влияющих на секреторные процессы в желудке, перистальтику желудка и кишечника, а также меняющих его цвет
Копрологическое исследование не проводят после клизм, свечей, слабительных средств, рентгеновского исследования желудка
Слайд 26Правила ведения преаналитического этапа лабораторного исследования кала
Для выявления скрытого кровотечения
из органов желудочно-кишечного тракта на 3 дня из диеты больного
исключают железосодержащие продукты
Кал для исследования должен быть собран в чистую, сухую, широкогорлую посуду
Полученные образцы кала следует доставить в лабораторию не позднее 8 часов после сбора и сохраняют при температуре 3-5 Со. Для анализа кала на наличие простейших кал необходимо доставить в клиническую лабораторию не позднее 15-20 минут после акта дефекации, так как при остывании простейшие быстро гибнут.
Слайд 27Дополните:
Материал для лабораторных исследований – это различные ___________жидкости, например, ____________________.
Лабораторное
исследование состоит из следующих этапов:__________, ____________и_____________.
Ответственность за достоверность на долабораторном
этапе несет ______.
Слайд 28Существует несколько видов диагностических лабораторий:
1)_______________;
2)_______________;
3)_______________;
4)_______________.
Слайд 31Составить таблицу
Используя статью «Типичные ошибки на преаналитическом этапе лабораторных исследований»
составить сводную таблицу, в которую включить следующие сведения: вид ошибки,
причина, последствия, как преодолеть