Слайд 1Учебные вопросы:
Правила эксплуатации АКБ. Причины преждевременного выхода АКБ из строя.
Правила эксплуатации автошин. Причины преждевременного выхода автошин из строя.
Нормы
наработки (сроки службы) и учет работы автошин и АКБ.
Слайд 2ВОПРОС №1:
«Правила эксплуатации АКБ. Причины преждевременного выхода АКБ из строя».
Слайд 3Приведение АКБ в рабочее состояние
Аккумуляторные батареи объектов ВВТ выпускаются
заводами в
сухозаряженном состоянии, т.е. с заряженными и высушенными электродами
и герметизированными секциями моноблоков или баками.
Для приведения АКБ в рабочее состояние необходимо:
приготовить электролит;
удалить из аккумуляторов герметизирующие детали;
залить аккумуляторы электролитом и оставить для пропитки;
после пропитки – контроль плотности электролита и подзаряд.
В особых случаях, при необходимости срочного ввода АКБ в эксплуатацию,
предусмотрено их ускоренное приведение в рабочее состояние.
АКБ – предназначена для пуска двигателя стартером, питания потребителей, когда мощность генератора мала или двигатель не работает.
Слайд 4Приготовление электролита
- для приготовления электролита используется аккумуляторная серная кислота
плотностью ρ = 1,83…1,84 г/см3 и дистиллированная вода;
- предварительно
готовится электролит плотностью 1,40, а перед заливкой разводится до ρзал+25 исходя из района эксплуатации;
- количество заливаемого в АКБ электролита определяется ее конструкцией;
- температура электролита перед заливкой должна быть +15…+250С;
Контроль плотности
и температуры
электролита
Слайд 5Заливка электролита
- разгерметизировать АБ ( с пробок удалить герметизир.
пленку, срезать гермети-
зир. выступ на пробках, вынуть пробки
и удалить герметизирующие диски);
- залить электролит небольшой струей;
- проверить уровень электролита: 15…20 мм над предохр.щитком для танковых АБ,
10…15 мм над предохр.щитком для автомобильных;
Герметизирущий
выступ пробки
Отражатель
Слайд 6Общие правила обращения с аккумуляторными батареями.
На машины должны устанавливаться только
аккумуляторные батареи, полностью заряженные, имеющие плотность электролита в зависимости от
климатической зоны:
северные районы — 1,30 г/см3;
центральные районы — 1,26 г/см3;
южные районы — 1,24 г/см3.
Изменение температуры на 15˚С дает изменение в плотности на 0,01г/см3.
Степень разряженности батарей при эксплуатации зимой допускается не более 25%, а летом не более чем на 50%.
Летом не следует допускать разряженность батарей более чем на 50%, так как при более глубоких разрядах быстрее разрушается активная масса и сокращается срок службы батарей.
Слайд 7Температура замерзания электролита
Слайд 8Степень разряженности АКБ
Степень разряженности должна проверяться при обслуживании батарей
путем измерения плотности электролита согласно таблицы 2 (понижение плотности электролита
на 0.01 г/см3 свидетельствует о разряде аккумулятора на 6 %).
Плотность электролита в г/см3 (приведенная к 25˚С) в
зависимости от степени разряженности батарей
Слайд 9Правила эксплуатации АКБ
АКБ должны быть закреплены за машиной.
Номер машины наносится масляной краской на ящики или моноблоки батареи.
Если на машине применяется группа из нескольких батарей, то все батареи группы должны иметь одинаковое техническое состояние, обслуживаться и заряжаться одновременно.
С батареями следует обращаться осторожно, оберегать их от ударов и механических повреждений при снятии, переноске и установке на машины. Нельзя допускать коротких замыканий полюсных выводов и перемычек.
Перед снятием батарей и перед установкой их на машину выключатель батареи необходимо выключать.
При транспортировке на батарее должны быть установлены крышки и защитные кожухи (где они предусмотрены).
АКБ следует надежно закреплять, так чтобы они не смещались при движении машины. Для предохранения батарей, имеющих эбонитовый или пластмассовый моноблок, от повреждения при тряске рекомендуется подкладывать под них резиновые подкладки.
Слайд 10Правила эксплуатации АКБ
АКБ, впервые поступившие в часть с машинами
от заводов-изготовителей или из других частей, должны пройти контрольно-тренировочный цикл
(КТЦ) с обязательной доводкой плотности электролита в конце окончательного полного заряда в соответствии с климатической зоной.
Один раз в год все стартерные АКБ, находящиеся в эксплуатации и хранящиеся с электролитом, должны проходить КТЦ (для танковых батарей 12СТ-70 и 12СТ-70М через каждые 6 месяцев, для батарей 12СТ-85Р – через 9 месяцев).
Рекомендуется проводить КТЦ при подготовке машин к осенне-зимней эксплуатации.
