Слайд 1Учебная дисциплина
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Преподаватель:
кандидат психологических наук, доцент
ПОСТАВНЁВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
ГБОУ ВПО
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
общеинститутская кафедра психологии
образования
Слайд 2Виды учебной работы, их трудоемкость
Объем: 72 часов (2 кредита)
Самостоятельная работа:
54 часов
Аудиторная работа: 18 часов
лекции – 10 часов
практические – 8
часов
Итоговая форма контроля: зачет
Слайд 3Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование готовности к профессиональной деятельности
в изменяющихся социально-психологических условиях
Задачи дисциплины:
1. Сформировать представления о социально-психологических феноменах,
закономерностях их развития, формах проявления и влиянии на развитие личности.
2. Раскрыть методологические основы и методы социальной психологии.
3. Познакомить студентов с социально-психологической спецификой и возможностями различных организационных форм и методов образовательной деятельности.
Слайд 4Теоретико-методологические основы социальной психологии
Психология межличностного общения и социального взаимодействия
Социальная психология
личности
Социальная психология групп
Психология конфликтных межличностных отношений
Тематический план освоения учебной дисциплины
Слайд 5Тема 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии
Слайд 6План лекции:
1. Предмет и структура социальной психологии.
2. Основные категории
социальной психологии.
3. Социально-психологические процессы и состояния.
4. Методология и
методы социально-психологического исследования.
5. История формирования и развития социально-психологических знаний.
6. Развитие современной отечественной и зарубежной социальной психологии
Слайд 7Вопрос 1. Предмет и структура социальной психологии
Объектом социальной психологии является
не только отдельный человек, но и группы людей различной численности
и разной степени организованности
Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп
Основные разделы:
Методология и методы социальной психологии
Закономерности общения и взаимодействия
Социальная психология групп
Социальная психология личности
Практические приложения социальной психологии
Слайд 8Основные категории социальной психологии
Группа – это объединение, сложившееся из двух
или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг
с другом
Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя усвоение человеком социального опыта благодаря постепенному вхождению в систему социальных связей, а также воспроизводство им системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях
Социальная установка или аттитюд - определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта
Общение это субъект – субъектное взаимодействие, в нем обязательно присутствует сообщение информации одним субъектом другому субъекту, эмоциональное реагирование на нее и тот или иной поведенческий отклик.
Общение – это процесс установления и развития психологического контакта, взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга
Слайд 9Социально-психологические процессы и состояния
Процессы: общения, группообразование, социальное взаимодействие, регуляция социального
поведения, влияние и др.
Состояния: межгрупповая напряженность; состояние конфликта, ролевой конфликт;
готовность к действию, деятельности; кризис
Явления: эффект ореола; гендерные стереотипы; паника; слухи; лидерство, социальная установка; социальное поведение (девиантное)
Слайд 10Методология социально-психологического исследования
Общая методология формулирует наиболее общие принципы исследования.
Для социальной психологии это вопрос о соотношении
общества и личности, природы человека.
Частная (или специальная) методология — совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.
Так,в социальной психологии содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях:
а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают связи, например коммуникативные;
б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, введение коллективного субъекта деятельности;
в) изучение всех соответствующих атрибутов субъекта деятельности — потребностей, мотивов, целей группы и т.д.;
г) обязательность рассмотрения любого социально-психологического явления в «социальном контексте», в системе общественных отношений.
Слайд 11Методологические основы учебной дисциплины
«Социальная психология»
Методологической основой социальной психологии является
центральная концепция К. Маркса об общественной природе человека, формировании человеческой
психики в процессе деятельности и опосредованно через продукты этой деятельности. К. Маркс показал, что деятельность и пользование ее плодами носят общественный характер. Общественная деятельность и общественное пользование ее плодами проявляется в «…действительном общении с другими людьми…»
Принципиальное значение для социальной психологии имеет тезис К. Маркса о единстве человека и общества: «…как само общество производит человека, так и он производит общество»
Б.Ф. Поршнев подчеркивал: «… социальная психология становится наукой лишь с того момента, когда на место исходного психического явления ставит не «я и ты», а «мы и они», или «они и мы», на место отношений двух личностей – отношения двух общностей»
Методологию социальной психологии определяет также идея социальных изменений
Слайд 12Методы социально-психологического исследования
Методология – как совокупность конкретных методических приемов исследования,
методов
Б.Д. Парыгин подразделяет все методы на три большие группы:
1.
