Слайд 1Учебно-методическое обеспечение преподавания курса ОПК.
Часть 1
Слайд 2Мастерство учителя ОПК
Уважение
к православной традиции
в мысли, слове,
действии
Знание
ОПК
Знание методики
преподавания ОПК
Любовь к детям
Слайд 3Методические задачи
разработки технологий и содержания преподавания курса с учётом региональных
условий и возможностей образовательного учреждения;
выстраивания системы межпредметных связей как между
отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;
организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;
организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.
Слайд 4Приобщение к нравственным ценностям
Культурные традиции – это богатство
нашей многонациональной
страны
Человеку дана свобода,
предполагающая ответственность,
«к свободе прилагается еще и
разум»,
но разум без совести, доброты и любви
может приносить зло
Эти дары дает Бог – свободный и разумный Создатель
Молитва
Библия
Жития святых
Нравственные ценности православия в жизни россиян
Слайд 5Для облегчения усвоения материала, поддержки интереса к урокам нужны
Разнообразные виды
деятельности:
различные виды чтения, пересказа, письменные работы,
рисование, обращение к жизненному
опыту детей, использование игровых технологий
Разнообразные формы работы:
индивидуальные, парные, групповые
Не следует перегружать урок
фактическим и лексическим материалом
Дополнение возможно через использование
иллюстративного материала, ресурсов Интернет
Слайд 6Организация проектной деятельности
Проекты могут быть:
Индивидуальные или коллективные (3-6 человек)
Долгосрочные (1-2
месяца) или краткосрочные (1-2 урока)
Творческие (например, сценарий рождественского вертепа), исследовательские
(например, «История храма в моем селе»), социально значимыми (например, дети пишут поздравительные открытки ветеранам)
Слайд 7Примерный комплект материалов для организации проектной работы на уроке
Текст задания
и примерную разработку оформления результатов работы над проектом
Лист планирования и
продвижения по заданию
Лист самооценки
Сценарий проведения учебного занятия в технологии проектирования
Рекомендации по организации работы групп
Памятка по организации деятельности учащихся
Список информационных ресурсов для работы над проектом
Слайд 8Система межмодульных связей
в курсе ОРКСЭ
Первый и
последние уроки
Защита Отечества
Священные
сооружения
в нашей стране
Защита природы
Патриотизм
Семья
Диалог
Благотворительность
Внеурочная деятельность
Слайд 9Система межпредметных связей
Основы
православной культуры
Окружающий
мир
Русский язык
Литературное
чтение
Дисциплины
художественно-
эстетического
цикла
История
Слайд 10Внеурочная деятельность
расширяет опыт учащихся в области конструктивного, творческого, нравственно ориентированного
поведения в социуме
Слайд 11Внеурочная деятельность
Курсы
Мероприятия (например, экскурсии в музеи, храмы)
Слайд 12Заочные экскурсии
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий
Рассказ учащегося
(группы учащихся), сопровождаемый видеорядом
Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным
учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий
Экскурсии с помощью интерактивных объектов и интернет-ресурсов.
Слайд 13Виртуальная экскурсия в храм
http://www.panotours.ru/cerkvi-monastyri.html
https://xsvechi.com/n221223-luchshih-virtualnyh-turov.html
https://webtous.ru/ekskursii/virtualnyj-tur-po-kievo-pecherskoj-lavre.html
https://www.liveinternet.ru/users/5138724/post274967605/
Слайд 14Рубрики:
Вы узнаете
Главные слова
Вопросы и задания
Это интересно
Обсуждаем - размышляем
Представление иконы
Из истории
христианской культуры России
ЗАПОМНИ
Путешествия по святым местам России
Из источников христианской культуры
Словарик
иконописца
Слайд 15Вы узнаете
Чем Бог одарил человека
Когда болит душа
Что такое образ Божий
в человеке
Урок № 9. «Православное учение о человеке»
Слайд 16Главные слова
Бог. Библия. Священное Писание. Любовь. Молитва. Благословение. Благодать. Отче
наш. Человек. Образ и подобие Божие.
(Тема 3. «О чем
рассказывает Библия» (Шевченко Л.Л.))