Слайд 11Порядок проведения КТЦ
- полный заряд током 10% от емкости;
-
контрольный разряд током 10 часового режима до момента снижения
напряжения 1,7 В на любом первом аккумуляторе;
окончательный полный заряд.
Цель КТЦ достигнута, если время разряда:
- не менее 7,5 ч при плотности 1,29 г/см3;
- не менее 6,5 ч при плотности 1,26 г/см3;
- не менее 5,5 ч при плотности 1,24 г/см3.
Срок хранения АКБ в сухом виде (не залитых электролитом) устанавливается со времени изготовления 5 лет, а батарей б СТЭН-140М, 6СТ-140 Р и 12СТ-70М – 7лет, 12СТ-85Р – 10 лет.
Слайд 12Объем и периодичность обслуживания АКБ объектов ВВТ
“Лето” – период года,
когда температура воздуха > +50C.
Слайд 13Объем и периодичность ТО АКБ
Контрольный осмотр (КО) – проверка надежности
крепления;
ЕТО – очистка от пыли и грязи; прочистка вентиляционных отверстий;
ТО-1
(один раз в 10-15 дней):
- проверка уровня электролита;
проверка плотности электролита и определение степени разряженности, при необходимости подзарядка.
Один раз в год — (при ТО-2) проведение КТЦ для:
- контроля технического состояния АКБ;
- проверки отдаваемой емкости;
- устранения частичной сульфитации.
Слайд 14Проверка состояния АКБ снятых с объектов
Внешний осмотр (отсутствие повреждений корпуса,
крышек, , клемм, трещин в
мастики, чистота
вентиляционных отверстий).
Наличие тока утечки (вольт-
метр 3-0-3 ). При отклонении
стрелки - обработать поверх.
АБ 10% раствором кальци-
нированной соды или наша-
тырного спирта, затем -
дисциллированной водой
и насухо.
3. Уровень электролита в акку-
При недостаточном
уровне долить дистиллированную
воду. Доливать электролит
можно лишь при полной уве-
ренности, что произошло
выливание последнего.
Диаметр 5-6 мм
Слайд 15Проверка состояния АКБ снятых с объектов (продолжение)
5. ЭДС аккумулятора (батареи)
Е.
Используется нагрузочная вилка или
аккумуляторные пробники. Замер прои-
зводится
без нагрузки (резистор пробни-
ка отключен).
ЭДС аккумулятора ≥ 2 В.
Если Еизм < Ерасч → аккум. неисправен
(короткое замыкание разноименных
пластин).
ΔЕ по банкам ≤ +- 0,1 В.
Э107
Э108
Щуп
Вольтметр
Контактная
ножка
Нагрузочный резистор
Контактная гайка
Корпус
Аккумуляторные пробники
Слайд 16Проверка состояния АКБ снятых с объектов (продолжение)
6. Напряжение аккумулятора (батареи)
под нагрузкой в течение 5 секунд.
Используется
нагрузочная вилка или
аккумуляторные пробники.
Замер производится с нагрузкой (резис-
тор пробника включен).
Uак ≥ 1,7 В для танковых АБ,
Uак ≥ 1,4 В для автомобильных АБ.
Если Uизм < Uдоп → аккум. Неисправен
или разряжен.
ΔU по банкам → не более +- 0,1 В.
Замер напряжения аккумулятора
пробником Э108
Замер напряжения АБ
пробником Э107
Слайд 17Основные причины преждевременного выхода АКБ из строя.
1. Сульфатация пластин.
Сульфатация это
наличие на поверхности электродов крупных, труднорастворимых при заряде кристаллов или
сплошного слоя сульфата свинца. Признаки сульфатации:
- резкое повышение температуры электролита при заряде;
- плотность электролита при заряде почти не повышается;
- газовыделение при заряде начинается значительно раньше.
Она появляется:
- при длительном пребывании батареи в разряженном состоянии;
- при повышенной плотности электролита;
- при пониженном уровне электролита;
- при постоянном недозаряде АКБ.
2. Повышенный саморазряд.
Повышенным саморазрядом считается, если после 14 часов бездействия батареи номинальная емкость поднимается более чем на 0,7%.
Он происходит:
- при попадании в электролит вредных примесей;
- при наличии на поверхности АКБ загрязнений, проводящих электрический ток;
- при хранении АКБ при повышенной температуре;
- при повышенном износе электродов в процессе эксплуатации.
3. Трещины моноблоков и крышек аккумулятора:
- при механических повреждениях;
- ударах;
- трясках;
- плохом креплении батарей на машинах.
