Слайд 1Учебная картина на уроках истории
Слайд 2Учебные картины
Это наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к
темам школьного курса
Слайд 3Классификация учебных
картин
Слайд 4Учебные картины
Событийные
Типологические
Культурно-исторические
Слайд 5Событийные картины
дают представление о конкретных единичных событиях
чаще всего воссоздают решающий момент в истории
предпочтительны при изучении
важнейших событий из военного и революционного прошлого, из истории государственной, политической жизни
сопровождаются сюжетным рассказом
Слайд 7Типологические картины
воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для
изучаемой эпохи
предпочтительны при изучении вопросов экономики, социальных отношений и
быта
сопровождаются беседой
Слайд 9Культурно-исторические картины
знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры
сопровождается
описанием и объяснением учителя
Слайд 10«Кремль при Иване Калите»
худ. А. Васнецов
Слайд 12Зрительная опора для учащихся
Иллюстрация, конкретизирующая теоретический материал
Источник активного извлечения знаний
самими учащимися
Наглядное средство мобилизации знаний
Средство усиливающее эмоциональное воздействие рассказа учителя
Помогает
закреплению излагаемого материала
Открывает возможность для организации активной работы учащихся по применению их знаний к анализу картины
Служит средством проверки усвоения изученного материала
Слайд 14Картина может служить отправным моментом урока
Картина может быть включена в
процесс изучения нового материала в ходе урока
Картина может быть привлечена
на заключительном этапе изучения материала урока
после его изложения – для закрепления, для применения полученных знаний
или в ходе проверки усвоения материала
наконец как эмоциональная концовка
Слайд 15Приемы работы с картиной на уроке истории
Слайд 16Подготовка учащихся к восприятию картины
осуществляется в ходе беседы или изложения,
предшествующих показу
учитель рассказывает об обстоятельствах, которыми непосредственно вызвано это событие
Слайд 182. Вывешивание картины
вывесив картину, полезно сделать небольшую паузу
чтобы
дать ученикам самостоятельно рассмотреть картину
Слайд 193. Показ и объяснение
должны быть последовательны и логичны
ведя
работу с историческим пейзажем, с изображением архитектурных памятников, необходимо пользоваться
указкой
разбирая типологическую или событийную картину, лучше пользоваться словесными указаниями
Слайд 20Таким образом
учащихся нужно приучать прежде всего сосредоточивать внимание на
главном, основном, на предмете в целом
затем переходить к анализу
его деталей
устанавливать связь и соотношение его частей
И тем самым, подходить к обогащенному пониманию целого
Я.А. Коменский «От целого к частям и снова к целому»
Слайд 22Самостоятельная работа учащихся по картине
Слайд 23Цель - научить школьника:
Правильно воспринимать, рассматривать и анализировать картину
Извлекать из
неё исторические знания
Использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить
рассказ по картине
Понимать картину как исторический источник и как произведение искусства
Слайд 24
Задачи:
Учитель – должен научить:
Во-первых:
Находить главное в картине
Правильно излагать материал по
картине
Строить рассказ по картине
Проводить анализ, разбор картины
Слайд 25Виды заданий
Рассказ по картине
Сочинение по картине
Сообщение по
картине
Рассказ о творчестве художника и анализ его картин
Слайд 26Во-вторых:
Обучить школьников
Анализу
Разбору картины
для этого необходима система познавательных
задач и заданий на самостоятельный анализ и выводы по картине
Слайд 27Виды заданий:
Аналитического характера
Аналитико-синтетического характера
Графического характера
Творческого характера
На сравнение
На обобщение
Требующие применения ранее
полученных знаний
Слайд 28
Самостоятельная работа по картине представляет собой
многообразную по форме и
содержанию
с постепенным возрастанием
степени трудности
активную познавательную деятельность учащихся
на всех звеньях процесса усвоения:
Слайд 29Умение рассматривать картину
Анализировать содержание картин, делать выводы и обобщения
Закрепление содержания
картины и связанного с ним материала
Умение применять полученные знания
Проверка исторических
знаний и умений учащихся
Слайд 30Картина как одно из важнейших наглядных пособий выступает в качестве
активизирующего и конкретизирующего средства на всех звеньях процесса усвоения исторического
материала, последовательно служа решению всех основных дидактических задач