Слайд 17Обсуждаем-размышляем
«О человеке гордом». Прочитай слова, которые иногда говорят люди, повтори
текст Священной истории и догадайся, как бы ответили христиане –
хорошо это или плохо. Объясни ответ.
Объясни на основе текста Священной истории, почему связаны слова: ПОСЛУШАНИЕ-РАДОСТЬ, НЕПОСЛУШАНИЕ-ПЕЧАЛЬ-НАКАЗАНИЕ, РАСКАЯНИЕ-ПРОЩЕНИЕ.
Слайд 18Обсуждаем-размышляем
Русские пословицы и народные поговорки показывают, как христиане понимали события
Священной истории. Прочитай и ответь на вопросы:
«Адам и Ева грех
сотворили, рай затворили». «Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит».
Какой грех сотворили Адам и Ева? Какие правила Бог дал людям для жизни в Раю? Почему человеку следовало их выполнять?
Слайд 19Методические приемы
актуализация темы
проблемные вопросы
рефлексивные вопросы
опора на жизненный опыт учащихся
самостоятельная формулировка
учащимися цели урока
работа в тетради
творческая деятельность (рисование)
прослушивание музыки
понятийный словарь
чтение текста
(сказка, притча, рассказ)
межпредметная интеграция
анализ пословиц и поговорок
использование ИКТ
Слайд 21Технологии:
Технология проблемного обучения
Технология поэтапного формирования умственных действий Гальперина
Технология развития критического
мышления
Технология проектного обучения
Слайд 22Методические приемы
работа с текстом
включение в материал уроков цитат, содержащих
высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов,
и задания на их осмысление и интерпретацию
схема анализа притчи (ключевые слова, ключевые образы, основные понятия, символы, смысл-вывод)
групповая работа (взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение)
практическая деятельность продуктивного характера
работа с иллюстративным материалом (картины, фрески, иконы, храмовое зодчество и др.)
галерея образов (фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, панорамы музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы и др.)
исследовательская деятельность (краткосрочные и долгосрочные проекты, например,«Моя родословная», «Что полезного я могу сделать для своей семьи», «История моей семьи в Великой Отечественной войне» и др.)
Слайд 23Работа с текстом учебника
Прочитай и ответь на вопросы.
Объясни как связана
с текстом пословица «Душа всему мера».
Слайд 24Работа с иллюстративным материалом
Иконография
Слайд 25Иллюстрацию
к какой притче
вы видите?
Слайд 26Дополнение к Уроку «Россия – наша Родина»
При введении понятия Малая
Родина - Оренбург, выясняется, что большая часть детей родилась и
выросла в Оренбургской области. Поэтому будет целесообразно акцентировать внимание на достопримечательностях нашего города. И будет полезно, если учитель использует любой, в том числе и исторический материал для расширения кругозора и воспитания любви к родным местам. Для этого вначале учителю необходимо познакомиться с историческими достопримечательностями, дабы дополнить знания учащихся. В идеале было бы, если бы это была экскурсия по городу.
Слайд 27Наличие «точек удивления»
носители культуры
искусство
традиции
образы
язык
Быт
обычаи
Слайд 28Работа в группах
Тема «Заповеди»
1 группа – «Почитай своего отца и
мать свою»
2 группа – «Не убивай»
3 группа – «Не кради»
4
группа – «Не лги»
5 группа – «Не завидуй»
Примерные вопросы для беседы:
Какие заповеди вам были известны?
О каких вы узнали на этом уроке
Какие заповеди заставили Вас задуматься? Над чем?
Вспомните известные сказки, стихотворения, рассказы, в которых герои нарушают заповеди. Расскажите.
Вспомните литературных героев, которых вы могли бы назвать добрыми любящими. Расскажите.