Слайд 18Меры безопасности при работе с АКБ
При работе с АКБ
испо-
льзовать комплект защи-
тных и нейтрализующих
средств;
При попадании
серной
кислоты на кожу неме-
дленно удалить ее там-
поном, смоченным в 10%
растворе питьевой соды
и смыть сильной струей
воды;
В помещении АЗС зап-
рещено курить и исполь-
зовать открытый огонь;
Обязательна исправная
вентиляция;
При постановке АКБ на
заряд обязательно вы-
ворачивать пробки;
Слайд 19Меры безопасности при работе с АКБ (продолжение)
Использовать комплект штатных приборов
и при-
способлений;
приготовление электролита выполнять в посуде
стойкой к серной
кислоте (эбонит, фаянс, керами-
ка);
- всегда вливать кислоту в воду тонкой струйкой
при перемешивании эбонитовой палочкой;
Опрокидыватель
для переливания
кислоты
Бак для
приготовления
электролита
Мензурка
Кружка
Ареометр
Термометр
Денсиметр
Воронка
Резиновая
груша
Уровнемерная
трубка
Наконечники
для корректи-
ровки уровня элект-
ролита в АБ
Слайд 20ВОПРОС №2:
«Правила эксплуатации автошин. Причины преждевременного выхода автошин из строя».
Слайд 21Правила эксплуатации автомобильных шин
Строго соблюдать нормы внутреннего давления воздуха в
шинах, установленные заводской инструкцией.
Производить в парках не реже одного
раза в месяц массовый контроль давления воздуха в шинах (особенно радиальных) с целью приведения его в норму.
Не допускать перегрузки шин.
Своевременно ремонтировать шины.
Постоянно поддерживать в исправном состоянии ходовую часть, рулевое и тормозное управление машины.
Следить за правильной установкой и регулировкой схождения передних колес, своевременной балансировкой колес.
Применять рациональные режимы и приемы вождения машин.
Избегать длительного вождения на повышенных скоростях, резкого торможения и трогания с места, движения на поворотах с высокой скоростью, соблюдать осторожность при проезде препятствий.
Изношенные до предельного состояния шины направлять на восстановление наложением нового протектора. Признаком износа шины является оставшаяся высота выступов рисунка протектора, замеряемая с точностью до 0,1 мм по центру беговой дорожки в четырех диаметрально противоположных точках с помощью штангенциркуля или специального глубиномера По результатам замера определяется средняя высота выступов рисунков протектора для шин: легковых автомобилей – не менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – не менее 1,0 мм, автобусов – не менее 2,0 мм.
Правильно хранить шины.
Своевременно обслуживать шины.
Слайд 22Техническое обслуживание шин при различных видах ТО
КО (контрольный осмотр)
Проверяется давление
воздуха в шинах
ETО (ежедневное ТО)
Проверяется:
- состояние покрышек;
- давление
воздуха;
- затяжку крепления колес.
ТО-1
- работы выполняемые при ЕТО
ТО-2
- проверяется износ рисунка протектора шин, при необходимости производят перестановку шин;
- проверка и регулировка схождения колес;
- проверка исправности и герметичности системы регулирования давления воздуха в шинах.
Слайд 23Виды износа шин
Естественный износ – при котором шины вырабатывают установленную
норму пробега.
Преждевременный износ – износ или повреждение шин не прошедших
установленные нормы пробега.
Причины преждевременного износа шин
Состояние машины
Подготовленность водителя
Пониженное давление воздуха в шинах
Повышенное давление воздуха в шинах
Перегрузка шин
Технические неисправности
а) ходовой части;
б) рулевого управления;
в) тормозной системы.
Неправильные приемы вождения автомобиля
Наезд на острые предметы
Несоблюдение правил ухода за шинами
Слайд 24ВОПРОС №3:
«Нормы наработки (сроки службы) и учет работы автошин и
АКБ».
Слайд 25Нормы наработки (сроки службы) автошин
Заводы-изготовители гарантируют пробег шин без ремонта
в пределах норм, указанных в ГОСТах и ТУ на их
изготовление (при соблюдении потребителем правил эксплуатации).
Шины, вышедшие из строя в пределах гарантийной наработки, обмениваются заводом изготовителем в течение гарантийного срока хранения и эксплуатации безвозмездно.
Гарантийные нормы пробега и сроки хранения шин военной автомобильной техника определяются постановлениями правительства, ГОСТа или техническими условиями, на амортизационный пробег – приказами Министра обороны РФ.
Нормы наработки (сроки службы) до списания автошин и аккумуляторных батарей установлены
Приказом МО РФ от 25 сентября 2006 года №300.
Слайд 27Нормы наработки шин
Нормы наработки шин до списания, в том числе
восстановленных наложением нового протектора в зависимости от их назначения и
условий использования снижаются, но суммарное снижение не должно превышать 40%.
Нормы наработки шин, изготовленных до 1.07.1988 г снижаются на 5% и с 1.07.1988 г на 2.5 % за каждый год после пятилетнего срока со времени их изготовления, но не ниже в пределах гарантийного срока.
Слайд 28Нормы наработки (сроки службы) АКБ
Установленные нормы наработки АКБ исчисляются со
дня приведения их в рабочее состояние (заливки электролитом) независимо от
продолжительности хранения, но в пределах сроков хранения в сухом виде.
Списанию подлежат АКБ если емкость при КТЦ менее 50% от номинальной.