Методы воздействия (заражение, внушение, гипноз, убеждение и др.);
2. Методы исследования:
а) методы сбора первичной информации: наблюдение (включенное); опрос в форме интервью, анкетирования, тестирования, диспутов, обсуждения; анализ документов и др. продуктов человеческой деятельности; эксперимент (естественный)
б) методы обработки информации: статистические методы; логические методы обобщения и анализа: индуктивный и дедуктивный, аналогии, построение рабочих гипотез, моделирование
3. Методы контроля (применяются на основе первичной информации, выходят за рамки исследовательских задач, объединяют в себе методы диагностики и воздействия): мониторинг, комплексная диагностика и коррекция (например, регуляция социально-психологического климата в коллективе)
Слайд 13Методы воздействия
Заражение – усвоение образцов чьего-то поведения. Яркие случаи:
религиозный экстаз, массовый психоз
Внушение – целенаправленное воздействие одного на
другого, процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Три вида: сообщение, убеждение и собственно внушение. Отличите от заражение с том, что заражающий переживает то же состояние, что и зараженный, а внушающий – не обязательно, даже чаще нет. Успешность зависит от доверия к внушающему.
Подражание – принятие внешних черт другого человека и массовых состояний, а также воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения. Правила: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему; низшие по статусу подражают высшим.
Гипноз – временное состояние сознание, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения. Взникает в результате специального воздействия.
Убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению (логика фактов).
Слайд 14Методы социально-психологического исследования
Наблюдение является «старым» методом социальной психологии. В случае
получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения
играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, чтобы определиться: Что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?
Важной является проблема структурирования данных наблюдения: выделения единиц наблюдения, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий.
Другой принципиальный вопрос – это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения.
Слайд 15Методы социально-психологического исследования
Опросы – распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Среди
опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервью и анкеты.
Главные
проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника.
Отдельная проблема – применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента, которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление.
Опрос – это самый «трудный» метод социально-психологического исследования.
Слайд 16Методы социально-психологического исследования
Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко
применяются в различных областях психологии. В социальной психологии применяются личностные
и групповые тесты.
Тест – это испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы.
В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные тестов обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест Дж. Морено.
Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Естественный эксперимент можно считать более перспективным методом в этой области знания.
Слайд 17Методы социально-психологического исследования
Методы обработки материала. Сюда относятся все приемы статистики
(корреляционный анализ, факторный анализ) и приемы логической и теоретической обработки
(построение типологий, различные способы построения объяснений и т.д.).
Слайд 18История формирования и развития социально-психологических знаний
Предпосылки возникновения социальной психологии
История первобытного
общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с
социально-психологическими явлениями и пытались использовать их: подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида; обряды, табу; ораторские приемы и др.
Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников: философия, социология, психология и др.
Родоначальником социально-психологического направления в философии следует считать Платона и Аристотеля.
В философии нового времени социально-психологическую проблематику разрабатывали – Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель.
Слайд 19История формирования и развития социально-психологических знаний (продолжение)
Выделение социальной психологии в
самостоятельную область знания
К середине 19 в. были накоплены значительные факты
в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии: английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре; американский этнограф и археолог Л. Морган исследует быт индейцев; Французский социолог и этнограф Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.
Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов».
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920).
В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни.
Слайд 20История формирования и развития социально-психологических знаний (продолжение)
Выделение социальной психологии в
самостоятельную область знания
Психология масс представляет собой социально-психологическую теорию, дающая решение
вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Теория учитывает иррациональные моменты в социальном поведении.
Идеи Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания – были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс»
Слайд 21История формирования и развития социально-психологических знаний (продолжение)
Выделение социальной психологии в
самостоятельную область знания
Концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических
теорий, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине).
Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку.
Слайд 22История формирования и развития социально-психологических знаний (продолжение)
Экспериментальный период развития социальной
психологии
Начало XX в. время, наступившее после первой мировой войны, считается
началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.
В исследованих главное внимание начинает уделяться малой группе.
В настоящее время исследования ведутся по четырем направлениям: бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории и интеракционизм.
Центральной идеей бихевиоризма является идея подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания).
Психоанализ не получил широкого распространения в социальной психологии. Среди них работы Э. Фромма и Дж. Салливана. В рамках психоанализа зародилась практика создания, так называемых, Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.
Слайд 23История формирования и развития социально-психологических знаний (продолжение)
Экспериментальный период развития социальной
психологии
В рамках психоанализа выполнены яркие работы:
Т. Адорно «Авторитарная личность»,
где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма.
Психоанализ дал толчок психологическому течению – гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику.
Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Исходным принципом здесь рассматривается социальное поведение с точки зрения когнитивных процессов индивида.
Интеракционизм единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида.
Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение личности.
Слайд 24История формирования и развития социально-психологических знаний (продолжение)
Экспериментальный период развития социальной
психологии
В современной социальной психологии интеракционизм включает не только развитие идей
Мида в двух школах: чикагской — Г. Блумером и айовской — М. Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана.
В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие» (откуда и название ориентации), в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией «взаимодействия» и ограничивается анализ социальных детерминант поведения.