Слайд 29Вопросы и задания
Репродуктивные
Расширяющие
Развивающие
Слайд 30Репродуктивные
Что такое культура? (ОПК)
Что такое религия? (ОПК)
Слайд 31Расширяющие вопросы
Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
(ОПК)
Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? Расскажите (ОПК)
Слайд 32Развивающие вопросы
Как вы думаете, можно ли прожить жизнь без испытаний
и трудностей? Зачем они посылаются людям? (ОПК)
Как вы думаете, зачем
существуют правила поведения в различных общественных местах? (ОПК)
Чего именно в мире становится больше в результате совершенной мести: добра или зла? Поясните свои ответы (ОПК)
Слайд 33Вопросы к родителям
Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть
очень твердо и точно. Спросите у родителей или других старших,
что, по их мнению, вы должны знать, как «Отче наш» (ОПК)
Слайд 34Организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс
Родительские собрания
Домашнее
задание в виде вопросов обращенных к опыту родителей
Открытые занятия
Слайд 35Виды деятельности родителей
Пролонгированные домашние задания:
интервью;
написание эссе;
обсудите вместе;
подбор иллюстративного материала;
подготовить рассказ;
подготовка
творческо-исследовательских проектов;
приготовить блюдо, поделку, макет….
Внеурочные мероприятия:
организация и проведение экскурсий;
участие в
итоговом мероприятии (зрители, соавторы)
Слайд 37Краеведческий материал на уроках ОПК
Слайд 38Успенский собор
Построен в 1743 году по инициативе оренбургского губернатора и
основателя Оренбурга Ивана Ивановича Неплюева.
Собор был сравнительно небольшого размера,
никогда не имел богатого убранства - церковная утварь и даже колокола передавались собору из других церквей, пришедших в ветхое состояние и подлежавших разборке.
Собор существовал до 1758 года, был разобран по причине ветхости.
Успенский собор располагался к северо-западу от Спасо-Преображенского собора (в начале современного переулка Южного).
(15 ноября 1693 г. -
22 ноября 1773 г.)
Слайд 39Спасо-Преображенский собор. Построен в 1746-1750 гг. Это было первое капитальное
здание Оренбурга.
Слайд 40Первоначально собор был кафедральным, с 1895 г. — бесприходная церковь,
с 1899 г. — церковь Министерства народного просвещения для городских
и приходских училищ. В 1931 г. собор разобран.
Слайд 41Введенский собор
Построен и освящен в 1758 году
Слайд 42Оренбургская епархия
(конец XIX - начало ХХ вв.)
С 1863 по
1915 гг. численность церквей (без учета часовен и молитвенных домов)
возросла с 271 до 916, т.е. на 338% и это при том положении, что в 1908 году из состава епархии вышла Уральская область
Слайд 43Екатерининская церковь
в Тугустимире
Храм святой великомученицы Екатерины был построен в
селе Тугустемир в 1852 году титулярным советником Виктором Звенигородским (его
особняк сохранился недалеко от храма) в память о скончавшейся от чахотки жены. Возведен по проекту известного архитектора Константина Тона.
Рядом с храмом построена колокольня высотой 43 м.
Слайд 45Мужские монастыри Оренбургской епархии, 1914 г.
Успенско-Макарьевский, второклассный общежительный монастырь,
учрежденный в 1895 г., близ села Подгородняя Покровка, Оренбургского уезда
(монашествующих — 17, послушников — 20);
Николаевский монастырь в Оренбургском уезде (монашествующих — 12, послушников — 36);
Николаевский монастырь в Троицком уезде, устроенный в 1913 г, (монашествующих — 4, послушников — 28);
Георгиевский монастырь Челябинского уезда, учрежденный в 1914 году (монашествующих — 1, послушников — 6).
Слайд 48Женские монастыри Оренбургской епархии,
1914 г.
Успенский женский, учрежденный в 1866
г., находящийся в г. Оренбурге (монашествующих — 95, послушниц —
427);
Казанско-Богородицкий, учрежденный в 1851 г. находящийся в г. Троицке, от Оренбурга в 750 верстах (монашествующих — 65, послушниц — 228);
Одигитриевский Богородичный, учрежденный 1862 г., находящийся в г. Челябинске, от Оренбурга 950 верстах (монашествующих — 67, послушниц — 287);
Покровский, учрежденный в 1888 г. в г. Орске (монашествующих — 26, послушниц — 97);
Николаевский, открытый в 1893 г., находящийся в г. Илецке, от г. Оренбурга в 60 верстах (монашествующих — 35, послушниц — 128);
Покровский, устроенный в 1896 г., находящийся в г. Верхнеуральске, от Оренбурга в 575 верстах (монашествующих —11, послушниц — 87);
Покровский, учрежденный в 1899 г., находящийся в Оренбургском уезде, в 100 верстах от г. Оренбурга (монашествующих — 19, послушниц — 70);
Иверский, находящийся в г. Кустанае, от Оренбурга в 950 верстах. Учрежден в 1903 году (монашествующих — 29, послушниц- 139).
Слайд 52Тихвинский женский монастырь , при нем:
I. Церковь Тихвинской иконы Божией
Матери, построена в 1861 г.
II. Троицкая церковь, построена в 1848
г.
III. Колокольня, построена в 1891 г.
IV. Церковно-приходская школа, построена в 1897 г.
V. Причтовые строенения.
Слайд 56Спасо-Преображенский мужской монастырь, при нем были:
I. Казанский собор, построенный в
1861 г.
II. Преображенский храм, построенный в 1869 г.
III. Колокольня, построена
в 1867 г.
IV. Никольская церковь, построена в 1882 г.
V. Скорбященская церковь, построена в 1903 г.
VI. Часовня.
VII. Настоятельский корпус, построен в 1879 г.
VIII. Братский корпус, построен в 1865 г.
IX. Трапезная, построена в 1866 г., и причтовые строения.
Слайд 62Оренбургская епархия
(конец XIX - начало ХХ вв.)
Расширение сети
церковно-приходских
школ
В 1872 году – 29 школ,
в 1904 году -
535
Слайд 64Подведение итогов. Творческая работа учащихся. Задачи:
Повторение главных понятий православной культуры.
Актуализация
полученных знаний.
Осознание себя гражданами России, наследниками «сокровищ духовных» - культурных
ценностей России.
Осознание себя потомками великих людей страны в золотой цепи святости Руси.
Слайд 65Подведение итогов. Творческая работа учащихся
Выберите одну из предложенных ниже тем
Посоветуйтесь
с родными по поводу написания и оформления работы
Воспользуйтесь домашней библиотекой,
Интернетом, школьной библиотекой
Напишите текст
Подберите или сами нарисуйте иллюстрации
Прочтите свою работу родным и друзьям. Узнайте их мнение
По мере необходимости осуществите коррекцию
Слайд 66Темы творческих работ по курсу «Основы православной культуры»
«Милосердные дела и
героические поступки христиан»
«Святая Русь»
«Иконы Пресвятой Богородицы»
«Духовные завещания»
«О сокровищах и
жизни человека»
«Обращение к школьникам 22 века «Желаю тебе…»»
«Мои предки. Золотая цепь святых»
Слайд 67Кроме прочего, учитель православной культуры должен:
Положительно оценивать православную культуру, как
содержательный компонент мировой культуры.
Знать ее традиции в истории становления
России.
Любить детей.
Обладать общей культурологической подготовкой
Слайд 68Система оценки достижения планируемых результатов
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Слайд 69Задачи оценки на уроке ОПК
Подведение итогов урока
Сравнение (с самим собой
и с другими)
Слайд 70Мониторинг
Тестирование
Задания альтернативных ответов
Задания множественного выбора
Задания на восстановление соответствия
Опрос
Анкетирование
Интервью
Беседа
Портфолио
Слайд 71Задачи ведения портфолио
Создание ситуации успеха
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка
Развитие
познавательных интересов
Формирование установки на творческую деятельность
Приобретение навыков рефлексии
Формирование жизненных идеалов,
стимулирование стремления к самосовершенствованию
Слайд 72Разделы портфолио
«Мой мир»
«Мое творчество»
«Мои впечатления»
«Работы, которыми я горжусь»
Слайд 73Самооценка
Разработка учителем эталонов оценивания деятельности учащегося
Мотивация учащихся на анализ процесса
и результатов собственных действий
Создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои
результаты с имеющимися эталонами оценки.
Слайд 74Варианты самооценки
Обсуждение критериев успешности выполнения работы
Цветовые сигналы
Рубрика «Вы узнаете»
Слайд 75Важны
Взаимооценка
Похвала, одобрение
Интерес к деятельности со стороны сверстников, значимых взрослых
Итоговое мероприятие
Выступление
перед родителями
Проведение заочной или очной экскурсии